Ярославский живописец Николай Мухин
Автор текста Тарасов О., доктор
искусствоведения
Ярославский живописец Николай
Мухин оказался, по сути, единственным, кто серьезно занялся осмыслением и
продолжением традиции ярославских живописцев XVII века. Ему принадлежат повторения
отдельных ярославских икон, росписи алтаря и закомар Введенского храма в
Толгском монастыре в Ярославле, росписи русской церкви в Японии,им расписан
купол часовни президентского дворца Сант-Антон на Мальте, подготовлены эскизы
композиций для православной церкви в США.
Фрагмент росписи Толгского монастыря в
Ярославле. 1992
Ярославская иконопись и фресковая
живопись XVII века вобрали в себя самые разные формы - и западноевропейского
искусства, и местные народные традиции. Это сближение и взаимодействие таило в
себе тот огромный творческий потенциал, который в итоге и предопределил
появление в художественной культуре Ярославля таких шедевров, как росписи
церквей Ильи Пророка, Николы Мокрого и Иоанна Предтечи в Толчкове.
В этих ярославских фресках мы
сталкиваемся с новым типом самосознания культуры, который предполагал большую
свободу воображения и игры с различного рода темами и формами, чем это
дозволялось ранее.
Именно этот тип самосознания
и наследует Николай Мухин. Он - художник, сознательно работающий на стыке
времен и культур. Его фрески несут явную печать современной живописи, но они
представляют собой как раз то противопоставление старого и нового, которое
органично существует только во взаимном притяжении.
В церковных росписях свобода
Мухина ограничена каноном. Поэтому здесь он старается работать на нюансах
формы и цвета, на особенностях композиционных решений.
Примечательна трактовка ликов
современным мастером. На его фресках они колеблются на той грани иконы и портрета,
на которой впервые стали работать именно теоретики и практики иконописи барокко
- царские изографы Оружейной палаты в Москве, куда в XVII веке часто
приглашали и мастеров из Ярославля.
То же самое влияние барокко
угадывается в трактовке фигур современным художником - в их удлиненных
пропорциях, жестах и остановленном движении. Однако и здесь мастер постоянно
стремится достичь своего рода «маньеристической» сделанности формы, по-своему
символизировать старое искусство.
Н. Мухин. Скульптура «Троица». Бронза. 1995. Ярославль
Барочные тенденции ярославской
культуры Николай Мухин переосмысливает не только в церковной живописи. Их
отдаленное отражение можно найти в его скульптурах: «Три ангела» (1994,
«Russian Village», Ниигата, Япония) и «Троица» (1995, Ярославль), а также в
светской живописи. И здесь традиция барокко встречается в его творчестве с открытием
и переосмыслением иконы русским модерном и авангардом, которые берут начало еще
в «серебряном веке» русской культуры.
Отдельные персонажи и образы
его картин как бы сходят с икон и стен ярославских храмов и предстают
совершенно в ином контексте: из условного мифологического пространства они
привлекаются в реальный мир. При этом художник изображает человека и мир, избирая
для этого пограничные ситуации как в области формы, так и в содержании. В
области формы его картины строятся на грани иконы, фрески и пластических
экспериментов, и эта форма вполне отвечает содержательным моментам перехода от
вечного к временному, и наоборот.
Ведущая тема творчества художника
- грехопадение. Эта тема влечет за собой своего рода типологические
тематические циклы - «Человек», «Материнство», «Семейное счастье», «Ангел».
Н. Мухин. Адам и Ева. Масло. 1995
В теме грехопадения все внимание
художника сосредоточено на том событии, когда человек решается нарушить запрет
и, ослушавшись Господа, вкушает запретный плод. Грехопадение - именно момент
нарушения границы между двумя ярусами мироздания; момент, знаменующий переход
в иное состояние, когда Человек из властелина рая превращается в смертное
существо. Эта заданная библейская тема сразу структурирует картину мира
художника, в которой мы найдем рай, «мир» и ад.
В раю живет Бог. Рай населен
ангелами, которые невидимы, когда обитают на небе, но могут оказаться
зримыми, когда начинают посредничать между небом и землей, то есть предстают
перед людьми. Таковыми их изображает (как бы «портретирует») художник на своих
полотнах. Они постоянно «являются» его воображению из той картины мира,
которую он старательно поддерживает определенным набором идей и образов.
Именно ангелы указывают и на
наличие в этой картине «мира» и «ада». Но это - падшие ангелы, ангелы,
послушные Сатане, демоны («Падший ангел», 1991). Один из них поджидает с
карающим мечом Адама и Еву в момент грехопадения («Адам и Ева», 1990).
Однако ад в меньшей степени
интересует художника, чем рай, а также потеря этого рая через Страшный Суд. Рай
может представлять собой, например, иконный пейзаж, что выявляет связанность
его схемы с высокими символическими значениями. В раю встречаются цветы,
иконные архитектурные палаты, которые могут населять некие персонажи; затем
там произрастает райский виноград, а также есть древо жизни - папоротниковое
иконное дерево с яблоками.
Н. Мухин. Натюрморт. Темпера, масло. 1996.
Яблоко - главный символ в
творчестве художника. Оно проходит по многим его работам, и ему придается
особый смысл.
Как известно, в средневековой
культуре и особенно в эпоху барокко запретный плод как символ грехопадения
помещался в разные контексты, что расширяло комплекс его значений, переводя их
на новозаветную тематику. Так, яблоко напрямую могло связываться со страстями
Иисуса Христа, выступая одновременно тяжким бременем человеческого рода.
В творчестве Николая Мухина яблоко
символизирует страсти современного человека, поскольку вводится в изображение
реальной жизни. Во многом благодаря этому символу библейская тема может
развиваться в портретах, пейзажах и натюрмортах.
Идея греха, с одной стороны,
подается художником сопряженной с идеей любви, материнства, семейного
счастья, с другой стороны - с новозаветной идеей искупления этого греха жертвой
Христа. Тем самым идеи грехопадения и искупления оказываются не отделенными
друг от друга.
Мухин Н. Торжественное одиночество. Фрагмент. Темпера.
Масло. 1995
По сути, та же глубоко
христианская мысль о внутренней связанности поступков человека и страданий
Иисуса содержится в работах художника на религиозные темы. В картине «Троица»
три ветхозаветных ангела отсутствуют. Изображен стол, на котором стоят чаши и
лежат яблоки. К столу прислуживает сам художник со своей семьей; он подает
виноград - традиционный символ Евхаристии. Эта тема продолжена в скульптуре
«Троица», а также в росписи русской церкви в Японии. Как в первом, так и во втором
случае в композиции «Троица Ветхозаветная» на столе, за котором сидят три
ангела, нарисована все та же половина яблока.
В контексте круга всех этих
идей человек на картинах Мухина постоянно находится на границе между мифом и
реальностью.
Согласно этим отношениям человека
и мира, художник строит особый тип времени и пространства. Время для него
задано. Это время мифа, присущее любой традиции, когда прошлое может существовать
в настоящем, а неведомое будущее сопрягается с тем же настоящим. И это
«остановленное» время оказывается осязаемым благодаря своеобразной театрализации
художественного пространства.
Н. Мухин. Сон. Ангел-хранитель. Темпера, масло. 1991
Не случайно в работах художника
периодически появляется занавес. Он прочерчивает границу театрального мира с
его всегда противопоставленными началами - реального и нереального, высокого
и низкого, сакрального и мирского. Занавес привлекает внимание зрителя тем,
что за ним художник нечто утаивает и в то же время позволяет это «нечто»
наблюдать.
Этим же целям служат приемы
иконописи и церковных росписей.
Создавая особое колебание
между театральной условностью и реальностью, приемы иконописи способствуют
прежде всего символическому прочтению картины, поскольку, как известно, в
иконе все символично.
К этим приемам могут, например,
относиться способы изображения человеческой фигуры: Адам или Ева порой
воспринимаются такими или почти такими, как их трактовали художники XVII века
на ярославских фресках. Иконописные горки с площадками, архитектурные палаты,
папоротниковые деревья, стилизованные надписи - все эти иконные символы также
создают в работах художника мерцание смыслов. Порой они сплавляются с
элементами народной культуры, что сразу же придает им игровое начало.
По аналогии с религиозным искусством,
а также театром важную функцию выполняет слово. Здесь художника чаще всего
интересует не связь слова и изображения (как в иконе), а чисто формальная, та,
о которой размышляли еще русские футуристы; в частности, Велимир Хлебников: «Мы
хотим, чтобы слово смело шло за живописью». Поэтому и на картинах Мухина мы
часто можем видеть надписи с целым комплексом значений.
Н. Мухин. Семейный портрет. Темпера, масло. 1990.
К театральной культуре
относится и такой прием, как перевоплощение и перекодировка смысла. Художник
часто изображает себя в образе Адама или, например, Авраама и Георгия
Победоносца, а в образе Евы - близких и знакомых ему персонажей. В картине
«Троица» свою собственную семью он показывает как семью Авраама. Схема же
иконы в автопортрете 1993 года, по идее, придает «модели» черты нового
христианского героя. Иными словами, принцип перевоплощения становится
устойчивым иконографическим правилом, позволяющим художнику вечную тему
грехопадения связать с темой бренности и изменчивости мира, что касается и его
собственного жизненного пути. Используя же пластические приемы иконы, художник
тем самым поддерживает эту связь высокими христианскими идеями, и, в частности,
идеей искупления первородного греха земным подвигом. Может быть, не случайно
рай в изображении художника порой напоминает сон, навеянный ему иконным
образом; сон, в котором формы мира реального преображаются в формы мира идеального
и мифологического.
Все эти характерные особенности
творчества Николая Мухина - не просто дань старым и новым традициям. Это -
особое мирочувствие, искренний взгляд современного художника во внутренний мир
человека. Именно такой взгляд и дает традициям возможность жить и меняться.
Источник: Тарасов О. Загадки традиции./ О. ТАРАСОВ,
доктор искусствоведения. // Юный художник. – 1999. - № 3. – с. 12-15. – (В
мастерской художника)
Мухин Николай Александрович (р. 1955) https://ruspekh.ru/people/mukhin-nikolaj-aleksandrovich
Народный художник РФ. Член
Президиума Российской академии художеств. Основатель творческого объединения
«Ярославская икона». Член президиума Совета по культуре и искусству при
Президенте РФ
Подробно о нем здесь https://ruspekh.ru/people/mukhin-nikolaj-aleksandrovich
Комментариев нет:
Отправить комментарий