Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927)
Автор текста: ДЕНИСОВА Н.
Источник: ДЕНИСОВА Н. ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО. / Н. ДЕНИСОВА,
научный сотрудник ГТГ.// Юный художник.
- 2004, № 8. - с.8-12. - (ВЫСТАВКИ)
Кустодиев был удивительный
художник, абсолютно российский, традиционный - и в то же время совершенно не
похожий на других, так же как своеобразна и не похожа традиционным укладом на
другие народы и страны та Россия, которую он видел вокруг себя: праздничная, но
не официальная, не столичная, уютная и разгульная, гармоничная и несуразная,
просвещенная - и наивная, простовато-хитрая, нарядная и пестрая.
«Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для
русской жизни», - говорил он. Может
быть, это та Россия, которой нам не хватает. и которую мы сейчас так ищем. Но
почему только в прошлом? И это тоже может стать открытием. Взгляните на мир
поверх его несовершенства и собственных страданий, с восхищением и мягкой
иронией, так, как смотрел на него художник Борис Михайлович Кустодиев.
Б. Кустодиев. Автопортрет. (На охоте).
Масло. 1905. Русский музей
Имя Бориса Михайловича Кустодиева
(1878 - 1927) хорошо известно всем, кто хотя бы в малой степени интересуется русским
искусством, многие картины этого замечательного художника мы знаем с детства.
Тем не менее, некоторые грани его творчества до сих пор недостаточно изучены, а
те оценки, которые давались произведениям Кустодиева в дореволюционной и советской
печати, в свою очередь, нуждаются в пересмотре.
Великолепные графические произведения, монументальное
искусство, театральные декорации, скульптура, плакат, и, естественно, живопись.
Подлинный художник модерна, каким и являлся Кустодиев, должен был уметь делать все
- от виньетки в журнале до плафона для общественного здания.
Б. Кустодиев. На террасе. Масло. 1906. Нижегородский
художественный музей. Изображены: автор, его жена, дочь и сын, их няня, сестра
с мужем
Кустодиев родился в Астрахани.
Вспоминая о детстве, художник писал: «Весь
уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони... Это были живые
типы Островского». В 1887 году, посетив выставку передвижников, юный Кустодиев
решил стать художником. Окончив обучение в иконописной мастерской Астраханской
духовной семинарии, Кустодиев поступает в Высшее художественное училище при Академии
художеств в Петербурге. С 1898 года он занимается в мастерской И.Е.Репина. Именно
Репин привил молодому художнику интерес к портретному искусству, в котором Кустодиев
в начале 1900-х годов создает ряд произведений, принесших ему настоящее признание.
Среди них портрет соученика по репинской мастерской И.Я. Билибина, за него Кустодиев
получил золотую медаль Международной выставки в Мюнхене в 1901 году.
Б. Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина. 1901
Живопись ранних портретов свободная,
импрессионистическая, характеры моделей переданы точно и правдиво, художник не
добавляет здесь ничего от себя, всякий раз отталкиваясь в своей технике от конкретной
модели, ее особенностей. Такая позиция будет сохранена и в более поздних портретах,
- пронизанных теплом и любовью изображениях жены и детей, портретных этюдах, созданных
во время работы под руководством Репина над полотном «Торжественное заседание Государственного
совета...». Все эти работы отличаются нестандартным композиционным решением, красотой
колорита, легкостью, с которой движется кисть художника. В 1911 - 1917 годах почерк
мастера эволюционирует в сторону большей простоты композиции, особой ясности линий
и локального колорита, что характерно для господствовавшего в то время стиля неоклассицизма.
В 1920-х годах Кустодиев отдает предпочтение графическому портрету. В те же
годы был создан известный портрет маслом Ф.И.Шаляпина, решенный в
концептуальном ключе - великий русский певец изображен в распахнутой шубе на
фоне солнечного зимнего пейзажа в день праздничного народного гуляния.
Портретное искусство Кустодиева доносит до современного зрителя образы лучших
представителей русской интеллигенции эпохи Серебряного века.
Становление индивидуального стиля
у Кустодиева приходится на 1904 - 1910 годы. В это время он много экспериментирует,
работает в самых разных жанрах и техниках. Работы Кустодиева включают в выставки
Союза русских художников, парижского Осеннего Салона, о них пишут статьи в
художественных журналах.
Б. Кустодиев. Портрет жены Ю. Е. Кустодиевой. 1903
В октябре 1909 года Академия художеств
присудила Кустодиеву звание академика живописи.
Если ранние произведения Кустодиева
носят импрессионистический характер, что позволяет сближать их с работами мастеров
Союза русских художников, то, начиная с 1905 года, становится все более очевидным
интерес Кустодиева к линии, доминирующему декоративному началу, что характерно для
стиля модерн. Об этом свидетельствуют его иллюстрации к повестям Н.В.Гоголя «Коляска»
и «Шинель», а также рисунки «Манифестация» и «Первомайская демонстрация у Путиловского
завода». Что касается живописи, то в таких работах, как «Священник и дьякон» и
«Монахиня», стилистическая новизна проявляется в более темном колорите, который
подчеркивает материальность предметов, внимательном отношении художника к силуэту.
Б. Кустодиев. Монахиня. Масло. 1908. Русский музей
В 1909 году Кустодиев пишет свою
первую картину на тему русской провинции - «Гуляние на Волге». Будучи сам уроженцем
шумной и богатой Астрахани, Кустодиев хорошо знал патриархальный уклад провинциальной
жизни, эту пеструю смесь «французского с нижегородским», по поводу которой можно
иронизировать, но нельзя не плениться ее обаянием и своеобразной красотой.
Б. Кустодиев. Ярмарка. Темпера, графит. 1906.
Третьяковская галерея.
В темпере 1906 года «Ярмарка»
и более поздней картине «Деревенский праздник» художник сделал первую попытку передать
атмосферу небудничной крестьянской жизни средствами, почерпнутыми им из самого народного
творчества, органично соединив натуру и условность. В отличие от передвижников,
главной задачей которых было поведать о тяготах крестьянской жизни, Кустодиев,
как и многие его современники (Ларионов, Гончарова), стремился передать красоту
и внутреннюю гармонию деревенского уклада, яркий колорит праздничных нарядов, расписной
утвари, пластическую выразительность деревянной игрушки - всего того, что до недавнего
времени считалось «низовым» искусством, в отличие от «высокого» профессионального.
Б. Кустодиев. Осень в провинции. Масло. 1926.
Третьяковская галерея
Тема русской провинции - главная
в творчестве Кустодиева. Его старший коллега по художественному объединению «Мир
искусства» А.Н.Бенуа писал о молодом художнике так: «Мне кажется, настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые»
ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село с их гармошками,
пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями... это его настоящая радость».
Картины Кустодиева, посвященные праздничной стихии русских деревень, подобно произведениям
народных художественных промыслов, радуют глаз и наделяют нас той природной силой,
которая помогала нашим предкам жить и творить, несмотря на все трудности.
Б. Кустодиев. Сенокос.
Фрагмент картины. Масло. 1917. Третьяковская
галерея
Зрелый период творчества Кустодиева
приходится на 1910 - 1917 годы. Именно в это время мастер создает серию картин
на тему крестьянских праздников и труда, понятого как некий жизнеутверждающий
ритуал - «Хоровод», «Сенокос», «Костер. Ночное».
Б. Кустодиев. Купчиха. Масло. 1915. Русский музей
В 1910-х годах появляется
серия «русских красавиц» - «Купчиха», «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Как пейзажи мастера не являются изображениями конкретной местности, так и
героини Кустодиева представлены им не как конкретные лица, а как собирательные
образы, типы той светлой, беспечальной Руси, которую художник искал в окружающей
его подчас далеко не радужной действительности.
Б. Кустодиев. Голубой домик. Масло. 1920.
Музей-заповедник «Петергоф»
Кустодиев, подобно народным
мастерам, не считал нужным вносить в свое творчество горечь, которой зрителю
хватало и в повседневной жизни. Искусство должно нести радость - это кредо
Кустодиев воплощает в своих «масленицах», полных «мороза и солнца»,
«праздниках» с веселым колокольным звоном, «красавицах», привлекающих своей
ленивой грацией и исходящим от их дородных тел здоровьем.
Б. Кустодиев. Яблоко и сторублевка. Масло. 1916. ГМЗ
"Петергоф"
Октябрьская революция привнесла
новые сюжеты в творчество мастера. Наряду с «праздниками» и «купчихами», которых
Кустодиев продолжает писать и в 1920-е годы, появляются изображения первомайских
демонстраций и манифестаций. Такие работы, как «Большевик» и «Праздник на площади
Урицкого», заражают своей искренностью, верой в справедливость нового строя, которую
вместе с художником в то время разделяли многие. В живописных работах 1920-х годов
сохраняются уже знакомые нам черты «кустодиевского» стиля: праздничный тон, панорамное
или фризовое построение композиции, яркий колорит.
Б. Кустодиев. Купец-сундучник. Масло. 1923.
Нижегородский художественный музей
Поздние полотна Кустодиева отличаются
большей символичностью по сравнению с дореволюционными. Художник нередко обращается
к исторической картине, изображая сцены из современной ему истории или более отдаленных
времен. Своеобразие творческого почерка позволяет говорить о Кустодиеве как об
одном из основоположников социалистического реализма в русском искусстве - стиля,
который на первом этапе развития еще был наполнен искренним чувством его создателей,
художников, с радостью и надеждой встретивших революцию.
Б.Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. Масло. 1923.
Фрагмент. Нижегородский художественный музей
В конце 1920-х годов произведения
Кустодиева стали относить к «формализму», а после 1929 года имя художника, подобно
многим другим, было практически предано забвению. До сих пор в творчестве этого
замечательного русского мастера остается немало «белых пятен», которые еще ждут
своих исследователей.
Б.Кустодиев. Женщина с блюдцем. Этюд для картины
«Купчиха на балконе». 1918. Бум., графитный и цветные карандаши
Глядя на этот великолепный,
тончайше проработанный рисунок, не перестаешь удивляться, какими возможностями
обладают обыкновенные карандаши, графитный и цветные, в руках мастера-виртуоза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий