Работа фломастером: уроки
Автор текста и рисунков:
Анатолий Моисеевич КАРПОВСКИЙ, архитектор-художник
Анатолий Моисеевич КАРПОВСКИЙ, архитектор-художник
Источник: КАРПОВСКИЙ
А. РАБОТА ФЛОМАСТЕРОМ./ Анатолий Моисеевич КАРПОВСКИЙ, архитектор-художник.//
Юный художник. – 2004, № 11. – (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Рисунок Карповского А. Ростов
Великий.
Художественное образование я
получил в Московском архитектурном институте.
Не случайно темой большинства
моих работ является пейзаж, в основном архитектурный, хотя есть и другие жанры
— портрет, натюрморт... Мои самые ранние рисунки консультировал знаменитый
художник первой половины прошлого века Михаил Иванович Курилко. Основным моим
учителем был замечательный художник и педагог Сергей Васильевич Тихонов. Я
также прошел школу таких корифеев архитектуры и графики, как Степан
Христофорович Сатунц, Юрий Николаевич Шевердяев, Михаил Федорович Оленев...
Перед их памятью я всегда с
благодарностью склоняю голову.
Все эти мастера оставили
глубокий след в графике природного и городского пейзажа, а также в жанре архитектурной
фантазии.
Конечно, они не могли научить
работе фломастером — в их время этого инструмента не было. В истории изобразительного
искусства фломастер — один из новейших инструментов. Еще полвека назад о нем
никто не слышал.
У нас в стране фломастер
появился в самом начале шестидесятых годов, причем купить его было практически
невозможно. В те годы часто приходилось делать фломастеры самим. Для этого
применяли пустые корпуса обычных перьевых авторучек или металлические трубки со
сплющенным концом, а в качестве рисующего стержня — плотный войлок,
пропитанный с обратной стороны черными чернилами. Но этим примитивным инструментом
можно было добиться неплохих результатов.
Сейчас в продаже есть большое
количество фломастеров различных типов, как импортного (в основном), так и
отечественного производства: тонкие как перо и широкие, типа кисти,
монохромные и цветные.
Самое главное, что надо
понять сразу — работа фломастером необратима и практически не поддается
исправлению. Поэтому многие художники работают по «акварельному» принципу —
сначала линейный рисунок карандашом, который при необходимости можно
поправить, а затем берут в руки фломастер или кисть.
Однако я с самого начала
поставил себе задачу работать сразу «набело». Это приучает к композиционной,
перспективной и пропорциональной точности. Допущенные на ранней стадии рисунка
просчеты можно «исправить» лишь при помощи дополнительных композиционных
акцентов, маскирующих неточности, а иногда даже позволяющих добиться более
выразительного решения.
Рисунок Карповского А. Литва. Вильнюс
Самый простой, на первый взгляд,
рисунок-набросок тонким фломастером линией одной толщины, без теней. Такой
рисунок фиксирует общую композицию с соблюдением пропорций и деталей, с
изображением элементов антуража — деревьев, людей, предметов переднего плана —
той же тонкой линией без светотеневого решения. Он требует большого навыка и
может быть по-своему выразительным.
Рисунок Карповского А. Можайск. Бородинская улица
Однако я предпочитаю работать
со светотенью. При использовании очень тонкого фломастера это достигается
штриховкой различной интенсивности. Штриховка может следовать форме предметов
или быть независимой от нее, например, для тонового решения неба, но это уже
выбор автора. Такие рисунки иногда напоминают работу пером. При этом
достигается воздушная перспектива, пластика рисунка становится более богатой.
Рисунок Карповского А. Берег Истры
Мне очень нравится работа
мягкими фломастерами различной толщины. Если это тонкий фломастер, то он
позволяет за счет нажима работать живой линией с фиксацией теневой стороны предметов,
что еще больше приближает его к работе пером.
Люблю фломастеры плоские и
широкие. Они дают возможность в зависимости от угла поворота фломастера
относительно плоскости бумаги добиться линии различной ширины и яркости тона —
от узких интенсивных линий до весьма широких и мягких по тону. Таким путем
удается получить достаточно нюансную лепку форм зданий, деревьев, облаков
(рис. 3. Берег Истры; рис 4.).
Рисунок Карповского А. Вильнюс. Костел Св. Анны
Иногда большого эффекта
удается добиться при работе старыми, высыхающими фломастерами — здесь градация
переходов может быть тоньше, светотеневые переходы позволяют хорошо передавать
глубокую воздушную перспективу, состояние природного окружения и предметную
среду. Такие рисунки приближаются по впечатлению к светотеневым работам
Рисунок Карповского А. Ростов Великий. Немощеная улица
Линейные рисунки целесообразно
выполнять несмываемыми фломастерами - это способствует их лучшей сохранности.
Тоновые рисунки с мягкими переходами интенсивности тона могут выполняться и
полусмываемыми фломастерами. Это дает возможность использовать особенности
фломастера для мягкой растушевки полусухой кистью и даже чуть влажными
пальцами. Такие приемы приводят иногда к неожиданным творческим находкам.
Рисунок Карповского А. Псков. Кремль. У слияния реки
Великой и Псковы
Теперь несколько слов о более
сложной смешанной технике флома-стерного рисунка.
Весьма перспективна работа
двумя различными фломастерами — тонким и жестким в сочетании с широким и
мягким. В этом случае необходимо их тщательно подбирать по оттенкам, чтобы они
воспринимались практически одинаково. Тонкий фломастер используется для
контурной части рисунка, широкий — для тоновой части с различной степенью
интенсивности, для работы над антуражем: земля, вода, небо, пронизанные
стволами купы деревьев, предметы переднего плана.
Такие рисунки образны и
эффектны, они напоминают иногда работы пером и кистью аналогичного тона.
Следует заметить, что вместо широкого фломастера может быть использована обычная
акварельная кисть. Такая техника более сложна при быстрой работе с натуры, но
позволяет добиться весьма выразительных решений.
Рисунок Карповского А. Ростов Великий. Рождественский
вечер
Самая сложная, по моему
мнению, техника — работа фломастером с применением цвета. Сразу хочу оговориться
— работа обычными цветными фломастерами, как правило достаточно яркими, не
привела меня к положительному результату — она не позволяла добиться той
степени обобщенности, целостности и выразительности, которые должны быть
свойственны архитектурному пейзажу.
Но однажды я обнаружил в
продаже кисти-фломастеры различных приглушенных цветов, отличающиеся от
обычных фломастеров рисующим элементом. Это синтетическая кисть, аналогичная по
размерам и эластичности обычной круглой акварельной кисти. Набор в целом
состоял из почти сотни цветов. Но, к счастью, они продавались поштучно. Я
выбрал, исходя из собственных пристрастий, сепию, умбру натуральную и два различных
по интенсивности оттенка серого цвета (наименование цветов, конечно, весьма
условно).
Рисунок Карповского А. Каргополь. Лодочный причал
Работа этими монохромными кистями
по рисунку, выполненному очень тонким черным фломастером, дала, на мой взгляд,
весьма положительные результаты. Введение цвета в рисунок при крайне
сдержанной цветовой палитре (обогащенной лишь промежуточными оттенками от
смешения основных цветов) значительно расширило художественные средства,
сохранив при этом целостный и лаконичный характер восприятия. Эта техника
позволила очень быстро выполнять на натуре законченные работы, в том числе
рисунки миниатюрного размера (10x15 см), равные почтовой открытке.
Рисунок Карповского А. Грузия. Тбилиси
Работать фломастером можно и
на тонированной бумаге с локальным использованием пастели или мела. Здесь
полный простор для творческой фантазии художника.
Рисуя природный пейзаж, надо
помнить, что он подчиняется тем же композиционным законам, что и пейзаж
архитектурный. Здесь можно быть более свободным в передаче пропорций, но почувствовать
и передать время дня, состояние воздуха и ветра, светотеневые переходы и
контрасты — необходимо. Главное — самому понять, зачем выбран именно этот сюжет
и это время, в чем их неповторимость.
Рисуя дерево, надо знать не
только особенности его структуры, но и его характер, покой или динамику
силуэта, передавать не просто ствол, ветви, листья, а прежде всего индивидуальный
образ, его целостность и значимость в композиции пейзажа.
А технические средства
практически те же самые, о которых говорилось выше.
Фломастеру, как и любой
другой графической технике, должны быть доступны самые различные жанры, в том
числе портрет. Это идеальный инструмент для мгновенных набросков в любых
условиях, а также для более проработанных портретов, если
условия
дают на это хотя бы небольшое время. В этом случае лучше всего подходит тонкий
мягкий фломастер средней интенсивности.

Из сказанного можно сделать
вывод, что работа фломастером по своей технике и по художественным приемам
весьма многообразна, она постоянно развивается в зависимости от развития
технической базы и позволяет активно экспериментировать, исходя из чисто
творческих задач. Нужно все время искать новые пути художественной
выразительности, не замыкаясь на уже найденных приемах. И творческий успех
будет наградой художнику за постоянное стремление к совершенству.
«А напоследок я скажу…»
Анатолий Моисеевич Карповский. 19. 06.
1930 – 16. 01. 2008 http://www.centuria-mossky.ru/theme_7.html
Заслуженный работник Москомархитектуры, Почетный строитель
России, член Международного художественного фонда, потомственный архитектор,
московский интеллигент, выпускник МАрхИ с «красным» дипломом, Анатолий
Моисеевич Карповский всю жизнь служил Профессии в разных ее ипостасях.
Карповский А.М. после окончания Московского Архитектурного
института в 1954 был направлен в МГСПИ, где проработал более 35 лет. Занимался
проектированием предприятий электроники и радиотехники. Одновременно преподавал
архитектурное проектирование в Московском архитектурно-строительном техникуме,
а затем в МАрхИ, где в последние годы был членом аттестационной комиссии.
Сотни архитекторов, которым довелось хоть однажды обращаться
за консультациями к А.М. Карповскому, на всю жизнь получали в его лице пример
глубочайших профессиональных знаний, культуры, добросовестного отношения к
делу, высокой профессиональной и гражданской ответственности. При этом он
привлекал людей доброжелательностью, вниманием, умением видеть главное, не
упуская важных деталей.
А еще он был прекрасным, удивительным художником-графиком.
Влюбленный в свой край, в его древнюю архитектуру и природу, он создал
несколько серий графических миниатюр по старым городам России. Они составляют
гордость изобразительной галереи нашего цеха как талантливые образцы
художественного творчества и как исторические документы эпохи. Карандаш,
фломастер неизменно сопровождали его в поездках. Его блокноты полны зарисовками
памятников Европы, дорожными набросками и впечатлениями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий