ФЕНОМЕН ДЖОТТО
Автор текста ГОЛОВИН В.
Источник: ГОЛОВИН В. ФЕНОМЕН ДЖОТТО: К 725-летию со дня
рождения./ В. ГОЛОВИН, кандидат искусствоведения.// Юный художник. – 1991. - №
3. – с.35-39 – (Рубрика: Мастера мирового искусства)
Джотто. Бегство в Египет. Фреска Капеллы
дель Арена. Падуя. 1304-1313.
Истинная ценность произведений
искусства нередко становится понятной лишь с течением времени. Но порой судьба
их создателей складывалась иначе: они сразу завоевывали славу, которая в дальнейшем
сохранялась и крепла. Подобного рода примерами особенно богата эпоха Возрождения
- вспомним Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Хотя прежде стоило бы назвать
итальянского художника Джотто ди Бондоне, жившего на рубеже средних веков и нового
времени, когда до начала Возрождения в искусстве оставалось чуть меньше столетия.
Еще Данте в «Божественной комедии»
назвал Джотто лучшим художником своего времени. Ренессансные авторы считали его
реформатором живописи и основоположником нового направления в ней. Фрески Джотто
изучали и копировали Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело — а ведь его произведения, казалось
бы, уже стали достоянием прошлого и между творчеством Джотто и эпохой Возрождения
пролегли десятилетия господства готического стиля в итальянском искусстве.
Как же получилось, что работавший
задолго до начала Возрождения художник был объявлен людьми этой эпохи первым из
ренессансных мастеров, а его творения стали образцом для подражания? Что позволило
выделить именно его из множества живописцев так называемого Проторенессанса? Ответ
может быть только один — Джотто гениально предугадал главные нововведения искусства
Возрождения, наметил путь, по которому пошло развитие живописи.
Писатели Возрождения прежде всего
восхваляли правдоподобие изображений у Джотто. Конечно, по сравнению с условностями
средневековой живописи образы Джотто стоят намного ближе к реальности, в них больше
жизненных деталей и верности природе. Но сейчас абсолютно ясно, что не только в
этом заключаются достижения художника.
В своих фресках и алтарях Джотто
впервые сумел выразить индивидуальное отношение к освященным традицией христианским
сюжетам, новое восприятие библейской истории, где религиозное преклонение перед
чудом сменилось желанием показать общечеловеческое значение происходящего.
В 1304—1313 годах по заказу Энрико
Скровеньи, богатого гражданина города Падуи, Джотто расписал стены Капеллы Санта
Мария дель Арена. Это наиболее значительная из дошедших до наших дней работ мастера.
Сюжеты фресок взяты из истории жизни Марии и Христа — тема традиционная, да и
композиции на первый взгляд выглядят привычно. Но в данном случае важно не что
изображается, а как автор делает это.
Интерьер Капеллы дель Арена. Падуя.
1304-1313.
Для средневекового художника
существовал только божественный смысл изложенных в Евангелиях событий, и, чтобы
передать его, он пользовался условными приемами, разработанными поколениями
предшественников. Такой общепринятый язык условностей, постигаемых не столько
взором, сколько умом зрителя, был по-своему выразителен и тонок. Джотто предложил
другое: у него евангельские события, словно действительно, происходят в реальном
пространстве, правда, еще неглубоком и построенном как театральная сцена. Но эту
«сценическую площадку» его герои полностью обживают и подчиняют себе: все здесь
связано между собой не условно и умозрительно, а подобно тому, как это делается
в реальном мире.
Джотто. Изгнание торгующих из храма.
Фреска Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313
Джотто не изобрел новой системы
передачи пространства в живописи, он широко пользовался античными и средневековыми
средствами, опытом старых мастеров. Однако сочетание распространенных в средневековье
и полузабытых приемов построения пространства позволяет говорить о типично джоттовском
понимании и очень своеобразном наполнении его фигурами, предметами, элементами
архитектуры или пейзажа. Джотто наметил тенденцию реалистической трактовки изображения,
одним из первых обрисовал художественную проблему, которая была решена только
в начале XV столетия открытием законов линейной перспективы с единой точкой схода.
Той самой перспективы, что просуществовала до наших дней и знакома каждому по
школьным урокам рисования.
В своих произведениях Джотто лишает
персонажей средневековой нематериальности, возвращает их на землю. Подобно режиссеру,
он наглядно «разыгрывает» сюжет перед зрителем. И тут совершает еще одно открытие
— пользуется свободным, эмоциональным языком жестов.
Джотто. Брак в Кане Галилейской и Оплакивание
Христа с орнаментальными мотивами. Фрески Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313
В искусстве предшествующего
времени практически каждый жест был строго определен, имел символическое
значение. Джотто придал им неповторимую индивидуальность, окрасил
человеческими чувствами. Сейчас это кажется обычным явлением, но при жизни Джотто
представлялось несомненным новшеством. Не случайно в XV веке гуманист, архитектор
и художник Леон Баттиста Аль-берти с восторгом писал об учениках Христа, изображенных
на одном несохранившемся произведении Джотто: «Он показал, что каждый лицом и
жестом по-особому обнаруживает признаки душевного волнения, причем так, что у
каждого свои собственные, отличные от других движения и положение».
Живопись Джотто проста, строга,
сознательно упрощена по сравнению с изяществом готики. Благодаря этому она обретает
силу и монументальность. В евангельском тексте, повествующем о земной жизни Христа,
за внешней простотой слов и лаконизмом фраз скрыты глубины смысла — не только религиозного,
но и более важного — общечеловеческого. Джотто удалось создать нечто подобное
средствами живописи. Его художественный язык очень близок литературному стилю Священного
писания.
Джотто. Успение св. Франциска. Фреска
Капеллы Барди. Фрагмент. Флоренция. Около 1318
Во флорентийской церкви Санта
Кроче есть две капеллы, расписанные Джотто около 1318-го и в середине 1320-х годов.
Фрески одной из них, принадлежавшей некогда семейству Барди, посвящены истории
святого Франциска. В другой (Капелла Перуцци) представлены сцены из жизни Иоанна
Крестителя. В этих росписях Джотто склонен к еще большей повествовательности: тут
масса деталей и будто выхваченных из повседневной жизни фрагментов. Композиции
при сопоставлении с фресками Капеллы дель Арена выглядят несколько «перегруженными»,
но Джотто никогда не был простым иллюстратором. В его рассказе всегда присутствует
способность убедить зрителя в реальности изображенного, заставить поверить в значимость
того, о чем говорит художник. Это качество наряду с другими своими достижениями
Джотто оставил в наследство мастерам Возрождения.
Джотто. Возвращение Иоакима к пастухам.
Фреска Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313.
Любопытно, что колорит фресок
Джотто не отличается особой изысканностью и тонкостью в сочетании цветов. Он призван,
прежде всего, создать иллюзию трехмерной формы на плоскости стены. Цвет
подчинен объему, фигуры тяжеловесны, материальны, прочно стоят на земле. И
здесь Джотто оказался предшественником экспериментов художников Возрождения.
Для них умение передать объем означало жизнеподобие изображаемого, было характерной
чертой ренессансного реализма в воспроизведении видимого мира. После
бесплотных образов средневековья это казалось необычным, новым и отчасти возвращающим
к жизни принципы античной живописи.
Несомненно, Джотто воспользовался
в своем искусстве опытом создателей раннехристианских мозаик и фресок,
владевших античными приемами построения пространства и воспроизведения объема
на плоскости. И этот интерес Джотто к мастерам древности, античному наследию
позже усилится во много раз и станет одной из предпосылок возникновения
ренес-сансной живописи.
При жизни Джотто имел большую
мастерскую, где работали ученики и помощники. Немало было и последователей,
получивших в истории искусства прозвище «джоттески». Вместе с тем никто из
них не мог стать полноправным продолжателем идей и художественных
экспериментов Джотто. Не обладая его талантом и, вероятно, до конца не понимая
смысла и значения джоттовских открытий, они превратили их в набор расхожих
штампов. Подлинными преемниками стали через несколько десятилетий после его
смерти ренессансные мастера — в первую очередь Мазаччо, родоначальник живописи
Возрождения. Этот живописец начал с того, на чем остановился Джотто.
Джотто. Поклонение волхвов. Фрески
Капеллы дель Арена. Падуя. Фрагмент. 1304-1313.
О творчестве Джотто, который
пробовал силы не только в живописи, но и в архитектуре, скуль-'птуре, написаны
сотни книг и статей. Тем не менее ни одна из них не дает убедительного и исчерпывающего
объяснения того, как в еще средневековом окружении мог появиться художник,
сумевший почувствовать и предвосхитить будущее. Феномен искусства Джотто
остается загадкой, ключ к решению которой, быть может, так и не будет найден.
ЗВЕЗДА ДЖОТТО
Никто из современников и почитателей
таланта великого мастера не смог бы и предположить, что через семь веков имя Джотто
будет присвоено космическому аппарату. Да, наверное, в недавнем прошлом никто из
исследователей тайн Вселенной не рискнул бы соотнести творчество Джотто с разрабатываемыми
программами освоения космоса. Но вот пять лет назад, весной 1986 года, космический
аппарат, названный именем художника, прошел в непосредственной близости от ядра
кометы Галлея. Это была дань уважения творческой смелости мастера, включившего
изображение небесного тела в одну из своих фресок Капеллы дель Арена в Падуанском
соборе: художник в числе тысяч горожан наблюдал в небе полет «хвостатой звезды»
и запечатлел ее в композиции поклонения волхвов. В память об этом событии программа
Европейского космического агентства получила наименование «Джотто».
В том же году на марках государства
Сан-Марино и острова Айтутаки, затерявшегося в просторах Тихого океана, миниатюрах
Кампучии и Уганды, острова Монтсеррат из Карибского архипелага репродуцировали
знаменитую фреску. А на знаках почтовой оплаты Советского Союза, Венгрии, Гвинеи,
Мадагаскара и ряда других стран можно во всех подробностях познакомиться с
внешним видом космического аппарата «Джотто».
Помимо марок и гашений,
посвященных творческому наследию художника, существуют самые разнообразные
филателистические материалы, иллюстрирующие памятные места, связанные с его
жизнью, с кругом деятелей культуры того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий