Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
15 июня (02 июня старого
стиля)
… Каждый день мы совершаем
выбор. Каждый день промысел Божий нам предлагает исполнить заповедь или
нарушить ее, помочь ближнему или отвергнуть его, помолиться или полениться. И
так во всем, в каждом деле, на любом уровне, на любом плане нашего бытия.
Пришел помысел — ты можешь его принять, можешь его отвергнуть. Если ты его
принял, услаждаешься им, значит, ты выбираешь мир. Если отверг его с гневом,
значит, выбираешь Христа.
Киево-Братская икона Божией Матери. (1654). Киево-Братская
икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе
Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во
время войны России с Польшей (1659–1667), городу был нанесен большой урон от
воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса
и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону
Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а
мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где
она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена
в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи
церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году,
приводится ее описание. Существовала "Песнь о чудотворной Киево-Братской
иконе Богоматери", составленная вскоре после 1692 года. Празднования
Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая
и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.
Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона "мера в меру" находится
ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери. Подробно о ней http://azbyka.ru/days/ikona-kievo-bratskaja
…Господь говорит, чтобы
достичь Царствия Небесного, нужно отвергнуться себя. Мы достигаем Христа только
в меру самоотвержения.
Чем больше этого самоотвержения, тем ближе мы ко Христу.
И это закон духовной жизни, потому что в нас своего нет ничего, кроме греха.
Все то прекрасное, что есть в нас, от Бога. Он создал нам тело, Он дал нам
разум, Он вложил в нас бессмертную душу, в которой есть искони любовь к добру и
желание Царствия Небесного.Человек что любит, то он и собирает, что любит, тем и живет. Если мы хотим быть христианами, мы должны жить с Богом и жить для Него. Поэтому каждый свой поступок надо с этим соизмерять и каждый день неплохо себе задавать вопросы: я этот день ради чего прожил, ради кого? какие мысли бродили у меня в голове? какие желания гнездятся в моем сердце? чего я хочу, небесного или земного, Божеского или человеческого?
Святитель Никифор, I Патриарх Константинопольский
(828) Святитель Никифор был
сановником при дворе императрицы Ирины (797 - 802). Приняв монашество, он
прославился благочестием и в 806 году был возведен на патриарший престол.
Святитель был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением
императора-иконоборца Льва Армянина (813 - 820) в 815 году был сослан на остров
Проконнис, где скончался в 828 году.
В 846 году святые мощи
Патриарха Никифора были обретены нетленными и благоухающими. Их перенесли из Проконниса
в Константинополь и положили на один день в храме святой Софии, а затем
перенесли в храм святых Апостолов. Рука святителя хранится в Хилендарском
монастыре на Афоне.
Святитель оставил
после себя три сочинения, направленные против иконоборцев. Память святителя
празднуется 2 июня.
… Даже если человек уверовал
в Бога, а благодати Божией не имеет, то для него покаяться — это целая
проблема; он не знает, в чем он грешен, ему кажется, что он живет как все. И не
понимает человек, что жить как все — это хуже убийства, хуже воровства, хуже
всякого страшного блуда.
Вот зарубил человек топором соседа — и опомнился: что ж я наделал, какой же я окаянный, Господи, Ты прости меня! А другой играет в домино на лавочке и не понимает, что он в аду находится. Вот ужас-то! Хотя вроде бы какое зло? Костяшки себе передвигает и смотрит, «рыба» там или не «рыба». Но любое самое безобидное дело становится самым страшным грехом, потому что кто не собирает, тот расточает. Убийца в тюрьме отсидит, покается, Господь его простит, и он может жизнь сначала начать. А тот, кто не покается, не может начать новую жизнь, потому что это возможно тогда, когда человек осознал, что старая безнадежно плоха.
Вот зарубил человек топором соседа — и опомнился: что ж я наделал, какой же я окаянный, Господи, Ты прости меня! А другой играет в домино на лавочке и не понимает, что он в аду находится. Вот ужас-то! Хотя вроде бы какое зло? Костяшки себе передвигает и смотрит, «рыба» там или не «рыба». Но любое самое безобидное дело становится самым страшным грехом, потому что кто не собирает, тот расточает. Убийца в тюрьме отсидит, покается, Господь его простит, и он может жизнь сначала начать. А тот, кто не покается, не может начать новую жизнь, потому что это возможно тогда, когда человек осознал, что старая безнадежно плоха.
Великомученик Иоанн Новый, Сочавский (1330-1340) Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский,
жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд
в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым
делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным.
Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на
святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к
градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть
ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с
почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру
во Христа.
Святой тайно молился,
призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не
заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в
тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13,
11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания
нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой был
так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под
ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога,
удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого
заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь
привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От
повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с
прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили
палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не
вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя,
столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив
избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить
по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником,
бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и
отрубил ему голову .
Тело великомученика с
отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять
его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три
светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из
евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и
хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал
недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять
неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его
наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся,
градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено
при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Капитан, предавший
святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но
великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через
70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и
положены в соборной церкви.
… Человек создан трехсоставным:
у него есть плоть, есть душа и дух. И все три эти состава способны на любовь:
любовь может быть плотская, любовь может быть душевная, и любовь может быть
духовная. И в каждом из нас какой-то из этих видов любви преобладает. Если
человек стремится только к чувственным удовольствиям, которые можно ощутить
кожей, гортанью, еще чем-то, то это любовь плотская. Сюда относится любовь к
еде или стремление полежать на диване, свое тело понежить, желание именно
телесного покоя, телесных удовольствий, чисто физических. А есть любовь
душевная. Это когда человек любит душе своей доставить удовольствие, помечтать,
пофантазировать, что-то вспомнить, что-то сентиментальное почитать, душу свою
немножко почесать, и она начинает мурлыкать, и все забывается, начинаются
какие-то грезы. Или музыку особенную послушать, от которой можно куда-то
улететь в другие места.
Но Бог требует любви духовной. А так как главное в человеке — это его дух, то, чтобы дух наш воспрял, чтобы он окрылился, чтобы он воспарил, необходимо плотское и душевное угнетать. Для этого святая Церковь и устанавливает посты — чтобы мы воздерживались в пище, воздерживались от всяких удовольствий душевных и старались упражняться в молитве, в добрых делах. Раз мы не можем постоянно быть в такой бодрости, ну хотя бы постараемся в среду и пятницу или в длительные посты церковные. А окончательная цель этих упражнений — чтобы все душевное и плотское в конечном итоге победить, потому что в Царствие Небесное оно войти не может. Поэтому в течение нашей жизни, сколько нам отмерено, нам надо успеть это все с себя сбросить. Как змея кожу меняет, когда по камням ползает, так и человек, если он возжелал духовной жизни, должен не искать себе что-то повкуснее поесть, не выбирать себе жену покрасивее — не этим его душа должна заниматься. Если он хочет быть духовным человеком, то, наоборот, он должен стремиться к тому, чтобы это все в нем постепенно уступило место духовному. Иначе просто никак невозможно.
Но Бог требует любви духовной. А так как главное в человеке — это его дух, то, чтобы дух наш воспрял, чтобы он окрылился, чтобы он воспарил, необходимо плотское и душевное угнетать. Для этого святая Церковь и устанавливает посты — чтобы мы воздерживались в пище, воздерживались от всяких удовольствий душевных и старались упражняться в молитве, в добрых делах. Раз мы не можем постоянно быть в такой бодрости, ну хотя бы постараемся в среду и пятницу или в длительные посты церковные. А окончательная цель этих упражнений — чтобы все душевное и плотское в конечном итоге победить, потому что в Царствие Небесное оно войти не может. Поэтому в течение нашей жизни, сколько нам отмерено, нам надо успеть это все с себя сбросить. Как змея кожу меняет, когда по камням ползает, так и человек, если он возжелал духовной жизни, должен не искать себе что-то повкуснее поесть, не выбирать себе жену покрасивее — не этим его душа должна заниматься. Если он хочет быть духовным человеком, то, наоборот, он должен стремиться к тому, чтобы это все в нем постепенно уступило место духовному. Иначе просто никак невозможно.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге: Православный
календарь 2012 год: Поучения, проповеди
и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий