Памятник Минину и Пожарскому
Автор текста Баранова Ю.
Источник: Баранова Ю. ИВАН
ПЕТРОВИЧ МАРТОС: К 250-летию со дня рождения./ Ю. БАРАНОВА, ст. научный сотрудник ГТГ// Юный художник. - 2004, № 9. - с.3-5. - (МАСТЕРА
РУССКОГО ИСКУССТВА)
С. Гальберг. Портрет И. Мартоса. Бронза. 1837- 1838.
Отлив 1840 года выполнен
П. Клодтом
П. Клодтом
Самое известное произведение
этого знаменитого скульптора - памятник гражданину Минину и князю Пожарскому на
Красной площади. Силуэт этого памятника - один из символов Москвы, как,
например, Спасская башня Кремля,
«Василий Блаженный», «Рабочий и Колхозница» В.И. Мухиной.
Идея создания монумента
зародилась в самом начале XIX столетия. В 1804 году было опубликовано предложение
о сборе пожертвований на его сооружение, и в том же году Мартос представил на
выставку Академии художеств модель памятника русским героям Пожарскому и
Минину. Эта модель сильно отличалась от
будущего монумента. Мы можем представить себе первый вариант проекта памятника
по гравюре 1804 - 1807 годов.
Гравюра с первого варианта
проекта Памятника Минину и Пожарскому. 1804 - 1807
Главное место там занимал
Пожарский - князь, воин. Он изображен в торжественной позе,
сжимающим правой рукой меч, а левой - высоко поднимая щит. На голове -
шлем с пышным плюмажем. Плащ за спиной развевается, подчеркивая порывистость
его движения. Минин стоит рядом, с непокрытой головой. Одежда его проста и
подпоясана, как крестьянская рубаха, он бос. Центром композиции, соединяющим
фигуры, служит меч, на котором сомкнуты руки персонажей. Жест руки Минина
обращен не к князю, а скорее к воображаемому войску, следующему за Пожарским.
Фигура Минина второстепенна, она словно заменяет собой Славу - аллегорическую
фигуру, характерную для исторических композиций более раннего времени. Да и
назывался проект «Князь Д.М. Пожарский и Косма Минин, стремящиеся на избавление
Москвы».
Но в 1806 году вышла статья
«Патриоты и герои везде и всегда и во всяком», в которой говорилось о том, что
именно Минин «избранный сосуд», в который природа вдохнула патриотическую силу,
и именно гробу Минина отдавал почести Петр Великий. Публикация произвела на умы
читателей сильное впечатление: герой нашелся не в древней истории - греческой
или римской, а в отечественной истории XVII века, и не среди именитых граждан,
а в «русском плебее» - человеке из народа, сумевшем защитить Отечество от
врага. Статья произвела впечатление и на Мартоса. В своем духовном завещании
скульптор напишет: «...землю же не
выбирать для могилы, а положить где придется, ибо земля есть общая наша мать,
она принимает равно, как знатного и простого, богатого и убогого». Второй
вариант проекта памятника Минину и Пожарскому, известный нам по рисунку из собрания
ГТГ, от завершенного монумента отличался лишь в деталях, хотя и немаловажных.
И. Мартос. Второй вариант
проекта памятника Минину и Пожарскому. Рисунок. 1809
Правая рука Минина не столь
высоко и величественно простерта вверх, взгляд Пожарского не устремлен ей
вслед, а возведен к небу, голова повернута влево, а не вправо - в сторону
Минина. В завершенном монументе вместо воинских доспехов рядом с князем Пожарским
изображен шлем-«шишак». Рельеф на постаменте нового проекта выполнен на тот же
сюжет - «Сбор Мининым пожертвований», что и в первом варианте. В проекте
утвердилась ведущая роль Минина, который побуждает князя к действию, а Пожарский,
словно отвечая на его призыв, готов подняться навстречу его вдохновенному
порыву.
Общественность горячо поддерживала
идею возведения монумента народным героям, в печати неоднократно высказывались
надежды, что правительство предпримет действия к ее осуществлению. Наконец в
1811 году был подписан приказ, открывавший подписку на сооружение памятника.
И.П. Мартос начинает отсчет
своим трудам в работе над памятником после того, как в мае 1808 года его проект
победил на конкурсе, в котором участвовали Федос Щедрин, Иван Прокофьев,
Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. Осуществление замысла началось в
1812 году, в то время, когда предстояла великая работа вновь спасать Отечество,
подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет до того спасали Россию.
В 1813 году Мартос окончил маленькую модель памятника и приступил к исполнению
модели в масштабе монумента. К этому времени было окончательно решено установить
памятник в Москве, а не в Нижнем Новгороде, на родине Минина, как того просило
местное управление.
Гостиный двор (архитектор
О. Бове) на Красной площади. С гравюры середины XIX века
В ходе работы над памятником
Мартос, вместе со своими помощниками скульптором Самуилом Гальбергом и
живописцем Орестом Кипренским, неоднократно приезжали из Санкт-Петербурга в
Москву, чтобы выбрать место для монумента. В 1815 году петербургской публике
была представлена большая алебастровая модель скульптурной композиции, которая
с 1820 года принадлежала Академии художеств. Затем началась работа по
изготовлению памятника - довольно сложного по тем временам инженерного
сооружения. Теперь реализация замысла скульптора зависела от многих мастеров.
Так, пьедестал из красного морского гранита исполнил Самсон Суханов - искусный
каменщик, усовершенствовавший способ «ломания» гранита «до чрезвычайной легкости
и простоты». Он вместе с Мартосом принимал участие в строительстве Казанского
собора, а также Синего моста и набережной Крюкова канала, сделал ростральные
колонны перед Биржей на Васильевском острове.
Отливка бронзовой группы («Минин
и Пожарский») и двух барельефов для украшения пьедестала («Сбор пожертвований
Мининым» и «Изгнание поляков») была поручена литейному мастеру Екимову,
отливавшему статуи Казанского собора. Процесс отливки удивил современников
своей сложностью. Сначала Екимов со своими напарниками исполнил группу, со
всеми деталями и двумя барельефами, в воске.
Памятник Минину и
Пожарскому в сквере перед храмом Василия Блаженного
Затем по его проекту был сооружен
специальный фундамент, на котором установили шестнадцать печей-«прогаров», а
сверху, на железной решетке, - отлитые в воске фигуры Минина и Пожарского,
укрепленные толстыми железными полосами. Сверху был устроен бассейн, а вокруг
группы - хитроумная система воздушных каналов, «путцев» и «воздушников», из
воска. Затем все исполненное в воске было покрыто особой мастикой, состоящей
из толченого кирпича, жидко разведенного на пиве. Покрывали кистями в более чем
сорок пять слоев, притом каждый слой просушивался при помощи специальных
перьевых опахал, изобретенных Екимовым для ускорения процесса. Внутри восковые
фигуры были наполнены «калидром» - смесью из алебастра и толченого кирпича.
Снаружи все сооружение было обмазано сырой глиной, обнесено кирпичной стеной и
оковано полосным железом.
Для выжигания воска
шестнадцать прогаров-печей топились день и ночь в течение месяца, до тех пор,
пока сверху сооружения не показался огонь. Когда весь воск выгорел и форма была
готова, кирпичные стены вокруг нее разобрали. Затем, форму вновь оковали
железом и окружили шестнадцатью кирпичными «быками» - столбами, за которыми
возвели стены уже в три ряда кирпичей, а пустоты между быками и стеной
заполнили утрамбованной землей. Расплавленный металл рекой потек к бассейну
над фигурами и, по каналам, снизу, наполнил пространство, прежде занятое
воском, Когда несколько дней спустя группа была открыта, отливка оказалась
благополучной.
Так, в октябре 1817 года в
литейной мастерской Академии художеств в Петербурге, мастер Екимов первым
отлил группу целиком с деталями, что явилось небывалым для того времени
достижением.
Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы
по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать
ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане,
совершающие священнодействие. http://www.vokrugsveta.ru/article/284720/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=segodnya-publika-srazu-zamechaet-na-novyh
В создании барельефов Мартосу
помогали его ученики: Самуил Гальберг и Иван Тимофеев. На лицевой стороне
постамента памятника помещен бронзовый барельеф «Сбор пожертвований Мининым».
Слева изображена группа: отец, ведущий в ополчение двух своих сыновей. Голову
отца вылепил С. Гальберг. Это профильный портрет Ивана Петровича Мартоса с его
сыновьями Алексеем и Петром, созданный его любимым учеником.
Портрет
скульптора Мартоса с сыновьями
Самого
Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей,
изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях,
жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору.
Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года,
а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен
к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.
Подвиг
Пожарского. На барельефе
с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков
из Москвы. Античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими
шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских
воинов. http://www.vokrugsveta.ru/article/284720/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=segodnya-publika-srazu-zamechaet-na-novyh
«Изгнание поляков» -
бронзовый барельеф с тыльной стороны постамента. Изображен момент преследования
врагов войском второго народного ополчения, возглавляемым Дмитрием Пожарским,
после освобождения Москвы 24 августа 1612 года. Центральное место в композиции
занимает фигура всадника с поднятым мечом. Конь Дмитрия Пожарского попирает
поверженного врага. Справа - войско народного ополчения, идущее за князем.
Слева - бегущие поляки. Объемность и многолюдность толпы переданы при помощи
градации рельефа и контррельефа в изображении левой и правой частей композиции.
Сложны и разнообразны повороты и позы фигур, выразительны лица персонажей.
Двенадцать фигур рельефа передают впечатление оживленной и многолюдной
батальной сцены. Тонкая детальная отделка обоих барельефов, великолепное
качество бронзы и техники отлива вызывают восхищение работой мастеров
изготовителей.
Памятник Минину и
Пожарскому в сквере перед храмом Василия Блаженного
Перевозка монумента из
Петербурга в Москву состоялась весной и летом 1817 года. Водным путем через
Нижний Новгород памятник перевезли в Москву. Газеты и журналы были наполнены
описанием этого события. В Нижнем Новгороде, на родине Минина, состоялось настоящее
празднество встречи монумента народным героям. В мае 1817 года Мартос вместе с
Екимовым приехали в Москву для установки памятника. Он был поставлен на
Красной площади, напротив Кремлевской стены, перед зданием Гостиного двора, или
Торговых рядов с ампирным фронтоном, дорической колоннадой и низким куполом,
построенным архитектором О.Бове - тем самым, который строил знаменитые здания
Москвы: Большой театр и недавно сгоревший Манеж.
Шлем. Эта деталь облачения Пожарского напоминает всем нам, потомкам, что он русский князь
Мартос не хотел, чтобы
памятник стоял в центре площади. Ему необходим был простор перед памятником,
обеспечивающий длительный по времени подход к монументу. Путь этот виделся
скульптору из Замоскворечья, от Москвы-реки. Издалека видно, как Минин
стремительным и широким жестом заставляет Пожарского сосредоточиться,
задуматься. Затем, мы видим, как зреет решимость в фигуре князя. Рука его
будто бы крепче сжимает меч. И вот, подойдя еще ближе, явственно ощущаем твердость
и веру в лице Пожарского. Он словно приподнимается навстречу стремительному
жесту Минина. Жесту, который из увлекающего становится утверждающим, как в
«Медном всаднике». Минин словно помогает князю выбрать достойное место: встать
рядом, плечом к плечу.
Москва. Памятник Минину и
Пожарскому. Почтовая карточка. 1910-е годы. За памятником — Верхние торговые
ряды (архитектор А. Померанцев (1889-
1893), позже - ГУМ
На месте Торговых рядов О.
Бове с его ампирным фасадом в настоящее время находится здание нового Гостиного
двора, нынешнего ГУМа. Теперь мы входим на Красную площадь с другой стороны - от
Государственного Историческогого музея, а не из Замоскворечья. Памятник был
переставлен за ограду сквера перед храмом Покрова на рву - «собором Василия
Блаженного» - на противоположный конец площади, чтобы дорога к нему
по-прежнему вмещала в себя Историю.
На постаменте золочеными
буквами надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия.
Лета 1818», а с тыльной стороны на бронзовом основании можно прочитать:
«Сочинил и изваял Иоанн Петрович Мартос родом из Ични».
Открытие памятника героям
национально-освободительной войны 1612 года стало замечательным событием в жизни
России. «Московские ведомости» от 23 февраля 1818 года сообщали: «Во время сего торжественного обряда
стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки,
устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены и самые башни Кремля
были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным
зрелищем».
Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини
Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма
с изображением Спаса Нерукотворного
С тех пор не ослабевает
любовь к этому монументу. Простота и внутренняя сила делают его созвучным
новым и новым поколениям.
Автор памятника - Иван
Петрович Мартос, сын сотенного казацкого атамана, родился в 1754 году в
местечке Ичня Борзенского уезда Черниговской губернии. В 1773 году окончил
Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге и в том же году был
отправлен за счет Академии в Рим, для изучения античных памятников и
совершенствования мастерства. В конце 1778 года Мартос вернулся в Россию
признанным мастером. У него учились почти все скульпторы первой половины XIX
века. Помимо монумента Минину и Пожарскому, по его проектам созданы памятники
Павлу I и Александру I в селе Грузино - имении графа А.А. Аракчеева, Екатерине
II в зале Дворянского собрания в Москве, герцогу Э. Ришелье в Одессе, Александру
I в Таганроге, М.В. Ломоносову в Архангельске, светлейшему князю Г.А.
Потемкину-Таврическому в Херсоне. Он делал скульптурные портреты,
многочисленные надгробные памятники, принимал участие в оформлении Казанского
собора на Невском проспекте и Большого каскада Петергофа. Умер скульптор в
1835 году в Санкт-Петербурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий