Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «Ж»
Живые слова на букву «Ж»:
Животворящий крест; Жития святых; Жито; Живоносный источник
Буквица из книги: Библия для детей
«…Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.» (Из молитвы Честному Кресту)
***
Жизни полное
Зерно чистое
Из земли взойдет
Яркой зеленью.
А познание
Слова Божия
Речью скажется,
Полной разума.
Зелень мягкая
Будет нивою
Колосистою,
Золотистою.
Речь разумная
В делах явится
Добром, милостью
Христианскою. (А. Анастасиев)
Загадка про букву «Ж»
***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук:
- Ж-ж-ж-ж! (Буква» Ж»)
(С.Маршак)
Русские народные загадки на «Ж»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Около серого камешка бегает беленький заюшка. (Жернова и мука)
- Иду в воду – красен, выйду – черен. (Железо)
- Черен – да не ворон, рогат – да не бык. Шесть ног – да без копыт: Летит – воет, падет – землю роет. (Жук)
- Шел Мартын, видит тын, подумал немножко, полез – словно кошка. (Жук и бревно)
- Звонкий солист над полем повис. (Жаворонок)
- По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят)
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
- Я долга и коротка, а один одному не верит: всяк сам по себе мерит. (Жизнь)
- Двадцать красных, сорок умных, сто безумных. (Жизни годы)
- Сама пить не пьет, а нас вынуждает. (Жажда)
Названия русских народных сказок на «Ж»
Художник Станислав Ковалев
- Журавль и цапля
- Жена – доказчица
- Жадная старуха
- Жар-птица
и Василиса – царевна.
Полыхая как зарница,
в небесах летит… Жар-птица. - Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем. (В.Степанов)
Евангельские истины в народных пословицах на «Ж»
Художник Сергей Ефошкин
- Жизнь измеряется не годами, а трудами.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.
- Живи своим трудом, а не чужим добром.
- Жизнь прожить - не поле перейти.
- Живи для людей, и люди поживут для тебя.
Словарь старинных русских слов на «Ж»
Художник Станислав Ковалев
Жальник — кладбище, могилы, погост.
Жёлчь — природный краситель зеленого цвета.
Жерновцы — небольшая меленка, два камня-диска, между которыми зерно смалывается в муку.
Жеребье - жребий
Жесточь — жестокость, суровость.
Живот — жизнь, имущество; достаток, богатство, душа; скот.
Жижгил — природный краситель желтого цвета.
Жиковина (жуковина) — металлическая пластинка с фигурным украшением — «жуком». Их набивали у бокового края ворот, дверей (около навесных петель) ; ими же укрепляли угловые соединения стенок сундука.
Жуковинье – перстень, кольцо
Жира (от древнерусского слова — «жировать» в значении «жить») — жилье, этаж дома на Севере; дом о трех жирах — трехэтажный дом.
Жито — всякий хлеб в зерне или на корню; ячмень (северн.), рожь немолотая (южн.), всякий яровой хлеб (вост.).
Жупан — старинный полукафтан.
Что означает буква «Ж» в старославянской азбуке
Живете – буква-слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж. Смысл значения этой букв достаточно прост и понятен и выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий». В эту букву вложено всем понятное слово, которое обозначало существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков. Если объединить смысл буквы Живете со смыслом предыдущих букв, то у вас получится фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…» Числовой характеристикой буква Живете не наделена, и это остается еще загадкой.
Графическое изображение «ж» напоминает дерево, растущее вверх и уравновешенное корневой системой. Древо жизни символизирует полноту бытия, к которой призван человек, и от которой удалился, вкушая плоды другого древа - познания добра и зла. Вернуться к вечной жизни человек должен сам, неся свой крест - древо спасения, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13).
Значение слов в православии на букву «Ж»
Жезл, или посох — знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Древнейшие изображения Христа представляют его в виде пастыря с посохом в руке. С такими же посохами изображаются апостолы Петр и Павел. Ввиду преемственности духовной власти и силы посох перешел от этих апостолов к их наследникам — епископам. Жезл в руке епископа символически уподобляет архирея пастырю духовного стада, обязанному заботиться о его целости и сохранности. На Востоке жезлы делались чаще из акации, с закругленным верхом. Делались жезлы и из миндального дерева (евр. — «шакед»), которое считалось деревом пробуждения, деревом-стражем, бодрствующим, так как это дерево первым цветет весной прекрасным белым цветом. Жезл Ааронов указывал на то, что первосвященник должен был быть бодрствующим, живым, деятельным и благородным.
Жезл архиерейский — посох или трость, как знак высшей пастырской власти. Жезл особого устройства: к верху его приделывались змеевидные головы, а посреди них — крест. Кроме того, у рукояти для украшения привешивался обвивающий жезл плат — его называли сулок. Такой жезл вручался архиерею — как знак власти и его управления паствой. Симеон Солунский: «Жезл, который держит архиерей, означает власть Святого Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе». Символика архиерейского жезла такова: змеевидные головы знаменуют мудрость архипастырской власти, крест — обозначение, что во имя и славу Христову архиерей должен пасти свою паству. Сулок — это символ власти игуменов и архимандритов над их обителью. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Жена — супруга, женщина.
Жених — под этим словом иногда разумеется Господь Иисус Христос. Жених Церкви своей и всякой души христианской.
Житиви — оставить в живых, сберегать, спасать; оживлять, давать новую жизнь; ободрять, придавать бодрости, подкреплять.
Живоначальный — содержащий в себе причину или начало жизни.
Живоносный — носящий в себе жизнь.
Живот — жизнь, органическое существование, бытие в союзе души и тела. Например, в древнейших переводных памятниках XI—XIII веков пишется: «лето живота нашего»... Живот — это и значение: «вечная, блаженная жизнь». Еще одно значение слова «живот» — имение, пожитки, преимущественно домашний скот. В Псковской летописи читаем: «Деревни, псковские земли грабили и живот секли, да и дворы жгли христианские».
Животворя́щий Кре́ст - Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам свет.
Житие — жительство, место жительства: жизнь, образ жизни; настоящая земная жизнь; жизнь временная.
Жития святых — обширный отдел христианской
литературы, составлявшейся с самого зарождения христианской церкви во исполнение
завещания ап. Павла: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали
вам слово Божие" (Евр. 13:7). Первым Ж.СВ. были сказания о мучениках.
Когда церковь из гонимой стала господствующей, сказания о мучениках были
заменены описаниями жизни святых. Ж.св. встречаются в сборниках смешанного
содержания — прологах, минеях, патериках, календарях, месяцесловах, святцах.
Первыми Житиями русских святых стали Ж.СВ. Бориса и Глеба и Феодосия
Печерского, составленные Нестором. XVI век — время расцвета агиографии, когда
были составлены "Великие Минеи-Четьи". Апостол Павел так сказал о
святых: «Если Иисус Христос подобен Солнцу, Богородица — Луне, то святые
подобны звёздам. Бог истинный — свет для нас, а святые сияют от Его света».
Только шестьсот человек за всю историю православной церкви были прославлены
Богом как святые. На Руси святых называли «человек небесный и ангел земной».
Жизнь святых всегда была примером для русского человека. По их деяниям они
сверяли свои поступки и мысли, учились праведной жизни, в них находили опору и
утешение. Жизнь каждого святого удивительна и по-своему отмечена Богом. Самые
первые христианские святые были, как правило, жестоко казнены за веру в Бога.
Среди святых мучеников были даже дети. (Святые Вера, Надежда и Любовь)
Жрец — священнослужитель, священник, важнейший сановник; приноситель жертвы (слово восходит к старослав. «жерц» — от «жрети — жерти», это однокоренное слово с «гореть». Здесь несомненная связь: при жертвоприношениях употреблялся огонь. Таким образом, жрец был жертвоприносителем). Как жертвоприноситель он именовался еще одним словом — «колдун» (южнослав. «калдовати» — значит приносить жертву, а «калдовница», «калдовище» — жертвенник). Жрецы были также гадателями, истолкователями прорицания (широко известен рассказ летописца Нестора о волхвах, предсказавших смерть князю Олегу).
Пропись церковнославянской буквы «Живете»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с.
- Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий