РАБОТА ПАСТЕЛЬЮ
Автор текста Гусева Т.П.
Источник: Гусева Т.П. РАБОТА ПАСТЕЛЬЮ/ Т.П. Гусева.//
Юный художник. – 1991. - № 3. – с.40-42 – (Рубрика: Уроки изобразительного
искусства)
Поэтические интонации пастельных
композиций
Т. Гусева. Сухие цветы на синем фоне. Панда.
1990
Я родилась в Петрограде, а выросла
и начала учиться художеству в Нижнем Новгороде, где сливаются две большие реки
— Ока и Волга. Жизнь в то время была разнообразна, весела и красочна, для молодого
художника — это просто «любъеденье» сюжетами, цветом и внешней театральностью.
Вероятно, из детских впечатлений зародилась у меня тяга к русской провинции.
Я понимаю, что дети, живущие
в крупных городах, могут часто общаться с художниками, у них больше возможностей
узнать, как надо подходить к рисованию. Поэтому мне хочется дать несколько советов
и поговорить с ребятами, которые живут вдали от культурных центров. Сегодня побеседуем
о пастели (мягких мелках, сделанных из красочного пигмента), думаю, что при наших
трудностях с художественными материалами мелки и цветные карандаши все еще доступны.
Т. Гусева. Спуск к Волге. Вечер. Панда.
1990
Так как работа пастелью требует
шероховатой и ворсистой поверхности, художники используют картон, наждачную бумагу
или готовят основу сами. Для этого возьмите слабо проклеенную, рыхлую бумагу, оберточные
сорта. Затем разведите слабый раствор желатинового клея, добавьте в него мелко
растертой пемзы или просеянного песочка. Можно использовать также очень мелкие древесные
опилки. Если хотите, чтобы основа стала белее, добавьте мела и один раз этой массой
загрунтуйте бумагу.
Т. Гусева. Откос. Осень. Панда. 1990
Существует и другой способ приготовления
грунта. На проклеенную, но еще не высохшую поверхность посыпают порошок пемзы или
наждака, дают высохнуть. Лишний, неприклеившийся порошок стряхивают. Для рисунка
грунт можно приготовить так: проклеенную бумагу, картон или другие материалы тщательно
обрабатывают наждачной шкуркой. Степень обработки определяет сам художник. Это
делается для того, чтобы красочный слой крепче держался на основе.
Существенным недостатком пастели
является трудность сохранения произведений. Рисунки, сделанные обычной пастелью,
необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, а также влажного воздуха. Ее можно
закреплять фиксативами, предназначенными для рисунка углем, сангиной, соусом.
При этом, к сожалению, теряются основные ее достоинства. Можно закреплять и таким
образом: бумагу покрывают раствором желатина, дают высохнуть. При рисовании стараются
делать пастель немногослойной. Затем работу держат обратной стороной над кипящей
водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пигмента.
Т. Гусева. Белый Городец. Панда. 1990
Пастелью работали многие художники.
Из русских мастеров вспоминаются Левитан, Борисов-Мусатов, Пастернак, Серебрякова,
из западных — Лиотар, Тулуз-Лотрек, Сислей, особенно Дега. У каждого был выработан
собственный метод подхода к материалу и свои секреты. Нередко художники применяли
пастель в смешении с акварелью, гуашью и даже масляной краской.
Есть разновидности пастели — обычная,
чаще на клеевой основе, и масляная, которая называется «панда». Работать ею значительно
сложнее, так как она более плотная, с трудом растирается по бумаге, но отлично
держится на ней.
Обычная пастель легко смешивается
и не требует особых усилий для исправлений неудачных кусков. В панде же наоборот.
Ее яркие, насыщенного цвета мелки для получения сложных оттенков приходится многократно
перекрывать, растирать, иногда применяя восковые и скипидарные растворители, щетинные
жесткие кисти. Заметную роль в работе пастелью играет цвет основы. Она может быть
белой, серой, любого другого оттенка. Пастель дает матовую бархатистую фактуру.
Исходный материал для изготовления
обычных пастельных карандашей — пигмент, глина, мел, клей. Техника ее приготовления
очень простая: в фарфоровую ступку замешивают пигмент с водой, до тестообразной
массы. Если пигмент не содержит глины, то его растирают с незначительным количеством
связующего материала (гуммиарабик, мел, гипс). Хорошо размешав пастообразную массу,
ее формуют в металлической или стеклянной трубке. Таким образом, пастели придают
форму палочек. Освобожденные из формы палочки высушивают при умеренном тепле.
Белый цвет получают из чистого мела или сухих белил.
Т. Гусева. Веселый Городец. Панда. 1990
Технология изготовления масляной
пастели (панды) более сложна, в домашних условиях не каждому доступна.
Итак, все необходимое для работы
готово, а с чего же начнем? С выбора сюжета. Хороши состояния раннего утра или,
наоборот, вечера, когда появляются большие, цельные силуэты. Художник видит поэзию
в простых мотивах, мимо которых обычный человек проходит, не обращая на них внимания.
Провинция дает массу разнообразных
впечатлений и сюжетов: красиво расположенные дома с массивами леса и облаками
над ними, лодочные стоянки, покосившиеся заборы, просторы полей... Каждое время
года один и тот же сюжет делает неузнаваемым. Выбрав место, хорошенько устройтесь,
чтобы было удобно рисовать.
Т. Гусева. Церемоново болото. Весна.
Панда. 1990
Смелее принимайтесь за работу.
Сначала скомпонуйте изображение на бумаге. Определите соотношение больших масс,
не вырисовывая мелочей, иначе они будут сбивать на скрупулезную вырисовку раньше
времени. Если перед вами открытое пространство, поле или большая река, широкие
дали с низким горизонтом, можете включить в композицию небо с облаками, которые
будут стержнем этюда и в разное время дня определят особое цветовое решение.
Рисуйте от цветовых пятен, распределяя
— здесь будут оранжево-коричневые массы, здесь сине-зеленые, между ними возможны
вкрапления нейтрально-серых. Вначале обилие красок может ввести в заблуждение. Чтобы
этого не случилось, подберите карандаши, которыми собираетесь работать, и отложите
их.
Таким образом, определив колорит
и пропорции цветовых пятен, начинайте широко прокладывать главные отношения. Думайте
о тоне и о том, что все цветовые планы находятся в пространстве. На определенном
этапе возникнет потребность детализировать кое-где рисунок, это можно сделать
тоненькой кисточкой акварелью. Помните, пастель смывается водой, а потому работайте
аккуратно и осторожно. После некоторого количества проб у вас будут получаться хорошие
работы.
Простая коробочка с пастелью
— мелками — дает возможность создавать настоящие живописные этюды. За моим окном
находится пригорок с веселым названием «Кукушкина гора». То ли кукушки тут жили,
то ли семейство с такой фамилией. На горе стоят домики: голубые, оранжевые, коричнево-красные,
все с белыми наличниками. Танцующий ритм домов подсказывает, что из-за холмистой
местности и рисовать их следует то чуть наклонными, то приподнятыми на холме.
Деревья с их неповторимыми характерами в разное время года тоже включаем в композицию.
В результате получается как бы маленький театр, главной темой которого стала
веселая осенняя природа и нарядные деревенские домики. На приведенных репродукциях
вы увидите мой подход к пейзажу. А теперь попробуйте сами отыскать интересный мотив,
понять характер пейзажа и воплотить его. При этом думайте не только о сюжете, но
и о пластике линий, сочетании оттенков цвета.
Решая колористические задачи,
художник передает тончайшие нюансы состояния природы, собственное отношение к
натуре, настроение мотива. Цвет, его напряженность или мягкая гармония, решающим
образом влияет на выразительность и ясность образа.
Пастель дает большие технические
возможности. Сохраняя неизменно свой цвет, она не жухнет, не нуждается в просушке.
В то же время требует определенного уровня рисунка, иначе все ее положительные
качества легко могут превратиться в недостатки.
Надеюсь, дорогие ребята, вам понравится
эта привлекательная, удивительная техника.
По творческой специальности Тамара
Петровна ГУСЕВА театральный художник, участвовавшая в создании многих спектаклей
в Москве и других городах. Одновременно свои профессиональные знания и талант
она отдает станковому искусству — живописи и графике.
Тамара Петровна в 1940 году окончила
художественное училище в Горьком. Во время войны работала научным сотрудником
Горьковского государственного художественного музея, в трудные годы спасала
ценности этого собрания. Живо увлекалась народным искусством, изучала его на
местных образцах.
Последние годы Т. П. Гусева вместе с
мужем — московским художником Е. А. Расторгуевым с ранней весны до поздней
осени живут в Городце, в скромном домике с видом на Волгу. Так что
нижегородская тема остается главной, и представленные здесь работы можно
назвать лирической поэмой о Городце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий