ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО (1446 - 1524)
Автор текста: Бутовченко Ю.
Источник: Бутовченко Ю. ПЕРУДЖИНО./ Ю. Бутовченко.// Юный
художник. - 2004, № 7. - с.14-18. - (МАСТЕРА МИРОВОГО ИСКУССТВА)
Автопортрет. Масло. 40x30,5. Перуджа.
Колледжио дель Камбьо
В 1500 году в Перуджу приехал
семнадцатилетний Рафаэль, чтобы продолжить обучение искусству живописи в мастерской
одного из самых известных художников своего времени Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи,
вошедшего в историю под именем Перуджино. Он пробыл здесь четыре года, досконально
изучив манеру мастера, проникнувшись духом его удивительно гармоничного и поэтичного
искусства. Учитель обрел продолжение в своем ученике, но ученик превзошел учителя,
чья слава вскоре померкла в лучах великой славы Рафаэля. Но не это ли лучшая награда
для истинных учителей? Так было с Верроккьо, в мастерской которого начинал свою
творческую деятельность Леонардо да Винчи и где обучался и Перуджино, так случилось
и с самим Перуджино.
Выбор художника, у которого Рафаэль
должен был продолжить свое обучение живописному мастерству, не был случайным. Отец
юного дарования, художник и поэт Джованни Санти, еще в 1485 году назвал Пьетро
Перуджино, наряду с Леонардо да Винчи, «божественным живописцем». Известный банкир
и меценат Агостино Киджи, для которого позднее работал Рафаэль, писал о Перуджино
как о «лучшем мастере Италии». Оценки и отзывы современников сохранил для потомков
и Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях», опубликованных уже в середине XVI столетия.
Пьетро появился на свет в Умбрии,
в Кастель делла Пьеве, маленьком городке-крепости недалеко от Перуджи, между 1446
и 1452 годами (точная дата его рождения по сей день остается загадкой) — он был
практически ровесником Леонардо да Винчи. Обучение науке живописи одаренный мальчик,
очевидно, начал в Перудже, давшей ему второе имя, ставшее известным всему миру.
Перуджа в то время была не просто крупным городом, но и оживленным
художественным центром. Ее правители, не жалевшие средств на украшение города,
приглашали таких замечательных мастеров, как Доменико Вене-циано, Беноццо
Гоццоли, Фра Беато Ан-желико, но при этом не могли похвастаться наличием
собственной художественной школы. Поэтому Перуджино достаточно быстро покидает
родной край и отправляется во Флоренцию, где сосредоточены лучшие
художественные силы Италии, где рождается новое ренессансное искусство. Здесь
он попадает в прославленную мастерскую скульптора и живописца Андреа
Верроккьо, которую по праву можно назвать одним из главных художественных
университетов того времени, ведь в ней познала азы мастерства целая плеяда
выдающихся ренессансных художников, и именно в ней выполнил первые свои работы
Леонардо. Точность рисунка и четкость контура, интерес к архитектурным
построениям и их строгий классический характер в картинах Перуджино — все это
можно считать флорентийским наследием в его творчестве.
Долгий период ученичества закончился
для Пьетро в 1472 году. Именно в этом году его имя появилось в списках членов сообщества
Св. Луки, объединения «людей, занимающихся искусством живописи». С этого момента
началась его самостоятельная карьера, которая, очевидно, с первых шагов складывалась
весьма удачно, ведь уже в начале 1470-х годов он основал во Флоренции свою первую
мастерскую и стал получать весьма престижные заказы.
Перуджино. Св. Бернардин, исцеляющий от язв дочь
Джованни Петрацио да Риети. Масло. 79x57. Перуджа. Национальная галерея Умбрии
Первые его значительные работы
были связаны с Перуджей. В 1473 году монахи-францисканцы поручили художнику выполнение
так называемой «Ниши Св. Бернардина», сооружения, предназначенного для хранения
хоругви и украшенного восемью композициями из жизни святого, культу которого в
городе хотели придать большее религиозное и политическое значение. В композиции
«Св. Бернардин, исцеляющий от язв дочь Джованни Петрацио да Риети» наглядно продемонстрировано
соединение двух традиций, питавших творчество Перуджино — флорентийской и умбрийской.
Действие разворачивается, словно на сцене перед театральным задником, на фоне огромной
триумфальной арки, занимающей почти всю картинную плоскость. Это архитектурное сооружение
представляет собой весьма причудливую и изысканную ренессансную трактовку
античного здания. Однопролетная арка, увенчанная аттиком с неизменными фигурами
гениев, трансформировалась в перспективный портал, пилястры которого украшены
типичными для архитектуры XV века рельефами. Сложно сразу распознать в ней
конкретный прототип, к которому отсылает надпись на аттике, - знаменитую арку
императора Тита, воздвигнутую в Риме в 81 году. Античные архитектурные
памятники внимательно изучались, зарисовывались, а затем в первозданном или
несколько измененном виде переносились на полотна и фрески флорентийских
мастеров, на протяжении почти всего XV века имевших особое пристрастие к различным
архитектурным выгородкам. У Перуджино эта замысловатая конструкция на самом
деле оказывается лишь обрамлением, роскошной рамой для удивительно поэтичного
пейзажа, вид на который открывается в пролете арки. Чарующая нежная зелень деревьев
и холмов и тающие в дымке голубые дали — таков вид его родной Умбрии, представленный
как некий идеальный образ мироздания. Неожиданно именно этот образ, а не
сцена исцеления, вынесенная на передний план, оказывается центральным.
Перуджино. Святой Себастьян. Масло. 176x116. Париж.
Лувр
В 1475 году художник получает
в Перудже еще более значимый заказ — он принимает участие в украшении Большого зала
Дворца приоров. Известность Перуджино начинает расти, один за другим следуют заказы
из небольших умбрийских городов, и, наконец, в 1479 году его приглашают в Рим,
где ему поручена роспись капеллы делла Кончеционе в соборе Св. Петра. От этого фрескового
цикла, также как от декорации Большого зала Дворца приоров, ничего не сохранилось,
но, очевидно, работа произвела должное впечатление, потому что вскоре после ее
окончания он получил один из самых главных заказов своей жизни.
К 1481 году было завершено строительство
Сикстинской капеллы, и для ее украшения папой Сикстом IV в Рим была приглашена группа
мастеров, которым предстояло расписать стены капеллы. Среди них были в первую
очередь флорентийские мастера: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Росселли. Перуджино,
не будучи исконно флорентийским мастером, очевидно, многими его современниками
воспринимался именно в этом ряду. В течение двух лет он участвовал в воплощении
замысла Сикста IV, пожелавшего увидеть на стенах капеллы два символически взаимосвязанных
цикла: историю Христа и историю Моисея. Композиции на сюжеты из Ветхого и Нового
Заветов, должные продемонстрировать связь между «жизнеописаниями» Моисея и Христа,
были размещены одна за другой в виде фриза на стенах капеллы. Необычайное единство
и цельность присущи всему этому циклу, несмотря на то, что в его исполнении участвовало
несколько очень ярких художественных индивидуальностей.
Перуджино. Оплакивание. Масло. 168 x 176. Флоренция. Галерея
Уффици
Очевидно, что Перуджино среди
них было отведено особое место, ведь именно ему папа поручил роспись алтарной стены.
В центре нее художник изобразил «Вознесение Богоматери», причем эта фреска имитировала
отдельно стоящий алтарный образ. По сторонам от этой композиции он написал «Нахождение
Моисея» и «Рождество» - так открывалось повествование о Христе и пророке. Но все
эти росписи были уничтожены, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело.
Однако проведенные в XVI веке работы не затронули южную и северную стены капеллы,
которые украшают три композиции, принадлежащие кисти Перуджино: на южной стене
находится «Путешествие Моисея в Египет», на северной — «Крещение» и «Передача ключей
апостолу Петру». В сцене «Крещения» на заднем плане посреди буйной зелени и гор
живописец изобразил небольшой город-крепость, являющийся своего рода Римом в миниатюре
— триумфальная арка, Колизей, Пантеон и стены с башнями. Интересно, что данная фреска
является единственной во всей капелле, под которой стоит подпись автора.
Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. Фреска.
Фрагмент. Ватикан. Сикстинская капелла
«Передача ключей апостолу Петру»
явилась завершающим мощным аккордом в работе Перуджино в Сикстинской капелле.
Эта композиция иллюстрирует метафорические слова Христа, приведенные в Евангелии
от Матфея: «И Я говорю тебе: ты — Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь
Мою (...) И дам тебе ключи Царства Небесного». Значимость сказанного зримо воплощена
художником во впечатляющем по своему масштабу и размаху архитектурном пространстве,
на фоне которого разворачивается действие. Огромная городская площадь открывается
за фигурами переднего плана, ее перспективу замыкают три здания, в облике которых
и особенно в их местоположении столько гармонии и совершенства. Две триумфальные
арки, фланкирующие площадь, представляют собой достаточно точное воспроизведение
арки Константина. Купольный храм символизирует собой всю христианскую церковь
и вследствие этого помещен в центре композиции, но, кроме этого, олицетворяет собой
мечту всей ренессансной архитектуры о центрическом церковном здании, нашедшем свое
идеальное воплощение лишь в «Темпьетто» Браманте. Но Перуджино остается верен себе
— отстраненную и несколько холодную геометрию архитектуры он уравновешивает нежными
трепетными деревцами на заднем плане и столь милыми его сердцу голубыми далями.
Общая гармония композиционного решения находит свое продолжение и в том, как размещаются
в этом удивительно свободном пространстве персонажи — это, пожалуй, единственная
фреска цикла, которая не кажется густонаселенной. Выстроившиеся вдоль передней
плоскости фигуры подчинены единому плавному ритму, при этом каждая из них исполнена
значительности и воплощает яркий индивидуальный характер. Здесь, как и во всех
других сценах цикла, много портретных изображений: человек с чертежным инструментом
в руке — строитель капеллы Джованнино деи Дольчи, мужчина в черном, устремивший
свой взгляд на зрителя, — сам живописец.
«Передача ключей апостолу Петру»
стала не только лучшей композицией во всем ансамбле росписей капеллы, но и великой
удачей мастера, самым грандиозным и совершенным его произведением.
Рафаэль. Обручение Девы Марии. Масло. 234x185. Кан.
Музей изящных искусств.
Очевидное влияние этой фрески
прослеживается в «Обручении Марии», написанном Рафаэлем в 1504 году, которое, кроме
того, является почти точным повторением картины на тот же сюжет, выполненной Перуджино
между 1501 и 1504 годами для собора Перуджи, где, собственно, и хранилась бесценная
реликвия — кольцо Богоматери.
Сам Перуджино, уже будучи зрелым,
сформировавшимся мастером, оставался восприимчив к искусству его современников.
Перуджино. Триптих Голицына. Масло. 95x30 (боковые
створки), 101 x 56 (центральная часть).
Так, в исполненном в Риме алтарном
образе, известном сегодня как «Триптих Голицына» (ок. 1485 года, Вашингтон, Национальная
галерея), явно прослеживается воздействие стиля Пинтуриккьо, а в трогательных деталях
пейзажа, особенно в растениях на переднем плане, обнаруживается знание картин
нидерландских мастеров, в частности «Триптиха Портинари» Гуго ван дер Гуса. Правда,
влияние нидерландской живописи проявлялось не только в деталях, но и в общей трактовке
пейзажных фонов в творчестве Перуджино.
В 1480-х годах деятельность живописца
была связана в первую очередь с Римом, а в 1493 году он перебрался во Флоренцию.
Здесь Перуджино достиг наивысшей славы, затмившей успех признанных флорентийских
мастеров — Боттичелли и Гирландайо. В то время он получал огромное количество заказов
и вновь и вновь писал религиозные образы, исполненные тихой гармонии и сдержанной
красоты. В них флорентийцы обретали недостающие им умиротворенность и спокойствие,
отдохновение от сильных страстей и бурных переживаний. Задумчивые, немного меланхоличные
Мадонны, отрешенные от мира святые на фоне строгой аскетичной архитектуры и пленительно
нежных пейзажей. Следствием такой востребованности стали растиражированность, повторяемость
образов и типажей, сохранившаяся у Перуджино до конца жизни, в определенном смысле
он постепенно превратился в пленника собственной живописной манеры. Может быть,
поэтому Вазари писал о нем как о человеке «весьма маловерующем», которого «никак
не могли заставить уверовать в бессмертие души». Но был ли в действительности
таковым человек, который всю свою жизнь писал пленительно умиротворенные
изображения Христа, Богоматери и святых?
Перуджино. Портрет Франческо делле Опере. Масло. 52x44.
Флоренция. Галерея Уффици
Во Флоренции был написан и «Портрет
Франческо делле Опере», явно выделяющийся среди других работ Перуджино и представляющий
собой один из лучших образцов портретного искусства Раннего Возрождения. Точную
дату портрета — июль 1494 года, - авторство Перуджино и имя портретируемого сообщает
надпись на обороте картины. Очень важная для понимания образа надпись есть и на
самом портрете — на бумажке, которую держит в руках Франческо, отчетливо прочитывается
надпись «Timete deum», начальные слова строки из Апокалипсиса («Убойтесь Бога и
воздайте ему хвалу, ибо наступил час суда его»). Эти слова подчеркивают внутреннюю
строгость и сосредоточенность спокойного и серьезного облика портретируемого.
Его пристальный взгляд устремлен на зрителя, а плотно сжатые губы говорят о скрытой
волевой энергии. Но фоном для фигуры вновь, как и во многих работах Перуджино,
служит идиллический безмятежный пейзаж, в своем торжественном покое несколько контрастирующий
с едва уловимой напряженностью самого Франческо делле Опере.
Вид Зала приемов. Перуджа. Колледжио дель Камбьо
Последней масштабной работой Перуджино
была роспись Зала приемов Колледжио дель Камбьо, над которой он трудился с 1496
по 1500 годы. Цех менял Перуджи поручил столь ответственный заказ мастеру, находившемуся
в зените славы. Согласно специально разработанной иконографической программе, он
украсил стены и своды фресками, в которых представил евангельские сюжеты, сивилл
и пророков, персонификации христианских добродетелей, античных богов и героев,
заполнив все оставшееся свободное пространство вошедшими в моду гротескными орнаментами.
На одной из пилястр Перуджино поместил своей автопортрет, сделав из него своего
рода обманку — он изобразил рельефную рамочку у выполненного в технике фрески портрета
и даже «подвесил» его на нарисованную цепочку. Себя же художник представил без прикрас
— с полноватым раскрасневшимся лицом, со слегка растрепавшимися волосами, с вполне
заурядной внешностью и мудрыми, проницательными глазами. Под портретом он поместил
горделивую надпись: «Петр — превосходный перуджинский живописец. Что утеряло искусство,
вновь возродил он, живописуя. То, чего не было в нем, заново он изобрел. Год 1500».
В последующие годы Перуджино продолжал
много и интенсивно работать. Но постепенно слава его померкла, он уехал из Флоренции,
потерявшей интерес к его искусству, оказался не удел в Риме, где папа Юлий II приказал
уничтожить не понравившиеся ему фрески мастера в Станца дель Инчендио в Ватикане.
Живописец сосредоточился на небольших заказах, сохраняя до конца дней свойственные
ему поэтичность, лиризм и изысканное изящество. Перуджино умер в 1523 году, на три
года пережив своего великого ученика — Рафаэля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий