Жанровые сцены на русских прялках
Автор текста Кузнецова Е.
КУЗНЕЦОВА Е. Жанровые сцены на русских прялках./ Е.
КУЗНЕЦОВА.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.20-22 – (Рубрика: Народное
творчество)
Прялка. Дерево, резьба, роспись. XIX век.
Северная Двина, Архангельская губерния
Красочны и нарядны русские прялки!
Современному человеку они кажутся необычными и даже загадочными. Где и когда их
создавали? Что изображено на них? Как работали мастера?
Прялка возникла в древности —
у народов, занимавшихся обработкой волокон (для создания тканей). Само слово «прясть»
и значит скручивать нить из этого волокна — льна, пеньки, шерсти, хлопка. Будучи
некогда утилитарным предметом, сегодня прялка предстает как подлинное произведение
искусства. Это воистину так: сколько таланта вкладывали люди в ее оформление!
К XIX веку в основных районах
России сложились типы прялок, отличавшихся размером и формой, техникой резьбы и
росписи, преобладанием каких-либо красок. Но конструктивный принцип был общим.
Обычно прялку вырезали из куска дерева (с корневищем)! Она состояла из вертикальной
лопасти на ножке, под прямым углом соединенной с донцем, на которое садились во
время работы.
Прялка была традиционным подарком
невесте, жене, дочери. В русских семьях девочку с 5—7 лет сажали за прядение, и
всю жизнь свою, пока глаза хорошо видели и руки были крепки, женщина проводила
за прялкой (кроме других многочисленных дел по дому). Труд пряхи требовал большого
навыка, терпения, усидчивости. Недаром русская поговорка гласит: «Тонко прясть
— долго ждать, хорошо и споро — так нескоро». Основная рукодельная работа велась
с осени до весны — в свободное от земледельческого труда время. Прядение было и
формой общения — до сих пор в деревнях вспоминают «супрядки» — посиделки, на которые
собирались для работы девушки. Приходили гости, и начинался домашний праздник:
звучали былины и сказки, частушки и лирические песни:
Ты заря ли моя, зорюшка,
Ты заря ли моя утренняя,
Поутру рано взошла,
Выше леса, выше темненького,
Выше садика зелененького...
Ты заря ли моя утренняя,
Поутру рано взошла,
Выше леса, выше темненького,
Выше садика зелененького...
Работа шла веселее, монотонные
движения не так утомляли. И, понятно, любая женщина хотела, чтобы ее прялка была
самой красивой. Потому и мастера старались сделать каждую прялку «особо».
Деталь прялки. Сцена прядения. XIX век. Пермогорье
Вологодской губернии
В отделе народного искусства Государственного
Русского музея хранится около 1000 прялок из разных районов России. Большинство
приобретено в ежегодных экспедициях в Архангельскую, Вологодскую, Ленинградскую
области, другие — в Ярославскую, Горьковскую, Новгородскую...
Одни прялки оформлены рельефной
резьбой или орнаментальной росписью. Но нередко встречаются изделия, украшенные
жанровыми сценами, изображающими какие-либо события народной жизни. Подобные—сюжетные—росписи
и резьба были распространены в Архангельской, Ярославской, Нижегородской губерниях.
А в Архангельской и Вологодской
известны крупные центры росписи прялок, сама же роспись названа по имени больших
северных рек — северодвинской и мезенской. На Двине такими селами были Пермогорье,
Нижняя Тойма, Борок, Пучуга. На здешних прялках много резных деталей. Роспись сплошь
покрывает лицевую сторону лопасти и ножку, а на тыльной стороне (которая ближе
к мастерице — тут была кудель) лишь в нижней части помещалось изображение. Роспись
наносили масляными красками по грунтованной белой поверхности, а сверху покрывали
тонким слоем олифы. Она придавала золотистый оттенок расписанной плоскости, усиливая
декоративность.
Донце прялки. Сцена со всадниками и приходом гостей.
2-я половина XIX века. Городец Нижегородской губернии
Сохранившиеся прялки относятся
ко второй половине XIX—началу XX века. Но, привлекая изобразительный материал
более раннего времени — вышивку, ткачество, роспись туесов и коробов, можно говорить
об устойчивых сюжетах. Это чаепитие, катание на санях, свадебный поезд, прядение,
причем для каждого центра характерны свои сюжеты.
Пермогорские прялки. Стройные,
с ромбовидными городками-навершиями и гирьками-сережками внизу. Лопасть и ножка
покрыты крупным цветочным орнаментом: розетками, побегами, трилистниками. Как
на всех северодвинских прялках, роспись располагается ярусами. Возьмите любую
прялку — в каждой, кроме основной композиции, будут помещены одна или несколько
сценок, даже не всегда сразу заметных. Пример — прялка, где наверху лопасти в круге
изображена птица счастья Сирин. В нижней части — сцена чаепития в доме: условно
обозначены два окна, на столе самовар, у ног хозяев собака и кошка. А там, где
лопасть переходит в ножку, нарисованы женщина за прялкой, а рядом мужчина с гармонью.
В таком нисхождении сцен своя закономерность; от образа сказочной птицы, олицетворяющей
солнце, к сцене домашнего уюта и труда.
Деталь прялки. Сцена охоты. Конец XIX — начало XX
века. Мезенский уезд Архангельской губернии
Совсем другой характер носят прялки
из Нижней Тоймы. Вверху и внизу массивная лопасть оформлена резными круглыми «городками»
и «каплями», ножка несет четкую конструктивную функцию. Роспись располагается орнаментальными
полосами сверху вниз: геометрический узор, далее растительный в центре вазон с
отходящими в стороны волнообразными побегами, потом животный — с тремя птицами
в арках. Наконец, в нижней части лопасти сцена знакомства или сватовства: впереди
девушка, за ней молодой человек с конем под уздцы. Они идут с поднятой правой рукой
— знаком доброжелательства. В круге на ножке прялки — всадник, лев и птица. Все
становится более понятным, когда с внутренней стороны прялки мы увидим красного
коня, запряженного в сани, и идущего юношу, а в санях — девушку в короне: в свадебном
обряде невесту называли «царевной» или «королевной». А рядом пряха за работой. Художник
использовал лишь две краски — темно-синюю и красную, поэтому фигуры и орнамент
остаются декоративными, чередование цветов создает ковровую красочность.
В каждом центре росписи — свои
излюбленные сюжеты. Так, пучугские прялки дают нам многочисленные праздничные катания
на санях. В России сани были главным средством передвижения, по праздникам на них
катались с гор, и в свадебном обряде они занимали главное место. На Святки молодежь
гадала и пела:
Стоят сани снаряженные,
И полностью подернуты,
Только сесть в сани да поехати,
А кому же мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
И полностью подернуты,
Только сесть в сани да поехати,
А кому же мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Лопасть прялки. Сцена праздничного катания на лошадях.
1927. Пучуга, Архангельская губерния
Лопасти пучугских прялок почти
квадратны. Роспись здесь не представляет цельную композицию, разделенную на «отсеки».
Тончайший растительный орнамент сплошь покрывает поверхность, геометрические элементы
включены лишь в обрамляющую лопасть рамку.
Восточнее Двины по архангельской
и вологодской землям протекает река Мезень, откуда привезены эти необычные прялки.
Вырезанные из цельного куска дерева, с суживающейся кверху лопастью на тонкой
ножке, они сплошь покрыты рядами стилизованных фигурок птиц, коней, оленей, а
также квадратами, ромбами, треугольниками, кругами — древнейшими земледельческими
символами.
Роспись кажется суровой. Она нанесена
прямо на дерево двумя красками — красным суриком, сделанным из береговой глины,
и черной — из сажи. Сначала пятнами и полосами наносится красный цвет, затем следовала
обводка и доработка деталей черным — палочкой или птичьим пером. Сюжетные росписи
на мезенских прялках располагаются всегда с тыльной стороны, ближе к мастерице.
Интересно, что многие изделия датированы и подписаны. А иногда вокруг изображения
помещено развернутое название сюжета.
Палащельская роспись – основа мезенской росписи.
Какие темы волновали мезенских
художников? Вот хозяин у своего дома, «Парахоть Соловецкий» на полных парах, сцена
охоты на медведя, воинский поединок... Маленькие композиции помещались в нижней
части лопасти с тыльной стороны в обрамлении орнаментальных полос и фигурок птиц.
Внизу, у ножки, часто встречается фигура коня — в русском фольклоре олицетворение
доброй силы. Сюжетные росписи не всегда органично сочетаются с орнаментом, зато
здесь выразительность рисунка, артистическая свобода руки!
В некоторых районах Поволжья,
где издавна была развита резьба по дереву, сложились и центры прялочного искусства:
около Ярославля и в нижегородском Городце. Здесь прялки резали из ели или березы,
украшая своеобразной резьбой и росписью, а позже — и различными жанровыми сценами.
Ярославские прялки оригинальны:
маленькая ромбовидная лопастка с ажурным навершием переходит в расширяющуюся книзу
ножку, соединенную под тупым углом с небольшим донцем. Эта форма получила название
«терем», так как очертания резной лопасти чаще всего напоминают башню со шпилем,
а ниже располагаются сцены чаепития в доме, танцев, хороводов. Их мастер располагал
ярусами, всегда с лицевой стороны. Глядя на такую прялку, мы и сами как бы попадаем
в атмосферу торжественных событий, обрамленных резными занавесями по сторонам.
Старинная ярославская теремная прялка. https://i.pinimg.com/originals/1f/87/ba/1f87ba8b287a4b231ccab4fa6c96ed44.jpg
Фигуры изображены условно: торс
в фас, а голова в профиль. Одеты все по-городскому: мужчины в длинных кафтанах,
женщины в пышных платьях, причем техника ногтевидной и контурной резьбы позволяет
придать впечатление некоторой объемности. Иногда показаны только мужские фигуры
в чаепитии, танцах и беседах — возможно, сказались патриархальные черты некоторых
празднеств. Зато в других прялках встречаются лишь женские фигуры. Обычно же изображено
семейное застолье и женский хоровод. Часто между фигурами помещены солнечные круги
и звездчатые розетки — отголоски древних земледельческих символов, ставших устойчивыми
орнаментальными мотивами.
Нижегородские прялки знамениты
своими донцами — резными и расписными, которые создавались в районе Городца, откуда
и пошло их название — «городецкие».
Городецкая прялка. http://radilov.ru/images/dgallery/museums/mavr/_17distaffseat.jpg
У донца лопатообразная форма и
гнездо для вертикального гребня, на который одевалась кудель. После работы его
вынимали, а само донце вешали на стену, как картину. Волжские районы близ Нижнего
Новгорода были торговыми, крестьянская жизнь отступала тут на задний план, поэтому,
наверно, большинство композиций связано с городской жизнью, их даже можно назвать
«светскими». Мы видим дам и кавалеров в каретах, сцены домашнего музицирования,
приход гостей на чаепитие, ярмарочную игровую сценку. Резные донца старше, чем расписные.
Это сказывается в условном решении фигур (контурном характере, нарушении пропорций),
обыгрывании древнейшего мотива «древа жизни» и в фигурках зверей, образующих орнаментальную
полосу.
В расписных донцах можно уже говорить
о народной живописи. Для художника главным становится красочно оформленная, жизненно
конкретная сцена и образ человека, преобладающий в любой теме. Композиции занимают
всю ширину доски, располагаясь двумя ярусами. Укрупненные фигуры людей и зверюшек
как бы приближены к зрителю, тщательно прописаны красивые платья, костюмы и модные
прически. В некоторых композициях появляется сельский пейзаж и надпись песни, а
в сцене прихода гостей на чаепитие — новые черты городского быта: настенные часы
и фарфоровый чайник на самоваре. Расписные городецкие донца красочны и декоративны,
такая вещь действительно украшала дом!
С 30-х годов XX века в России
перестали резать и расписывать прялки: фабричная пряжа и ткань сделали ненужным
трудоемкое рукоделие. Хотя и в наши дни участники экспедиций ГРМ еще встречают
мастериц, верных традиционному труду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий