Татьяна Григорьевна Назаренко
Автор текста Колесникова Н.
Источник: Колесникова Н.
СВОЕ ПРОСТРАНСТВО ТАТЬЯНЫ НАЗАРЕНКО: Интервью с Татьяной Григорьевной Назаренко./ Н. Колесникова // Юный художник. - 2004, № 9. - с.10-13. - (Юбилеи)
Назаренко Т.Г. Автопортрет. Масло. 1996
Вид из окна ее старой
мастерской на московские крыши и шпили кремлевских башен давно уже перекочевал
на картины. Он настраивает на особый лад, в нем вечное и современное слились
воедино. В ее работах эти две линии развиваются постоянно, напоминая человеку
о нерушимой связи времен.
Назаренко Т.Г. Утро, бабушка и Николка 1971 http://cultobzor.ru/2016/03/iz-fondov-mksh-salon-2016/14-918/
Историзм мышления был присущ
Татьяне Назаренко с самого начала ее творческой жизни. Она и заявила о себе
как исторический живописец картинами «Казнь народовольцев», «Партизаны
пришли», «Казнь Пугачева». Но ее взгляд на историю был не
иллюстративно-музейный, а критически осмысленный. Поэтому эти ее картины не
покупались музеями.
Назаренко Т.Г. Казнь
народовольцев. https://present5.com/presentation/-30056267_29623756/image-48.jpg
Прославилась она как художник
современной темы, остро реагирующий на все перипетии жизни человека.
Праздники и будни, любовь и предательство, молодость и старость, одиночество в
толпе, беззащитность пред судьбой — вот темы ее полотен, написанных всегда со
страстью и большой откровенностью. Она любит темный фон и яркие, контрастные
сочетания цветов.
Назаренко Т.Г. Московский
вечер. Масло. 1978
На картине изображены друзья
художницы — молодые, собравшиеся помузицировать в её мастерской. Две гитары,
флейта, чистый женский голос, они вместе поют и встает за ними, вместо душных и
давящих стен комнаты, живой простор Москвы. Можно увидеть башни Кремля, купола
Соборной площади, старые,уютные дома ещё царской постройки.
На столе перед друзьями — бумаги разных эпох. Можно разобрать старые фотографии, вынутые из старого альбома, на которые торжественные незнакомые люди смотрят в кадр сурово и строго. Номера журналов, которые не выходят уже много лет, наброски чьей-то легкой рукой, портрет крепостной, который мало кто уже узнает. Эпохи переплетены — встает за молодыми людьми расплывчатый, тонкий, ирреальный портрет Елизаветы Петровны Чаревиной, написанный когда-то Григорием Островским.
Старая женщина смотрит изнутри собственного «нигде», вязи времен, которая разделяет её и собравшееся в мастерской общество, и выглядит одновременно отстраненной и материальной, одной из всех, равной в кругу друзей, которых отделяет от неё почти два века.
Эта картина — о неизбежности времени, о неумолимости его хода, и одновременно о том, как легко и свободно мысль человеческая может его преодолеть. Как легко встают за людьми времена, которых они не застали, и сколь близкими иногда кажутся эти времена — в старых книгах, в зданиях, которым несколько веков, в бумагах, романсах и мыслях.
На столе перед друзьями — бумаги разных эпох. Можно разобрать старые фотографии, вынутые из старого альбома, на которые торжественные незнакомые люди смотрят в кадр сурово и строго. Номера журналов, которые не выходят уже много лет, наброски чьей-то легкой рукой, портрет крепостной, который мало кто уже узнает. Эпохи переплетены — встает за молодыми людьми расплывчатый, тонкий, ирреальный портрет Елизаветы Петровны Чаревиной, написанный когда-то Григорием Островским.
Старая женщина смотрит изнутри собственного «нигде», вязи времен, которая разделяет её и собравшееся в мастерской общество, и выглядит одновременно отстраненной и материальной, одной из всех, равной в кругу друзей, которых отделяет от неё почти два века.
Эта картина — о неизбежности времени, о неумолимости его хода, и одновременно о том, как легко и свободно мысль человеческая может его преодолеть. Как легко встают за людьми времена, которых они не застали, и сколь близкими иногда кажутся эти времена — в старых книгах, в зданиях, которым несколько веков, в бумагах, романсах и мыслях.
Татьяна — смелый художник, и
ее смелость порой граничила с вызовом, звучала как пощечина общепринятому
вкусу и ориентирам. Она первая позволяла себе многое — в живописи, а за ней,
как за первопроходцем, шли остальные. В ее работах всегда чувствовалось
влияние мирового искусства, знакомого тогда большинству только по альбомам
репродукций.
Назаренко Т.Г. Мастерская
(центральная часть). Масло. 1983. ГТГ
Лучшие ее творения
принадлежат к 70-м годам XX века, к трудному времени (хотя какое время можно
назвать легким?), в жестких рамках и ограничениях которого она сумела многое
сделать. Неслучайно ее называют одним из лидеров семидесятников. Картины
Назаренко охотно покупали частные коллекционеры, особенно много их ушло в
Германию и США. К сожалению, в музеях нашей страны их единицы.
Назаренко Т.Г. Большое
окно. Масло. 1984. Министерство культуры РФ
Около десяти работ - в
Третьяковке, несколько - в Русском музее. Потом на нее, как и на всю страну,
обрушилось время перестройки. Мир прежних ценностей рухнул. И, разгребая руины,
она отозвалась по-своему, удивив всех — в 1996 году создала произведение (или,
как правильнее сказать инсталляцию) «Переход» - выпиленные из фанеры и раскрашенные
фигуры, вернее, типы людей России конца XX века.
Назаренко Т.Г. Переход.
Фрагмент. Фанера, масло. 1996
И в последнее десятилетие
продолжает удивлять поисками новых средств выразительности - то инсталляциями
в духе «обманок», то фанерными памятниками, то фотографиями. И гораздо реже —
живописью. Почему? Она так отвечает на этот вопрос:
- Художник должен быть адекватен времени. Я
четко чувствую: то, что я пишу, — никому не интересно. Все изменилось. Мне
скучно так работать. Я не испытываю волнения. Раньше художник работал для
вечности. Отсюда холст, грунт и прочные краски. А сегодня - создают
произведения на гофрированной бумаге из упаковок. Словно подчеркивая, что все —
временно. Сегодня художник — декоратор, дизайнер. А никакой не властитель дум.
Серьезное искусство не нужно. Поэтому я отошла от живописи. Не могу творить в
изоляции. Должно быть хотя бы пять человек, кому это нужно. А найдутся ли они?
Чем сегодня можно заинтересовать человека? Не знаю. Я пробую; мне кажется, что
фотография какие-то вещи может передать лучше, адекватнее живописи. Однажды в
Тульской области, где я построила дом, посреди прекрасной природы я увидела какое-то
ржавое железное чудовище — то ли бетономешалку, то ли останки космического
корабля. Трава пробивалась сквозь бетон и железо. Потом выпал снег. Таким мне
виделся конец света: разрушение и снег.
Назаренко Т.Г. Машина под
снегом. Масло. 2003
Писать картины на эту тему
было невозможно, и я решила обратиться к фотографии. Сделала серию, где
отразила свое ощущение конца мира. У меня было две выставки фотографий.
- Вы не жалеете о том, что стали художником?
- Нет. Я никогда об этом не жалела, хотя это
не очень женская и очень трудная профессия. Но я из тех, кто любит преодолевать
трудности. Когда легко - мне не интересно. Хотя ненужность художника в наши
дни подкашивает все мои идеи. Но, в общем-то, в жизни у меня все складывалось
удачно, несмотря на многие драматические моменты. Все происходило по воле
случая. Я ничего не планировала. Случайно мы с бабушкой услышали по радио о
наборе в художественную школу. Я занималась музыкой и неплохо пела, но вот захотелось
рисовать. В школе нам объяснили, как готовиться к экзаменам: написать пейзаж и
натюрморт. Я даже не знала, какие бывают краски. Пошла покупать и обнаружила,
что есть акварель, гуашь, масляные. Все лето на юге я готовилась — написала
натюрморты из морковок и капусты. И поступила.
Назаренко Т.Г. Музей. Масло.
1988. Частное собрание, США
- А потом?
- Все, кто учился в МСХШ, стали художниками.
Наш класс — это Наташа Нестерова, Игорь Макаревич, Володя Любаров и многие
другие. Почти все пошли в Суриковский, и я в том числе. Училась в мастерской
А.М. Грицая. Он не был мне близок духовно. Ассистентом был Дмитрий
Жилинский. Вот с ним студенты дружили. Он повесил в
мастерской репродукции старых
европейских мастеров — ориентировал нас на великое искусство. Потом были
творческие мастерские Академии художеств под руководством Г.М. Коржева. Он
всегда говорил: «Надо пытаться взять высоту, даже если ты потом с нее упадешь».
Вот мы и пытались — брали огромные холсты и ставили грандиозные цели перед
собой. Случайно мой холст «Казнь народовольцев» увидела комиссия, искавшая
работы для молодежной выставки. С этой работы началось мое общественное
признание. Мне даже премию дали — Московского комсомола.
Назаренко Т.Г. Из серии
литографий «Люди - звери» 1999
- Какие из ваших живописных
работ вам особенно дороги?
- Картины как дети. Когда их пишешь, живешь с
ними одной жизнью. А потом у них появляется собственная судьба. Жаль те, что
разошлись по миру. Одно время пыталась писать их повторения, но это уже были
другие картины.
Я много лет переживала, что
одна из моих больших и значительных работ — «Казнь Пугачева» - так и пылилась у
меня в мастерской. Это вещь не для частной коллекции, а для музея, причем
отечественного. Ей нужно свое, особое пространство. И мне казалось, что она -
удалась. Но почему-то ее не брали. И только в этом году ее приобрел человек,
который хочет создать свой музей современного искусства.
Назаренко Т.Г. Театр
марионеток. Масло. 1999. Частное собрание
- А какова судьба композиции под названием
«Переход» ? И как возникла идея такой работы?
- Для моей выставки в новом
здании Третьяковки предоставили огромный выставочный зал, пространство которого
надо было как-то заполнить. Инсталляции требуют именно такого пространства. Так
родилась идея, воплотить ее помогали муж и сын. Муж выпиливал лобзиком фигуры
из фанеры, я их раскрашивала, сын устанавливал их, вся семья была вовлечена в
этот проект. Потом я повторила опыт, создав серию фигур «Мой Париж», которые
показала в большом Манеже. Несколько фигур попали в Русский музей, несколько —
в Музей истории Москвы. Многие остались в мастерской на Масловке. А к 850-летию
Москвы в галерее Марата Гельмана была выставлена моя инсталляция «Московский
стол». На большом столе стояли фанерные образы новых и старых реалий столицы —
памятники, типы людей, выпивка и закуска. Почему-то ее восприняли как выпад
против каких-то «сил». А это было просто мое ощущение того, что происходит
вокруг. Потом этот «Московский стол» купил Русский музей.
Назаренко Т.Г. Ярмарка.
Масло. 2001
- Сегодня вы сами преподаете
в Суриковском институте. Что дает вам общение со студентами ?
- Поначалу - сплошные разочарования. Студенты
стали совершенно другие. Мы были не ангелы, но работали как звери, пытались
написать как можно больше и лучше. А сегодня они словно делают институту
одолжение, когда являются туда. В один из первых дней я сидела в мастерской
одна — никто не пришел. Поставила холст и начала писать натюрморт,
приготовленный для них. Заглянул один - с интересом посмотрел, привел другого.
Потом еще кто-то появился. Потом стали ходить все. В мое время это и
представить было нельзя! Я стараюсь не давить на них и не навязывать ничего.
Бывают очень интересные студенты, с которыми интересно заниматься. Ради них я и
хожу туда. Но уйдя из института, они пропадают как художники. Нет настоящей
художественной среды, вокруг одна коммерция. А когда художник вынужден
заниматься халтурой, ничего хорошего не будет.
Назаренко Т.Г. Исторические
портреты. Масло. 2002
- Сегодня появилась возможность ездить по
свету. Для художника ведь это очень важно — увидеть мировое искусство в
подлинниках. Изменились ли ваши вкусы после таких поездок?
- Нет, не изменились. Я очень постоянна в
своих пристрастиях. Кого любила из художников, тех и люблю. Эпоху Возрождения,
малых голландцев. Просто их ряд расширился — добавились новые, прежде не
виданные. В Барселоне, например, я впервые увидела работы каталонских
художников. Очень интересные.
- Вам никогда не хотелось жить за границей?
- В 1989 году я впервые поехала в Америку, и
были всякие мечты. Но эйфория быстро прошла. У той жизни очень жесткие законы.
Я поняла главное: там я работать не смогу. Поездить, посмотреть дальше эту
удивительную страну я бы хотела. Я — человек жадный до впечатлений и
путешествий.
Назаренко Т.Г. Материнство https://gallerix.ru/tribune/tatyana-nazarenko/
- Что вы считаете самым большим своим
достижением ?
- Может, самого главного я еще не достигла. Я
недовольна собой, стремлюсь к лучшему. Хочется еще что-то сделать. Вот еще не
пробовала роспись на стене сделать - фреску. Я как-то писала вместе со
студентами на левкасе — получила громадное удовольствие. Возникли всякие
идеи. Но все отравляет мысль — а кому это нужно? Все возможно, если ты
востребован. Мы порой сами не знаем, на что способны. Вот, думала, что не
смогу водить машину, хотя права имела давно. А в прошлом году села, и с тех
пор, худо-бедно, езжу. А сколько раз приходилось преодолевать страх и
становиться на горные и водные лыжи — ради детей, чтобы они не боялись. И тоже
научилась. Так что надеюсь, что главное — еще впереди.
Назаренко Т.Г. Партизаны пришли. Фрагмент картины. https://twitter.com/claramih/status/1202866548379201536
- Чем отличается только что вышедшая к
вашему знаменательному юбилею
монография о вашем творчестве от книг, вышедших ранее?
- С этой книгой было много сложностей. Автор,
который взялся за нее первоначально, подвел и не уложился к сроку. А в
Петербурге искусствовед Ольга Томсон защитила диссертацию по моему творчеству.
Я ее прочитала и поняла, что это и есть основа книги. В нее вошло гораздо
больше моих работ, чем в прежние издания.
НАЗАРЕНКО Т.Г. Положение во гроб. 2015 Холст, масло.
120 × 200. Собственность автора https://www.tg-m.ru/img/mag/2019/4/art_65_01_45.jpg
- Ваши пожелания тем, кто хочет связать свою
судьбу с изо?
- Сегодня все говорят, что художник —
непрестижная профессия. Но кто знает, что будет завтра? Человек должен
ориентироваться на себя. Если тебе это интересно и нравится, то надо этим
заниматься. В этом и есть счастье — заниматься тем, чем хочется.
Назаренко Татьяна Григорьевна родилась в 1944 году – народный художник РФ (2014),
заслуженный художник России (2002), с 1997 года – член-корреспондент, с 2001
года – действительный член, член президиума Российской академии художеств;
профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи
Московского государственного академического художественного института имени
В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий