Евгений Иванович Антонов (1930-1998)
Автор текста МЕЛЬНИЧУК О.
Источник: МЕЛЬНИЧУК О. АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ Евгения
АНТОНОВА. / О. МЕЛЬНИЧУК.// Юный
художник. - 2004, № 8. - с.38-39. – (БУКЛЕТ В ЖУРНАЛЕ)
Е. Антонов. Автопортрет. Смешанная
техника. 1950
Ветки яблонь с золотыми и красными
плодами согнулись под тяжестью щедрых даров. Несколько огромных плодов упали на
деревенский стол в зарайском саду. Заботливой рукой хозяина они будут уложены
в большую плетеную корзину — это яблоки для праздничных дней Спаса. На ветвях нетронутой
останется антоновка, а когда выпадет первый снег Покрова, они станут последними...
Евгению Ивановичу Антонову (1930
— 1998) повезло в том, что свой путь художника он начал с реставраторской работы
в 1948 - 1950 годах над уникальными росписями соборов Московского Кремля и Грановитой
палаты. Здесь, прикоснувшись к таинству русской фрески, изучая ее технику, нельзя
было не поразиться силе ее воздействия и способности связать времена Дионисия и
XX века. Перед глазами художника проходила живая история Руси.
Потом на протяжении
всей своей жизни Евгений Иванович будет благодарить судьбу за это соприкосновение,
некое сопричастие к таинству. Насколько важно для художника не просто ощутить, но
именно руками дотронуться до поверхности изучаемого.
Е. Антонов.Парад Победы. 1984 г . https://content-27.foto.my.mail.ru/community/vzgliad/_groupsphoto/h-10439.jpg
Так, в 1949 году возник замысел
о монументальном триптихе «Русь» («Поклонение идолам. Сожжение идолов.
Крещение»). Мысль о «несовершенстве» композиции заставляла автора постоянно
что-то искать — дорабатывать, переправлять, дописывать. Вплоть до 1988 года он
возвращается к этому полотну, нанося штрихи, кажущиеся ему последними.
Вглядываясь в эти композиции, решенные в глубоких, напряженно-красных и
горячо-охристых цветах, видишь эффект «незаконченности» - так же как не может
быть окончена история Человечества вообще. Параллельно этому циклу художник
набирает материал для триптиха «Гимн человеку» («Война и труд. Ника.
Освенцим»).
Е.Антонов. Зарайский сад, старая яблоня. Смешанная
техника. 1996
Все самое значимое в поисках сюжетов
сосредоточилось для мастера в истории. История — это не только взгляд в прошлое,
это «наша жизнь, это наше сегодня», — размышлял в дневниках Евгений Иванович. Для
самого художника в жизни существовали два понятия, тесно взаимосвязанные друг
с другом — История и Истина. «Истина сокрыта веками, и то, что доходит до нас, —
это уже не подлинник, а его отзвуки». Здесь — пересечение истории, ее значимых
моментов с современностью. И единственно верный путь — путь следования традициям.
Е. Антонов. Евпраксия Зарайская. Смешанная техника.
1986
Замысел обратиться к образам Евпраксии
Зарайской и Пугачеву относится еще к концу 1940-х годов. К «Пугачеву» сделано огромное
количество этюдов и эскизов, в разных техниках и материалах, размере и формате.
Примечательно, что при всем стремлении к реализму (а реализм для художника синоним
истины) Евгений Иванович Антонов считал, что Разина и Пугача, (как называл его
сам художник) может написать мастер вроде Пиросмани или Руссо. Именно в примитиве,
в истинно народном творчестве, сохраняются черты наивности, детскости. Здесь основа
— душа, значит, опять — истина, чистота. Не случайно в поисках единственно верной
композиции к «Пугачеву», его характеру в более поздние варианты он вводит фигуру
ребенка. «Ведь Пугачева надо сделать надеждой» — так мыслил мастер...
Е. Антонов. Золотые шары, яблоки. Смешанная техника.
1987
Желание художника работать с монументальными
композициями усилилось в годы учебы в Художественном училище памяти 1905 года,
затем в институте им. В.И. Сурикова (мастерская П. Соколова-Скаля и В. Цыплакова),
который был окончен в 1961 году. Он кропотливо изучал сложную технику мозаики
у Б.П. Чернышева. Был шанс вероятной работы над оформлением новых станций Московского
метро. Здесь могли проявиться и талант художника-монументалиста, и умение синтезировать
прошлое с настоящим. Огромное подземное пространство воспринималось художником
как небо, «дали бы небо — расписал, да и неба — мало». Проектам не суждено было
реализоваться.
Е. Антонов. Борисоглебск. 1973. Техника: картон/масло. Размеры:
57х77. http://www.artlib.ru/index.php?id=36&idp=0&fp=2&uid=15152&iid=282484&idg=4&user_serie=0
Большое количество полотен посвящается
теме «человек и дело»: «Учащиеся сельхозтехникума», «Хлебозавод» и другие. Художник
много размышляет о символике цвета. Само понятие хлеба знаково, а «образ хлеба
— значит теплое, пахнущее хлебом, ощущается еще издали. Теплое - сама жизнь.
Весь холст должен быть пройден таким цветом». Все оттенки желтого, красного,
сплав этих горячих красок должны передать жар печей, тепло человеческих рук и
запах хлеба. «Все золото, что можно взять из красок, все чувство к людям, что
имею, мой долг — все это спеть в холсте, название которому «хлеб».
Е. Антонов. Емельян Пугачев. Песня. Смешанная техника.
1950-1991
Наибольшие волнения, внутренние
переживания связаны у художника с образами родных. В семье, в самом дорогом, что
есть у человека вообще, он видит особый мир тепла, отдохновения. В таком мире должно
проходить беззаботное детство.
Годы не способны стереть из памяти
лица близких людей. Чем художник острей ощущает мимолетность происходящего, тем
ценней общение с друзьями и родными. Многие портреты уже ушедших людей он пишет
по памяти, а некоторые включены в исторические композиции. Так было с портретом
отца в позднем варианте «Пугачева».
Е. Антонов. Деревня Титово. Осень. Смешанная техника.
1994
Лирической ноткой проходит пейзажная
линия. Художник писал родные Зарайск, деревню Титово «Почему природа дает такой
подъем, импульс, восторг и тут же — слезы и грусть», — по-есенински пронзительно-печально
читаются в дневнике слова художника. «На этюдах я просто пою вместе с Природой».
Зарайские перелески, дороги и луга всегда пустынны. Присутствие человека ощущается
невольно. И в тонких изгибах стволов, в хрупких ветвях или сильных и мощных корнях
деревьев проглядывают руки, профиль или силуэт. Можно увидеть, что ствол садового
дерева, с которого только что осыпались яблоки, напоминает согнувшуюся фигуру.
Задержав взгляд, уже замечаешь
не уставшего, согбенного человека, а человека, поддерживающего собой этот старый,
но плодоносящий ствол.
Е. Антонов. Калина и яблоки. Смешанная техника. 1989
Любовь к природе, ее дарам проявилась
не только в пейзажах, но и натюрмортах. Последние живописные работы собрали все
угасающие осенние краски. Красные грозди рябины, калины смешались в огромном букете.
В них и несколько зеленых листьев, сохранившихся с лета и о нем напоминающих. Другой
букет с лилиями и пионами, мальвой и васильками, георгин и хризантема... Вся радуга
собрана в дышащих терпким ароматом цветах. «В совсем увядших цветах я вижу не меньше
красоты, даже в них есть более глубокое и таинственное, глубже по содержанию, смыслу!..»
Все эти цветы, яблоки собраны в родном зарайском саду, который был поистине для
мастера райским садом. Здесь все, что нужно для того, чтобы творить, черпать силы
и вдохновение.
Замыслов столько было, что, кажется,
хватило бы на несколько жизней художника. Он работал много, неустанно. Но по сути,
всегда обращался к одной теме. Это — «возвращение к изначальному, к самому себе,
к тому, как я смотрел и чувствовал, как видел и ощущал».
Комментариев нет:
Отправить комментарий