Рождество Богородицы. Красота праздника
Автор текста: Сергеев В.
Источник: СЕРГЕЕВ В.
Рождество Богородицы./ Валерий СЕРГЕЕВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. –
с.13-16. – (Годовой круг праздников)
Рождество
Богородицы. Деталь иконы
В ясный день осенний
листья
Ветер ввысь поднимет вмиг,
Богородицы Пречистой
В небе складывая лик.
Славься, Дева Пресвятая,
Славься, радостная мать,
В честь твою, как в вешнем мае,
Будет солнышко сиять! http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/rozhdestvo-bogoroditsy/4.htm
Ветер ввысь поднимет вмиг,
Богородицы Пречистой
В небе складывая лик.
Славься, Дева Пресвятая,
Славься, радостная мать,
В честь твою, как в вешнем мае,
Будет солнышко сиять!
Этот
праздник, как и другие церковные праздники, пришел к нам из Византии, одновременно
с крещением Руси. Уже первым поколениям русских христиан было известно,
что торжество это, ежегодно вспоминающее и прославляющее рождение Марии — матери
Иисуса Христа, очень давнего происхождения и, возможно, восходит к первым векам
нашей эры.
В богослужебных славянских книгах можно прочесть имена авторов, которые
складывали вдохновенные песнопения в честь Рождества Богородицы, - это знаменитые
византийский поэты- гимнографы VI—IX веков: Стефан Святоградец, Андрей Критский,
Иоанн Дамаскин, Иосиф Студит, чьи произведения в переводе на церковнославянский
язык звучат в русской православной церкви. Те новокрещеные русичи, кто преуспел
в глубоком постижении «поучения книжного», твердо знали, что сам праздник еще
древнее этих поэтических текстов, и указания на него имеются уже в творениях святого
Иоанна Златоуста, который жил в IV веке. Однако само событие Рождества Богоматери,
и это понимал каждый человек, книжный и вовсе неграмотный, относится ко временам
куда более отдаленным, доевангельским. Его смысл нашим предкам был известен с
детских лет благодаря выдающемуся произведению раннехристианской литературы, которое
ежегодно вслух прочитывалось в церкви. Это произведение носит название Протоевангелия
или Первоевангелия Иакова. Оно представляет собой подробное повествование о жизни
Богоматери. Как известно, в четырех канонических Евангелиях, входящих в Священное
писание, о Марии говорится очень немного, и евангелисты пишут главным образом о
ее Сыне. Поэтому можно понять, какое важное место занимает Первоевангелие в христианском
предании. Именно из него известно и о родителях Марии, и о тех необыкновенных событиях,
которые предшествовали ее рождению, и о самом ее Рождестве...
Рождество
Богородицы приходится на 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому), на
то время ранней, золотой осени, которое нередко дарит последними по-летнему теплыми
днями. Словно празднично украшенный храм, стоят осенние леса, полыхая золотисто-желтыми,
красными, багряными, зелеными огнями. Собран урожай, закончены хотя и не все, но
самые трудные крестьянские работы. Отдыхают поля, подходит время передохнуть и
труженику-земледельцу. Совсем недавно, 1 сентября, отпраздновали Новый год. (Первоначально христианский Новый год на
Руси отмечался 1 марта; с XIV века по 1700 год - 1 сентября. Январский Новый
год, установленный Пером I, был только граждански праздником. Церковный же год
до наших дней считается с 1 сентября).
И
вот неделю спустя наступает первый в году великий церковный праздник, он же первый
день бабьего лета. В народе так и зовут его «Бабий день». Издавна ведется примета
— выдастся он сухим и теплым, значит, и осень будет долгая, «ведряная»,— с устойчивой
хорошей погодой. В северных областях России, на Вологодчине и в Костромских пределах
зовут его «луков день». По ясной погоде здесь дергают с гряд, запасают на всю
долгую зиму созревшие золотистые луковицы. Странное дело: издавна существует и
строго соблюдается в народе церковный запрет на какую-либо работу в большие праздники.
А в этот день принято также в иных местах доставать из ульев душистые медовые соты.
Видно, приятные и необременительные эти занятия и за труд не считались,
делались в охотку и на радость, не мешая праздничному настроению. Но это все
бытовые, домашним обиходом связанные приметы праздника. Духовное же в нем
соучастие — совсем в другом.
Рождество Богородицы.
Конец XV — начало XVI века. Новгородский историко-архитектурный
музей-заповедник.
Накануне
вечером, «пришедшу на запад солнцу», над сельскими полями и городскими улицами в
прозрачном осеннем воздухе торжественно гудят колокола, созывая празднично приодетый
люд в церкви. Повсюду этот день велик и почитаем, но особое торжество там, где сегодня
«престол», в храмах, посвященных Рождеству Богородицы. А их на Руси немало. Есть
и городские соборы, как, например, в древнем Суздале, чьи кители почитают 8 сентября
своим городским праздником. И многие именитые монастыри, от подмосковного Саввино-Сторожевского
под Звенигородом до далекого северного Ферапонтова посвящены тому же событию.
Прекрасные соборные храмы возводили здесь талантливые зодчие и умельцы-каменщики.
А один из них, в обители Рождества Богородицы близ города Боровска, белокаменный,
стройный, вдохновенно возносивший к небу свою увенчанную крестом главу, современники-летописцы
XV века за красоту и сияющую чистоту сравнивали с невестой. Деревянных и каменных
церквей того же посвящения, разбросанных по русским просторам, по селам, погостам,
городским посадам и слободам, и вовсе не перечесть. Особенно много церквей Рождества
Богородицы стали строить в Московской Руси после 1380 года, в память о великой победе
над завоевателями-татарами, потому что Куликовская битва произошла как раз 8 сентября,
на самый праздник «честнаго Рождества Пречистой Богородицы, заступницы усердной
за род христианский». Одна из первых, памятных — в Московском Кремле.
Длительна
и размеренна вечерняя служба в канун праздника. Отпылал на горизонте холодный
осенний закат, загадочны сумерки за слюдой церковного оконца, когда под сводами
храма в долгой чреде молитв, песнопений, чтений наступает время и этому. Его можно
слушать сидя, и все, стар и млад, рассаживаются на скамьи вдоль стен, дети устраиваются
на солее — возвышении перед иконостасом, чтобы сочувственно внимать древнему повествованию
о Рождестве Богородицы. И вот начинается чтение, неторопливо, отчетливо, нараспев...
Несказанно давно, еще до
явления в мир Спасителя, далеко-далеко, на Святой земле, жила супружеская пара.
Имя мужа было Иоаким, жену звали Анной. Люди они были богатые и родовитые, делали
много добра и были усердны к храму, ревностно и от души выполняя предписания ветхозаветной
своей веры. Но, к великой их скорби, не было у них детей. А по учению их религии,
отсутствие детей — знак отверженности, неблагословения свыше, почти проклятие.
В отчаянии Иоаким удалился
в пустыню, где сотворил себе жилище и решил больше не возвращаться домой. Жена
его Анна осталась дома одна со служанками. И вот наступил памятный, но горький
для нее день — годовщины свадьбы. Безутешно плачет несчастная женщина — ведь она
осталась теперь не только без детей, но и без мужа... Надев сохранившиеся как память
брачные свои одежды, Анна выходит в сад...
Подлинная,
высокая литература, исполненная драматизма и научающая сочувствию, живому сопереживанию,
предлагалась в тот предпраздничный вечер в церковном чтении сотням тысяч русских
людей, из года в год, из поколения в поколение.
Одно
из самых удивительных мест Протоевангелия — плач Анны в саду, потрясающий по силе
чувства, скорби и надежды. Образы этого плача коренятся в самых глубинных ощущениях,
связывающих человека с окружающим его миром. Во время молитвы, подняв глаза к
небу, Анна видит на дереве птичье гнездо и, зарыдав, взывает к безответному небу:
«Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась
я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи!
Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже
воды и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться,
потому что земля приносит плоды свои».
Собор Рождества
Богородицы. Суздаль, Кремль. XIII—XVI век. https://cdn.photosight.ru/img/2/cb3/5057091_xlarge.jpg
Такой
силы и скорби молитва, повествует Первоевангелие, не могла быть неуслышанной. Ангел
— небесный вестник является Анне со словами утешения и надежды. Вскоре вернется
домой Иоаким, и в положенный срок Анна родит девочку, которую назовут Марией. Но
эта по-человечески трогательная история с хорошим концом становится событием вселенского,
космического значения. Ведь, по церковному учению, родилась не просто чудная маленькая
девочка, радость и утешение родителям, но будущая мать Иисуса Христа, Спасителя
мира, вочеловечившегося Бога, с воплощением которого земное соединяется с небесным,
человеческое с божественным, а люди обретают возможность жизни в вечности.
Эта
мысль звучит уже в Первоевангелии, но особо подробно развивается в песнопениях праздника,
удивительно образных, ярко поэтичных. Поэзия эта в подлинном смысле слова космична.
Небо и земля, все творение участвует в событиях Рождества Богородицы. Рождение
Марии — это победа света над тьмой. Явление ее в мир — первые лучи зари, предвещающие
восход солнца — Христа Спасителя. Она свеча, озаряющая землю золотым неугасимым
светом вечности. Соединяющая небесное и земное, Богоматерь прославляется здесь
как плодоносная земля, на которой возрастает хлеб небесный. Она сравнивается с
колосом, дающим спасительный хлеб человечеству, с виноградной лозой, на которой
созреют сладостные гроздья, с цветущим садом. Она, маленькая, только что
родившаяся — цветок на яблоневой ветви, завязь будущего благоухающего яблока.
Она же — удивительный храм, дивная палата, в которой установлен божественный престол.
Один
из самых глубоких и тонких образов — это сравнение Марии с книгой. Запечатленная,
закрытая книга... Ее нельзя ни раскрыть, ни прочесть тому, кто ведает лишь земное.
Только духовное, горнее зрение откроет читающему смысл таинственных строк. Но,
пожалуй, господствующая, сквозная поэтическая тема всего праздничного богослужения
— тема радости. Рождеству Богоматери радуются небо и земля, ангельский и человеческий
род. Даже неодушевленная природа, горы и холмы призваны к соучастию в торжестве
праздника. Взволнованно звучит обращение к людям: «Торжествуйте, обновляйтесь духом,
радуйтесь, веселитесь, ликуйте, пойте: «Ныне да веселится небо, да радуется же земля!»
Вся эта высокая поэзия — не просто тексты, она воплощена музыкально, в чистых,
серебристых напевах, в хоровом искусстве, которым веками славилась Русь.
Темами
этого праздника вдохновлялись многие поколения русских художников. Они получили
зримое воплощение на иконах, в настенных храмовых росписях, в лицевом шитье. Вероятно,
в Древней Руси не было ни одного мастера кисти, знаменитого или безвестного, который
бы не изображал «Рождества Пречистыя». Можно твердо сказать, что значительное место
праздник занял в творчестве великого Феофана Грека, который вместе с русским иконописцем
Семеном Черным расписывал в 1395 году упомянутый уже храм Рождества Богородицы в
Московском Кремле. Эти росписи не сохранились, но на удивительных по красоте и
возвышенности фресках Дионисия в Ферапонтове монастыре мы доныне имеем возможность
увидеть изображения Рождества Марии и связанных с ним событий.
Рождество
Богородицы. Дионисий. Фрагмент росписи портала Рождественского собора Ферапонтова
монастыря. Начало XVI века. https://www.grad-petrov.ru/wp-content/uploads/2015/09/8009620965_0138aecdac_c.jpg
За
многие века в православном искусстве сложился легко узнаваемый тип такого изображения.
Иконография Рождества Богородицы изображает Анну полулежащей или сидящей на ложе
в глубокой задумчивости. К ней подходят служанки, которые подносят ей в сосудах
питье и еду. Мария — на руках у повивальной бабки, которая сидит перед купелью,
готовясь искупать новорожденную. Место Иоакима — различно. Иногда он рядом, чаще
изображен отдельно, в окне соседнего здания. Следуя этому канону, каждый художник
вкладывал в работу свое понимание события, собственное его переживание. Возвышенная
красота и торжественность, воплощенные в сиянии чистых, ярких красок, в идеальных
пропорциях вытянутых, словно бы лишенных земного притяжения фигур, отличает многие
иконы. Для других мастеров на первом плане драматизм события, его глубокий смысл,
отраженный в ликах, потрясенных и исполненных одновременно осознания происходящего.
Рождество Богородицы.
Икона. XV век. Псковская школа. Музей-квартира П.Д. Корина.
На
псковской иконе «Рождества Богоматери», написанной в XV столетии, поражает
образ Анны — огромной духовной силы и как бы таинственного ведения будущей
необыкновенной судьбы дочери.
В
XVI столетии одной из распространенных тем в русской иконописи станет
изображение Рождества в окружении клейм - сцен, иллюстрирующих историю жизни Богоматери.
Иконописцы XVII века с их вниманием к подробностям, любовно изображенным частностям
семейных отношений и быта, торжество и радость праздника передают и сложным, музыкальным
ритмом архитектуры, обилием орнамента, сочной красочностью.
Русские
иконы Рождества Богородицы, а их сохранились сотни, могли бы составить целую интересную
галерею творчески осмысленных, разнообразных по духу и стилю произведений.
Но
как же отразился этот праздник в новой, светской культуре России? Русская живопись
двух последних столетий нередко вдохновлялась и вдохновляется прекрасными храмами,
построенными в честь Рождества.
Неизвестный художник.
Вид Малой Дмитровки с церковью Рождества Богородицы в Путинках. 1860—1870.
Масло. Государственный Исторический музей.
Из
множества картин и графических листов на эту тему можно по праву выделить пейзажную
работу «Вид Малой Дмитровки с церковью Рождества Богородицы в Путинках». Картина
создана в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия. К сожалению, имя ее
автора сейчас неизвестно. Здесь Изображен храм XVII века, и в наши дни представляющий
достопримечательность и гордость Москвы. Написанная в перспективе старой московской
улицы, с ее небольшими уютными домами и двориками, в соседстве с деревьями, в мягком
свечении летнего дня, эта старинная церковь безмолвно, но явственно свидетельствует
о былом, о мыслях и чувствах людей, воздвигших ее некогда на земле «в память и
похвалу» Богоматери и чтимого на Руси ее великого праздника.
Это
соединение земного творчества с неистребимой духовной тягой человека к вечному
хорошо выражено в стихотворении замечательного русского поэта XX века Николая Рубцова,
плененного красотой монастыря Рождества Богородицы в Ферапонтове:
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...
Комментариев нет:
Отправить комментарий