Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковнославянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «Е»
Главное слово на букву «Е»:
Евангелие – благая весть
Буквица из книги: Библия для детей
«Евангелие — уста Христовы» (Игнатий (Брянчанинов)
«Евангелие — это не учебник морали. В основе Евангелия лежит любовь, которая в морали не нуждается». (Владимир Микушевич)
«Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа… (Из Песни 1. Канон Ангелу хранителю)
***
В России, в Африке и в
Англии
Читают с радостью Евангелие
Что лучше книги нет на свете,-
Об знать должны все дети,
А тем, кто любит слово Божие,
Господь всегда во всем поможет.
***
Змей успел шепнуть
жене,
Что познать она вполне
Может и добро, и зло.
И слово - ложь в нее вошло.
В раю растет познания
древо!
Яблоко с него украла...(Ева)
***
С панагией на груди
пастырь паствы впереди.
Попрошу: «Благословите!
И меня в нее примите!»
Поклонюсь при этом низко
Вам, Владыка наш, (Епископ)
***
Исповедался - и значит
Жить начну совсем иначе!
Каясь, обличил грехи я.
Я накрыт (Епитрахилью)
Загадка про букву «Е»
***
Что находится
посередине Киева? (Буква «Е»)
***
С этой буквой слово
есть,
что не можно глаз отвесть,
стройная красавица,
в Рождество всем нравится. Какая это буква? И какое это слово? (буква Е, а
слово – ель)
***
Она на грядке
потрудилась,
Вместо грабель
пригодилась.
(В.Степанов)
Русские народные загадки на «Е»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)
- Под дубочком, под листочком свился, скрючился клубочком. (Ежик)
- Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине. (Ерши)
- Зимой и летом одним цветом. (Ель)
- Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)
Названия русских народных сказок на «Е»
Художник Станислав Ковалев
- Елена Премудрая
- Емеля
– дурак. Загадка про эту сказку:
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне
И за что, не знаю, повезло лентяю.
(По щучьему веленью. Емеля)
Евангельские истины в народных пословицах на «Е»
Художник Сергей Ефошкин
- Если бы молодость знала, если бы старость могла.
- Ему много дано, много и взыщется.
- Ешь хлеб – коли пирога нет.
- Есть слезы, есть и совесть.
Словарь старинных русских слов на «Е»
Художник Станислав Ковалев
Единорог (индрик, инрог) — мифический зверь в виде коня с рогом на лбу.
Ендова — праздничная посуда с носиком-сливом. В ней питье подносилось к столу и разливалось по чаркам; широкая медная чаша с носиком.
Ерданские полотна — т. е. иорданские; привозная восточная ткань.
Ерлыки (ярлыки) – грамота, письмо
Ернишныи — от «ерник»: мелкий, малорослый лес. мелкий березовый кустарник.
Ерофеич — горькое вино; водка, настоянная травами.
Ества — еда, кушанье.
Что означает буква «Е» в старославянской азбуке
Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является «Есть». Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «естество», «природа» и другие синонимы, которые выражают значение этих слов. Наверняка, услышав эту букву-слово, многие из нас сразу вспомнят фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», которая уже стала крылатой: «Азъ есть царь!». На таком наглядном примере легко понять, что человек, сказавший эту фразу, позиционирует себя как царь, то есть царь - это его настоящая сущность.
Числовая загадка буквы Есть скрывается в пятерке. Это число несет в себе большой религиозный потенциал: в Священном Писании пятерка является символом благодати и милости. Масло для священного помазания состояло из 5 частей, в которые входили 5 ингредиентов, а при осуществлении обряда «окуривания» также используется 5 различных ингредиентов, таких как: ладан, стакт, оних, ливан и халван. Пятерка - это отождествление с пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Значение слов в православии на букву «Е»
Евангелие (от греч. euangelion — благая весть) —
общее название первых четырех новозаветных книг. Добрая весть о том, что на
Землю сошёл Спаситель, Он возьмёт на Себя все наши грехи перед Богом Отцом, и
только Он, Спаситель, ответит перед Ним за всех нас, и один пострадает за всех
грешников.
Появление Иисуса Христа на Земле — главное событие всей мировой истории. Не случайно
от Рождества Христова началось новое летоисчисление, которое называется Новой
эрой.
Кто же написал жизнь Христа, кто составил Евангелие? Первые три Е. от Матфея,
Марка и Луки называются синоптическими (лат. synoptikos обозримый, дающий
обзор всех частей), поскольку они содержат много общего в содержании и
структуре. Апостол Матфей часто напоминает о том, что приход Иисуса Христа
предсказан за 2 000 лет многими ветхозаветными пророками, и именно поэтому
Христос — ожидаемый, Истинный Спаситель мира.
Евангелист Марк подробно пишет о чудесах и делах, совершённых Господом.
Апостол Лука рассказывает о земной жизни Христа, о Его доброте, милосердии и
помощи всем нуждающимся в Нём. Это Евангелие наиболее понятно тем, кто только
начинает изучать Новый Завет.
В своём Евангелии апостол Иоанн, любимый ученик Христа, поведал нам о
Божественной сущности Христа, передал содержание вероучительных бесед Господа в
Иудее.
Евангелие были написаны на греческом языке во второй половине I в. Из авторов
Е. Матфей и Иоанн были апостолами и очевидцами служения Христа. Марк также мог
быть свидетелем последнего периода его жизни. Е. от Марка носит следы
непосредственного влияния ап. Петра,
Лука не был очевидцем служения Христа, но являлся ближайшим последователем ап.
Павла и, по преданию, принадлежал к числу семидесяти учеников. Синоптики
повествуют в основном о деятельности Христа в Галилее и касаются внешних
событий его жизни, Иоанн повествует о деятельности Христа в Иудее и оттеняет ее
божественный смысл.
В каждом храме на алтарных вратах есть изображение четырёх пишущих свитки
евангелистов - святые апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
История христианства и, конечно, Евангелие оказали огромное влияние на литературу
и искусство всего мира. Едва ли не все художники писали картины на библейские
темы, многие писатели упоминали Христа в своих произведениях.
Замечательные слова сказал о Священном Писании великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин: «Я думаю, что мы
никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Религия создала искусство и
литературу, всё, что было великого с самой древности! Мои дети будут читать
вместе со мной Библию... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть...»
Евангелие напрестольное — богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия и расписание евангельских богослужебных чтений. Чтение Евангелия входит в богослужение литургии, праздничной утрени, царских часов и др. За исключением времени чтения, Е.Н. всегда находится в алтаре на престоле.
Евангелистов символы — со II века СЕ. стали служить четыре апокалипсических животных: первое подобно льву, второе — тельцу, третье — с лицом как человек, четвертое подобно орлу летящему (Апокал. 4:7). Символы, изображенные в один ряд, соответствовали порядку Евангелий в каноне, Т.Е. ангел, бык, лев, орел. В этих животных заключен и символ самого Христа, который, будучи от природы человеком (ангел), умер как жертвенное животное (бык), восстал из смерти как лев и вознесся на небеса подобно орлу.
Евангелисты (гр. "благовестники") — авторы четырех Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название прилагалось ко всем проповедникам Слова Божия.
Евхаристия (гр. eucharistia — благодарение) — одно из семи таинств православной церкви, иначе называемое таинством причащения. По преданию, оно было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. При совершении Е. хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Христову, которыми совершается причащение. Е. совершается на литургии во время евхаристического канона.
Единоверие — под этим названием разумеется условное единение старообрядцев с православной церковью.
Единосущный — одного с кем-то существа. Например, «Единосущна Отцу», то есть Сына Божия, имеющего с Отцем одно существо.
Еже — дабы, чтобы, что, если, когда; средний род местоимения «иже» — который.
Екзарх — духовное лицо, облеченное особой высшей властью. Сначала екзархами называли митрополитов обширных церковных округов, позднее — уполномоченных от патриарха распорядителей церковных дел. Например, в западной России в XVI и XVII веках ими были Никифор и Кирилл Лукарис. Екзархами назывались также и местоблюстители патриаршего престола: в России до учреждения Святейшего правительствующего Синода после патриархов духовными делами правил Стефан — митрополит Рязанский с титулом екзарха.
Ектения (гр. ekteneia — распространение) — молитвословие, содержащее ряд прошений о нуждах христианской жизни и завершающееся возгласом священника, прославляющим Бога. После каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Е. бывают четырех главных видов: великая (около десяти прошений), малая (из одного прошения), сугубая и просительная. Есть также Е. об оглашенных и об умерших. Употребление Е. в богослужении началось со II—III в.
Елей — оливковое масло, используемое для возжигания перед иконами, при обряде благословения хлебов, елеосвящении, крещении, для возлияния на усопших. Как образ Божьей милости упоминается в Св. Писании. Елей состоял из пяти веществ: смирны самоточной, то есть душистой смолы, вытекавшей из миррового дерева; благовонной корицы, то есть коры веток коричневого дерева; благовонного тростника; кассии, то есть благовонной тонкой коры лаврового дерева; оливкового масла. Эта смесь разогревалась на огне и употреблялась для помазания и освящения скинии (палатка, шатер, место, где свидетельствовал Господь о Себе людям), а также первосвященника и священников. В настоящее время елей используется Православной Церковью таким образом: возжигается в церкви перед святыми иконами; при обряде благословения хлебов (вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей — как питательное и целительное вещество); для помазания немощных — в таинстве Елеосвящения. При этом помазании священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; для помазания крестящегося в сопровождении особой молитвы.
Елеосвящение -
есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом),
призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и
душевных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборванием, потому
что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может
совершить его и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа
власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они многих больных
мазали маслом, и исцеляли (IsAk. 6, 13). Особенно подробно говорит об этом
таинстве апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви,
и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры
исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся
ему (Иак. 5, 14-15).
Елеопомазание — чин, отправляемый в
церкви на утрени при ее окончании. Происходит оно так: по церковному уставу,
священник по прочтении молитвы «Владыко, многомилостиве...», взяв от горящей
перед образом лампады елей, помазует народ, знаменуя крест на челе. Елей
возливается и на усопших.
Еллада (Эллада) — Греция, известная в древности как Иония (от Иована, сына Иафета (Быт. 10, 2), занимающая южную часть Балканского полуострова.
Епархия (гр. eparchia — властвование, начальствование) — церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем. Е. разделена на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы Е., как правило, совпадают с административным делением страны.
Епископ (гр. episkopos — надзиратель, блюститель) —
составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы
называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы
могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам
принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать
(рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не
дано священникам. Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника:
подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а
набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее
заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы
называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. В
помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется
викарием, т.е. наместником.
Епитимья (гр. epitimion — наказание) — духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника. Е. может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. Духовное наказание или духовный труд с целью преодоления греховных привычек.
Епитрахиль (гр. epitrachelion — на шею) — необходимая
часть богослужебного облачения священника и архиерея — длинная лента.
Надевается поверх подризника или рясы. Епитрахиль знаменует особенную, двойную
сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения
таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и
диакон — без ораря.
При исповеди Е. возлагается на голову исповедующегося, получающего отпущение
грехов, Символизирует совершительную и свыше сходящую благодать Святого Духа:
как Сам Иисус Христос нес на своих раменах (плечах) крест на страдание, так поступает
и иерей, удостоившись совершать таинства страданий Его.
Пропись церковнославянской буквы «Есть»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с.
- Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий