Глиняная народная игрушка
Автор текста Некрасова-Каратеева О.
Источник: НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА О. В традициях народной
игрушки./ О. НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
художественной керамики и стекла ЛВХПУ.// Юный художник. – 1991. - № 8. –
с.18-20
…Керамика — древнее ремесло
изготовления вещей из глины — на протяжении всей истории человечества
совершенствовалась мастерами и была поднята до высот искусства. Глина — близкий
человеку природный материал. Земля хранит глину, вода ее размягчает, делает
податливой и пластичной, человек лепит, а огонь закрепляет полученные формы.
Удивительные свойства глины
(прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать
ее: для изготовления строительных и печных кирпичей, изразцов, создания посуды
которою можно ставить на горячую печь, лепки скульптур, игрушек и многих
нужных в быту предметов.
Богатые качества сырья
определяют и различные подходы к формообразованию. Разными способами можно
лепить из глины.
Игрушки, вылепленные из комочков глины.
Конь. (Дымково. Вятской области), Птица на собаке (Алеховщина. Ладейнопольского
района. Ленинградской области). Свистулька (Кожля. Курской области)
Способ лепки из комка: взяв в руку комок глины, разминая его пальцами и
перемещая части массы в разных направлениях, можно слепить фигурку,
какой-нибудь предмет или сосуд, например: свистульку, солонку, кружку.
Способ лепки из пласта: размяв комок глины до состояния тонкой лепешки
(пласта), можно свернуть пласт в трубочку, в кулек, в фунтик, склеить края,
поставить на ребро. Высохнув, пласт хранит приданную ему форму, а в обжиге
изделие становится очень прочным. (Так можно вылепить какую-нибудь вазу)
Индюк (Дымково. Вятской области).
Игрушка вылеплена методом лепки из пласта (хвост, крылья, воланы, корона на
голове).
Способ гончарения: если комок глины укрепить в центре вращающегося диска и давить на
него, раздвигая глину от центра в стороны, то между пальцами начнут
образовываться стенки будущего сосуда. Их можно делать толстыми или тонкими,
высокими или низкими, прямыми или волнистыми. (Так делают круглые кринки,
миски, чашки, вазы...)
Способ отминки в форму: комком глины можно облепить любую форму и получить
ее слепок (это могут быть рельефные изразцы, архитектурные детали, плоские
тарелки, части любой сложной формы).
Способ отливки в форму: разведенную до жидкого сметанообразного состояния
глину (шликер) заливают в гипсовую форму. Гипс обладает способностью с силой
втягивать в себя воду, а глиняные частицы из шликера налипают на стенки формы,
образуя плотную корочку. После слива лишнего шликера корочка подсыхает,
превращаясь в глиняный черепок, который точно повторяет конфигурацию гипсовой
формы. В обжиге черепок закрепляется. Так отливают чайники и чашки, вазочки и
сложные скульптурки.
Тверская глиняная игрушка https://tvernews.ru/amp/news/224678/
Глиняные изделия можно
красочно расписывать или покрывать разноцветными глазурями (стекломассой), что
придает им еще большую прочность, блеск, красоту.
Такие способы формообразования
и декорирования изделий широко используются на производстве.
Яркие глиняные поделки знают
и любят все
Промыслы керамических
игрушек, как правило, возникают там, где вблизи глиняных месторождений уже
существовали гончарные мастерские. Свойства местных глин определяли возможную
сложность и тонкость проработки формы и декора, а это придавало изделиям
своеобразный, отличный от других облик. Рядом с мастером гончаром работали
молодые подмастерья, помогали женщины и дети. Они озорно лепили из глины потешки.
Поставив в печь свои горшка и кринки, мастер заполнял оставшееся пространство
горна мелким товаром — игрушками. Затем обожженные фигурки ярко расписывали
Большей частью они раскрашивались «холодным способом», красками, не требующими
дополнительного обжига (темперными или анилиновыми), но в некоторых промыслах
их глазуровали. В результате многолетнего коллективного труда складывались
традиции, происходил отбор наиболее выразительных, быстрых, экономичных и
эффективных приемов исполнения и декорирования изделий. С чутьем и пониманием
детских интересов рождались и закреплялись в игрушках пластические образы.
Жбанниковская свистулька https://nnwelcome.ru/guide/tradition/janikowska-tin-whistle
Предполагается, что в далекой
древности фигурки из глины имели культовое назначение, изображали определенные
символы, которые использовались в обрядах, прежде всего для заклинания от
бед, катастроф, злых сил. Например: женская фигурка с птицей — символ богини
Мать-сыра земля. Поклонение ей, по поверью, обеспечивало человеку ее
покровительство и благополучие в жизни. Постепенно ритуальное значение
утрачивалось, но символическая способность изображения осталась и глубоко
была воспринята народным искусством, фольклором: конь — огонь, птица — воздух,
утица — вода, соединение воды и воздуха, двух животворных стихий; медведь —
весна, пахарь, пробуждение земных сил; заяц — осторожность; собака — верность,
защита и так далее. Считалось, что громкий звук, свист отпугивает все злое. Возможно,
поэтому и перешли свистульки да погремушки к детям, как к наиболее нуждающимся
в защите от всяких бед и напастей. Существовал даже особый весенний праздник
«Свистунья», когда свистом в глиняные игрушки прогоняли темные силы,
скопившиеся за долгую зиму, и призывали светлую весну. Для этого праздника
свистульки делали разноголосыми и очень красочными.
Каргопольские игрушки https://www.nastroy.net/post/glinyanyie-igrushki-foto-vidyi-istoriya-sozdaniya-regionalnyie-osobennosti
Назначение керамических
потешек разнообразно: можно играть ими (трогать, свистеть, расставлять,
передвигать), рассматривать фантазии художника (затейливую лепку, роспись),
можно самому попробовать сделать ее. И тогда ребенок превращается в мастера,
равно как и мастер чувствует себя ребенком. Игрушки помогают малышам обрести
опыт общения с предметами и образами и всегда радуют их. Повторяя в миниатюре
реальные предметы быта, орудия труда и охоты, изображая домашних и диких
животных, ребята познают и осваивают окружающий мир.
В разных музеях страны бережно
хранятся коллекции глиняных игрушек, как образцы яркого проявления народного
таланта. «Потешная копилка народной памяти» — так можно определить духовную
ценность самобытного народного искусства. Игрушка — одно из тех, проверенных
веками средств, с помощью которых старшее поколение сохранило, а младшее восприняло
и передало дальше важную часть накопленного опыта. Свои веру, знания, любовь и
нежность к детям взрослые воплощали в игрушках, насыщая их добротой и
красотой.
Так, изучая народное творчество
как целостное явление в культуре, начинаешь понимать, какое важное значение в
истории любых народов имеет такое, казалось бы, несерьезное дело, как лепка
глиняных забав. К тому же керамистами - игрушечниками накоплен богатый и
разнообразный опыт мастерства, освоение которого необходимо будущему художнику.
И опять на примере игрушек
видно, как использовали мастера известные способы формообразования из глины.
Из комочков глины создавалось
большинство маленьких фигурок-свистулек в мастерских деревни Филимоново
(Тульской области), Дымковской слободы (под Вяткой), Каргополя и деревни
Гринево (Архангельской области), села Кожля (Курской области), села
Жбанниково (Горьковской области) и других.
Филимоновская игрушка https://i.pinimg.com/originals/3b/0a/d5/3b0ad5b36efd9e2d854ab0e17fcdcde7.jpg
Однако особенности излишне
песчаной (тощей) глины филимоновского промысла задают фигуркам уплотненность и
вытянутость форм, ограничивают пластические возможности лепки в деталях.
Простота и лаконичность образов филимоновских игрушек делают их не похожими
ни на какие другие. А вот пластичность (жирность) вятской глины богато используется
дымковскими мастерицами, и их игрушки отличаются обилием лепного декора.
Понимая, что пластическая образность зависит от свойств глины, можно
внимательно исследовать особенности разных глин и в своих творческих
произведениях, искать их выразительные возможности, делать материал своим
соавтором.
Элементы лепки из пласта использовались
в промыслах, где была мягкая глина. Это лепка юбок-колоколов, пустотелых форм
свистулек, ленточных воланов и шляпок (в Дымкове, Каргополе, Кожле).
Можно заметить, что при
давлении на глину на ней остаются отпечатки пальцев, тканей, кружев, инструментов,
трав, листьев. Значит, пласт можно использовать для формообразования фигурки, а
его фактуру — для декора. Такие игрушки становятся менее игровыми, но более
декоративными. Здесь глина открывает большие возможности для творчества.
При многих гончарных промыслах
мастерами создавались игрушки на основе выкрученных на станке пустотелых
объемов с дальнейшей долепкой деталей (в деревне Большие Гончары в предместьях
Тулы, в мастерских Скопина, на промысле Явосьмы в Ленинградской области и других).
Можно учится у самой глины
(изучая ее характер), у старых мастеров (даже если они жили тысячу лет назад),
у природы (наблюдая, как она творит разнообразные формы), у своего народа и народов
мира (потому что разные культуры по-своему решали проблемы красоты и пользы создаваемых
человеком вещей), у своих товарищей (потому что творчество индивидуально и
каждый отличается фантазией, изобретательностью), учится даже у игрушек...
Правда, темы и образы он привносит новые, близкие ему сегодня. Но опять — это
человек, окружающий его и создаваемый им мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий