Рисовальная
мастерская княгини Тенишевой М.К.
Автор
текста Л. Журавлева
Княгиня
Мария Клавдиевна Тенишева. 1893 год. https://m.rusmir.media/2012/01/01/shkola
Недалеко
от памятника «Медный всадник», в центре Ленинграда, расположено бывшее здание
Сената. Если вы пройдете под его величественной аркой, то попадете на улицу Красную,
которая прежде называлась Галерной. Здесь в конце XIX века в доме номер 13 находилась
рисовальная мастерская. Спешили сюда ее руководитель Илья Ефимович Репин, ученики,
ставшие потом известными художниками: Ефим Честняков, Иван Билибин, Сергей Чехонин,
Михаил Яковлев, Зинаида Серебрякова, Мстислав Добужинский. Мастерская пользовалась
большой популярностью в Петербурге и за его пределами. Организована она была известной
меценаткой и коллекционером Марией Клавдиевной Тенишевой. Репин познакомился с
ней в 1891 году. Вскоре он начал преподавать в Академии художеств и обнаружил, что
многие способные молодые люди не могут сюда поступить. Тогда и обратился за поддержкой
к Тенишевой.
Занятия в мастерской
М.К. Тенишевой в Петербурге. 1890-е годы. Фото
Она
писала в воспоминаниях: «Однажды он предложил
мне устроить в моей мастерской в Петербурге студию для подготовки молодых людей
к высшему художественному образованию. Конечно, я откликнулась с радостью на это
предложение, потому что в Петербурге до той поры не существовало никаких классов
для перехода из рисовальных школ в Академию художеств. Студия наша сразу завоевала
почетное место. Желающих поступить в «Тенишевскую школу» было в десять раз
больше, чем позволяло помещение. В ней могли работать, при двух натурщиках, от
50 до 60 человек. В начале учебного сезона места брались положительно с боя,
иногда даже происходили очень тяжелые сцены отчаяния, когда Репин после пробных
занятий отстранял того или другого ученика, не находя в нем достаточно
данных. Горе этих молодых людей глубоко трогало меня. Между учащимися был сын
Репина Юрий, Елена Маковская (дочь Константина) и Иван Яковлевич Билибин,
ставший потом известностью. Он был еще в университете, когда начал ходить в
нашу студию, кроме него, было еще несколько студентов, один японец Ида, очень
талантливый, впоследствии уехавший в Англию и ставший там знаменитостью, было
еще много барышень и даже офицеры. Компания была в высшей степени пестрая,
милая, со страстью отдававшаяся работе, искренне любящая искусство. Народ все
способный, молодой и многообещающий. Репин приходил раз в неделю, а иногда и
чаще поправлять этюды, а раз в месяц устраивался конкурс эскизов на заданную
тему».
И. Билибин. Иллюстрация
к русской народной сказке «Царевна-лягушка». Акварель, тушь, золото, серебро.
1899
Тенишева
называет открытое ею учебное заведение то студией, то школой, но официально она
значилась «Мастерская живописи и рисования Кн. М.К. Тенишевой».
Илья
Ефимович сообщал в 1895 году П.М. Третьякову, что открыл еще одну частную подготовительную
школу в доме княгини Тенишевой, в ее мастерской учится 29 человек и подобные школы
нужны. В другом письме художник уточняет, что ученики работают по пять часов в день
очень усердно, несмотря на неудобства света и духоту от тесноты.
Репин
разработал правила для поступающих в мастерскую. Ее первая цель — готовить учеников
в Высшее художественное училище при Академии художеств. Поступающий должен уметь
рисовать как с гипсовых фигур, так и с живой натуры. В дальнейший процесс обучения
входили занятия по композиции, выполнение эскизов на заданную тему, экзамены в конце
каждого месяца. Занятия ежедневные в течение всего дня. Ученики платили по 5 рублей
в месяц за натурщика, сами выбирали старосту. Во время занятий не допускались разговоры,
а пропуск грозил исключением.
Репин
стремился не только научить желающих рисовать и писать красками, но уже с первого
года развивать в них творческое воображение. Когда оканчивались этюд и рисунок,
к этому сроку учащийся обязательно должен был представить и эскиз. Эскиз считался
одним из важных условий работы. Каждые две-три недели, в воскресный день, в мастерской
устраивалась выставка. Приходил профессор и в присутствии старосты ставил разряды.
Илья Ефимович придавал большое значение обсуждению каждой работы в отдельности
и вызывал целые дискуссии учащихся. Для всех такой просмотр работ, их подробное
и детальное обсуждение было большой школой. Репин также при написании этюда с натуры
учеником зорко следил за моделировкой формы. Ко всему происходившему в мастерской
он относился с большим вниманием и всегда готов был помочь. Ученики чувствовали
его любовь и ценили ее.
M. Добужинский. Обводный
канал в С.-Петербурге. Акварель, белила, карандаш. 1902
Илья
Ефимович поощрял творческие опыты молодых художников, делился впечатлениями о
последних выставках, поездках за границу. А. Куренной, который помогал Репину
в преподавании, говорил, что было решено делать главным образом указания, а не поправки
на ученических этюдах и рисунках, чтобы не было давления на индивидуальные способности
учащихся.
После
Куренного в мастерской преподавал также ученик И. Репина П. Мясоедов. 25 ноября
1896 года он сообщает одному из своих корреспондентов: «Я начал заниматься у Тенишевой и пока доволен, народ там усердный,
и есть очень недурно работающие и талантливые. Меня это мало смущает, потому что
указать недостатки всегда сумеешь и найдешь что сказать, а от меня только этого
и требуют».
Щербиновский Дмитрий
Анфимович. [1867—1926]. Художница. Конец XIX — начало XX века. Ивановский
областной художественный музей
После
П. Мясоедова занятия вел Д. Щербиновский, известный художник-педагог.
Выпускник
мастерской В. Левитский отмечал, что годы учебы в «Тенишевке» проходили удивительно
лучезарно. Мастерская была бесплатной, Тенишева на свои средства приобрела мольберты,
гипсы, некоторым ученикам было разрешено жить тут же. Она устроила в особой комнате,
рядом с мастерской, что-то вроде чайной. В двенадцать часов подавался огромный
самовар с большим количеством булок. Вначале художники стеснялись пользоваться
даровым чаем, отказываясь под разными предлогами, но потом привыкли к этому обычаю
и, даже поступив в академию, прибегали оттуда, приводя с собой товарищей. Иногда
в студии по вечерам собирались художники, пели, играли, танцевали, устраивались
чтения, и всегда было молодо, весело, непринужденно. Мария Клавдиевна приобретала
работы учеников и тут же развешивала их в мастерской.
И.Е. Репин. Портрет М.К.
Тенишевой. 1896 год. https://m.rusmir.media/2012/01/01/shkola
Вдохновленная
большим успехом, Тенишева параллельно открывает рисовальную школу в Смоленске.
Цель школы была привлечь побольше мастеровых и дать им знание рисования, чтобы
гончары, столяры, резчики, подучившись рисовать, могли работать с большим вкусом
и тем самым поднять как само производство, так и стоимость своих изделий.
3. Серебрякова.
Крестьянская девочка. Темпера, акварель. 1905. Смоленск
Еще
в 1894 году Тенишева купила хутор Фленово. Было решено построить школу —
у подножия горы, на которой растут огромные сосны, ели и липы...
В сентябре 1895 года новое школьное здание со светлыми классами,
общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери.
М.
Тенишева выстроила в Смоленске для школы двухэтажное здание. Преподавать приехал
из Петербурга А. Куренной. Открытие школы состоялось 27 ноября 1896 года, а ровно
через месяц И. Репин спрашивал Куренного: «А
Вы не пишете мне про главное: как идет школа Ваша? Сколько учеников? В какие часы
и чем занимаются? Есть ли способные и кто именно? Пишут ли красками и хорошо ли
рисуют?»
На
следующий год, отдыхая в имении Тенишевой Талашкино, Репин посетил школу. Он внимательно
осматривал рисунки, привезенные из-за границы и развешанные в мастерской, очень
хвалил выбор их и остался вполне доволен самой студией и ее освещением.
И. Репин. Портрет М.К.
Тенишевой. Холст, уголь. 1895
Еще
через год И. Репин и М. Тенишева начинают хлопотать перед Академией художеств о
присоединении к ней смоленской рисовальной школы на правах филиала. В мае 1899
года в Смоленске открылась отчетная выставка учеников школы, на которой было показано
более 200 работ. И все-таки в том же году школа закрылась, так как учеников-ремесленников
поступило очень мало. К сожалению, тогда же И.Е. Репин перестает руководить петербургской
мастерской, но она продолжает работать. В 1902 году М. Тенишева обращается к В.
Серову с просьбой стать руководителем, но получает отказ.
Мастерская
закрылась в 1903 году, но и за столь короткое время это учебное заведение дало очень
много русской культуре.
Источник:
Журавлева Л..
Тенишевская рисовальная мастерская./ Л. Журавлева // Юный художник. – 1991. - №
9. – с.17-19. – (Из истории художественного образования)
Комментариев нет:
Отправить комментарий