«Руслан и Людмила», иллюстрации к сказке
Автор текста Л. ВЛАДИМИРСКИЙ
Источник: ВЛАДИМИРСКИЙ Л. «Руслан и Людмила»./ Л.
ВЛАДИМИРСКИЙ, заслуженный деятель искусств РСФСР.// Юный художник. – 1991. - №
8. – с.25-27. – (Рубрика: Художник и книга)
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Акварель, карандаш. 1989.
Как, по-вашему, сколько раз в
поэме «Руслан и Людмила» Пушкин употребляет слово «вдруг»? Иначе говоря, сколько
раз с героями происходит что-то неожиданное и невероятное? Я подсчитал, и оказалось,
что 37 раз! Сплошные приключения, чудеса и ужасы!.. «...Вдруг гром грянул, свет
блеснул в тумане, лампада гаснет, дым бежит, кругом все смерклось, все дрожит».
Или: «И вдруг... о страх!., и в самом деле раздался шум; озарена...» И так всю
поэму.
Читать поэму интересно, но делать
к ней рисунки — еще интереснее. Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека
есть наука самая занимательная». И чем талантливее автор, тем делать это художнику
интереснее. Постоянно возникают новые варианты рисунков, хочется как можно ближе
подойти к авторскому замыслу.
В результате моя работа над поэмой
затянулась, и вот вышла в свет подарочная книга в издательстве Гознак. Расскажу,
как я над ней работал.
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Акварель, карандаш. 1989.
Пушкин писал свою поэму для
взрослых. Но эта удивительная фантастическая сказка, полная озорства и юмора,
слушается с увлечением детьми уже с пятилетнего возраста. А в восемь лет
многие читают ее самостоятельно. Естественно, я стал иллюстрировать поэму для
детей. Решил нарисовать картинки на всех разворотах книги, чтобы дети могли
ее сразу и читать, и рассматривать.
Рисунки хотелось сделать не
вообще красивыми, а в духе поэмы Пушкина. А каков этот «дух»?
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». 1989.
Поэт начал ее сочинять юношей,
когда еще учился в Лицее. Поэма создана по мотивам русских народных сказок,
которые он слышал в детстве. Она о любви и верности, о победе добра над злом, о
счастье, завоеванном в борьбе; в ней — удивительная солнечная сила и ясность. Мне
думалось, что иллюстрации должны быть четкими по рисунку, динамичными по композиции,
разноцветными по краскам. Но от последнего потом пришлось отказаться.
Внимательно перечитывая поэму,
обращаешь внимание на то, что Пушкин очень редко употребляет слова, обозначающие
цвета. Так, например, во всей поэме нет эпитетов: желтый, голубой, розовый и даже
красный («девицы красные» — не в счет. Здесь это слово обозначает не цвет, а то,
что они красивые). Синий упоминается всего один раз. Не было и зеленого цвета. Пушкин
добавил его во вступлении к поэме, которое написал гораздо позднее.
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». 1989.
Поэт знал, что в русских волшебных
сказках всегда присутствует образ солнца с его золотым сиянием. И поэтому эпитет
«золотой» употребляется часто. Но ведь это не цвет на палитре художника, а теплый
тон, солнечное свечение.
Пушкин очень любит поражать читателя
эффектами света.
Их можно перечислить много, например:
«Вдруг... свет блеснул в тумане», «...озарена мгновенным блеском тьма ночная»,
«нагими саблями сверкая», «блистая в латах, как в огне», «копье сияет как звезда»
и другие. Напрашивается вывод, что в поэтическом воображении Пушкина возникали
в основном не цветные картины, а световые, тональные. Иначе говоря, по терминологии,
принятой у художников, поэт был графиком и с увлечением работал светом и тенью,
а цвет применял редко и ответственно. Недаром и в реальной жизни он любил рисовать
пером. Это открытие заставило меня отказаться от разноцветия в иллюстрациях.
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». 1989.
Так как поэма начинается с вступления
«У лукоморья дуб зеленый», решил сделать начало книги (суперобложку, переплет и
форзац) зеленым. На первом форзаце изобразил кота, который шел по цепи направо —
песнь заводил, а на последнем — налево,— сказки говорил. У Пушкина в поэме больше
нет зеленого цвета. Нет его и у меня.
После долгих раздумий я решил
рисовать иллюстрации тональными с подкраской в один цвет. Картинки добрые — желто-золотистой,
а тревожные — синей. Но синих красок много: кобальт, ультрамарин, прусская синяя...
Какую взять?
Подобрать гармоничные цвета помог
не кто иной, как замечательный колорист, великий русский художник В. Суриков.
У него в картине «Боярыня Морозова» справа от саней стоит, склонив голову, боярышня,
в синей (прусская!) шубке и золотистом платке. Но под ним у нее малиновый кокошник.
А его куда? И тут я догадался: подкрасить все картинки, где есть Черномор, багрово-малиновым
цветом, тем более что у Пушкина эпитет «багровый» есть. И цвет вполне волшебный.
Так все иллюстрации были раскрашены
в основном в суриковской гармонии трех цветов: шубки, платка и кокошника.
Л. Владимирский. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». 1989
Давно замечено, что дети любят
рассматривать лица героев. Удивляешься, когда по лику величиной с горошину они
пытаются определить характер героя или его настроение. Поэтому каждую из шести песен
поэмы я решил предварить большим портретом одного из героев. Тем более что их
характеры у Пушкина ярко и четко обрисованы.
Известно, что фотоаппарат «схватывает»
человека в любом случайном настроении, и потому часто бывает, что портретируемый
мало похож на себя: веселый человек запечатлен грустным, а добрый — суровым злодеем.
Художник же всегда старается
передать не только внешнее сходство, но и характер человека. А это сделать совсем
не просто. Надо внимательно приглядеться к человеку, понять его сущность. Не только
улыбка или нахмуренные брови характеризуют портретируемого, но и по ворот головы,
положение рук, одежда, обстановка, цвет. Так, Руслан у меня на портрете смотрит
прямо, он красив, светел, мужествен. Подкраска рисунка золотистая, добрая. Рогдай
— сильный, уверенный в себе, мрачный; у него недобрый взгляд и даже уши злые, а
шлем грубой формы. Подкраска синяя — тревожная.
Довольно быстро я нарисовал портреты
мудрого князя Владимира; пылкого Ратмира, спесивого Фарлафа, но с портретом Людмилы
пришлось основательно повозиться. Дело в том, что невеста Руслана была так красива,
что в нее влюбились все герои поэмы — от юного Ратмира до старца Черномора Поэтому
нужно было нарисовать такую красавицу, которая нравилась бы всем. Я рисовал очередной
ее портрет и показывал своим знакомым. И если хоть одному он не нравился — браковал.
В конце концов, понял, что угодить
всем невозможно. И тут сообразил, что Людмила должна была нравиться еще одному
мужчине — самому Пушкину! А у него идеалом была Наталия Гончарова, его невеста
и жена — «чистейшей прелести чистейший образец». И ничего, что поэт увидел ее
после того; как написал поэму. У каждого человека с юности есть в сердце идеал,
который он мечтает встретить в жизни, как это и случилось с Пушкиным.
За основу портрета Людмилы я и
взял рисунок с натуры художника А. Брюллова, на котором изображена юная Наталия
Гончарова. Правда, должен признаться, что я немного укурносил ей носик на свой
вкус. На моем портрете Людмила грустит, она в плену у Черномора. И цвет подкраски
— малиновый.
Книга вышла в свет, и я мог бы
перестать думать о ней, но не тут-то было. Чем больше узнавал о жизни Пушкина, чем
больше размышлял о его поэме, тем ближе и дороже становился мне и он сам, и его
герои. Хочется нарисовать их портреты еще лучше, переделать многие иллюстрации,
обновить оформление. Намечается переиздание книги, и я уже думаю, что неплохо было
бы поместить на супере вместо декоративного изображения бога Ярилы — Солнца, новый
большой портрет Руслана, изменить цвет переплета на тепло-зеленый и так далее…
Комментариев нет:
Отправить комментарий