Блог
Скульптор Паоло Трубецкой
Автор текста: Кашуро М.
Источник: Кашуро М. Паоло Трубецкой./ М. Кашуро.//
Юный художник. – 1991. - № 2. – с.22. – 25. – (Мастера русского искусства)
П. Трубецкой. Памятник Александру III в
Петербурге. Бронза. 1909
Появление в 1909 году памятника
Александру III в Петербурге вызвало бурю споров, дискуссий, разнотолков. «Опальный
памятник», «Величие и вульгарность»... названия газетных статей красноречиво
определяли оценку публики. В то же время отмечалось: «общее впечатление незыблемости,
монументальности чрезвычайной. И, если допустим способ сравнения, то рядом с памятником
Александру III совершенно невольно встает фальконетовский Петр Великий. Там одно
искрометное движение вперед, гениальный отважный порыв, здесь важный, царственный
покой.
Сила чувствуется громадная! Чувствуется
во всем! И в богатырской фигуре плотно сидящего на коне царя, и в манере держать
повод лошади такой же, как он, массивной и крупной». Другая газета писала: «Вообще
художник может быть доволен: памятник, им сочиненный и сделанный, составляет украшение
Петербурга, и чем больше с ним знакомишься, тем он кажется значительнее и лучше...»
Илья Ефимович Репин со свойственным
ему темпераментом восклицает в адрес автора монумента: «Браво, браво, Трубецкой!
Очаровательно! Поздравляю Россию... какая смелость, широта...» Слава Паоло Трубецкого
становилась небывало шумной для России, а общественный резонанс, вызванный установкой
скульптуры, выходил за рамки чисто художественные и приобретал иной смысл — политический.
Собственно, разговоры вокруг памятника
Александру III начались задолго до его установки на Знаменской площади. В 1900
году был объявлен международный конкурс на проект этого монумента. Эскиз скульптора
Паоло Трубецкого признали наиболее удачным. Ему предоставили огромную мастерскую,
и началась многолетняя, поистине титаническая работа. Лишь в 1905 году найден
основной скульптурный мотив и начата модель в размер будущего памятника. В 1907
году ее выставили на Знаменской площади.
Все это время «вместе» со скульптором
работала правительственная комиссия. «Вместе» взято в кавычки не случайно. То,
что памятник, созданный Трубецким, появился на Знаменской площади именно таким,
каким мы его знаем, произошло не благодаря трудам комиссии, а вопреки ей. Все
эти годы Императорская комиссия по наблюдению за памятником являлась «пыткой,
кошмаром для Трубецкого». Столкновения скульптора с цензорами носили острый характер.
Резкость выступлений была характерна для обеих сторон. В речи перед расширенной
комиссией после обсуждения окончательной модели Трубецкой сказал зло и иронично:
«Благодарю Вас, господа. До сих пор у меня не было окончательной уверенности в
моем произведении. Но теперь я успокоился, так как памятник Вам не понравился.
Должно быть, я сделал хорошую вещь. Если б она Вам понравилась, я был бы этим
огорчен». Подобные слова не были продиктованы заносчивостью тщеславного
автора, как это пытались представить противники Трубецкого. Нет, это законная
гордость мастера своим творением, когда он действительно вопреки и несмотря
на... смог довести до конца задуманное решение.
Безусловно, памятник, созданный
Трубецким, непривычен и по трактовке, и по пластической выразительности.
Монументальная скульптура более
чем любой другой вид искусства, предполагает увековечивание положительного образа.
Такие качества прототипа, как героизм, самоотверженность, воля, возводятся скульптором
как бы в превосходную степень и преподносятся потомкам в качестве образца гражданской
доблести и добродетели. История искусства знает достаточно примеров, когда заурядный
исторический деятель средствами монументальной скульптуры превращался в героя независимо
от той идеи, которую вкладывал в эту работу сам автор.
Как истинное произведение монументальной
скульптуры памятник Александру III стал символом самодержавия.
Сооружение памятника подвело итог
творчеству Паоло Трубецкого в России. Он уехал в Париж задолго до его окончательной
установки и бывал с тех пор в стране лишь наездами и на очень короткие сроки.
Характерно, что на открытие памятника скульптора пригласили с опозданием, и он приехать
не успел.
Что же предшествовало работе Трубецкого
над знаменитым монументом? Как до этого складывалась его творческая судьба?
Паоло Трубецкой приехал в Россию
в возрасте 31 года. Русский по отцу (мать его была американкой), Паоло Трубецкой
провел детство и юность в Италии. Он не получил систематического художественного
образования, но талант Трубецкого оказывается столь ярким, необычным, что работы
совсем молодого скульптора начинают появляться на выставках и привлекают к себе
внимание. Художественная манера складывается под влиянием новых течений в западноевропейском
искусстве. В живописи это новое мы связываем с понятием импрессионизма. Но импрессионизм
не был явлением лишь чисто живописным. Лежащий в его основе новый принцип отражения
действительности нашел свое применение и в других видах искусства.
Главным в искусстве, считали приверженцы
импрессионизма, является передача непосредственного впечатления от реальности,
мимолетных эффектов освещения, изменчивости формы. Восторг и преклонение перед разнообразием
жизни — самой простой, обыденной — пронизывают лучшие произведения импрессионизма.
В скульптуре непосредственность впечатления от «остановившегося мгновения» возможно
передать лишь подвижной скульптурной формой. Поверхность скульптурного произведения
должна «дышать», отражать свет и сгущать тени. В скульптуре появляется ранее не
свойственное ей понятие мазка. Скульптура живет в пространстве, она становится
как бы сгустком, концентрацией мгновения, увиденного и запечатленного художником.
Для такого понимания скульптурных задач не подходит мрамор, он слишком холоден,
отстранен. Лишь материалы, в которых застывает прикосновение руки художника, несущие
его теплоту, пригодны для новой скульптуры. Пластилин, воск, гипс, бронза становятся
излюбленными материалами мастеров пластики.
П. Трубецкой. Сидящая дама. Бронза. 1898
Мы так подробно остановились
на определении скульптурного импрессионизма, так как именно это направление
является главным для творчества Трубецкого. Он воспринял, впитал новейшие тенденции
в европейском искусстве: с этим «багажом» появился в России.
Впервые с работами П. Трубецкого
в России познакомились на выставке итальянских художников, которая проходила в
Петербурге в 1897 году. После этой выставки директор Московского училища
живописи, ваяния и зодчества князь А. С. Львов пригласил Трубецкого
преподавать в скульптурном классе. Свежесть, жизненность работ скульптора
привлекали современников. Его имя становится в один ряд с именами И. Репина,
К. Коровина, В. Серова, М. Врубеля, тех художников, которые определили
развитие русского искусства на рубеже веков. Трубецкой показывает свои работы на
выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», на зарубежных смотрах.
В том числе и на Международной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения
были отмечены почетной медалью. Заметим, что итальянец по месту рождения, Трубецкой
выставлялся в русском отделе и признание его работ внесло вклад в международный
авторитет отечественного искусства, его прогрессивных тенденций.
П. Трубецкой. Этюд. Бронза. 1908
Почему же успех Трубецкого был
так безусловен? Почему даже недруги не могли не поддаться очарованию его работ?
Новаторство формы отталкивало
многих, но в скульптурах Трубецкого было нечто, заставлявшее зрителей преодолеть
консерватизм мышления ради приятия сути произведений. Суть эта была в своей основе
всегда удивительно человечной, ясной, светлой.
П. Трубецкой Дети. Фрагмент. Бронза. 1900
Такие работы Трубецкого, как «Мать
и дитя», «Девочка с собакой», «Дети», «Московский извозчик»,— без тени сентиментальности,
назидательности удивительны своей теплотой, внутренней гармонией.
Необычайно трогательны у Трубецкого
изображения животных, которых он так любил. Собаки, лошади в композициях
Трубецкого не являются неким безмолвным фоном. Они так же, как и люди, имеют
свои физиономии, характеры. Этими работами мастер дает определение вообще
взаимоотношений человека с окружающим миром.
П. Трубецкой. Девочка с собачкой. Гипс тонированный.
1901
Необычайная любовь скульптора
к животным была поводом для шуток среди друзей, а его вегетарианство — для
острот. Трубецкой искренне считал, что если хищнику с младенчества не давать
мяса, то в нем угасают кровожадные инстинкты и зверь становится добрым,
ласковым. В воспоминаниях К. Коровина есть строки о том, как в петербургской
мастерской Трубецкого он увидел волка, которого принял вначале за собаку.
«Добрый волк,— сказал ему Трубецкой.— Ты знаешь, он добрее собаки. Он вегетарианец,
мяса не ест, как и я». С волком в мастерской Трубецкого прекрасно уживались
баран, олень, заяц.
П. Трубецкой. Московский извозчик. Бронза. 1898
Такая удивительная любовь к животным
не была лишь чудачеством, как это иногда пытались представить. Несомненно, она
была частью мировоззрения, пусть несколько наивного, но цельного и гуманного. В
станковой скульптуре, созданной Трубецким в России, преобладают камерные, лирические
сюжеты. Очень важна для осмысления творческого пути скульптора группа портретов.
Острота видения, тончайшая творческая интуиция, даже провидческое зрение проявили
себя в портретах И. Левитана, Ф. Шаляпина, Л. Толстого. В них отсутствует философское
обобщение, спокойная отстраненность. Скульптор стремится запечатлеть характерное,
остроиндивидуальное.
П. Трубецкой. Исаак Ильич Левитан. Бронза. 1899.
Образ Левитана в портрете Трубецкого
предстает напряженным, даже трагически-надрывным. Он изображен сидящим, но это
не спокойная поза отдыхающего человека, а лишь минутная пауза в движении. Чувствуется,
внутреннее напряжение столь велико, что не позволяет расслабиться, отдохнуть.
И композиция скульптуры, и пластика, и силуэт — резкий, нервный — передают трагизм
смертельно больного мастера, который с тонкой интуицией художника почувствовал
П. Трубецкой.
Скульптора всегда привлекало обаяние
творческой личности. Недаром за годы жизни в России он создает пять портретов Льва
Толстого — одного из величайших своих современников. При этом нужно заметить, что
Трубецкой не является поклонником философии писателя. Но его не могли не увлечь
бунтарская сила духа, темперамент, творческая энергия писателя. Чисто формальными
приемами — строгая конструктивная четкость объема при подвижной, как бы вибрирующей
поверхности скульптуры — Трубецкой дает представление о личности Л. Толстого —
сильной, цельной, мятущейся и страстной.
Около 50 станковых работ создал
П. Трубецкой в России. Это был необыкновенно плодотворный период его творчества,
совпавший с годами мужания и зрелости таланта. После отъезда в Париж в 1906 году
Трубецкой кочует по Европе, переезжает в США, затем снова возвращается в Париж.
Лишь за несколько лет до смерти он вернулся на свою родину в Италию, где умер в
1938 году.
По сложной, необычной биографии
П. Трубецкого можно было бы считать мастером интернациональным. Годы его жизни
в России оставили настолько яркий след в истории нашей культуры, а для творчества
скульптора они явились таким бесспорным взлетом, что имя Трубецкого оказалось навсегда
вписанным в историю русской пластики рубежа веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий