Офорт. Секреты творчества
Автор С. НИКИРЕЕВ
Источник: Никиреев С. ОБ ОФОРТЕ ИНЕССЫ ГОНЧАРОВОЙ./ С.
НИКИРЕЕВ, заслуженный художник РСФСР.// Юный художник. – 1991. - № 8. – с.24-25.
– (Рубрика: Рисунок номера)
Инесса Гончарова, 15 лет. Пейзаж. Офорт.
Армавир
Автор офорта — Инесса
Гончарова, юная художница изостудии Дворца пионеров Армавира.
Возвращаясь домой, подумал: а
не оказалась ли первая встреча с этим офортом случайной? Чтобы рассеять
сомнения, решил на некоторое время положить его в папку. И вот спокойно, при
хорошем освещении рассматриваю, что и как изображено.
Офортное искусство требует
созерцания вблизи. Помимо декоративных моментов композиции, офорт воздействует
на зрителя фактурой краски, которая при различной силе травления штрихов или
пятен акватинты имеет неповторимую красоту. Немалую роль при этом играет и
фактура бумаги.
Офорт Инессы, как мне показалось,
удобнее смотреть на расстоянии, поскольку укрупнены детали сюжета. Точка
зрения выбрана автором удачно. Композиция, включающая силуэт моста и
деревьев, решена в смелой манере свободного штриха, и живописные пятна
акватинты создают бодрое настроение. Но самое ценное в том, что подобное
пластическое решение несет черты подлинного творчества.
Несмотря на сложность
пространственного мотива, работу офортной иглой и травление Инесса выполнила
быстро и легко. Создается впечатление, что у нее не было никаких затруднений.
Иглой в один прием процарапаны на пластине изображения деревьев, моста,
обозначен рельеф берега и возвышенности. Причем линиями обрисованы не только
силуэты, но и намечены большие формы внутри, а в некоторых случаях стволы
деревьев и особенно моста доведены до плотного пятна. Юная художница
соблюдала меру в количестве штрихов, зная, что предстоит еще травление
акватинты.
Штрих тут применен для обозначения
больших форм. Нужная тональная плотность получена при травлении штриха. И эта
экономность темных штриховых акцентов на серебристом фоне создает
художественную выразительность, которая мне показалась значительной.
Часто художники обращаются к
приему акватинты по необходимости, когда видят, что штрихом не достигнута
нужная тональная плотность. И красоты, присущей этой технике, при этом не получается.
Свой мотив Инесса разработала в акватинте.
В советах юной художнице
хочется быть осторожным и кратким. Трудно предвидеть, как будет развиваться ее
дарование. Ведь в офорте много различных приемов — выбирай, как говорят, на
вкус. Но если выбор найден, то нужно изо всех сил стремиться к совершенству в
начатой работе. При этом исключая небрежность в выборе темы и мотива в
природе, а главное, в исполнении красивой, не терпящей спешки и незнаний графической
техники.
С. НИКИРЕЕВ, заслуженный
художник РСФСР
1 Акватинта — вид гравюры,
основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к
ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к
тоновому рисунку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий