Союз русских художников
«…жизнь
не так уж черна, как теперь многим кажется»
Автор текста ЛУКАНОВА А.
Источник: ЛУКАНОВА А.
Союз русских художников./ А. ЛУКАНОВА.//
Юный художник. - 2004, № 9. - с.33-37. - (БИОГРАФИИ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Знак объединения «Союза русских художников»
«Ищу от природы настроения
и поэзии» (К.А. Коровин)
Идея нового объединения зародилась
в 1901 году в кругу художников, выпускников Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, чье творчество принято связывать с понятием «московской
школы живописи». По своей жизненной силе и широте охвата художественных групп,
по регулярности выставочной жизни и продолжительности существования (до 1923
года) это объединение сравнимо лишь с Товариществом передвижных художественных
выставок. Но в отличие от Товарищества, провозгласившего своей программой
идеологию реализма и народности, «Союз» не имел единой идеологической программы,
но брал на себя две главные задачи: просветительскую - «содействовать распространению произведений русского искусства»,
проводя активную выставочную линию, и экономическую - «облегчить членам «Союза» сбыт своих художественных произведений».
Аркадий Александрович
Рылов Зелёный шум. 1904 Холст, масло. 107 × 146 см Государственный Русский музей
По своим творческим задачам,
методам и мировоззренческим позициям входивших в него художников, особенно на
первых порах, «Союз» был не столько коллективом единомышленников, сколько
единством непохожих, но объединявшим, по словам М.В. Нестерова, всех «наиболее
даровитых художников своего времени». За образец проведения выставок СРХ
принял опыт самого передового в России художественного общества - «Мира
искусства». Но в «Мире искусства», который тоже объединял «все передовое и
свежее», действовало строгое жюри, отбиравшее произведения на выставки. В
отличие от них в СРХ был строгий устав, но не было жюри. Устройство выставок
без жюри было особенно притягательно для молодых художников. В связи с организацией
«Союза русских художников» «Мир искусства» прекратил свое существования и всем
составом членов и экспонентов вошел в новое объединение.
В. Переплетчиков. В старой
усадьбе. Масло. 1901
Об истории складывания нового
общества писал в своем дневнике один из его учредителей В.В. Переплетчиков: «Осенью 1901 года приехал ко мне Виноградов
и сообщил, что он и Н.В. Досекин на вечере у С.И. Щукина много толковали о том,
что хорошо бы устроить новую выставку с известным количеством участников...
т.е. собрать художников, по возможности, каждого со своей индивидуальностью -
человек 30. Кому ни сообщали из намеченных московских участников, все с удовольствием
согласились. Осталось дело за петербуржцами... Там было принято предложение с
удовольствием».
Тогда собрались 36 художников
и решили устроить независимо ни от кого выставки. Их было две - в 1901 и 1902
году, которые так и вошли в историю русского искусства как - 1-я и 2-я
«Выставки 36 художников». Участники выставок олицетворяли собой появление
«нового направления в русской живописи» и «отчасти искусства будущего».
В. Серов. Портрет Льва
Нарышкина в детстве. Пастель, акварель, гуашь. 1910
Это были: М.Врубель, В.Серов,
К.Коровин, М.Нестеров, А.Васнецов, А.Бенуа, К.Сомов, С.Виноградов,
А.Голубкина, Ф.Малявин, А.Рябушкин и другие.
Это была своего рода прелюдия
к СРХ, а сам «Союз» организационно оформился в 1903 году. В результате такого
соединения получился невиданный прежде альянс лучших молодых и талантливых
мастеров Москвы и Петербурга.
Состав экспонентов СРХ был
очень широк, до 1910 года наряду с москвичами и петербургскими членами «Мира
искусства» «Союз» охватывал мастеров «Голубой розы» (Н.Сапунов, С.Судейкин,
П.Кузнецов) и представителей раннего русского авангарда (М.Ларионов,
Н.Гончарова, Д.Бурлюк, А.Явленский). И порой именно с выставок «Союза» художники
новейших направлений начинали свой путь в музейные коллекции.
К. Коровин. Терраса.
Масло. 1904
Это соединение на выставках
различных творческих индивидуальностей, порой полярных, давало любопытную картину:
на одних и тех же стенах висели работы «почвенников» и «западников»,
пленэристов и интимистов, стилизаторов и реалистов. В России начало XX века
было отмечено взлетом импрессионизма, а с ним и подъемом жанра пейзажа и
натюрморта, связанным прежде всего с именем первого русского импрессиониста
Константина Коровина. Москва дала яркий, самобытный вариант этого европейского
направления в лице И.Грабаря, К.Юона, С.Жуковского и других
художников-пленэристов.
К. Юон. Зима. Масло. 1914
Пейзажи, натюрморты и
портреты в пейзаже создавались «союзниками» не в мастерских, а непосредственно
с натуры, отчего живописная поверхность полотна сохраняла живость, стремительность
движения, темпераментность мазка. В результате этого категории этюд и картина
приобретали иные черты: этюд имел характер картинной выразительности, смысловой
законченности, содержательности, в то время как картина, написанная а-ла прима,
сохраняла свежесть этюдного восприятия.
«Союзники» дали толчок
стремительному развитию живописи, освобождению от сурового, сдержанного колорита
передвижников, раскрепостили живописную тематику, скованную традициями
предыдущего поколения художников.
А. Степанов. На ходу (Лоси
в зимнем лесу). Масло. Начало 1910-х
«Союзники»
знаменуют собой новую весну русского искусства... Солнечным светом пронизаны,
пропитаны насквозь их непосредственно выхваченные у природы мотивы. С ними
наша живопись точно из темного подвала вышла на свет Божий», - писала газета «Голос Москвы» в 1908 году. Русская
живопись приобрела многоцветность, стала воздушнее, светоноснее.
К. Юон называл выставки
«Союза» выставками «национальной русской живописи». Все московские художники
сочетали широкую манеру письма с интересом к русской тематике, отыскивали
черты национальной самобытности, проявлявшиеся в костюмах, архитектуре,
бытовых предметах.
Н. Рерих. Псково-Печерский
монастырь. Смешанная техника. 1907
В годы двух первых
десятилетий XX века, время сильного увлечения новейшим французским искусством,
когда происходила быстрая смена направлений в русской живописи, «союзники»
стремились выявить и сохранить национальный характер в образах, сюжетах,
темах. Современному зрителю была по-новому открыта с необыкновенной лирической
силой красота русской деревни и провинциального города.
С. Жуковский. В старинном
парке. (Усадьба Найденовых в Москве). Масло. 1914
Этот же выраженный
национальный характер имели и исторические работы А.Васнецова, С.Иванова,
А.Рябушкина, портреты Ф.Малявина. С.Жуковский писал: «Позовем на помощь чувство национальной гордости, самопризнания, самоуважения
и полюбим глубже всю неисчерпаемую красотой родину... свое искусство... Будем
искать новое у себя дома, и прогресс искусства я вижу, прежде всего, в
оригинальности и самостоятельности, но отнюдь не в подражании чужому...».
Русский импрессионизм окрашен
романтизмом, в нем тихое созерцание жизни, поэзия заброшенных усадеб,
просветленность интерьера «дворянских гнезд», красочные праздничные
религиозные процессии, строгость и самобытность исторического события
сочетались с приподнятым строем живописи.
К. Сомов. Любовь маркизы.
Акварель, тушь. 1914
Художники «Мира искусства»
больше обращались к историческим фантазиям. Им был важен дух эпохи, ее стиль,
а не конкретное событие. Они строили мнимый исторический мир, выбирали мотивы
народных гуляний, шествий, маскарадов, театральные сюжеты, обращались к стилям
прошлых эпох - античной архаике, готике, барокко, классицизму, что отсутствовало
в искусстве москвичей.
М. Врубель. У кратера
Везувия. Этюд из путешествия по Средиземному морю. Масло. 1894
Два художника, творчество
которых имеет совершенно особое значение в истории русской культуры, - М.Врубель
и В.Серов, были учредителями и постоянными участниками выставок СРХ. Им принадлежит место преобразователей русской
живописи, осуществившим переход от старого искусства к новому, родоначальников
стиля модерн. Они - мастера классической культуры, отменной академической
выучки, художники монументального, синтетического мышления.
П. Петровичев. Кострома.
Масло. 1914
Выставки Союза открывались на
Рождество в Москве, чаще всего в помещении Училища живописи, ваяния и
зодчества, а на Пасху - в Петербурге. Они стали излюбленными и посещаемыми
выставками, куда публика шла «толпой и где в залах из-за обилия посетителей
картин совсем не... видно». К самой организации выставок «союзники» относились
чрезвычайно ответственно, главным в экспозиционном устройстве была идея:
выставка - праздник искусства. Украшению интерьеров экспозиционных залов
придавалось особое значение, использовалась стильная мебель, драпировки, цветочные
аранжировки. Этот принцип шел от выставок «Мира искусства», которые первыми
начали вводить в пространство залов декоративные элементы.
Стараясь представить все виды
искусства, художники включали в экспозицию произведения живописи, исполненные
различными техниками (маслом, темперой, гуашью, акварелью), и не только
картины, но и подготовительный материал - этюды, эскизы, наброски, а также рисунки,
скульптуру больших и малых форм, произведения декоративно-прикладного
искусства, проекты театральных декораций, эскизы костюмов.
Произведения «союзников»
привлекали самых известных собирателей Москвы и Петербурга и крупнейшие музеи
- Третьяковскую галерею, Русский музей императора Александра III, музей
Академии художеств. Лучшие музейные коллекции произведений «союзников» были
сформированы в те годы, когда закупки производились непосредственно с
выставок или в мастерских художников. И для частного собирательства сегодня,
особенно в Москве, произведения «союзников» остаются любимейшей темой.
Критика отмечала: «Каждая годовая выставка «Союза»
представляет в данное время итог годовых работ лучших представителей
современной русской живописи. Заняв то положение, которое в свое время занимали
передвижники, «Союз» группирует все главнейшие течения...»
В то же время отмечалась разность
направлений петербургской и московской групп. Москвичи были живописцами,
приверженцами импрессионистической живописи, со всеми характерными
особенностями русского варианта этого направления, его декоративизма, свободной
живописности; петербуржцы по преимуществу графики; москвичи культивировали
свободный мазок, петербуржцы - отточенную линию, стилизованную композицию. Петербургские
критики и члены объединения упрекали москвичей в однообразии пейзажной
тематики, в том, что некоторые из них склоняются к тенденциям
передвижничества. Главным выступлением стали статьи А.Бенуа в газете «Речь»,
посвященные экспонированной в Петербурге VII выставке «Союза». Тогда Бенуа
назвал А.Архипова, С.Жуковского, П.Петровичева, Л.Туржанского, К.Юона и других
художников-москвичей «негодным балластом» в объединении, что впоследствии
стало причиной раскола «Союза».
Так в 1910 году, на седьмом
году своего существования «Союз» разделился на две группы, одна из которых -московская
- оставила за собой название «Союз русских художников», а другая -
петербургская - в память о дягилевских выставках стала снова носить имя «Мир
искусства».
Но и после распада
популярность «Союза» продолжала расти. Среднерусская и северная природа,
деревня, городская провинциальная Россия - вот основные темы, в которых постоянно
работали А.Архипов, К.Коровин,
П.Петровичев, Л.Туржанский и другие «союзники».
Живописные полотна были
наполнены радостным, мажорным звучанием красок: «на каждом шагу певучие, ликующие гаммы», «поражает свежесть красок,
любовь к природе, к солнцу, цветам... пахнет чистым воздухом, весной, какой-то
радостью... У них особенно много бодрости, жажды света, ярких живых красок,
отсутствием которых так страдают художники Петербурга». Рассматривая
выставки «Союза», современники каждый раз отмечали главное, что давали им
работы этих мастеров: душевную бодрость.
Деятельность «Союза» не
ограничивалась только столичными городами. Они много сделали для культурного
развития провинции, показав выставки в Одессе, Киеве, Харькове,
Екатеринославле, Вятке, Самаре, Казани, Вологде и других местах. Ни одно
объединение не стимулировало так последовательно развитие искусства и
коллекционирования на местах. Благотворительный и просветительный характер
«союзников», приносивших свои произведения в дар местным коллекционерам,
способствовал возникновению ряда художественных музеев.
Кроме того, общественное
самосознание коллектива «Союза» отличалось чувством ответственности за судьбы
искусства, за судьбы художников, так же как и за судьбу Родины. Правление
общества постоянно помогало беднейшим ученикам Училища живописи, ваяния и
зодчества, в 1908 году выделило средства на лечение заболевшего М.Врубеля, в
годы Первой мировой войны «Союз» участвовал в организации нескольких
благотворительных выставок, в 1915 году передал деньги в фонд помощи художникам
и их семьям, пострадавшим от войны.
Во второй половине 1910-х
годов деятельность «Союза» постепенно шла на спад, состав членов «Союза» сокращался,
а притока новых участников не было, художникам новейших направлений, которые «совсем по-иному» видели «контуры
нового мира», эстетика «союзников» была чужда, а для последних были неприемлемы
сменяющие друг друга программы и манифесты авангардистов. Художественный
рынок истощился, прекратились традиционные приобретения Третьяковской галереи
и Русского музея, меценаты, обычно покупавшие работы «союзников», оказались за
границей. Не имея питательной среды, движение исчерпало себя. Об этом думали и
говорили и критики, и сами члены объединения. А.А.Рылов печально объяснял: «Нет таких королей, как Коровин, Жуковский,
Виноградов, Пастернак, и нет прежних покупателей, которые налетали на вернисаж,
да и новых тоже нет. Нет вереницы автомобилей на Мясницкой, да и Мясницкой,
наверное, нет».
Раздумывая о значении
«Союза», один из его учредителей М.В.Нестеров писал: «Опытом жизни своей знаю, что как трудно, как много надо положить
таланта, настойчивости, труда для того, чтобы быть тем, чем стали художники
«Союза», они дали все, что могли дать...»
Традиции «Союза русских
художников» сформировали жизнеутверждающий образ мира. Они сумели показать
родную землю такой, чтобы каждый «сознавал, как прекрасна Россия, чтобы
гордился ею».
Статья иллюстрируется
работами частных коллекционеров, представленных на выставке в Музее личных
коллекций, посвященной 100-летию «Союза».
Комментариев нет:
Отправить комментарий