Варяги
Автор текста: КНЯЗЬКОВ
С.А.
Источник: КНЯЗЬКОВ С.А. Варяги./ С.А. КНЯЗЬКОВ.// Юный
художник. – 1991. - № 3. – с.23-26 – (Рубрика: Картины по русской истории
Васнецов В. Варяги. 1909
«И летописцы, и многие наши историки, начиная с XVIII
века, склонны были приписывать варягам — пришельцам «из-за моря» — не только основополагающую
роль в создании русского государства в IX веке, но и всей русской культуры. Сложилась
так называемая норманнская теория. Поэтому читателю и зрителю надо иметь в виду,
что русская государственность складывалась в течение нескольких столетий — с V—
VI по IX век и имеет глубокие внутренние корни. Хотя варяги, конечно, участвовали
в политических событиях того времени. Но при этом быстро «растворились» в местной
среде — в Новгороде, Киеве, других центрах Древней Руси.
И еще одно важное соображение, хотя и спорное, неоднозначно
решаемое в нашей историографии. Летописи, упоминая о варягах, называют их иногда
«варяги-русь». Известно, что восточные славяне — это только одна ветвь славянства.
Были еще западные, южные славяне. Существовала и ветвь прибалтийского славянства,
обитавшего по южному побережью Балтийского моря и прилегающим островам. В частности,
славянами был населен в свое время остров Рюген — в пределах современной Германии.
Так вот одна из теорий гласит, что «варяги-русь», пришедшие в Ладогу, Новгород,
Киев — мать городов русских, это прибалтийские славяне. Как видите, проблема непростая
и решается не так односторонне, как это делали приверженцы норманнской теории».
(В. БУГАНОВ, доктор исторических наук)
При взгляде на картину невольно
вспоминается сказание начальной летописи о призвании князей: «В лето 6367 (859) имаху дань варяги из заморья
на чуди и на словенех, и мери и на ве-сех и кривичех, а козари имаху на по-лянех,
и на северех и на вятичех, имаху по белей веверице от дыма. В лето 6370 (862) изгнаша
варяги за море и не даша им дани и начата сами в собе володети, и не бе в них правды
и вста род на род и быша в них усобице, и во-евати начата сами на ся. И реша сами
в себе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море
к варягом, к Руси; сице бо тии звахуся варязи Русь, яко се друзии зовутся свие (свей
— шведы), друзие же урмане (норманы), англяне (англы), друзии гете (готы), тако
и си. Реша Руси чудь, словени и кривичи и весь: «Земля наша велика и обилна, а порядка
в ней нет; да пойдете княжить и володети нами».
И избрашася три брата с роды своими
и пояша по собе всю Русь и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий,
Синеус, на Беле-озере, и третий, Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Русская
земля». По другим спискам летописи Рюрик поселился сначала в Ладоге.
Конечно, далеко не все произошло
так просто, как рассказывает летописное предание, но два сведения, которые можно
почерпнуть в этом сказании, драгоценны для историка. Одно — это то, что варяги
из заморья брали дань с северных славян, а другое — что варяги эти были норманны,
жители скандинавского севера, которые по Финскому заливу, Неве, Ладожскому озеру
и Волхову наезжали в страну славян. Здесь по проторенным водным путям варяги-норманны
забирались далеко на восток — на Волгу, в страну болгар и хазар, а по Днепру вызнали
путь в Византию.
То как купцы-торговцы, то как
разбойники или просто удальцы, не пропускавшие случая подраться и мечом добыть
себе славы и богатства,— жители Скандинавии были и в тогдашней Европе столь же
известными и столь же опасными «находниками». Суровая неприютная родина — нынешние
Швеция, Норвегия и Дания — принуждала их искать средств для жизни на стороне. Природные
рыболовы и мореходы, они давно привыкли грабить поморян, жителей побережья Балтийского
и Северного морей. Еще в VI веке грабили они берега Галлии. Карл Великий ничего
не мог поделать с отважными пиратами, которые неожиданно появлялись на своих легких
судах в его владениях и так же быстро исчезали, оставив по себе смерть и разорение.
При слабых потомках Карла норманны, или даны, как их еще называли, держали в страхе
и осаде всю Европу.
«Девятый век,— говорит проф. В. О. Ключевский,— был временем
усиленного опустошительного разгула морских пиратов из Скандинавии... С 830-х годов
до конца века в Европе не проходило почти ни одного года без норманнского нашествия.
На сотнях судов реками, впадающими в Немецкое море и Атлантический океан,— Эльбой,
Рейном, Сеной, Луарой, Гаронной,— даны проникали в глубь той или иной страны, опустошая
все вокруг, жгли Кельн, Трир, Бордо, Париж; проникали в Бургундию и Оверн, иногда
на много лет водворялись и хозяйничали в стране из укрепленных стоянок где-нибудь
на острове в устье реки и отсюда выходили собирать дань с покоренных обывателей
или, взяв откуп,, сколько хотели, в одном месте, шли за тем же в другую страну.
В 847 году после многолетних вторжений в Шотландию они заставили страну платить
им дань, усевшись на ближних островах, но через год скотты не дали им дани и прогнали
их, как поступили с их земляками новгородцы около того же времени.
Бессильные Каролинги заключили с ними договоры, некоторыми
условиями живо напоминающие договоры киевских князей X века с греками, откупались
от них тысячами фунтов серебра или уступали их вождям в плен целые пограничные области
с обязательством защищать страну от своих же соплеменников: так возникали и на
Западе своего рода варяжские княжества. Бывали случаи, когда партия данов, хозяйничавшая
по одной реке Франции, обязывалась франкскому королю за известную плату прогнать
или перебить соотчичей, грабивших по другой реке, нападала на них, брала и с них
откуп, потом враги соединялись и партиями расходились по стране на добычу»... (Ключевский В. О. Курс русской истории, часть I, с. 165).
В IX веке о норманнах слышно было
повсюду в Европе. Они проникают даже в Швейцарию, грабят Андалузию, овладевают
Сицилией, опустошают берега Италии. В 911 году норманны овладели северо-западной
частью Франции и заставили французского короля признать этот край его государства
норманнским владением. Так создалось герцогство Нормандия. В 1066 году нормандский
герцог Вильгельм, собрав множество данов, покорил Англию. Отдельные дружины норманнов
завладели еще раньше Исландией и оттуда проникали даже до берегов Северной Америки.
Норманнов страшно боялись в тогдашней
Западной Европе, потому что двигались они необыкновенно быстро и сражались храбро,
так что устоять против их стремительных натисков казалось совершенно невозможным.
На своем пути они никого и ничего не щадили. Во всех храмах Западной Европы возносилось
тогда горячее моление к Всевышнему: «От свирепости норманнов защити нас, Господи!»
Люди оказывались бессильны справиться с северными воителями.»
Западную Европу держали в страхе
главным образом те норманны, которые обитали в нынешних Дании и Норвегии. Норманны
же нынешней Швеции нападали преимущественно на побережье Балтийского моря Устьями
Западной Двины и Финским заливом проникали они в страну восточных славян. Невой
они плыли в Ладожское озеро и оттуда Волховом и Ильменем доходили до Новгорода,
который назывался у них Голмгард. Из Новгорода по великому водному пути пробирались
они в Киев. Норманны хорошо знали Полоцк и Ладогу, названия этих городов часто встречаются
в их сказаниях — сагах. Знают саги и далекую Биармию, то есть Пермский край. Надгробные
памятники норманнов, часто встречающиеся в юго-восточных провинциях нынешней Швеции
и относящиеся к X и XI векам, гласят своими надписями, что погребенный пал «в битве
на востоке», «в стране Гардар», так норманны именовали славянскую землю, или в
«в Голмгарде».
Добираясь до истоков Волги, норманны
спускались вниз по этой реке, торговали и воевали с камскими булгарами и хазарами;
проникали даже на Каспий. Арабские писатели отметили первое появление норманнов
на Каспии в 880 году. В 913 году норманны появились здесь целым флотом, будто бы
в 500 кораблей по сто человек на каждом. По свидетельству арабов, которые именовали
норманнов руссами, это был народ в высшей степени деятельный, неутомимый и до безумия
отважный: они рвутся наперекор опасностям и препятствиям в отдаленные страны Востока
и являются то мирными купцами, то кровожадными воинами, нападают с быстротой молнии
и совсем неожиданно, грабят, убивают и уводят пленников. В отличие от других воинственных
племен, руссы никогда не передвигались по суше, но всегда водой, в ладьях, Попадали
они в Волгу и из Черного или из Азовского морей, поднимаясь по Дону; около нынешнего
Калача перетаскивали они свои суда в Волгу и плыли на Каспий. «Руссы производят
набеги на славян,— рассказывает арабский писатель Ибн Даста; - подъезжают к их
поселениям на лодках, высаживаются, забирают в плен славян и отводят пленников к
хазарам и булгарам и продают их там... пашен они не имеют, а питаются лишь тем,
что привозят из земли славян Когда у кого из них родится сын, отец берет обнаженный
меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого
имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе сам этим мечом»... Они
мужественны и храбры. Напавши на другой народ, они не отстают, пока не уничтожат
его совсем; насилуют побежденных и обращают их в рабство. Они высокорослы, имеют
красивую наружность и выказывают смелость в нападениях; но смелость эту проявляют
не на коне, а совершают свои набеги и походы в ладьях». «Я видел руссов,— пишет
другой араб, Ибн Фадлан,— я не встречал людей более развитых по телосложению: они
стройны, как пальмовые деревья; они рыжи; не носят ни курток, ни кафтанов, мужчины
надевают грубую ткань, которую накидывают с одного боку, и выпускают из-под нее.
Каждый из них имеет при себе всегда меч, нож и секиру. Мечи же их широки, волнообразны,
с клинками франкской работы; на одной стороне их, от острия до рукоятки, изображены
деревья и различные фигуры...
Таким образом, и арабские писатели
рисуют нам норманнов теми же чертами, как и европейские летописи, то есть как речных
и морских воителей, которые живут тем, что зарабатывают мечом.
По Днепру норманны спускались
в Черное море и нападали на Византию. «В 865 году,— сообщает византийский хронограф,—
норманны осмелились напасть на Константинополь на 360 кораблях, но, не будучи в
состоянии нанести вред самому непобедимому городу, они храбро повоевали его предместья,
перебили народу сколько могли и затем с торжеством вернулись домой».
В Византию норманны стремились
не только в целях грабежа и войны. Для этого они не всегда были достаточно сильны
и многочисленны. В богатой столице империи они торговали, покупая греческие товары
и продавая те меха и шкуры, которые путем грабежа и насилия собирали в славянской
стране. За хорошее вознаграждение норманны не отказывались поступать на службу
к византийскому императору. И из норманнов был набран, например, особый отряд императорских
телохранителей. Норманнских наемников называли в Византии варангами; за греками
стали так называть их и славяне. Пишется слово «варяг» по-славянски через юс малый
после «р», а юс малый произносился тогда как носовой звук «эн».
Богатый всяким обилием славянский
край не мог не возбуждать в варягах желания забрать его в свои руки, по крайней
мере овладеть великим водным путем. Варяги издавна селились среди славян, в их
городах, на более или менее продолжительное время. Араб Аль Бекри, живший около
половины X века, писал, что «племена севера завладели некоторыми из славян и до
сей поры живут среди них. даже усвоили их язык, смешавшись с ними». Города охотно
нанимали варягов для военной охраны своих торговых караванов, направлявшихся в
Византию. Это стало особенно важно для славянских городов с начала IX века, когда
хазары, не справившись с печенегами, должны были пропустить их через свои владения
в черноморские степи. Печенеги и засели по торговым путям — по Днепру ниже Киева,
по побережью Черного моря от Днепровских устьев до Дунайских, и своими нападениями
сделали небезопасным путь «в Греки».
Вот тогда-то особенно на руку
славянским городам и сделалась военная помощь варягов. Это обстоятельство — возможность
наживы и заработка стала привлекать в славянские города все большее и большее количество
варягов.
При их воинственном характере
и пиратских наклонностях варяги по мере того, как их все больше скоплялось в славянских
городах, стали, конечно, определенно клонить к тому, чтобы сделаться господами славянских
городов. Вот тогда-то и произошло то событие, о котором упоминает летопись перед
повестью о призвании князей, то есть что варяги из-за моря стали брать дань на словенех
и на кривичех, утвердились, значит, на северном конце великого водного пути. «В
тех промышленных пунктах,— говорит проф. В. О. Ключевский,— куда с особенной силой
приливали вооруженные пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых
товарищей или наемных охранителей торговых путей и становились властителями охраняемых
ими городов. Тогда вождь компании таких пришельцев делался «конингом», по-русски
«князем» области захваченного города...» «Так и являются во второй половине IX
века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Тру-ворово
в Изборске, Аскольдово в Киеве. В X веке становятся известны два другие княжества
такого же происхождения: Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти». «Если
снять несколько идиллистический покров, которым подернуто сказание о призвании
Рюрика с братьями,— продолжает профессор В. О. Ключевский,— то перед нами откроется
очень простое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. Собрав рассеянные
по разным редакциям начального летописного свода черты предания, позволяющие восстановить
дело в его действительном виде, мы узнаем, что пришельцы призваны были не для одного
только внутреннего наряда, то есть устройства управления. Предание говорит, что
князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать
всюду». Значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов,
как защитники населения и охранители границ. Далее, князья-братья, по-видимому,
не совсем охотно приняли предложение славяно-финских послов: «едва избрались»,
как записано в одном из летописных сводов, «боясь звериного их обычая и нрава».
С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо сел в Новгороде, но сперва
предпочел основаться вдали от него, при самом входе в страну в городе Ладоге, чтоб
быть ближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. Что обстоятельства
могли так сложиться, видно из предания, которое рассказывает, что, когда умерли
братья Рюрика, он решил переехать на житье в Новгород. Но это пришлось не по нраву
новгородцам, и они стали говорить: «Быть нам рабами и много зло пострадать от Рюрика
и земляков его!» Составился даже какой-то заговор среди новгородцев с целью прогнать
Рюрика с его варягами обратно за море. Но Рюрик убил вождя этого заговора, «храброго
Вадима», и перебил многих новгородцев. Это событие сразу изменило положение Рюрика,
взаимные отношения его и новгородцев. До того Рюрик был только призванный новгородцами
князь-охранитель новгородской торговли и третейский судья в различных новгородских
недоразумениях. После усмирения восстания Вадима Рюрик стал смотреть на Новгород,
как на свою военную добычу, и множество новгородцев бежали от него на юг.
А на юге, в Киеве, в это время
тоже утвердились варяги.
О занятии южного конца водного
пути варягами наша летопись повествует так: «Были у Рюрика два мужа, не племени
его, но боярина; и они отпросились ко Царю-городу с родом своим».
Пошли по Днепру и на пути увидели
на горе городок и спросили: «Чий се градок?» Им объяснили, что городок прозывается
Киев и платит дань хазарам.
Аскольд и Дир — так звали этих
Рюриковых бояр — предложили киевлянам освободить их от хазар. Те согласились, и
Аскольд с Диром остались в Киеве княжить: «Много варягов собрали и начали владеть
Полянской землей. Рюрик же княжил в Новгороде».
Итак, значит, во второй половине
IX века на обоих концах великого водного пути возникли варяжские княжества. Варяжские
князья — Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге — заняты одним делом: строят крепости,
берегут землю. До прихода Аскольда и Дира в |£иев киевлян обижали древляне и другие
племена. Аскольд и Дир, утвердившись в Киеве, предприняли борьбу с древлянами и
избавили от них Киев. Попробовали греки обидеть, славянских купцов, Аскольд и Дир
сделали набег на греческую землю. Все это, конечно, только вызывало сочувствие населения
и утверждало князей в занятых ими городах.
Но оба конца великого водного
пути находились в руках разных князей. Неудобства от этого должны были происходить
немалые, и рано или поздно должна была возгореться из-за этого борьба северных
князей с южными.
Для северных князей и горожан
являлось в высшей степени неудобным то, что исходный конец великого водного пути
— Киев находился не в их руках. Стоит присмотреться к положению Киева на карте,
чтобы сообразить, в чем тут дело. Киев стоял почти на границе славянских земель,
и южнее его начиналось царство степи. Ни одного сколько-нибудь крупного, текущего
по населенной стороне притока не впадает в Днепр южнее Киева. Все большие реки,
протекающие по населенным местам, впадают в Днепр севернее Киева. От Киева начиналась
прямая дорога к морю. К Киеву, следовательно, по бесчисленным рекам, речкам и речушкам,
притокам самого Днепра и притокам его притоков, сплавлялись богатства славянских
земель. Обитатели всех городов, лежавших по северным притокам Днепра, направляли
свои товары в Византию, должны были плыть мимо Киева. Следовательно, кто владел
Киевом, у того в руках находились и главные ворота внешней русской торговли того
времени, а кто держал в своих руках торговлю славянских городов — их главное занятие,
тот, естественно, владел и самими городами.
Стоило задержать у Киева торговые
ладьи с севера, и все города от Любеча до Новгорода и Ладоги несли огромные убытки.
Рюрику не удалось пробиться к
Киеву. Овладел Киевом только родич и преемник Рюрика — Олег.
Из Новгорода, по издавна проторенному
пути, по Волхову, Ильменю и Ловати спустился он до верховьев Днепра и овладел здесь,
в стороне кривичей, городом Смоленском. По Днепру добрался он до Любеча и захватил
и этот город. Подплыв к Киеву, он выманил из города Аскольда и Дира и убил их,
а сам остался в Киеве — «матери городов русских», как он, по преданию, назвал этот
город.
Утвердившись здесь, Олег продолжал
дело Аскольда и Дира: строил вокруг Киева все новые городки-крепостцы для защиты
киевского края от набегов со стороны степи, а потом, соединив под своей рукой ополчения
всех занятых им славянских городов, пошел на Царьград и, по преданию, пригвоздил
свой щит на воротах Царьграда в знак победы над греками.
Следовавшие за Олегом князья —
Игорь, вдова его — Ольга, сын Игоря — Святослав с успехом продолжали объединение
славянских городов. Уже Олег захватил всю страну древлян, северян и радимичей;
Игорь продолжал захваты Олега и забрал под свою руку весь древний средний Днепр.
Ольга окончательно «примучила» древлян,— Святослав захватил страну вятичей.
Таким образом, в половине X века
большинство славянских племен и городов собралось около Киева и киевского князя.
Земля киевских князей занимает
к этому времени обширное пространство. С севера на юг подвластная им земля простиралась
тогда от Ладожского озера до устьев речки Роси — степного притока Днепра, а с востока
на запад — от впадения Клязьмы в Оку до верхнего течения Западного Буга. В обширном
крае этом жили все племена восточных славян и некоторые финские, например, чудь
прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская, а по средней Оке — мурома. Среди
этих племен князья строили городки-крепости, чтобы из стен этих городков держать
вооруженной рукой в повиновении инородцев и собирать с них верную дань. Так, среди
прибалтийской чуди Ярослав построил городок Юрьев. Еще раньше возникли города
Муром, Ростов, Белозерск. На берегу Волги Ярослав построил город, назвав его по
своему имени — Ярославль.
Ставя, таким образом, по всему
пространству города, заводя всюду одинаковый порядок, всюду оберегая всех, плативших
ему дань, князь невольно становился видимым средоточием для всего населения, обитавшего
на этом обширном пространстве. А если какое племя или волость, волей или неволей,
переставала тянуть к князю, об этом напоминал сидевший в каждом городе княжой посадник.
Князь расчищал дороги, ставил
мосты, заводил погосты, «Чинил суд и правду людем», вообще «думал» об устройстве
всей земли. То была суровая, полная лишений и опасностей служба князя земле.
Вот как, по рассказу летописи,
совершал свои походы Святослав, этот наиболее типичный князь-воитель тех отдаленных
времен. «Святослав,— читаем в летописи,— легко ходил, как бapc... B поход ни котлов,
ни возов с собой не возил, и мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину ли,
или зверину, или говядину, на углех пек себе обед; шатра он тоже не имел и спал,
постлав конский чепрак, а под голову положив седло; таковы же и воины все его
были».
Живя вместе, около одного князя,
отдельные племена и волости славян, говорившие одним языком, имевшие одни обычаи,
невольно стали забывать свои местные прозвания и отлички. К XI веку все очерченное
мечом киевских князей пространство зовется уже одним именем — Русью, Русской землей,
по варяжскому племени, следовательно, из которого вышли первые князья. Сначала
Русью называли только Киевскую область, бывшую землю полян, потому что в ней поселился
и утвердился русский князь со своей дружиной, которую летопись тоже называет Русью,
а потом это название перешло и на все пространство земель, которое князь «строил».
Комментариев нет:
Отправить комментарий