Наталия Сергеевна Гончарова, художница,
религиозный авангардист
Наталья Гончарова. Автопортрет с лилиями. Масло. 1907.
Государственная Третьяковская галерея
Глядя сегодня на работы Наталии
Гончаровой, не вполне понимаешь, почему при своем появлении они вызывали яростную
брань, а их автора обвиняли в кощунстве и даже собирались судить за нарушение общественных
приличий.
Уже наиболее чуткие современники
догадывались о «классичности» искусства Гончаровой. Среди коллег она пользовалась
настоящим авторитетом. «Гончарова, это слово тогда звучало победой»,— вспоминала
Марина Цветаева.
Скромная и сдержанная, похожая,
по выражению Цветаевой, на настоятельницу монастыря, Гончарова, когда было нужно,
участвовала в скандальных футуристических акциях и даже ходила с нарисованным на
щеке цветком. Но стихия балаганной игры в целом была ей чужда. Что-то очень серьезное,
почти фанатичное прорывалось в натуре Гончаровой, когда она проповедовала свои
взгляды на искусство. Свидетелю одного из ее выступлений художница напомнила «экзальтированных
эсэрок», звавших в 1905 году «бросаться под копыта казацких коней».
Наталия Сергеевна Гончарова (1881
—1962) принадлежала к старинному дворянскому роду (среди ее предков — Наталия Николаевна
Пушкина), выросла в деревне и, поселившись в городе, долго чувствовала себя дикаркой.
Размеренный ритм сельской жизни, природа, народные песни, молитвы и обряды приохотили
к свободе, но не сделали ее созерцательницей; ей нравилось что-нибудь мастерить
своими руками. В 1901 году Гончарова поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества
на скульптурное отделение. Однако вскоре, познакомившись с учеником живописного
отделения Михаилом Ларионовым, она осознает' себя живописцем. Темпераментный,
вечно что-нибудь выдумывающий Ларионов нередко конфликтовал с учителями;
однажды его даже исключили на год из училища. Вскоре в деле Гончаровой
появляется любопытная справка: «...страдая малокровием при общей нервной слабости,
нуждается в продолжительном отдыхе и должна на (...) значительное время прекратить
свои занятия в училище». Врачи в то время были добры к студентам. Гончарова и
Ларионов больше не расстаются; они путешествуют, много пишут, начинают
участвовать в выставках. Возле Ларионова складывается круг ищущей молодежи,
завязывается новое, авангардное искусство. Самые яркие, новаторские,
эпатажные выставки — «Бубновый валет» (1910) «Ослиный хвост» (1912), «Мишень»
(1913) — были придуманы и организованы неутомимым Ларионовым.
Гончарова к этому времени раскрылась
как живописец большой силы, обладающий неженской уверенностью и мастерством.
Лучшим периодом ее творчества стал конец 1900-х — начало 1910-х годов, когда
она и Ларионов разрабатывали неопримитивизм — направление живописи, открытое
ими, ориентированное на образцы национального фольклора, икону, вывеску,
лубок.
Наталья Гончарова. Уборка хлеба. Масло. 1907.
Государственный Русский музей
Гончаровой всегда было близко
народное искусство, особенно присущее ему чувство цвета. Увлекаясь в 1903—1905
годах импрессионизмом, пользуясь методами разложения цветового пятна на небольшие
разноцветные мазки, она достигала неожиданного эффекта: вместо световоздушной вибрации,
«невесомости» изображения — плотная красочная кладка, драгоценная поверхность,
похожая на инкрустацию. Современников поражала нарядность ее цвета. Охра в сочетании
с черным звучит как золото, глубокий синий вызывает в памяти традиционную русскую
финифть. Цвет у Гончаровой — источник и предмет любования, и нет такого мотива
и персонажа, которые не были бы ею расцвечены и украшены.
Примитивисты работали главным
образом в традиционных жанрах, но стремились обыграть их неожиданным способом:
натюрморт напоминал вывеску, портрет - провинциальную фотографию с расписным фоном,
пейзаж или жанровая сцена, написанные на Востоке или в Испании, казались не менее
экзотичными, чем Таити у Гогена... Что до Гончаровой, то она, не бывавшая нигде
дальше Тирасполя, постепенно сосредоточивается на самом близком и знакомом — жизни
крестьян.
Наталья Гончарова. Мытье холста. Масло. 1910.
Государственная Третьяковская галерея
Женщины белят холст, собирают
хворост, работают в саду, стирают, водят хороводы — нехитрые, обыденные сюжеты.
Жницы, косари, рыбаки становятся ее любимыми героями.
Гончарова пишет поначалу грубоватые
неуклюжие фигуры на дробном импрессионистическом фоне нежных «муаровых» тонов («Рыбная
ловля»). Затем цвет становится определеннее, контуры — резче, фигуры — приземистее,
тяжелее. Красно-зеленый аккорд напоминает раскраску в народном искусстве, орнамент
в одежде крестьянок перекликается с упрощенным рисунком дальних полей, напоминающим
полосатую арбузную корку («Мытье холста», «Купание коней»). Персонажи все больше
застывают, точно прирастают к земле; параллельно поставленные массивные ступни,
кажется, не могут сдвинуться с места.
«Изображаемый деревенский быт, деревенские жители — все
это обретает монументальность, действие превращается в действо,
разворачивающееся в веках и тысячелетиях. Именно в деревне можно
ощутить это бесконечное время, связь прошлого и настоящего, основы жизни»
Наталья Гончарова. Садоводство. 1908 http://api.hel.fi/linkedevents/media/images/5773-natalia-goncharova-gar.jpg
Есть в этой статуарности героинь
Гончаровой особая значительность. В картине «Работы в саду» позы подобны ритуальному
положению молящихся, изображенных на древних иконах, а шествие на втором плане
сообщает композиции мерный, торжественный ритм. Так художница преодолевает будничность
жанровой сцены, придает ей вневременное звучание.
Но иконописность картины - мнимая
или, вернее, неполная. В ней не достает просветленности, тишины. Несмотря на изысканность
цвета, живопись полна напряжения, почти тревоги. Топорщится и вздымается углами
земля; колкими остриями нависают растения. Предметы у Гончаровой не спокойно -
мясисты и как бы довольны собой, как у «бубнововалетцев» Машкова и Кончаловского,—
в них есть скрытая энергия, своеволие, проявляющиеся в угловатости форм, кажется,
они непокорны самому автору.
Чем сильнее у Гончаровой этот
«дух» природы, тем «неодушевленнее» становятся ее персонажи. В своих симпатиях она
идет в глубь веков к далекой архаике, увлекается скифскими «бабами» — каменными
идолами простейших форм. Здесь художница была не одинока: создававший в эту пору
первые кубистические картины Пикассо также вдохновлялся скульптурой первобытных
народов. (В России первым кубистом считали Гончарову.) К тому же скульптура была
начальной профессией художницы.
Наталья Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки.
Масло. 1911. Государственная Третьяковская галерея
В новых работах крестьянского
цикла («Сбор яблок», «Хоровод») исчезают детали, подробная проработка форм; все
пространство холста занимают мощные, как бы вырубленные несколькими ударами из
неподатливого материала истуканы, крестьяне-идолы, исполненные непонятной мрачноватой
силы. Завораживающе сияют краски, загадочно поблескивают белки невидящих глаз,
непроницаемы топорные лики...
Как бы ни была условна живопись
этих картин, современников они наводили на размышления, вызывали на спор. Причем
не только о форме, стилистике искусства — о жизни.
В те годы к крестьянской теме
обращались не реже, чем во времена передвижников. Хотя образ народа-жертвы сменился
изображением праздничной красоты крестьянского быта и сельского типажа (Архипов,
Малявин), неизменной оставалась интонация симпатии и любви, вера в народ и его
идеализация.
Критиков, воспитанных на этой
традиции, поразила в крестьянском цикле Гончаровой «циничная и жуткая выразительность»,
ритм «косолапый и грузный», аккомпанировать которому должны, кажется, «не старые
задушевные народные песни, а современные сквернословные частушки». Писали, что
это не народ, а «хам», что художница видит в нем «бесовское начало», что она не
испытывает к нему любви. И мало кто заметил, что это идол, чья кажущаяся неодушевленность
и неподвижность таит страшную силу, а за внешней молчаливостью скрывается и гнев,
и величайшая загадка.
Наталья Гончарова. Евангелисты. Масло. Тетраптих,
1911. Государственный Русский музей
Другим объектом споров были картины
Гончаровой на религиозные сюжеты. Например, четырехчастная работа «Евангелисты».
Образ антиканоничен по духу, несмотря на то, что композиционно отталкивается от
«Евангелистов» А. Дюрера.
В
1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник
уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин
«Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным
изображением святых. В 1914 году с персональной выставки художницы были сняты
22 работы, после этого цензоры даже обратились в суд, обвинив Гончарову в
кощунстве над святынями. За нее вступились многие деятели искусств того
времени: И. Толстой, М. Добужинский, Н. Врангель.
Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен.
Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной
верой в Бога.
Наталья Гончарова. Спас. Триптих, 1910-1911
Синод,
вынес вердикт, что мол художница "возрождает технику древних византийских
мастеров" и скандал замялся сам собой.
Отец
художницы выступая в защиту дочери написал открытое письмо в газету, в котором
негодовал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа
творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».
И по прошествии целого столетия творчество Гончаровой вызывает споры у служителей церкви, которые не принимают"дескарализацию символов", обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения".
Наверно, доля правды в этом мнении есть, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника - реализовывать темы через художественные способы.
И по прошествии целого столетия творчество Гончаровой вызывает споры у служителей церкви, которые не принимают"дескарализацию символов", обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения".
Наверно, доля правды в этом мнении есть, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника - реализовывать темы через художественные способы.

Наталья Гончарова. Архистратиг Михаил (1914г)
Апостолы Гончаровой так же не
похожи на святых, как и ее крестьяне; это тоже простоq народ, древние иудейские
мужи с грубыми руками и весомыми телами (материально написаны даже их нимбы),
чувствуется, как тяжело ворочаются мысли в их головах, как трудно дается им толкование
божественного слова. И при этом как по-настоящему торжествен их вид, как монументально
это произведение! Современники замечали, что картинам Гончаровой «не место в узких
залах, (...) им надо фигурировать на фронтонах современных небоскребов (...).
Крик их там будет услышан».
Энергия цвета, мощь формы, особая сила чувства действительно поднимают голос художницы
до крика, точно она обращается уже не к отдельному человеку, а ко всему
народу.
Но о чем кричать, что проповедовать?.. Дар монументалиста требует обращения к важным, общезначимым идеям и темам. Но в кругу Ларионова больше обсуждали как, а не что писать; каким должно быть искусство, а не зачем оно. Придумали новое течение — лучизм; вся картина членилась теперь острыми, сталкивающимися линиями и плоскостями; изобразительное начало уступало место беспредметности. Гончарова также отдала дань лучизму. Она вообще не отрывалась от эволюции Ларионова, увлекалась его идеями и все же продолжала создавать совершенно особое искусство.
Но о чем кричать, что проповедовать?.. Дар монументалиста требует обращения к важным, общезначимым идеям и темам. Но в кругу Ларионова больше обсуждали как, а не что писать; каким должно быть искусство, а не зачем оно. Придумали новое течение — лучизм; вся картина членилась теперь острыми, сталкивающимися линиями и плоскостями; изобразительное начало уступало место беспредметности. Гончарова также отдала дань лучизму. Она вообще не отрывалась от эволюции Ларионова, увлекалась его идеями и все же продолжала создавать совершенно особое искусство.
Так, на некоторое время ее захватила
проблематика футуризма — ив картинах появились фабрики, машины, аэропланы.
Наталья Гончарова. Аэроплан над поездом. Масло. 1913.
Музей изобразительных искусств. Казань
Но как она их пишет? Ни урбанизм,
ни техника, ни динамика современности не нашли в Гончаровой своего поэта. Наоборот,
в ее картинах на современную тему чудится что-то апокалипсическое — «американская
чертовщина», сдвинутый с места мир, чужой, недобрый, катящийся в бездну.
Ощущение конца — конца старого
мира, всей прежней жизни, исторического прошлого — было довольно острым в эти годы.
Оно особенно усилилось с началом первой мировой войны. Гончарова откликнулась на
нее произведением необычайной силы — серией графических листов «Мистические образы
войны».
Наталья Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. из
цикла "Жатва", 1911 https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/27062016/108757?utm_source=CopyBuf
"Ангелы,
мечущие камни на город" – это авторская интерпретация сюжета из
Апокалипсиса, библейского откровения Иоанна Богослова. Интересно, что после
персональной выставки 1913 года, картины из цикла "Жатва", которых
сохранилось лишь семь, впервые были выставлены вместе лишь в 2013 году на
выставке в Третьяковской галерее.


Наталья Гончарова. Град обреченный. Из серии
«Мистические образы войны». Литография. 1914
Конец света наступил. Сбылись
пророчества, и пришло время Суда. Небесные силы перестали таиться и явились людям.
Ангелы роятся в темном небе, то, накрывая крыльями христолюбивое воинство, то,
останавливая пропеллеры у вражеских аэропланов в воздушном бою. Современный, футуристически
деформированный город и есть «град обреченный». Это его побивают камнями ангелы
с проборами на набриллиантиненных головках (может быть, это летчики, и не камни,
а бомбы?). В листах Гончаровой все реально…
Наталья Гончарова. Отец, Сын и Святой Дух
Наталья
Гончарова ратовала за то, чтобы произведения искусства говорили сами за себя.
Если для их обоснований нужны теории, за ними ничего не стоит. «Я утверждаю, что религиозное искусство
и искусство, прославляющее государство, было всегда самым величественным,
самым совершенным, и это в большей степени потому, что такое
искусство, прежде всего, не теоретично, а традиционно. Художник знает, что
он изображает, зачем он изображает. (…) Чтобы не было недоразумений, прошу
заметить, что я имею в виду не академическую выучку, (…) а ту
вечную преемственную связь, которая, собственно, и создает настоящее
искусство».
В
1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья
Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева
ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге
художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала
революция.
Оценки работ Гончаровой в
отношении традиций религиозной живописи расходятся. Поздние исследователи
отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после: «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от
традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы
назвать принципиально новыми и современными интерпретациями». Отмечают
наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии,
смешивающим христианские и языческие образы. В то же время современник
Гончаровой, архимандрит Александро-Невской Лавры, ценил работы художницы именно
за возрождение стиля, близкого древней иконописи. Такая позиция встречается и в
поздних исследованиях.
Итак,
имеют место два противоположных мнения. Одно - что в своих работах Гончарова
полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое – что,
несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам она следовала.
Наталья Гончарова. Апостол Андрей. Эскиз костюма к
неосуществлённому балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный
центральный театральный музей, Москва) https://savin-andrey.livejournal.com/90973.html
Известно также о предложении
А. Щусева Гончаровой расписать спроектированный им Троицкий храм, возведённый в
1912 году в селе Кугурешты (Бессарабия). Гражданская война и отделение
Бессарабии не дали замыслу осуществиться, однако сохранились эскизы,
выполненные Гончаровой для храма.
Наталья Гончарова. В мастерской художника (1907г)
Картины, графика и
практически все работы Натальи Сергеевны Гончаровой редко кого оставят
равнодушными. Они полны изящества даже в монументальных фигурах крестьян, ее
«иконы» наполнены вселенской печалью о судьбе человечества, и любовью к
человеку, светоносны, духовны и красочны. Несомненно, работы талантливой художницы оригинальны и просто красивы… Святые отцы говорят, что одно из имен
Бога – «Красота». Наверно, потому именной красотой запоминаются творения
Гончаровой.
Источники:
Вакар И. Наталия Гончарова/ И. Вакар.// Юный художник.
– 1991. - № 3. – с.11-15 – (Рубрика: XX век: время,
страны, мастера)
https://foma.ru/natalya-goncharova-avangard-sveta.html
статья Головко Оксаны в журнале «Фома» №7, 2014 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий