четверг, 22 ноября 2018 г.

Венец Шестого дня Божиего Творения - человек



Как Бог сотворил первых людей
В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека - царя природы. Но вот явился и он.
       
Сотворение Адама. Фрагмент двери в жертвенник вторая половина XVI века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Москва. https://ok.ru/bogunashemuslava/album/53288375353582/771268436206
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». (Быт.1:26)
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7).
Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.
Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1, 26).
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое. (Державин Г. отрывок из стихотворения «Бог», 1784 г.)

Сотворение человека. Фрагмент 3-частной иконы. 70-е гг. XVI в. Серпуховский историко-художественный музей. http://slovobozhie.com/2017/01/bog-znaet-komu-nuzhny-deti-a-komu-net.html?cid=646081
Последним, как венец творения мира, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы, прежде всего, отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс 118, 73).
Именно для него был сотворен весь материальный мир, со всеми его удивительными красотами, растительным и животными миром. Высокое небо, волнительные моря и океаны, быстротекущие реки и тихие озера - все это лишь царские чертоги для главного творения - человека, владыки всей новосотворенной твари, живого храма Божия, сочетающего в себе земное и небесное начало. Ибо, прежде творения человека, возлюбил его Бог и замыслил иметь как сына Себе. И сотворил Господь человека по образу Своему, даровал чувства и разум, наделил совершенной свободой и сделал его способным к беспредельной любви.
Сотворение человека. http://www.pravoslavie.us/RU/Icons-RU.htm
Создав тело человека из земли, Он сделал его разумным животным и тотчас ознаменовал человека нетленным и животворящим духом, вдохнув в него бессмертную душу. Таким образом, в человеке соединилась природа земного существа, подобного всем животным, с природой ангельской. Сотворив человека для общения с Собою, Творец, по слову апостола Павла, «славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Своих, все покорил под ноги его» (Евр. 2:7,8). И в другом послании Павел пишет первохристианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3:17). Святой Иоанн Дамаскин учит, что Бог сотворил человека как некий иной мир, малый в великом и представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью.
Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Сотворение Адама. Мозаика собора Монреале, пригороде итальянского города Палермо. XII в. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Monreale_creation_Adam.jpg
И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим "дуновением Божиим" или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.
Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом - к миру видимому, вещественному, земному, а душою - к миру невидимому, духовному, небесному.
Удивительным образом устроено и тело человека, отличающееся от тел всех животных, скотов, птиц и рыб. Человек ходит на двух ногах, имеет высоко посаженную главу, весьма совершенные органы зрения и слуха. Ему даны достаточно сильные руки, снабженные гибкими и искусными пальцами, приспособленными к самому различному мастерству. С точки зрения механики и кибернетики, нет в мире более совершенного существа, столь универсального и способного самонастраиваться на любые роды деятельности. И это не говоря еще о таинственных и непостижимых поэтических свойствах человеческого разума, его чувствах, пребывающих в удивительной гармонической взаимосвязи, о способности человека осмыслить величайшие премудрости, вместить в себя всю вселенную и Творца ее.
И дал Бог первому человеку имя Адам, что значить "взятый из земли". Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его.
Бог вводит Адама в Рай. Собор Монреале, Сицилия. Мозаика в главном нефе. 1183-1189 http://ldn-knigi.lib.ru/R/Foto/Monr_005.jpg
Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.
По сотворении плоть Адама была бессмертна и бесстрастна, то есть, не испытывала никаких страданий, не томилась вожделениями. Благодатью Божией он был огражден даже от тени тления, ему не вредила ни какая стихия, ни какое животное или растение. В силу своей безгрешности, Адам как царь ступал по земле, и благодать Божия ревниво оберегала его от малейшей неприятности - ведь он не имел еще греха и весь сиял славою венца Божьих творений. В первозданном творении все было здраво, гармонично и соразмерно, все «хорошо весьма». И не чувство голода подвигало его вкушать и определяло меру пище, а благодатный внутренний Божий совет, которому Адам всегда был естественно послушен. Плоть его «молчала», ибо была совершенно послушна душе, а та - Святому Духу.
Фреска Феофана Критского из монастыря Св. Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция (1я треть 16 века). https://grizzly-bag.livejournal.com/347190.html
Преподобный Иустин Попович пишет: «человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея. "душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью человека"».
С радостью мы должны принять дар Божий и, осознав свою ответственность, свой долг, употребить этот дар на богоугодное дело познания мира, на исполнение заповеди, данной Господом еще Адаму через призыв к наречению имен животным. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).
Сотворение Адама. Из коллекции И.Д. Сытина
Обращаясь к каждому из нас, святитель Григорий Богослов учит: «Природа, как на общем пиршестве, предложила тебе все, и что нужно для тебя, и что служит к твоему удовольствию, чтобы ты, сверх прочего, из самых благодеяний познал Бога, и из своих потребностей приобрел больше сведений о себе самом». Святитель свидетельствует, что Бог восхотел «устроить сей мир, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия».
После того, как Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, то не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.
Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.
Сотворение мира. Сотворение человека. Фреска. Храм Рождества Богородицы в Костино http://www.pravoslavie.ru/103568.html
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт 2, 21–22).
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.
На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: «будут одна плоть» (Быт 2, 24).
Бог благословил первых людей в раю и сказал им: "плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею".
Сотворение Евы. http://www.pravoslavie.us/RU/Icons-RU.htm
Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными - любить и беречь друг друга.
Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.
Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту любовь, как то было с ангелами.
Мне часто снились райские сады,
Среди ветвей румяные плоды,
Лучи и ангельские голоса,
Внемировой природы чудеса. (Н. Гумилёв. Рай (1915)
Мозаики церкви Сан-Марко в Венеции https://philologist.livejournal.com/6931609.html
Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей - Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.
Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.
Среди животных не было вражды - сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.
Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.
В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое - древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: "от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь".
Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.
Адам и Ева в раю. Из коллекции И.Д. Сытина
По замыслу Творца, венец творения - человек, созданный по образу Божию, стал по благодати сыном Его, и наследником сотворенного Богом мира. Действием Святаго Духа обеспечивалось совершенное и теснейшее духовное единство твари и Творца. Благодать Святаго Духа наполняла все существо первого человека, придавала смысл и значение его жизни, учила мудрости. Это единство человеческой души с Богом в Духе Святом не было насилием над волей Адама. Свобода его не нарушалась, - по своей первозданной чистоте он сам был естественно послушен тихим благодатным внушениям Святаго Духа. Благодать открывала ему и великие тайны унаследованного им мира. Через человека весь тварный мир должен был наполниться любовью и славой Творца.
В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).
Так закончилась история творения и образования мира. "И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой".
Седьмой День Мира. … «почил в день седьмый от всех дел Своих». Мозаика собора в Монреале, пригороде итальянского города Палермо. XII в.
"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, который Он творил и создал. И благословил Бог седьмый день и освятил его".
В следующий затем период, то есть в седьмой "день" мира, который, как учат св. отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот "день", и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел - праздником.
По окончании творения Бог, предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по "законам природы"), но в то же время Он непрестанно заботится о всем сотворенном, подавая каждому творение то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Божия о мире называется "Промыслом Божиим".
Потому и человек, познавший истину Сотворения мира Богом должен помнить День Седьмой и посвящать этот день благодарению Господу за все Его великие благодеяния, за этот прекрасный мир, дарованный человеку из любви к нему. Потому и необходимо каждое воскресение посещать храм Божий и возносить молитвы покаяния и молитвы славословия, и совершать добрые дела в память о Сотворении Господом всего мира, земного и небесного. Слава Тебе, Боже, слава Тебе!

Источники:
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями./ составил протоиерей Серафим Слободский. – 6-е изд. – М.: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, 2008. – 722 с.
http://www.proza.ru/2015/07/02/1654 О. Серафим. Бытие. Сотворение мира, первые люди
Изображения картин из Интернет-ресурсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...