ПАМЯТНИКИ РОССИИ
Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского
монастыря
Автор текста: Н. Семенова
Кирилло-Белозерский монастырь. https://vera-eskom.ru/wp-content/uploads/2019/03/Kirillo-Belozerskiy-monastyr.jpg
Кирилло-Белозерский мужской монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера в Вологодской области, возник в месте пересечения торговых путей, соединявших среднерусские земли с Севером Руси - Заонежьем, Северной Двиной и побережьем Белого моря. Насельники монастыря контролировали северный путь и торговлю пушниной, рыбой, солью. К моменту основания монастыря в 1397 году Белозерское княжество, на землях которого он разместился, потеряло свою самостоятельность и отошло под власть Москвы. Белозерье стало служить форпостом Московского княжества на Севере.
Монастырь основал московский боярин Кирилл Вельяминов, прозванный Белозерским, архимандрит Симонова монастыря в Москве. В период его тридцатилетнего правления, поддерживаемый земельными и денежными вкладами московских князей и бояр, монастырь быстро развивался и скоро превратился в большой архитектурно-оборонительный комплекс, охранявший северные окраины Московского княжества.
Панорама
Кирилло-Белозерского монастыря. https://petersmonuments.ru/upload/iblock/07b/07b1c0b2911b53ac480ed7a49a0b3eff.jpg
О
тесных связях с Москвой и влиянии на государственное «устроение»
свидетельствуют послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского -
великому князю Василию, князьям Андрею и Юрию. В результате умелой
хозяйственно-политической деятельности к XVI веку монастырь сделался
крупнейшим вотчинником Московского государства, уступая лишь Троице-Сергиевой
лавре.
Кирилло-Белозерский
монастырь как художественный ансамбль сформировался на основе нескольких
последовательно возникавших архитектурных комплексов. Наиболее древнюю часть
составляют расположенный между берегом Сиверского озера и рекой Свияга Большой
Успенский монастырь в юго-западной части нынешнего монастырского ансамбля и
примыкающий к нему с востока Малый, или Горний, Ивановский монастырь, вместе
образующие так называемый Старый Город.
План
Кирилло-Белозерского монастыря:
I
— Успенский монастырь
II — Ивановский монастырь
III — Острог
IV — Новый Город
1.
Успенский собор (XV в.)
2. Церковь Введения с трапезной палатой (XVI в.)
3. Церковь Архангела Гавриила (XVI в.)
4. Церковь Иоанна Предтечи (XVI в.)
5. Церковь Владимира (XVI в.)
6. Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами (XVI в.)
7. Казенная палата (XVI - XVII вв.)
8. Церковь Сергия Радонежского с трапезной (XVI в.)
9. Церковь Преображения над Водяными воротами (XVI в.)
10. Стены Успенского монастыря (конец XVI — XVII вв.)
11. Свиточная башня (конец XVI в.)
12. Малая Мереженная башня (конец XVI в.)
13. Грановитая башня (конец XVI в.)
14. Стены Ивановского монастыря (конец XVI — XVII вв.)
15. Глухая башня (конец XVI в.)
16. Святые ворота Ивановского монастыря (конец XVI в.)
17. Поварня (XVI в.)
18. Церковь Епифания (XVII в.)
19. Церковь Евфимия (XVII в.)
20. Большие больничные палаты (XVII в.)
21. Стены Нового города (XVII в.)
22. Белозерская (Большая Мереженная) башня (XVII в.)
23. Косая башня (XVII в.)
24. Ферапонтовская (Московская) башня (XVII в.)
25. Казанская башня (XVII в.)
26. Вологодская башня (XVII в.)
27. Кузнечная башня (XVII в.)
28. Троицкие ворота (XVII в.)
29. «Тюрьма»
30. Настоятельский корпус
31. Монашеские кельи (XVII в.)
32. Священнические кельи (XVII в.)
33. Монастырский архив (XVII — XVIII вв.)
34. Духовное училище (XVII в.)
35. Домик келаря (XVII в.)
36. Поваренные кельи (XVII в.)
37. Хлебная башня
38. Поваренная башня
39. Малая больничная палата (XVIII в.)
40. Колокольня (XVIII в.)
41. Церковь Кирилла (XVIII в.)
42. Каменные сени над часовней Кирилла и крестом.
Успенский собор
- первый каменный храм Кирилловской обители http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/20/
К
северо-западному углу собора были пристроены две небольшие кубические
одноглавые бесстолпные церкви - Владимира (1554) и Епифания (1645). С южной
стороны здание усложнено объемом примыкающего придела, сооруженного в конце
XVIII века над гробницей Кирилла Белозерского.
Церковь
Архангела Гавриила. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/21/
В
юго-западной части Старого Города располагается мощная четырехстолпная церковь
Архангела Гавриила (1531 - 1534), построенная на средства великого князя Василия
III. Церковь ранее имела звонницу в верхнем ярусе, но в XVII - XIX веках была
перестроена. К ней примыкает тяжеловесная по пропорциям невысокая колокольня.
Свиточная башня.
http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/77/
Свиточная
башня - самая высокая башня крепости Старого города, возвышающаяся на мысу
Сиверского озера. Название получила от существительного «свитки», что означало
«монастырские одежды», которые стирали монастырские служки, жившие на первом
ярусе этой башни.
Стройная
четырехугольная с шатровым завершением башня характеризуется хорошо найденными
пропорциями. Поверхность ее стен оживляют четыре ряда бойниц. Три широких
декоративных пояса из традиционных нишек, поребрика и бегунца придают башне
нарядный праздничный вид.
В связи с увеличением количества монастырей, входивших в структуру сложившегося комплекса, и проживающих в них монахов, в XIV - XV веках в большинстве из них был введен общежительный устав, уделявший значительное внимание формам совместного проживания, в частности, совместной монашеской трапезе. Благодаря этому уставу трапезные, наряду с соборными храмами, вошли в число главнейших монастырских построек.
Трапезная палата
(1519 г.) являлась местом сбора и общественного единения всех иноков, и в жизни
монастырской общины ей придавалось важное значение. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/3/94/
Палата
представляла из себя огромный по тем временам зал 17х17,5 метров со сводами,
опиравшимися на центральный столб. Всё здание поставлено на высоком подклете и
в первоначальном виде представляло сочетание массивного кубического объёма
трапезной палаты и высокого гранёного столпа церкви Введения Марии во храм,
увенчанного короной кокошников со световым барабаном.
К
началу XVI века на Руси выработался своеобразный архитектурный тип монастырских
трапезных, объединявших в единую архитектурную композицию небольшую церковь,
трапезную палату и ряд хозяйственных помещений, располагавшихся в подклете и
подвале. В подклете, как правило, размещалась хлебня, и теплом от топящихся
печей обогревался верхний этаж. Трапезная палата имела обычно большие размеры
и перекрывалась сводами, опирающимися на стоящий посередине столб. Рядом с
трапезной должна была находиться меньшая по размерам келарская палата, из
которой братии раздавалась пища. Взаимное пространственное расположение
трапезной, церкви и келарской обуславливалось особенностями общей планировки
монастыря, но в целом преобладали два основных типа соотношения объемов, предусматривающих
включение церкви в общий абрис плана или ее вынесение в отдельное сооружение.
В первом случае во внешнем облике здания сильнее выделялись черты
гражданского, «палатного» зодчества; во-втором - ярче проступали черты
культового здания.
Церковь Введения
во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/59/
Именно
к этому второму типу принадлежала кирилловская квадратная одностолпная
трапезная палата с церковью Введения, расположенная в юго-западной части
Старого Города. Она была возведена в 1519 году на береговом склоне,
спускающемся к озеру Сиверское. Три основных помещения - храмовое
пространство, трапезная и келарская - были поставлены по одной оси, что
придавало архитектурной композиции здания большую строгость. Стройный
граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников,
контрастировал с суровой гладью стен массивной трапезной палаты, оживляемых
лишь прорубленными небольшими окошками, обрамленными наличниками с килевидными
завершениями, и членящими стены лопатками. Такое же оформление имела и
церковь. Они частично сохранились на западном и восточном фасадах памятника, а
также на северной стене. В последующие столетия трапезная палата с церковью
Введения подвергались неоднократным перестройкам и реконструкции, и первоначальный
облик здания был сильно искажен.
Московская
(Ферапонтовская) башня. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/75/
Московская
(Ферапонтовская) башня - самая высокая башня Нового города. Башня
шестнадцатигранная. Многогранная форма более устойчива, менее уязвима для ядер.
Эта форма позволила мастерам расположить пушечные бойницы по всей высоте башни,
в шахматном порядке, и защитники крепости получили возможность усилить
плотность обстрела.
Крепость Нового
города.
http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/79/
Крепость
Нового города – это величайшее достижение местных мастеров – каменщиков.
Строительство началось 18 мая 1653 года на деньги царя Алексея
Михайловича Романова, который дал в монастырь 45 тысяч рублей. «Новый город»
окружает монастырь с трёх сторон. По всей длине крепостные стены состоят из
трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря
открытыми арочными галереями. Длина стен новой крепости составляет 732 метра,
высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Крепость включает в себя 6 башен
– 4 угловые и 2 воротные.
Строительство
крепости продолжалось около 30 лет (до 1680 года). На её сооружение было
израсходовано огромное количество строительных материалов и сил монастырских
крестьян. Однако благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский
монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе (его площадь
составила 12 га, а длина стен 2 км) и самой мощной крепостью на Русском Севере.
Внешняя сторона
крепости. Вологодская башня.
http://kirillov-monastyr.ru/upload/medialibrary/518/518f82896c119947b2412992e1a0a2b4.jpg
Память
о событиях Смутного времени, а также частые восстания городских низов и
крестьян вынудили царя Алексея Михайловича позаботиться о создании надежного
убежища для себя, своих приближенных и казны на Севере, подальше от Москвы. В
связи с этим крепость Нового Города Кириллова монастыря предназначалась для
проживания крупного военного гарнизона и была обнесена грандиозными каменными
стенами. Кирилловские укрепления превосходят оборонительные стены
Троице-Сергиева монастыря как по протяженности - их длина 1,3 км, так и по размерам
башен и огневой мощи. Новые стены охватили обширную территорию таким образом,
что часть прежних крепостных стен Успенского и Ивановского монастырей и Острог
оказались внутри монастыря и потеряли свое боевое значение. Пространство
крепости, увеличившей территорию монастыря почти в два раза, было отведено для
размещения жилых и хозяйственных построек.
Церковь
Преображения над Водяными воротами (XVI в.)
http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/64/
Вновь
построенные стены Нового Города составили три стороны огромного неправильного
четырехугольника, по углам которого расположились высокие граненые башни.
Особенность устройства этих башен состоит в том, что в центре каждой из них
возведен полый кирпичный столб. При помощи деревянных лестниц, помещенных
внутри столба, поднимались на самый верх. Столб оканчивался каменной
смотрильней, позволяющей обозревать окрестности на много километров. Каменные
своды перекрывали только нижний ярус, остальные перекрытия были деревянными.
Казанская башня
(XVII в.). http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/71/
Кроме
четырех угловых башен - Большой Мереженной (Белозерской), Ферапонтовской
(Московской), Вологодской и Кузнечной, в Новом Городе сохранились две въездные
башни, квадратные в плане, схожие по своей архитектуре: Казанская в
северо-восточной стене и Косая посередине северо-западной стены.
Церковь Иоанна
Лествичника над Святыми воротами (XVII в.). Белозерская (Большая Мереженная)
башня (XVII в.). Косая башня (XVII в.)
Название
«Косая» вызвано наличием в башне углового проезда. Внутреннего каменного
столба проездные башни не имели, а их деревянные смотрильни членятся на три
горизонтальных яруса, в каждом из которых прорезаны многочисленные бойницы.
Верхний ярус снабжен дополнительными бойницами косого боя, через которые можно
не только стрелять, но и лить горячую воду на нападающих. Изнутри монастыря в
нижнем ярусе укреплений устроено множество небольших камер,
предназначавшихся, очевидно, для размещения гарнизона на случай осады. Два
верхних яруса выходят внутрь монастыря в виде широких открытых галерей.
Сооружение
Нового Города - последний этап в строительной истории Кирилло-Белозерского
монастыря. Грандиозное, дорогостоящее строительство не оправдало себя: иноземных
вторжений на Белозерье больше не было, а с выходом России к Балтийскому морю
российские императоры вообще утратили интерес к северным монастырям-крепостям.
Монастырское могущество окончательно подорвала проведенная Екатериной Второй
секуляризация церковных земель.
http://kirillov-monastyr.ru/architecture/
Архитектура Кирилло-Белозерского монастыря
Семенова Н. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского
монастыря.// Журнал «Юный художник». – 2007
год, № 6. –с. 9-11. - (Памятники Родины)
Комментариев нет:
Отправить комментарий