Огненная
роспись Хохломы
Автор
текста КОПЫТОВ Е.
Источник: КОПЫТОВ Е. Волшебные
травы Заволжья./ Е. КОПЫТОВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.17
Архипова З., Волкова Г.
Набор для окрошки. 1977
«Хохлома! Какое это все же
удивительно радостное искусство, будто хранящее в себе и солнечный хор, и тепло
человеческих рук!»
На
левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома (ныне
территория Ковернинского района Нижегородской области) возник этот удивительный
промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе невиданное искусство
здешней «огненной» росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных
торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название
— «хохломская роспись» или просто «хохлома».
В расположенных вокруг деревнях Большие
и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и других жили мастера — токари,
резчики и художники. Небольшие наделы неплодородной к тому же земли не оправдывали
крестьянских надежд. Окончив сбор урожая, местные жители начинали усердно трудиться
в своих мастерских — красильнях и токарнях". Работали целыми семьями, создавая
вещи удивительной красоты. А получали за свой труд буквально гроши. Зато скупщики
продавали на крупных ярмарках их товар втридорога.
Веселов С. Утица. 1977
Как
возник промысел — никто доподлинно не знает. Известно, однако, что густые заволжские
леса издавна служили убежищем раскольникам, среди которых были искусные ремесленники
— переписчики книг, резчики, иконописцы. Другое обстоятельство: земли вокруг Хохломы
принадлежали Троице-Сергиеву монастырю, в мастерских которого, вероятно, работали
и уроженцы здешних мест. Учились, перенимали опыт у подмосковных мастеров, умевших
покрывать сусальным золотом и расписывать деревянную посуду. Иногда те поступали
иначе — «обкладывали» изделие дешевой оловянной фольгой, а сверху промазывали слоем
золотистой олифы. Был известен мастерам-иконописцам и такой прием: для создания
«золотого» фона икону покрывали порошком серебра, а затем тоже олифили.
Веселов С. Чаша. 1977
Эти
приемы и положили заволжские мастера в основу своего производства. Правда, дороговизна
сусального золота и серебряного порошка делала эти материалы недоступными. Не беда
— хохломичи начали изготовлять серебристый порошок... из олова! Но самой интересной
их находкой стала закалка луженых изделий в печи, после чего посуда казалась золотой!
Липы
и осины, древесина которых шла на их изготовление, в лесах Заволжья росло много.
На быстрых лесных речках мастера ставили токарни, где, как и на мельницах, использовалась
сила падающей воды. А уж ложки делали чуть не в каждом доме!
Неокрашенные
изделия — резные ковши и ложки, точеные бочата, поставки и чашки называли «бельем».
После сушки его грунтовали жидкой очищенной глиной — вапой, как ее здесь называли.
Затем полуфабрикат снова сушили, пропитывали сухую глину льняным маслом и втирали,
вгоняли ее в поры дерева. После очередной сушки изделия покрывали несколькими
слоями олифы, которую крестьяне изготовляли сами. Последний слой высушивали, как
здесь опять же говорили, до небольшого отлипа — когда олифа слегка прилипала к
пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — лужение: порошок олова втирали в изделие,
которое приобретало красивый бело-зеркальный блеск. Теперь только его расписывали
и... снова сушили. Затем покрывали несколькими слоями олифы и лака (с промежуточной
сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливали в печи до образования масляно-лаковой
пленки золотистого цвета!
В
основе хохломской росписи — богатейшие традиции. Скажем, большое влияние на ее
развитие оказал «травный» орнамент, который часто встречается в росписях церквей,
рисунках изразцов, белокаменной резьбе. Вот и на хохломских изделиях можно
увидеть плавно вьющиеся стебли трав. Не менее важный источник здешнего
орнамента — декоративное оформление церковных рукописей. Удивительно похожие
элементы встречаются в заставках рукописных книг и в хохломской «Кудрине». Сходной
была даже цветовая гамма — сочетание ярко-красной киновари, черной сажи и
золота. Несомненна и связь с мотивами домовой резьбы, у которой свои богатые
традиции. Возможно, некоторое влияние на искусство заволжских мастеров
оказали узоры восточных тканей, шалей и ковров — все это в большом количестве
продавалось на Макарьевской и потом Нижегородской ярмарках.
Поначалу
сложились два основных вида росписи — «верховое» письмо и «Кудрина». Основу
любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как бы вырастающие друг из друга
ветви, которые сами художники называют «ведущей», или «корнем». Вокруг ведущей
располагаются другие детали росписи, чередование которых подчиняется определенному
ритму. В центре помещают крупный — главный элемент (например, гроздь рябины или
цветок), вокруг — более мелкие — второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды
и цветы).
При
«верховом» письме рисунок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и
закалки становится золотым. Один из наиболее древних вариантов — «травка» —
узор из крупных и мелких травинок, составляющих ведущую и все элементы.
Орнаменты, в которые, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы,
носят характерные названия «под листок» и «под ягодку». Оригинальна роспись
«пряник», которую выполняют обычно внутри чашки или блюда. Это геометрическая
фигура — чаще всего квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.
«Кудрину»
отличает стилизованное изображение листьев, цветов, замысловатых завитков. Не
занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся
на ярко-красном или черном фоне. У возникшей позже росписи «под фон» с «Кудриной»
много общего.
Сальникова Н., Кузьмина
Н. Поставцы. 1975
Сначала
рисуется «ведущая» с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем
точно так же незанятое пространство записывается краской — чаще всего черной с
И уже по закрашенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы
«травкой».
Несмотря
на довольно строгие правила росписи, у художника достаточно простора для фантазии.
Изначально жившие среди красивейшей природы Заволжья, хохломские мастера учились
у нее бесконечному разнообразию красок и форм, творчески перерабатывая
которые переносили в роспись. Тут и ягоды — малина, клубника, рябина, и
фантастические птицы, и различные цветы. Своеобразна роспись «древко», при
которой все элементы располагаются вокруг вертикального стебля. Сюжет этот,
вызывающий в памяти знаменитое «древо жизни», еще одно наглядное доказательство
кровного родства хохломской росписи с другими видами декоративно-прикладного
искусства России.
Используют
мастера и упрощенные орнаменты. Скажем, «крап», который наносят штампиком,
вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свернутым кусочком
ткани. Разнообразные «витейки» обычно выполняют кистью. Это узор в виде нешироких
поясков, расположенных на внешней или внутренней поверхности чашек, шкатулок,
поставцов, с боков основного рисунка.
Заволжская
земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера, как
правило, не подписывали, оттого мы почти не знаем их имен. Тем более следует
сказать о целой династии хохломичей Красильниковых, прославившейся во второй
половине XIX века. Произведения их с успехом экспонировались на выставках в
Нижнем Новгороде и Петербурге.
После
революции промысел стал искать новые пути. В 1923 году в деревне Шабаши образовалось
товарищество «Красильщик» на артельных началах. Мастера Подоговы и
Красильниковы оказали большую помощь в подготовке молодых художников. Из их
учеников — выдающиеся художники хохломской росписи Ф.А. Бедин, А.С. Тюкалов,
И.Д. Смирнов, А.Г. Тюкалов и многие другие.
Постоянно
возраставший спрос на продукцию требовал расширения производства. Было принято
решение организовать новый центр — в городе Семенове. У истоков его стояли
энтузиаст народного искусства Г.П. Матвеев и талантливый художник С.С. Юзиков.
Развитие промысла шло неравномерно — были и взлеты интереса к «хохломе», и
спады. Большой урон нанесла война.
Постепенно
из обыденных предметов домашнего обихода «хохлома» превратилась в украшающие
наш быт сувениры; подчас отнюдь не дешевые. Зато многие из них — подлинные
шедевры народного искусства. У промысла два центра: объединение «Хохломская
роспись» в городе Семенове и фабрика «Хохломской художник» в селе Семино — на
родине росписи. Современное оборудование позволило резко увеличить
производительность труда на подсобных операциях. Но по-прежнему вручную токари,
резчики и художники создают вещи удивительной красоты!
Доспалова Е, Морозова Н.
Чаша из набора для чая. 1976
Много
прекрасных, нередко потомственных мастеров работает на фабрике. Лучшие из них
объединены в творческую группу. Долгое время ею руководила заслуженный
художник РСФСР Ольга Павловна Лушина, которая многое сделала для Хохломы.
Огромный вклад в совершенствование росписи внесли замечательные художники А.С.
Карпова, Е.В. Мосина, О.Н. Веселова, А.Т. Куликова, Л.И. Маслова, А.Т. Бусова.
С успехом работают сегодня Е.П. Здорова, Е.Е. Смирнова, В.А. Удалова, А.А. Метелькова,
Т.Н. Кроваткина и многие другие, а руководит творческой группой Н.А. Гущин. Глубоко
самобытно творчество Степана Павловича Веселова. Расписанные им вещи отличает новаторство,
которое удивительно органично сочетается с традициями старой травной росписи.
Рядом со старым мастером немало лет работает его ученик Н.А. Иванов, о котором
журнал писал в первом номере 1989 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий