Свято-Николаевский православный собор в Нью-Йорке
Автор текста: Е. МАКСИМОВ, профессор МГАХИ имени
В.И.Сурикова, академик
Источник: МАКСИМОВ Е. Наш
Никола на Матхэттене./ Е. МАКСИМОВ,
профессор МГАХИ имени В.И.Сурикова, академик.// Юный художник. - 2004, № 10. - с.8-11 - (РАССКАЗЫ ОБ
АРХИТЕКТУРЕ)
Свято-Николаевский православный собор в Нью-Йорке, удивительно
красивое здание в самом сердце Манхэттена. Общий вид
Свято-Николаевский кафедральный
собор Московского патриархата в Нью-Йорке стоит на 97-й улице одного из
крупнейших городов мира. Он был освящен столетие назад — осенью 1903 года.
Инициатором строительства храма является святитель Тихон, Патриарх Московский
и всея Руси, который в те годы был архиепископом Алеутским и
Северо-Американским. «Дорог и близок ты
мне, храм мой кафедральный, - обращался Владыка к пастве перед отъездом в
Россию в 1907 году. — Во время моего святительствования ты был создан, при мне
же благоукрашен и при мне сделан кафедральным. Быть может, для иных, видавших
великолепные и обширные храмы в России, ты и кажешься малым и бедным, и не блещешь
золотом и серебром и камнями самоцветными, как те храмы. Но для русских
православных людей, долгое время страдавших здесь без храма, ты являешься
драгоценным сокровищем, и радуются они, что имеют тебя...»
В то время Русская
православная церковь окормляла всех православных прихожан США. На территории
епархии насчитывалось более четырехсот тысяч верующих - русских и сербов,
греков и сирийцев, креолов и индейцев, алеутов и эскимосов. Существовали наши
соборы в Сан-Франциско, Чикаго, Бруклине и других городах и селениях США и
Канады. Открывались новые православные храмы. Но в Нью-Йорке такого не было. И
для того чтобы храм появился, были привлечены большие силы русских людей.
Строили его священники
Александр Хотовицкий и Александр Кочуров.
Надо особо отметить о.
Александра Хотовицкого и о. Иоанна Кочурова, внёсших большой вклад в развитие
русской православной миссии в Америке и, вернувшись на родину, ставших
священномучениками во время гонений на церковь в России.
Священномученик, отец Александр Хотовицкий (1872 –
1937)
Отец Александр Хотовицкий в
Американской миссии был секретарём епархиального управления, ближайшим
помощником иерархов, редактором церковного журнала «Американский Православный
Вестник» и ревностным миссионером, принявшим активное участие в создании 12
новых приходов на восточном побережье Америки. В 1914 году протоиерей Александр
Хотовицкий стал настоятелем Успенского Кафедрального Собора в Гельсингфорсе,
Финляндия. В 1917 г .
вернулся в Россию, был ключарём Храма Христа Спасителя и вновь ближайшим
помощником Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В 30-х годах
был заключён в лагерь, а в 1937 году расстрелян богоборцами.
Священномученик, отец Иоанн Кочуров (1871 – 1917)
Первое время своего
пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал
английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью протестантской
Америки.Потом Иоанн Кочуров был строителем и настоятелем Свято-Троицкого
кафедрального собора в Чикаго. Вернувшись на родину в 1907 году, он был
законоучителем в Нарвских гимназиях, а затем служил в Екатерининском соборе в
Царском Селе, где за короткое время снискал любовь и уважение прихожан. Здесь
31 октября 1917 г .,
в самом начале прихода к власти большевиков, о. Иоанн принял мученическую
смерть от рук вступивших в город красногвардейских богоборцев. Он стал первым
священномучеником в начавшемся бесконечном списке жертв «великой бескровной». https://azbyka.ru/days/sv-ioann-carskoselskij-kochurov
Архитектор (шведского
происхождения) был из Санкт-Петербурга. Рабочими на стройке были не только
наши эмигранты, но и православные русские, живущие в Америке.
Император Николай II выделил
на строительство 5000 золотых рублей. Большую помощь в сборе средств оказал
святой праведный Иоанн Кронштадтский. И еще святитель Иннокентий Московский,
высокочтимый на американской земле.
Строили храм несколько лет.
97-я улица на тот момент
являла собой довольно пустынное место. Купили скалу — самый, видимо, дешевый
участок оказался, взорвали ее, расчистили площадку и начали возводить храм. И построили:
довольно приличных размеров — в высоту до купола метров сорок. Снаружи он
создает впечатление храма ярославского стиля XVII века - белый камень,
изразцы, красный кирпич, закомары, кокошнички, купола. Расписывали собор к
освящению в 1903 году две бригады санкт-петербургские, о чем можно судить, по
крайней мере, по сохранившемуся иконостасу. Но в нем не иконы в нашем
понимании, а холсты живописные, которые вставлялись в деревянную конструкцию
иконостаса. Сохранились даже штампы Петербургской Академии художеств на
оборотной стороне. Бригады же — по ощущению, стилевым признакам — относились к
репинской и верещагинской мастерским. Но не Верещагина-баталиста, а профессора
исторической и портретной живописи, расписывавшего Храм Христа Спасителя, Василия
Петровича Верещаг ина. Эти художники и определили образ храма. Он получился
очень торжественный, красивый, пышный и наверняка нашел отклик в душе у православных
русских людей того времени.
Интерьер храма (восток)
Дальнейшая судьба храма не была
такой радужной, как в первые годы после освящения. Но было и хорошее. Русские
моряки, оказавшиеся в Америке после Цусимского сражения, приняли очень
активное участие в жизни храма, стали его прихожанами, благоустроителями.
Сохранились их боевые флаги, иконы с броненосцев, церковная утварь. Теперь это
все будет находиться в музее храма, где их можно увидеть. Находили эти реликвии
русской и мировой истории заброшенными на чердаках, в подвалах. Но все было
подписано: с броненосца такого-то, с канонерской лодки такой-то.
Несение креста
В 1963 году Верховный суд США
отдал храм Московской патриархии. В 1964 — 1965 годах провели первую —
косметическую - реставрацию. Возможности, конечно, были крайне ограниченные, но
тем не менее, здание привели в относительный порядок. И в таком виде оно простояло
до начала XXI века.
Максимов Е. За работой. С
Юлией Горяной
В 2000 году мы со своей
бригадой дописывали кувуклию в Храме Христа Спасителя. В те дни там находились
мощи св. великомученика и целителя Пантелеймона и было огромное стечение
народа. И к нам на леса поднялся владыка Меркурий, епископ Зарайский, который
является викарием Святейшего патриарха в Америке и служит непосредственно в
Свято-Николаевском храме. И предложил заняться этим храмом. Раз в год, на
Пасху, владыка приглашал меня к себе. Мы встречались, обсуждали эскизы,
какие-то проекты. Он с самого начала попросил меня подбирать материал, думать
об интерьере храма. До 2003 года шла именно такая работа: сбор исторических,
иконографических данных, сведений о различных американских строительных и живописных
материалах, которые отличаются от европейских. В Америке я до этого не был,
поэтому все было для меня внове.
Святитель Тихон, Патриарх
Московский и всея Руси
Конечно, сначала шли работы исключительно
строительные, по жизнеобеспечению храма. За истекшие 100 лет здание пришло в
полную ветхость: сгнила электропроводка, не работала канализация — все было на
грани краха. Начинать надо было с самого необходимого, основного. Но к 2003
году решили приступить уже к живописи.
Подкупольное пространство
Первое желание у Святейшего и
духовенства — чтобы храм был расписан в традиции XIX века. И второе — чтобы он
был светел и радостен. Я имел определенный опыт работы в Храме Христа
Спасителя, и это очень здорово здесь помогло. Но там было воссоздание росписи,
можно было на что-то опереться — на авторитет Крамского, Маркова, например. А
тут от внутренней росписи ничего не осталось, надо было полностью делать весь
интерьер от начала до конца. Единственное, что имелось перед глазами, это иконы.
И вот на основе их стилистики, колорита, отталкиваясь от этого, я попытался
вместе с владыкой Меркурием сделать новое оформление.
Никола, останавливающий бурю.
Роспись Никольского цикла
Владыка Меркурий обратился в
Академию художеств к Церетели, и Зураб Константинович назначил меня
руководителем работ. Я довольно быстро сделал эскизы, мы показали их
Святейшему, который, как оказалось, всегда был в курсе событий и внимательно
рассматривал все, что относилось к возрождению собора. После утверждения
эскизов были сделаны картоны — частью цветные, частью нет. Я собрал бригаду —
в основном, из ребят, которые работали со мной в Храме Христа Спасителя, были
знакомы с технологией, методикой, иконографией XIX столетия. И мы постепенно —
не все сразу — стали перебираться в Нью-Йорк.
Современный вид храма. http://blogmkp.ru/2017-12/sobor-New-York.jpg
Посольство США не очень-то
охотно выдавало визы: парни, в основном, молодые, неженатые и не вызывали у
американских чиновников никакого энтузиазма.
Мы с отцом Леонидом
Калининым, приставленным патриархией наблюдать за нашими работами, чем он
занимался и в Храме Христа Спасителя, долго и упорно искали хоть какие-то следы
архивные, касаюшиеся собственно храма: в Библиотеке конгресса США,нью-йоркском
городском архиве, других заведениях. И нашли достаточно много документов —
воспоминаний, отзывов, газетных вырезок. Потому что реакция тамошней
общественности на освящение храма в Нью-Йорке была довольно живой и обильной:
для того времени событие было заметное. К сожалению, сохранилось мало хороших
фотографий интерьера, время сыграло свою роль, фотоаппаратура была не очень
совершенной. Но, по всей видимости, стены были расписаны альфрейной живописью,
узорами, христианскими символами. Когда мы стали снимать полурассыпавшуюся
старую штукатурку и поздние записи, этот узор и открылся, можно было прочесть
основной колористический и ритмический замысел росписи. Потом в нашей работе я
постарался это использовать.
Введение во храм. Фрагмент
Выполняя пожелание Святейшего
— сделать храм светлым и цветным — пришлось пойти на некоторый отход от
живописных традиций XIX века, ведь колорит тогда был достаточно плотным, темным
по тону, по цвету. Естественно, требовалась иная колористика, не все церковные
художники того столетия могли бы здесь помочь. Но вот еще в Храме Христа
Спасителя я столкнулся с Николаем Андреевичем Кошелевым, у меня был подлинник
его эскиза восточного купола, который я внимательно изучал, копировал.
Кошелевский прием, когда все соткано из света и цвета, мне показался здесь
близким и просто необходимым. Использовать этот прием я и попытался. Говорят,
получилось. По крайней мере, все были довольны: светлый, чистый и ясный, он
нашел отклик и у духовенства, и у прихожан.
Богородица с предстоящими
ангелами. Роспись конхи
Работа велась этапами, все
пройдено кисточкой от маковки до плинтуса. Сначала расписали алтарь, затем
конху, сделали портреты донаторов, отцов церкви. Далее пришла очередь купола, и
с него мы пошли вниз — малые и большие композиции, обилие орнаментов. Народу
трудилось довольно много: человек 7 — 8 над живописью и столько же над
орнаментальным рядом. Со мной делал росписи Виктор Павлович Мясоедов, с которым
мы работали в Храме Христа Спасителя. И Ирина Николаевна Дорохова — она
занималась всеми орнаментами: мы разрабатывали стиль, ритм изображении, она
руководила ребятами, которые все это исполняли. - студентами из моей мастерской
в Суриковском институте. Была еще одна бригада — альфрейная: люди там были
местные, русские — просто давно живущие в Штатах. Они золотили, делали цветные
— венецианские штукатурки. Очень помогали прихожане.
Свято-Николаевский собор —
своеобразный образ России в Америке. Тем более на Манхэттене: он стоит сейчас
на так называемой «музейной миле», на которой находятся все крупные музеи
Нью-Йорка: Метрополитен, Музей современного искусства. Музей Нью-Йорка, коллекция
Фрика и так далее, то есть окружение достаточно престижное. С другой стороны,
русские люди, которые обитают в этом городе — а их на самом деле много, по некоторым
данным. 300 — 400 тысяч, — им, честно говоря, и податься-то особенно некуда:
кроме храма, другого такого центра русской жизни нет. Вот они там и собираются.
Приходят дипломаты, работники различных российских представительств в США, консулата,
которые, кстати, принимали активное участие в восстановлении собора. Они
поддерживали не только словом, советом, но и делом - материально. Приютили нас
(мы жили в прекрасных условиях в нашем российском представительстве при ООН),
возили, кормили, полностью взяли нас на свой пансион. Нью-Йорк город большой,
сложный, и русском} человеку, особенно если он первый раз попадает в Америку,
там непросто. Так что эта помощь очень дорогого стоит: мы могли спокойно заниматься
своим делом.
В свою очередь, мы
чувствовали ответственность и понимали, что делаем серьезное государственное
дело. Постоянно ощущали внимание прессы, телевидения, где я несколько раз
выступал, начальства российского — приезжали министры, интересовались нашей
работой, ведь финансовая помощь шла от государства.
Великое освящение
Свято-Николаевского собора состоялось 16 ноября 2003 года. Из Москвы приехал
владыка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Прибыло много
священства из России, европейских православных приходов. Были представители
других конфессий, которых в Нью-Йорке много.
Сегодня храм действует по
полной программе. А меня — таков уж удел художника-монументалиста — больше
всего волновало, как там поведут себя эти американские краски, штукатурки в
нью-йоркском климате: суровая зима, сорокоградусные морозы трещали, и этот
парящий океан. Но вроде бы все хорошо.
Слава Богу, выдержали ихние материалы. Значит, храму стоять!
Ну а недавно узнал, что
вместе с архитектором Стивеном Петером Пападатосом награжден Национальной
премией общества архитекторов Америки 2003 года — за художественное оформление
нашего Николы на Манхэттене.
http://www.ruschurchusa.org/ru/25
Подробно о храме
Комментариев нет:
Отправить комментарий