Иванов С. Картина
«Торг в стране восточных славян»
Автор
текста Князьков С.А.
Источник: КНЯЗЬКОВ С.А. ТОРГ
ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН./ С.А. КНЯЗЬКОВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.23-28. –
(КАРТИНЫ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ)
«На картине изображена одна
из сцен хозяйственной деятельности восточных славян в древности. По ряду метко схваченных
деталей чувствуется, что художник хорошо изучил источники — описания, идущие еще
от арабских авторов, свидетельства европейских путешественников и писателей. И
художник, и автор объяснительного текста стоят, естественно, на уровне исторических
знаний своего времени. В данном случае они придерживаются господствовавшей тогда
так называемой торговой теории В.О. Ключевского, отводившей торговле в хозяйственной
жизни восточных славян весьма значительное место. Однако за этим исчезало представление
о том, что славяне существовали в первую очередь земледелием — оно было главным
их занятием с незапамятных времен. Вот это необходимо учитывать, знакомясь с интересной
картиной и ее увлекательным описанием». (В. БУГАНОВ, доктор исторических наук)
Иванов С.
Торг в стране восточных славян
На
картине изображена сцена торга в стране восточных славян, в местности где-нибудь
поближе к владениям хазар, как эту сцену можно себе представить по археологическим
данным и письменным свидетельствам.
На заднем плане виден городок — хазарский или
славянский, построенный на высоком берегу реки, по волнам которой и прибывали
свои, славянские, и иноземные гости. Эти иноземные гости изображены в левой части
картины. Первым сидит, поджав по восточному обыкновению ноги, арабский купец в
своей белой хламиде, привезший на продажу оружие и украшения — бусы голубые и
зеленые, приготовленные из особой композиции или из стекла и почему-то особенно
нравившиеся славянам, мужчинам и женщинам, как украшение. В славянских могилах
эти бусы — частая находка. Рядом с арабом мы видим еврейского купца из Хазарии или
с того же Арабского Востока, как и его сосед, вместе с которым под охраной хорошо
вооруженных латников оба купца, может быть, и прибыли после долгих, обильных всякими
приключениями и опасностями странствий в страну славян. Дальше сидят восточные
купцы из Средней Азии, вслед за арабами и вместе с ними хорошо узнавшие по Каспию
и Волге путь в страну хазар, болгар и славян. Около них примостились уже какие-то
покупатели из обитателей степи, судя по их колпакам. Может быть, благодаря племенному
родству, они с большим или меньшим трудом, но все же непосредственно объясняются
с заезжими азиатами.
Иванов С. Торг в стране
восточных славян. Фрагмент картины
Далее
на заднем плане, за еврейским купцом, выдается червленый нос варяжской ладьи, только
что причалившей к торгу. Закованный в железо, накинув на плечо багряное корзно,
владелец ладьи, викинг, прибывший из далекой Скандинавии, готовится сойти на землю,
опытным взглядом окидывая развернувшуюся перед ним картину, чтобы сразу решить:
быть ли ему здесь купцом или, положившись на свой булатный меч и верную дружину,
нагрянуть с боевым кличем и овладеть силой всем привезенным сюда богатством.
В
правой части картины изображены те, торговать с которыми приехали далекие иноземцы.
Это подданные хазар — славяне с верхней Оки и с северных левых притоков Днепра
и их соседи по расселению, представители финских племен — чуди белоглазой. Они принесли
на обмен и на продажу шкуры диких зверей, меха, корчаги смолы и дегтю, мед, воск
— все плоды и трофеи своего тяжелого лесного труда. Привели на продажу и пленного,
надев на него колодку и связав несчастного, чтобы он не убежал, — это дорогой товар,
за славянского раба, крепкого и выносливого, неприхотливого, арабский купец даст
злата, хазарский еврей не пожалеет той яркой пурпуровой ткани, которой он так заманчиво
слепит глаза наивным обитателям лесов, и видом не видавших никогда такой блистательной,
яркой роскоши в своих дремучих лесных углах.
Иванов С. Торг в стране
восточных славян. Фрагмент картины
За
толпой иноземных гостей и славян видны мачты судов и ладей, на которых прибыли
те и другие к торговому городку. Но не все пришли сюда водой! Из толпы выдается
неуклюжая голова верблюда — кто-то из азиатских торговцев предпочел, по-видимому,
морскому и водному пути, может быть, еще более неверный путь — сухой и пробирался
сюда через пески Средней Азии, по степям севернее Каспия. Это его дело: мы не можем
сказать, почему верблюд показался ему надежнее лодки.
Судьба
судила славянам основаться на прочное житье в странах, в которые или через которые
прошли проторенные торговые пути. Славянская земля — Приднепровье по преимуществу
— издавна была страной по торговому пути с Юга на Север и перепутьем между Западом
и Востоком в их торговом обмене. Задолго до того времени, когда племена восточных
славян жили по Днепру и его притокам, где их обозначает летописное предание, путь
сюда знали народы древнего мира, греко-восточной поры его развития. Сюда пробирались
еще финикийские купцы. Древние греки основали в торговых целях ряд колоний — по
северному берегу Черного моря и по Днепру, Днестру, Бугу и Дону глубоко забирались
в страну, которая потом стала славянской. Многочисленные находки греческой посуды,
ювелирных изделий и монет в области Среднего Поднепровья дают живые свидетельства
древности торгового движения по Днепру.
В
черноморских степях южные речные пути с Юга на Север близко соприкасаются с речными
же путями с Запада на Восток там, где сближаются системы притоков Днепра и Дона,
а через Дон и Волги. Посредниками тут служили, начиная со скифов, все иранские
и тюркские племена, сменявшие одно другое во владении степью. Много раньше VI века,
когда начинают появляться первые письменные и нумизматические свидетельства о существовании
торгового обмена между Западом и Востоком через черноморские степи, пути этого
обмена являются хорошо проторенными. Находки целыми кладами в сотни монет римских
«сребреников» конца I, II и III веков по всей территории, населенной славянами,
свидетельствуют об оживленном торговом движении с Запада.
Когда
славянские племена прочно осели в Поднепровье, они стали деятельными участниками
в этом издавна установившемся торговом движении. Сначала славяне были только поставщиками
того товара, за которым приезжали иноземные гости, а потом и сами стали возить
свой товар на иноземные рынки.
Благодаря
этому славяне вошли деятельной силой в круговорот торговой жизни тогдашних народов
и хорошо вызнали пути и направления, по которым и в которых видимым образом шла
торговая жизнь тех времен. Все это сделало славян, несмотря на отдаленность их
страны от культурных центров тогдашней жизни, деятельными участниками и заметной
величиной в быте тогдашнего европейского и азиатского человечества.
Наша
начальная летопись сохранила живое и отчетливое воспоминание о той роли, которую
пришлось играть славянству в круговороте тогдашней жизни. И любопытно, что это воспоминание
говорит именно о путях, которые связывают страну славян с окружным миром. Помещая
свое описание в начале повествования о славянах, летопись точно торопится подчеркнуть
общение славянской земли и народа с землями и народами всего известного тогда мира:
«Бе путь из Варяг (Шведское
побережье Балтийского моря) в греки и из грек по Днепру, и верх Днепра волок (перетаскивали
суда по суху) до Ловати и по Ловати внити в Ильмень озеро великое, из него же
потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское), и того озера устье (река
Нева) внидет в море Варяжское (Балтийское море), и по тому морю итти до Рима (то
есть до стран Западной Европы), а от Рима прийти по морю же ко Царю-городу, а
от Царя-города прийти в Понт море (в Черное море), в него же втечет Днепр река.
Днепр бо потече из Оковьского леса и потечет на полдне, а Двина истого же а потечет,
а идет на полуношье и внидет в море Варяжское; из того же а потече Волга на восток
и втечет з море Варяжское; из того же леса :отече Волга на восток и втечет семьюдесятью
жерел (устий) в море Хвалисское (Каспийское). Тем же из Руси можно итти по Волзе
в Болгары (Прикамский край), и в Хвалиссы (Закаспийские страны), и далее на восток
дойти в жребий Симов (арабы), а по Двине в Варяги (Швеция и Прибалтийские страны),
из Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хамова (север Африки)».
Так
подробно и точно знал древний русский летописец направления путей в те отдаленные
страны, которые он называет. Не один век должен был уйти на то, чтобы вызнать эти
направления от области Среднего Днепра.
«Этот Днепр с притоками,—
говорит профессор В. О. Ключевский,— и сделался для восточных славян могучей питательной
артерией народного хозяйства, втянув их в сложное торговое движение, которое шло
тогда в юго-восточном углу Европы. Своим низовым течением и левыми притоками Днепр
потянул славянских поселенцев к черноморским и каспийским.
Это торговое движение вызвало
разработку естественных богатств занятой поселенцами страны. Восточные славяне
знали преимущественно лесную полосу равнины. Эта лесная полоса своим пушным богатством
и лесным пчеловодством (бортничеством) и доставляла славянам обильный материал
для внешней торговли. С тех пор меха, мед, воск стали главными статьями русского
вывоза; с тех пор при хлебопашестве для себя или с незначительным вывозом и началась
усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся целые века и положившая глубокий отпечаток
на хозяйственный и общественный быт и даже национальный характер русского народа.
Лесной зверобой и бортник — самый ранний тип, явственно обозначившийся в истории
русского народного хозяйства. Одно внешнее обстоятельство особенно содействовало
успехам славянской торговли.
С конца VII века по южнорусским
степям стала распространяться новая азиатская орда, хазары. Это было кочевое племя
тюркского происхождения, но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие
за ним азиатские орды, преемственно государствовавшие в южнорусских степях. Хазары
скоро стали покидать кочевой быт и обращаться к мирным промыслам. В VIII веке среди
них водворились из Закавказья промышленные евреи и арабы. Еврейское влияние здесь
было так сильно, что династия хазарских каганов со своим двором, то есть высшим
классом хазарского общества, приняла иудейство. Раскинувшись на привольных степях
по берегам Волги и Дона, хазары основали средоточие своего государства на низовьях
Волги. Здесь столица их Итиль скоро стала огромным торжищем, где жили магометане,
евреи, христиане и язычники. Хазары покорили племена восточных славян, жившие близко
к степям,— северян, вятичей. Но хазарское иго доставляло покоренным большие экономические
выгоды. С тех пор для них, как данников хазар, были открыты степные, речные дороги,
которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар по этим
рекам пошла бойкая торговля из Поднепровья. Мы встречаем ряд указаний на успех
этой торговли. Арабский писатель Хордадбе, современник Рюрика и Аскольда, писавший
не позже 870-х годов, замечает, что русские купцы возят товары из отдаленных краев
своей страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет
с них десятину (торговую пошлину), что те же купцы плавают по Волге, спускаются
к хазарской столице, где властитель хазарский берет с них также десятину, выходят
в Каспийское море, проникают на юго-восточные берега и даже провозят свои товары
на верблюдах до Багдада. Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далекие
и разносторонние торговые пути с берегов Днепра и Волхова! Восточная торговля
Поднепровья, как ее описывает Хордадбе, могла завязаться, по крайней мере, лет за
сто до этого арабского географа.
Впрочем, есть и прямое
указание на время, когда завязалась и развилась эта торговля. В области Днепра
найдено множество кладов с древними арабскими монетами, серебряными диргемами.
Большая часть их относится к IX и X векам ко времени наибольшего развития восточной
торговли Руси. Но есть клады, в которых самые позднейшие монеты не позже начала
IX века, а ранние восходят к началу VIII века; изредка попадаются монеты VII века
и то лишь самых последних его лет. Эта нумизматическая летопись наглядно показывает,
что именно в VIII веке завязалась торговля славян днепровских с хазарским и Арабским
Востоком. Но этот век был временем утверждения хазар в южнорусских степях; ясно,
что хазары и были торговыми посредниками между этим Востоком и русскими славянами.
Следствием успехов восточной торговли славян было возникновение древнейших торговых
городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города:
Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород и др. В ту минуту, с которой она начинает
свой рассказ о Руси, они являются уже значительными поселениями. Но довольно беглого
взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы
успехами внешней торговли Руси: большинство их вытянулось длинной цепью по главной
речной дороге Днепра — Волхова... Восточные славяне расселились по Днепру и его
притокам разбросанными одинокими дворами. С развитием торговли возникали среди
этих дворов сборные пункты, места промышленного обмена, куда сходились звероловы
и бортники для торговли, для «гостьбы», как говорили в старину. Такие сборные пункты
получили название «погостов». Мелкие сельские рынки тянулись к более крупным, возникавшим
на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками
между туземными промышленниками и иностранными рынками, и вырастали наши древнейшие
города по Днепру и его притокам. Города эти служили торговыми центрами и главными
складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов».
До
нас дошло живое описание самого круговорота торговой деятельности первоначальных
русских городов, принадлежащее перу византийского императора Константина Багрянородного.
В 9-й главе своего сомнения «Об управлении государством», написанного около половины
X века, Константин рассказывает, что «люди,
прибывающие в Константинополь из внешней Руси (то есть из стран, лежащих за Киевом),
идут частью из Новгорода... частью из города Смоленска, из Любеча, Чернигова и
Вышгорода. Все они плывут вниз по Днепру и сходят у города Киева, называемого также
Самватос. Славяне же, платящие дань Руси, так называемые кривичи, лучане и другие,
рубят у себя в горах древесные стволы в зимнее время, обтесывают их и весною, как
только лед растает, свозят в ближайшие озера. Спустивши суда в Днепр, они отправляются
вниз по реке и плывут к Киеву. Здесь они вытаскивают ладьи па берег и продают их
руссам. Последние покупают только самые суда, которые сами снабжают веслами, скамьями
для гребцов и прочими снастями от старых ладей.
В июне месяце они (руссы)
пускаются в плавание по Днепру и плывут до Витичева - города, находящегося под властью
руссов. Здесь они собираются в течение двух или трех дней; когда же соберутся
все ладьи, они отправляются далее и плывут вниз по Днепру. И сперва они приплывают
к первому порогу, называемому Есупи, что значит по-русски и по-славянски «не спи».
Хоть этот порог настолько узок, что имеет только ширину циканистериона (одного здания
в Византии), но посреди его возвышаются крутые, высокие скалы, имеющие вид островов.
Когда волны приливают к ним, то высоко поднимаются и низвергаются (со скал) вниз
с сильным ревом. Поэтому руссы не решаются плыть прямо между скалами, но, остановившись
вблизи их, высаживают людей, оставляя все на ладьях. Раздевшись, они идут в воду,
ощупывая ногами дно, чтобы не наткнуться на какой-нибудь камень, причем одни двигают
вперед шестами нос, другие среднюю часть, третьи корму судов. Так они минуют со
всевозможною осторожностью этот первый порог, обходя его угол и держась около
берега реки. Прошедши этот порог, они снова забирают остальных (высаженных) с берега
и плывут далее ко второму порогу, называемому по-русски Ульворси, по-славянски
Островунипрах, что значит «остров порога». Он так же опасен и труден для проезда,
как и первый; и они опять высаживают людей и тащат ладьи, как и в первый раз. Таким
образом, подходят они к третьему порогу по имени Геланери, что значит по-славянски
«шум порога». Затем они подходят к четвертому большому порогу, называемому по-русски
Айфор, по-славянски Неасит... У этого порога все суда останавливаются, люди, выбранные
для того, чтобы стоять на страже, выходят и отправляются на свои места: эту стражу
они отбывают очень внимательно по причине близости печенегов. Остальные вытаскивают
груз, имеющийся в ладьях, выводят оттуда также скованных невольников и ведут их
по суше на протяжении 6000 шагов, пока не минуют порога. Таким же образом они или
тащат за собою, или несут на плечах свои ладьи, пока не придут по ту сторону порога.
Там они спускают опять их в воду, нагружают снова свои меха и сами садятся в ладьи.
Достигнув пятого порога, называемого по-русски Варуфорос, по-славянски Вульнипрах,
потому что он образует большой водоворот, они опять проводят суда, держась берега
реки, как у первого и второго порогов. Затем они приходят к шестому, который называется
по-русски Леанти, а по-славянски Верутци, то есть бурление воды. Подобным же образом
они минуют и его и плывут отсюда к седьмому порогу, называемому по-русски Струкун,
по-славянски Напрези, что означает «малый порог». И они прибывают к так называемому
Крарийскому перевозу, у которого херсониты переправляются из Руси, а печенеги в
Херсонес. Этот перевоз имеет ширину ипподрома, и высота берега, которую видит глаз
снизу, такова, что пущенная оттуда стрела как раз попадает в плывущих. Поэтому печенеги
приходят сюда и нападают на руссов. Прошедши это место, они пристают к острову,
называемому именем св. Григория; на этом острове они совершают свое жертвоприношение,
так как на нем стоит очень высокий дуб. Они приносят в жертву живых петухов. Они
также втыкают в землю кругом стрелы, другие кладут хлеб и мясо и что каждый из них
вообще имеет при себе, сообразно с их обычаем. О петухах они бросают жребий, резать
ли и есть их или оставить живыми. Прошедши этот остров, руссы не боятся более печенегов,
пока, наконец, они приплывают в реку Селину».
Добравшись
до Царьграда, славяно-русские купцы могли торговать там шесть месяцев. Останавливались
славяно-русские купцы не в самом городе, а в одном из его предместий «у святого
Мамы» (монастырь св. Мамонта).
Во
время своего пребывания в Царьграде славяно-русские купцы пользовались от греческого
правительства даровым кормом и даровой баней. Входить в самый город для торговли
славяно-руссы могли не иначе, как в сопровождении греческого пристава, без оружия
и не менее 50 человек за раз. В городе они продавали свои товары и покупали греческие,
не платя пошлин. По окончании торга греки должны были давать славяно-русским купцам
съестные припасы и нужные корабельные снасти для обратного пути. Еле-еле к октябрю
попадали купцы обратно в Киев, а в ноябре им приходилось уже ехать по внутренним
торгам и торжкам, распродавая купленные летом заморские товары, скупая для будущего
летнего похода за море лесные продукты.
Так
совершался в те отдаленные времена круговорот торговой жизни у восточных славян
и руссов.
Описание
Константина Багрянородного было составлено им в ту пору, когда в славянских городах
утвердились уже и княжили норманнские, варяжские князья. Но еще полного слияния
варягов-руссов и славян не произошло. Константин очень определенно различает ладьи
славян и руссов, а в описании порогов не забывает привести русские, то есть норманнские,
и славянские имена порогов.
Варяги
тоже издавна появились на великом водном пути. По Неве, Ладоге, Волхову, Ловати
и затем по Днепру большими и малыми ватагами пробирались они в Византию, где нанимались
на военную службу к византийскому императору. По дороге они могли подолгу засиживаться
в славянских городах, то в качестве гостей, то более или менее временных хозяев,
когда им удавалось силой завладеть тем или иным городом; но по большей части они
заживались в славянских городах в качестве наемников, вооруженной стражи славянских
торговых караванов и складов. Вместе со славянами они стали участниками торгового
движения и на восток, в страну болгар и хазар.
Константин
Багрянородный оставил нам подробное описание торгового пути и торгового круговорота
жизни славяно-руссов по великому водному пути из варяг в греки. Яркую картину славяно-русской
торговли на Востоке, по Волге, дают арабские писатели. Они рассказывают, что в
страну болгар, то есть на Среднюю Волгу, славяно-русские купцы приходили в лодках,
целыми дружинами; здесь они строили свои балаганы и раскладывали в них свои товары,
ожидая покупателей. В числе этих товаров главное место занимали меха, которые
ценились очень дорого у арабов и считались царским украшением. Кажется, весь торг
у них со славянами шел на меха; куньи меха шли со стороны славян вместо монеты;
слово «куны» долго, до татар, значило у нас — деньги. Две куньи шкурки равнялись
2 '/г арабским диргемам, потому что «чеканной монеты своей у них нет,— замечает
араб-современник,— и звонкую монету заменяют куньи меха». Особенно ценили арабы
мех черно-бурых лисиц, и когда татарское нашествие прекратило всякую торговлю с
Русью, арабы отметили с сожалением это прекращение отсутствием привоза в их страну
черно-бурых лисьих мехов (1224 г.).
Продавали
славяне дары своего леса: меха, кожи, мед, смолу, а также и плоды военной удачи
— рабов. В те суровые времена пленные всегда становились рабами своих победителей.
Покупали
славянские купцы у греков шелковые ткани, золото, кружева, всякие лакомства, вина,
мыло, губки; у хазар и арабов приобретали они бисер, драгоценные камни, сафьян,
сабли, ковры, пряности; с Варяжского моря привозили они янтарь, бронзовые и железные
изделия, олово, свинец и особенно славившееся тогда северное оружие — мечи и топоры.
Купленным у одних они торговали с другими, и таким путем число предметов их торга
было очень значительно.
При
торговле с образованными народами славяне употребляли также иностранную монету —
«арабчики» или греческую — «златницы». Впрочем, чаще всего меняли товар на товар.
С дикими народами они вели исключительно меновую торговлю.
Заходя
часто в такие страны, языка которых не знали, тогдашние купцы все-таки ухитрялись
и покупать и продавать, ведя так называемую «немую» торговлю. Летопись сохранила
одно воспоминание о такой торговле. «Есть
горы около моря,— читаем там,— высота их до небес; в горах тех живут люди, и языка
их нельзя понять: показывают рукой и помавают рукой, прося железа; и если кто даст
им нож или топор, дают в обмен меха».
Один
арабский писатель так рассказывает о торговле приволжских болгар с дикими народами,
населявшими леса к северу от средней Волги. «Болгары,— говорит он,— приносят свои товары для продажи, и каждый, отметив
свой товар знаком, оставляет его на том месте, куда приходят туземцы, а сами удаляются,
спустя немного времени купцы приходят опять и находят на том месте товар, какой
продают жители этой страны. Если купец доволен количеством и качеством положенного
туземцами, то оставляет свой и берет то, что принесли туземцы; если же недоволен,
то берет обратно свой товар». Также торговали с дикарями, вероятно, и славянские
купцы.
Славяно-русские
и иноземные купцы в целях скупки нужных им для вывоза товаров бродили большими
и малыми артелями по всей стране восточных славян. Покупая и выменивая то, что им
было нужно, гости распространяли по всей стране и местные и иноземные товары. Особенное
распространение из иноземных товаров, судя по археологическим находкам, имели разные
украшения, особенно стеклянные бусы и мелкие поделки из серебра. Но насущное значение
для внутренней торговли имели, как можно думать, соль и металлы, «так как во всем остальном,— замечает проф.
М. Грушевский,— главнейшие потребности народной жизни удовлетворялись местными
продуктами и изделиями». Соли не добывалось в стране восточных славян, и этот
необходимый для человеческого существования продукт везли издалека — из Крыма, с
берегов Балтики, из теперешней Галиции. Известия о доставке соли в киевские края
из Галиции сохранились в летописной записи, относящейся, правда, к концу XI века,
когда в Киеве случился острый соляной голод: «Не стало соли во всей Русской земле»
— шла война у киевского князя с галицким, и торговым людям не стало пути из Галича
и Перемышля к Киеву. Но, несмотря на поздний характер этого известия о ввозе соли
в страну славян из Галиции, можно смело думать, что так дело обстояло и в более
древнее время. Что касается металлов, то славяне, несомненно, умели добывать железо
из болотной руды, но его не хватало, и железо приходилось тоже покупать на стороне.
Арабский писатель Аль-Бекри утверждает, что свинец и олово привозили в страну славян
торговцы с Запада. С Запада шла к славянам и медь. Другим источником, снабжавшим
славян металлами, могли быть Пермские и Приуральские страны, где находят следы
очень древних разработок тамошних богатых руд. Отсюда железо и медь попадали в страну
славян через финнов.
Торговым
центром как для внутренней, так и для внешней, заграничной торговли давно, может
быть, еще в VIII веке обозначился в стране славян Киев, возникший на южном исходе
великого водного пути по Днепру. Поместившись ниже устьев главных притоков Днепра
— Припяти и Десны, Киев естественно становился сборным пунктом для всего, что двигалось
по днепровской системе рек. А эта система своими разветвлениями близко соприкасалась
с системами других больших водных путей. Припять соединяла систему Днепра с системой
Буга и Вислы, Сейм — с системой Дона, Десна — с системой Оки, верховья самого Днепра
близко подходят к верховьям Западной Двины, Волги и соприкасаются с водными путями,
ведущими в озерную область.
Киев
же являлся перекрестком и сухопутных путей. Через Киев шел путь из Волыни и «из
ляхов», а также и более юный из Чехии и Венгрии — через Галицию. От Киева шел
путь на северо-восток в Курскую область и на юго-восток к Переяславлю Южному, откуда
и получали свое направление три знаменитых впоследствии пути — «греческий», имевший
направление по Днепру в византийские владения в Тавриде, «западный», шедший по
Днепру вниз и сворачивавший где-то не выше Канева к юго-востоку, и «соляной»— торная
дорога в Крымские солончаки за солью. Соль в Крыму добывалась с очень давних пор
и вывозилась отсюда даже в Малую Азию. «Кроме вывоза соли, в Крыму,— говорит проф.
М. Грушевский,— должен был происходить такой же обмен русских продуктов на греческие
и вообще южные товары, какой лишь в большем размере велся в Константинополе». Константин
Багрянородный говорит, что в крымских городах сосредоточивалась греческая торговля
со степными кочевниками, что херсонесцы покупали у печенегов шкуры и воск; шкуры,
действительно, могли быть печенежским товаром, но воск к печенегам мог попадать
только из славянских рук, так как печенеги были дикие кочевники и пчеловодством
вряд ли могли заниматься. Во всяком случае, наличность целых трех сухопутных путей
на юг, к Крыму, и возникновение впоследствии даже особого русского города и княжения
в Крыму — Тмутараканского, настолько обширного и богатого, что счастливый соперник
Ярослава Мудрого, его брат Мстислав, не захотел переехать из Тмутаракани в Киев,
свидетельствуют о большом значении торговом, а впоследствии и политическом, этих
путей, ведших от Киева в Тавриду.
Являясь,
таким образом, центром и перекрестком сухопутных и речных путей с Юга на Север
и с Запада на Восток, Киев, естественно, стал центром, где особенно оживленно и
интенсивно кипела торговая деятельность. Скоро благодаря этому Киев обозначился
и как политический центр страны, все богатство, вся хозяйственная жизнь которой
так или иначе фиксировалась в Киеве. Все торговые города, вытянувшиеся нитью по
Великому водному пути, находились в экономической зависимости от Киева. «В Киеве
сходились нити их благосостояния: он мог подорвать их торговлю, перерезав главную
артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру
к азовским и черноморским рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было иметь
друзей в Киеве, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги».
Вот почему, когда стало под руководством варяжских князей складываться Русское
государство, Киев, естественно, сделался столицею нового государства, властно державшего
в зависимости от своих князей отдаленные края славянской стороны. Это значение
Киева как центра государственной жизни выросло из его значения как центра народнохозяйственной
жизни, около трех веков к Киеву тянувшей и из Киева только имевшей выход на широту
и простор международного обмена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий