Московский Казанский собор
Автор текста МОКЕЕВ Г.
Источник: МОКЕЕВ Г. Казанский собор./ Г. МОКЕЕВ,
кандидат архитектуры.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.17-19 – (Рубрика:
Наши утраченные ценности)
Облик Казанского собора на рубеже
XVII—XVIII веков. Рисунок
Памятники Красной площади...
Они входят в наше сознание с детства. С них начинается знакомство с Москвой, с
историей России. Кремль и его сокровища, собор Василия Блаженного, Исторический
музей. Но нынешнее поколение вряд ли знает о том, что их было гораздо больше и
на самой Красной площади, и внутри Кремля. Одной из таких бесценных, исчезнувших
реликвий был Казанский собор, построенный, как и многие российские храмы, в честь
избавления от бедствий Смутного времени. О нем наш рассказ.
...В Казани случился страшный
пожар, начавшийся от дома стрельца Онучина. Вскоре после пожара десятилетняя дочь
стрельца Матрена рассказала домашним, как явилась ей во сне Богоматерь и поведала,
что на месте их сгоревшего дома сокрыт ее Пречистый Образ. Икона, найденная на
двухаршинной глубине под домом, была завернута в материю и казалась только что
написанной. Скоро от нее начались всякие чудеса: исцелялись недужные, прозревали
слепые. На месте обретения чудотворной иконы соорудили церковь во имя Пресвятой
Богородицы, затем при ней возник девичий монастырь.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ МОСКОВСКАЯ. В 1918 году
икона была украдена, и дальнейшая ее судьба неизвестна
Таково предание об Обретении иконы
Казанской Божией Матери 8 июля 1579 года.
В начале XVII века Русскую землю
постигло страшное бедствие, которое потомки назвали Смутным временем. После убийства
сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерти бездетного Федора Иоанновича пресеклась
царствующая династия Рюриковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но вскоре
появились разные Лжедмитрии — авантюристы, выдававшие себя за якобы спасшегося
царевича. Их поддержали авантюристы иноземные. На Русь вторглись польско-литовские
феодалы, украинская казацкая вольница, крымские и ногайские татары. После смерти
царя Бориса в стране воцарились безвластие и хаос, беда разлилась по Русской земле:
убийства, грабежи, разбои, мятежи. Сожжены были сотни городов и сел, разорены
тысячи храмов и монастырей. Поляки, литовцы и немцы захватили в сожженной, разоренной
Москве ее внутренние крепости: Кремль и Китай-город, надеясь на удержание их до
подхода главных польско-литовских войск.
И вновь напомнила о себе чудотворная
икона.
Архиепископ Арсений увидел во
сне молитвенника за Русскую землю преподобного Сергия Радонежского, который возвестил
ему, что Москва будет освобождена заступничеством Казанской Божией Матери. По распоряжению
патриарха Гермогена 26 мая 1611 года «принесоша
из Казани образ Пречистыя Богородицы, списанный с Казанские... И был тот образ под
Москвою до зимы... И с протопопом казанским отпустиша... в Ярославль. В то ж время
прииде из Нижняго (Новгорода) князь Дмитрий Пожарский и Козьма со всею ратью (народным
ополчением) и, виде ту икону... что ее помощью взяли под Москвой Новый Девичий
монастырь, ратные люди велию веру начаша держати ко образу Пресвятыя Богородицы
и многие чудеса от того образа быша».
К Москве шло свежее войско польского
гетмана Ходкевича. Узнав об этом, народное ополчение Минина и Пожарского поспешило
на спасение столицы. С ними была и чудотворная икона, вселявшая надежду. После
тяжелейшей битвы возле Москвы и разгрома войска Ходкевича ополчение предприняло
22 октября 1612 года штурм Китай-города, удерживаемого поляками. Воины, несшие
с собой победоносный образ Казанской Божией Матери, захватили Круглую башню между
Никольскими и Ильинскими воротами и ворвались в крепость. Поляки отступили в Кремль,
но, «видя свое изнеможение и глад великий, начаша уговариваться, чтоб их не
погубили». Дмитрий Пожарский, приняв пленных, «послаша по городам, ни единого
не убив и не ограбив их».
Облик Казанского собора на рубеже XVII—XVIII веков.
Реконструкция Г. Мокеева. Темпера. 1982
И опять говорит предание о чудесной
иконе.
«По взятии ж Кремля-города князь Дмитрий Михайлович Пожарский
освяти храм в своем приходе Введения Пресвятыя Богородицы на Устретенской улице
и тое икону Пречистые Богородицы Казанские поставиша тут». Священники церкви вскоре
рассказали новоизбранному царю о чудесах иконы. «Царь же Михаил Федорович... и
матерь его великая старица инока Марфа Ивановна на-чаша к тому образу веру держати
велию и повелеша праздновати дважды в году, и ход уставиша со кресты: первое — июля
в 8 день... в тот день, како явилася Пречистая Богородица во граде Казани, а другое
празднество — месяца октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкия
Иерапольского чудотворца, како очистися Московское государство. Той же образ по
повелению государя царя... и по благословению... святейшего патриарха Филарета
Никитича, украси многою утварию боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по
обету своему в лето 7133 (1625)».
С этого года церковь Введения
Пресвятой Богородицы на Сретенке получила второе имя «Иконы Казанской Божией Матери»
и особый причт.
Осенью 1632 года по указу царя
Пожарский построил для образа Казанской Пресвятой Богородицы отдельный деревянный
храм возле той Круглой башни Китай-города между Никольскими и Ильинскими воротами,
которую первой отбили у неприятеля с помощью святой иконы. Вскоре эта деревянная
церковь либо сгорела, либо обрушилась, потому что икона была перенесена в церковь
Введения Пресвятой Богородицы Златоверхой за Торгом.
Летом 1635 года на другом месте,
перед Никольскими воротами Кремля стали строить каменную церковь для чудотворной
иконы с приделом св. Аверкия Иерапольского. 15 октября 1636 года «был государь на
освящении церкви Пресвятой Богородицы Казанские, что у Земского двора на площади».
Храм освящал патриарх Иосиф в присутствии князя Пожарского, его боевых соратников
и, конечно же, при огромном скоплении народа.
Через год справа от храма был
возведен и освящен другой придел во имя святых казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
На позднейших изображениях придел показан отстоящим от храма метра на полтора.
Это можно объяснить тем, что существовал запрет разрушать новостройкой могилы-склепы,
которые, очевидно, появились к тому времени возле южной стены собора.
К 1650 году перед собором была
построена новая паперть, а сбоку стройная шатровая колокольня. На рубеже XVII—XVIII
веков устроено парадное крыльцо, покрытое крещатой бочкой, увенчанной главкой.
Храм окружили оградой из каменных столбов с деревянными решетками между ними.
За алтарем во дворе существовал колодец, выкопанный для «церковной всякой потребы».
Иконостас восстановленного московского Казанского
собора. Современный вид
Основные средства на строительство
храма-памятника поступили от царя, князя Пожарского и других «воинских людей».
Крестные ходы 8 июля и 22 октября ежегодно дополнялись во второй половине XVII—
начале XVIII века также крестными ходами по крепостным стенам Кремля, Китай-города,
Белого города, заканчиваясь поминальными молебнами в Казанском соборе. Они совершались
всем духовенством столицы при участии тысяч москвичей.
Казанский собор, таким образом,
действительно был главным памятником освобождения Москвы, всей России от нашествия
врагов в Смутное время начала XVII века. Не случайно 200 лет спустя в 1812 году
москвичи благословляли иконой Казанской Божией Матери Михаила Илларионовича Кутузова
на борьбу с Наполеоном, перед отъездом фельдмаршала в действующую армию.
Пожары Москвы в XVIII—XIX веках
не миновали и Казанского собора. Он несколько раз перестраивался, изменяя свой
облик. Исчезли огненные кокошники под восьмискатной крышей, галерею заменили трапезной,
снесли придел св. Гурия и Варсонофия при расширении Никольской улицы, вместо шатровой
колокольни возвели ярусную над западным входом в храм.
Казанский собор после реставрации П.Д.
Барановского. Фото 1930-х годов
В 1918 году в соборе была запрещена
служба. Парадам войск стала якобы мешать и колокольня, выступавшая на Красную площадь,
почему потребовали ее снести. В 20-х годах начались сносы храмов по всей Москве.
Пытаясь спасти сам храм Казанской Божией Матери, Государственные реставрационные
мастерские начали в 1926 году его реставрацию, чтобы показать уникальный характер
памятника. Работы поручили вести Петру Дмитриевичу Барановскому — молодому тогда
еще реставратору, но уже зарекомендовавшему себя талантливым исследователем, ученым.
Петр Дмитриевич Барановский (1892 – 1984 гг.),
архитектор и реставратор
П. Д. Барановский почти закончил
реставрацию Казанского собора, когда было принято решение очистить Красную площадь
от культовых зданий. Это было связано со строительством каменного Мавзолея В. И.
Ленина и каменных трибун по его сторонам. Еще раньше сломали памятники-часовни
у Спасской и Никольской башен Кремля, хотя они ничем и никому не мешали. Наступила
очередь Казанского собора, такая же участь ожидала и храм Василия Блаженного.
Но долго еще москвичи не позволяли совершиться злодеянию. В 1933 году реставратор
Барановский был сослан в Сибирь для «перевоспитания» в системе ГУЛАГа (Главного
управления лагерей). Лишь через три года его выпустили на волю, запретив проживание
в Москве. К тому же его дом в Замоскворечье попал на трассу нового строящегося Москворецкого
моста и был сломан. Барановскому разрешили жить за 100 километров от столицы
в городе Александрове. И в это время он узнал о разрушении Казанского собора.
Каждое утро Барановский приезжал
к разбираемому храму, фотографировал его части, делал замеры деталей. Он словно
предвидел, что наступит время, когда все, порушенное по злому умыслу, будет восстанавливаться,
и тогда его работы пригодятся. Место, где стоял Казанский собор, сровняли с землей.
На месте храма Казанской
иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его
посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых
алтарей до 1990 года.
Казанская икона
Божией Матери в московском Казанском соборе. Иконостас. У Царских врат. http://a-minin.ru/sobor-kazanskiy-pozharskiy/
Три величайших бедствия пережил
русский народ до революции, и каждый раз, справившись с бедой, ставил возле Московского
Кремля памятник в виде храма. Чтобы с ежегодной службой в храме вспомнить о горестном
событии, дабы потомки не допускали подобного в будущем.
Храм-памятник Святой Троицы на
Рву, который сейчас чаще называют Покровским или собором Василия Блаженного, был
возведен в 1561 году Иваном Грозным в память о взятии Казани и Астрахани, об окончательном
освобождении русского народа от многовекового татаро-монгольского ига. Казанский
собор выстроен к 1636 году царем Михаилом Федоровичем в память о преодолении бедствий
Смутного времени. Храм Христа Спасителя сооружен к 1883 году в память о победе русского
народа над армиями Наполеона.
Эти крупнейшие памятники оказались
поставленными близ трех углов Московского Кремля. Не было памятников величавее
их и важнее. Но именно по ним и был нанесен удар в 30-х годах нашего времени. Они
должны были погибнуть все. Только одному удалось выжить — храму Василия Блаженного...
Разрушение святыни. Слева виден Мавзолей
В. И. Ленина. Фото 1936 года
4 ноября 1990 года на осенний
праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало
огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония
закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его
варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси
Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма.
Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в
построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню.
Казанская Икона
Божией Матери из московского храма Казанской Божией Матери. http://st.rublev.com/churches/52/52-392-650.jpg
В часовню торжественно внесли
Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном
специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки
величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон
колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы
истории Казанского, начало его второго рождения… (подробнее ЗДЕСЬ http://kazanski-sobor.ru/site/istoriya-sobora/vozrozhdenie-kazanskogo-sobora-na-krasnoj-ploshhadi/)
В 1990-1993 годах Казанский
собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного
из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы
храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993
года, уже после распада СССР.
Храм снова украсил северную часть
Красной площади, как это было в старину. Ежегодно в праздники 8 июля и 22 октября
москвичи станут поминать Обретение иконы Казанской Божией Матери, день освобождения
Москвы и спасения православного христианства. Снова наши воины будут чтить память
битв народного ополчения Минина и Пожарского. Но напоминать храм будет не только
о XVII веке, но и о нашем буйном времени. Ибо, как сказал древнейший мудрец:
Не дай инородникам своей чести.
Да не наполнятся чужницы твоих сил.
Иначе труды твои окажутся в чужом дому,
А ты — будешь вздыхать напоследок.
Да не наполнятся чужницы твоих сил.
Иначе труды твои окажутся в чужом дому,
А ты — будешь вздыхать напоследок.
Воссоздать исторический облик
храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д.
Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4
ноября 1993 г .
храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II
Его восстановили в формах
середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой
папертью. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею
Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его
изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм
в ретроспективной, канонической манере. Он стал первым из утраченных в
советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах
Современный вид восстановленного московского
Казанского собора у Красной площади
В настоящее время храм
Казанской иконы Божией матери – это не только уютная церковь, это целый
комплекс: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все
части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны
Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая
лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому
для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако
позже помещение застеклили.
Самая красивая часть храма ‒
это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского
барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая
наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который
скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит
к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще
два купола снаружи принадлежат приделам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий