Вера Игнатьевна Мухина - скульптур от
Бога
Автор текста Замков В.
Источник: ЗАМКОВ В. Завещание Мухиной./ В. ЗАМКОВ.//
Юный художник. – 1991. - № 3. – с.28-31 – (Рубрика: Мастера советского искусства)
В. Мухина возле скульптуры «Пьета».
Париж. 1916. Фото.
Имя Веры Игнатьевны Мухиной связывают
в первую очередь с ее величайшим творением: статуей «Рабочий и Колхозница», созданной
для советского павильона на всемирной выставке 1937 года в Париже. Изображения этой
скульптуры, ставшей символом Советского Союза, разошлись по всему свету на марках,
монетах, плакатах, как эмблема «Мосфильма» в кино. Статуя принесла Мухиной всемирную
славу, премии и звания, участие в нужных, а чаще ненужных комиссиях и заседаниях...
В итальянской монографии «Скульптура первой половины XX века» написано: «Величайшими
скульпторами XX века являются Роден и Мухина...»
Как же случилось, что при таком
признании она смогла завершить при жизни только один памятник — Максиму Горькому
в городе Горьком? (Второй памятник — Чайковскому в Москве, был установлен только
после смерти скульптора.) Почему творчество Мухиной, признаваемое уникальным,
натыкалось на активное сопротивление коллег, как в сталинское и застойное время,
так часто и сейчас, через десятки лет после ее смерти? Почему, наконец, московские
скульпторы, называвшие Мухину «совестью советского искусства», устроили в 1939
году нечто вроде общественного суда над ней?
Для того чтобы ответить на эти
вопросы, нужно постараться разобраться, чем же отличалась она от своих коллег,
почему плохо вписывалась, и лично и творчески, в окружающую ее среду советских
художников.
Как всякий большой мастер, Мухина
обладала своим, отличным от других художников видением мира. Красота человеческого
тела, его гармония, движение, ритм были для нее высшими пластическими ценностями.
Что такое образ в понимании Мухиной? Ни в коем случае не тема произведения! Почти
всегда это эмоциональный, иногда патетический, показ духовного состояния
человека или события. Она часто прибегает к аллегории, настойчиво ищет новую
символику, олицетворяющую мысли и чувства человека нового общества.
Здесь следует отвлечься и сказать
несколько слов о становлении Мухиной как художника. По ее собственным словам, она
считала себя дилетантом и самоучкой. Начала заниматься рисунком в школе Юона и
Дудина в 1910 году.
Меньше чем через год перешла к
Машкову, постигала азы пластики в студии Синициной в 1911 году. Осенью 1912 года
поехала в Париж и два сезона занималась под руководством Бурделя в «Академии де
Гранд Шомьер». Обучение длилось всего около четырех лет.
По-видимому, с юности она обладала
тем, что можно назвать абсолютным видением формы. По крайней мере, первая сохранившаяся
ее скульптура, еще допарижского периода, «Сидящий мальчик», поражает верностью
пропорций и грамотностью выполнения.
В. Мухина. Сидящий мальчик. Гипс. 1912.
Как в Москве, так и в Париже Мухина
вращается в кругу выдающихся представителей нарождающегося русского левого искусства.
Его лидеры Любовь Попова и Александра Экстер на всю жизнь становятся ее самыми близкими
друзьями. Под их влиянием она начинает изучать и экспериментировать в области кубизма.
Анализ формы, «стояние» ее в пространстве становятся главными целями пластических
поисков. Она писала: «В конце моего пребывания
в Париже я пришла к убеждению, что для меня образ в искусстве — его «душа» и смысл.
Разбор формалистических тенденций в период моего парижского жития был для меня
прекрасной школой и лабораторным путем, но, убедившись, что они уводят меня все
дальше от образа, больше всего меня трогавшего, я ушла от них, сказав спасибо
за науку». И дальше: «Образ нельзя описать,
так как он не есть рассказ, а сумма эмоций, которую ощущает зритель от произведения».
Понимая, что наработанная веками религиозная и особенно мифологическая символика
искусства была мало понятна пришедшему из низов новому зрителю и, кроме того,
«идеологически неприемлема» для руководства сталинской эпохи, она ищет новую «азбуку
образов», непосредственно обращенных к эмоциям и понятиям своего времени. Для
нее это не подделка под социальный заказ, а попытка воплотить в понятном образе-символе
прежде всего героические аспекты жизни, то, что возвышает изображаемого человека
или событие до уровня общечеловеческого.
Мухина В.И. «Пьета», Париж, 1916 год
Началась Первая мировая
война. И жизнь Веры Игнатьевны резко изменилась. Она поступила на курсы сестер
милосердия, проучилась два месяца и начала работать в эвакогоспитале. С
непривычки показалось не просто трудно - невыносимо. «Туда прибывали
раненые прямо с фронта. Открываешь грязные присохшие бинты - кровь, гной.
Промываешь перекисью. Вши», - и через много лет с ужасом вспоминала она.
В обычном госпитале, куда она
вскоре попросилась, было не в пример легче. Но несмотря на новую профессию,
которой она, кстати, занималась бесплатно, Мухина продолжала посвящать своё
свободное время скульптуре.
В разгар войны 1914—1918 годов,
Мухина создает «Пьету» — плач Богоматери над телом Христа. Богоматерь у Мухиной
— молодая женщина в косынке сестры милосердия — прямая перекличка с тем, что видели
миллионы солдат вокруг себя.
Именно с «Пьеты» начинается
творческая зрелость скульптора Мухиной. «Пьета» была вылеплена из глины в
натуральную величину. Увы! Ей не суждена долгая жизнь. Мухина, не оставляя
госпиталя, начинает работать в Камерном театре, и времени «присматривать» за
скульптурой, следить, чтобы не рассохлась, не потрескалась глина, у нее не
остается.
В. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927.
В 1927 году, в период успеха нэпа,
это «Крестьянка» — жизнеутверждающий собирательный образ сельской женщины, труженицы
и хозяйки своей земли. Работа проходит с триумфом: Мухина получает первую премию
и заграничную командировку. Оригинал статуи покупает для музея правительство Италии.
Но времена быстро меняются. В
1930 году Мухина вместе с семьей пытается уехать за рубеж. В результате — арест
и ссылка в Воронеж. В 1932 году — создает памятник Тарасу Шевченко. Она одевает
великого Кобзаря в национальный украинский костюм. Памятник отвергнут, так как
костюм — «дань украинскому национализму».
В 1935 году рождаются — «Покорители
стихий» (Летчик, Альпинист, Водолаз и Шахтер) для ниш цокольного этажа гостиницы
«Москва». Много лет будет возиться Мухина с образом Водолаза, Рыцаря Моря, не
понимая, что этот не несущий никакой социальной нагрузки величественный образ никому
не нужен в эпоху сталинизма...
В. Мухина. Модель скульптуры
«Эпроновец». Гипс. 1934.
Художник явно идет против течения.
Вокруг — бесконечные официальные портреты вождей, слащаво-триумфальная декоративная
парковая скульптура. В Москве памятников вообще не ставят. На периферии — массовое
тиражирование монументов Ленину и Сталину.
Неизвестно, чем бы это все кончилось,
но вдруг Мухиной повезло: задание на скульптуру для советского павильона в Париже
соответствовало ее идеальному восприятию революции как порыва вперед в неведомое.
В это же время проясняются и личные обстоятельства, что вселяет радость и надежду.
Конкурс Вера Игнатьевна выигрывает. А потом сразу же начались трудности: в соответствии
со своим восприятием она требует изменения пропорций скульптуры и здания. Статическую
официально-неподвижную группу с диагональным построением скульптор заменяет на
движущиеся по горизонтали динамичные фигуры. Появляется шарф — основной декоративный
и композиционный элемент статуи, за который она буквально сражается с правительственной
комиссией.
В. Мухина. Рисунок к скульптурной группе
«Рабочий и Колхозница». Карандаш. 1936.
В. Мухина. Рабочий и Колхозница. Эскиз.
Бронза. 1936.
Начинаются бесконечные затяжки
с окончательной приемкой, и только опасность оставить павильон вообще без завершения
заставляет правительство мобилизовать силы и довести до конца эту работу вопреки
всем чудовищным событиям 1937 года. Какой-то внимательный доносчик усмотрел в складках
юбки «некое бородатое лицо» (Троцкого). Но не поставить статую нельзя, и Мухиной
удается настоять на своем. Так рождается шедевр скульптуры XX века.
А дальше — снова «мечты на полке»
— неосуществленные замыслы «великого», «первого» скульптора, все видение которого
ведет в сторону от официальной, сюртучно-фотографической линии советского искусства.
Открыто говорить об окружающем языком монументального искусства просто невозможно,
но, тем не менее, Мухина выставляет проект памятника Дзержинскому на Лубянской
площади, где статуя опирается на огромный полированный меч-крест, видимый аж от
Кремля. Символический памятник жертвам репрессий (1939).
Последняя, уничтоженная автором
скульптура — «Возвращение» — фигура могучего, прекрасного безногого юноши в отчаянии
спрятавшего лицо в коленях женщины — матери, жены, возлюбленной... Всю свою жизнь
Мухина ищет образ эпохи, как олицетворение духовной жизни народа. От того, чего
он достиг («Крестьянка»), к тому, ради чего он страдал и боролся (памятником утопии
назвал О. Адамович статую «Рабочий и Колхозница») и что он, в конце концов, получил
(«Возвращение»). Стоит вспомнить, что Мухина умерла в конце 1953 года, всего через
полгода после смерти Сталина.
Тот же принцип, отображение
духовной сути модели, лежал и в основе портретов Мухиной. Английский
священник, настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, которого Вера
Игнатьевна лепила в 1945 году, чрезвычайно остроумно и точно характеризовал
основную черту ее творческого подхода: «Она
изобразила скорее того, кем хотел бы меня видеть Бог, чем того, кем я являюсь
на самом деле». Вероятно, поэтому многие ее портреты воспринимаются как
обобщенные образы: портрет полковника Юсупова пресса назовет «Бог войны», про портрет
А. Н. Крылова напишут: «олицетворение русской науки».
Вероятно, это психологическое,
глубинное видение модели приводило к тому, что Мухина всячески избегала лепить
людей, ей неприятных. Она не сделала ни одного портрета руководителей партии и
правительства, почти всегда сама выбирала модели и оставила целую галерею портретов
русской интеллигенции: ученых, врачей, музыкантов и артистов. Острота ее отбора
и творческого видения была настолько велика, что это приводило к почти анекдотическим
ситуациям.
В 1944 году Вера Игнатьевна лепила
портрет маршала артиллерии Н Н. Воронова.
В. Мухина. Портрет Н.Н. Воронова.
Мрамор. 1944.
Во время сеанса Николай Николаевич
как-то рассказал, что все военные очень хотят, чтобы она сделала их портреты, так
как ходит легенда, что каждая изображаемая ею модель получает повышение по службе.
«Интересно, какое повышение получу я, так как звание маршала — самый высокий чин
в советской артиллерии»,— добавил он. Примерно через месяц, в день окончания портрета,
появился смеющийся Николай Николаевич, за которым шофер тащил ящик с шампанским.
«Вы волшебница, Вера Игнатьевна,— заявил он,— вчера было учреждено новое воинское
звание — Главного маршала артиллерии, и я его получил!»
В чем же причины противоречий
и неприятия творчества Мухиной, как при ее жизни, так, зачастую, и после ее смерти?
Среди скульпторов, современников Мухиной, единственным духовно ей близким человеком
был И.Д. Шадр. Среди остальных «вождей» нашей скульптуры: С. Меркурова, М. Манизера,
Е. Вучетича и других она была белой вороной, принципиальная позиция которой им крайне
мешала в достижении личных, чаще всего меркантильных, целей. После смерти Мухиной
и посмертной выставки 1954 года, впервые показавшей многие работы широкому кругу
художников, многие композиционные и пластические находки Мухиной были на грани
плагиата использованы некоторыми ее коллегами. Все это не способствовало популяризации
ее работ.
В чем же заключается творческое
завещание Мухиной, та совокупность основных принципов в искусстве, за которые она,
несмотря на всю мягкость характера, продолжала бороться буквально до последнего
дня своей жизни?
Прежде всего, это примат образа,
то есть той духовной субстанции, которую художник закладывает и хочет донести
до зрителя через свое произведение. По мнению Мухиной, владение формой и материалом,
поиски новых, часто самых неожиданных и нетрадиционных средств выражения, являются
необходимыми, но недостаточными для создания совершенного произведения.
Всем своим творчеством, в докладах
и выступлениях Мухина говорила о значении образного монументального искусства, в
том числе и скульптуры, для воспитания духовности в народе.
Второе, на чем она настаивала,
это роль эмоциональности автора в создании произведения. Она была убеждена, что
только искреннее переживание творца может обеспечить бессмертие его созданию. Из
года в год она повторяла строчку из Данте: «Будь проклят всяк, подверженный греху
бесстрастья!»
В. И. МУХИНА ОБ ИСКУССТВЕ
- Я люблю мужественное
искусство. Но люблю и Боттичелли. Три грации держат руки вверх. Это прямо
симфония, а не руки. Боттичелли изыскан, женствен, но у него нет сладости.
- Микеланджело
полон беспокойства. Он верит, но чувствуется протест. Микеланджело сам творит,
как Бог-отец.
- Нельзя утерять
объем в скульптуре — это значит перестать быть скульптором; звучание трехмерной
формы в пространстве есть сущность этого искусства.
- У каждого
стиля есть свой ритм, и ритм этот рождается из своей эпохи, он рождается от
ее социального лица, от культуры того класса, который его создает.
- Гениальный
художник — это тот, который силой своего таланта идет впереди своей эпохи и
предвосхищает грядущее мировосприятие так же, как гениальный ученый предвосхищает
грядущее миропонимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий