Тициан. Динарий кесаря
Автор текста Ушакова В.
Источник: Ушакова В. О композиции./ В. Ушакова // Юный
художник. – 1991. - № 2. – с.30-35. – (Уроки изобразительного искусства)
Тициан. Динарий кесаря. Масло. Около 1516.
75 X 56. Дрезден. Картинная галерея старых мастеров.
https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2019/07/22/regnum_picture_1563796733192891_normal.jpg
Перед нами шедевр Тициана
«Динарий кесаря». Внимательно вглядимся в него. Картина удивительно лаконична,
лишена даже намека на эффектность. Мягкий поворот головы, жест руки Христа человечны
и просты, задумчивое, почти кроткое лицо притягивает своей сложной духовной жизнью.
В образе фарисея, наоборот, подчеркнут
грубый, приземленный характер — его профиль резок, лицо морщинисто.
Когда Иисус Христос
учил народ в храме, первосвященники подослали к нему лукавого человека с вопросом:
«Позволительно ли нам давать подать кесарю (римскому императору) или нет?».
Фарисеи рассчитали так: если Христос
выступит против выплаты дани, а значит, и против власти, за это его можно заточить
в темницу, если «за» — поколеблет веру народа в истинность собственного учения.
Христос понял двусмысленность
вопроса, но не смутился, а попросил показать динарий (золотая монета). «Чье на нем
изображение и надпись?» — обратился он к людям. «Кесаревы»,— ответили они. Тогда
Учитель сказал: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие — Богу».
Так Христос проучил своих недоброжелателей.
Тему встречи двух столь чуждых
друг другу миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, завершает
контраст прекрасной руки Христа, которая никогда не коснется монеты, и сильной
руки фарисея, сжавшей круглый кусочек золота.
Через некоторое время обманчивость
первого впечатления сменяется прозрением, нашим глазам открывается глубокая драматичность
момента. Изумление собственным открытием подводит к закономерному вопросу: «Каким
же путем художники достигают подобного чуда?»
Создание произведения проходит
целый ряд формальных поисков на стадии эскизов. Существенное значение имеет выбор
размера, который определяет дальнейший путь и объем работы. Данный момент очень
важен, так как здесь следует тонко почувствовать взаимосвязь содержания, строя,
силы и тональности звучания композиции.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Кроме того, с ее помощью нравственно-художественные взгляды автора получают гармоническое воплощение. У композиции свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики. Этот вопрос очень обширен, поэтому ограничимся обсуждением лишь малой его части.
Речь пойдет о сюжетной композиции, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий — сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание — его глубинная часть. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий