Хруцкий И.Т. Цветы и плоды
Автор текста: С. Усачева, кандидат
искусствоведения
Иван (Ян) Трофимович (Фомич)
Хру́цкий - первый классик русского натюрморта. Его картины отражают красоту
Божиего мира в чистом виде. Мастер любуется совершенством форм и многообразием
красок плодов, растений, цветов, сотворенных великим художником – Богом.
«Предмет надобно делать с лучшей стороны и выгоднейшего места… Должно
стараться, чтоб все главные части хотя несколько видны были; а прочие части
позволяются закрывать лучшими, делая из них пирамидальную фигуру». (И.Т.
Хруцкий)
Хруцкий И.Т. Цветы и плоды, 1839
Традиция создания изображений
плодов и растений была заложена в русском искусстве во второй половине XVIII
века в стенах Академии художеств. Образцами явились произведения голландских
живописцев XVII столетия. В первой трети XIX века «живописи плодов и овощей»
или «цветов и плодов» в Академии художеств было отдано окончательное
предпочтение перед другими разновидностями натюрморта. Интересно отметить,
что символическое содержание
произведений, столь важное для
классического западноевропейского натюрморта, представлялось в это время
гораздо менее существенным. Не обладая философской глубиной, изображения
привлекали, прежде всего, своим иллюзорным сходством с реальными прототипами.
Эти особенности восприятия характерны для искусства «бидермейера» — стиля,
бытовавшего в русской живописи во второй трети XIX века. Бидермейер отражал
вкусы широких слоев городского населения, прежде всего, нарождавшейся
буржуазии. Особой любовью зрителей пользовались так называемые «малые» жанры, к
которым относились портрет, пейзаж, жанровые картинки и, конечно, натюрморт. В
картинах, прежде всего, высоко ценилось умение художников передать жизнеподобие
и внешнюю привлекательность предметов, окружающих человека в его повседневной
жизни.
И.Ф. Хруцкий (1810 — 1885)
родился в небольшом местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии, в семье
священника. Около 1827 года, после окончания факультета свободных
художеств Полоцкого лицея, Хруцкий приехал в Петербург, где
учился в Академии художеств. Вместе с другими учениками он совершенствовал
свое мастерство в Эрмитаже, копируя произведения западноевропейских мастеров.
Художник работал, в основном, по частным заказам и неоднократно повторял
мотивы, которые пользовались успехом у зрителей.
Натюрморт «Цветы и плоды»
1839 года — одно из самых прославленных произведений Хруцкого.
Самое интересное на картине – «кожа» вещей, предметы прозрачные и
полупрозрачные: ягодки (порою выглядевшие как стеклянные), эффектно
подсвеченные, так что их прозрачность становится особенно явной, стекло и вода,
кожура переспевших персиков. Все это вызывает желание приблизиться вплотную и
даже потрогать.
В нем сосредоточены не
только характерные свойства искусства того времени, но и важнейшие приметы
творческой манеры мастера. Типичен для художника сам набор изображенных предметов.
На узком столе стоит пышный букет цветов в вазе. Вокруг - лубяной короб с
персиками, корзина с ягодами смородины, стеклянный графин, различные фрукты и
овощи. Предметы размещены в неглубоком, замкнутом пространстве и, несмотря на
многочисленность, составляют легко читаемый глазом треугольный силуэт. Его
центром является ваза с букетом, на которой невольно останавливается взор.
Цельность композиции подчеркнута симметрией расположения, четко выделенными
планами. Каждый предмет занимает строго отведенное место в общем ансамбле.
Благодаря этому рождается ощущение торжественного «предстояния» плодов и
цветов, традиционное для классического натюрморта.
Насыщенный колорит,
основанный на локальных цветах, также создает эффект парадной искусственности.
В то же время, яркий свет, который, как будто падает из расположенного сбоку
окна, подчеркивает натуральность и материальную достоверность форм и объемов.
Живописец искусно передает их разнообразие. Изображая лубяной короб, прутья
корзины, массивное стекло графина и тонкое прозрачное стекло стакана, он
достигает эффекта живописной «осязательности». Особенно «вкусно» написаны
плоды.
Классическая возвышенность в
образе, созданном художником, неожиданно сочетается с почти домашним уютом и
простотой. Возникает это впечатление благодаря непритязательности «героев»
натюрморта. Они повествуют о жизни городского или мелкопоместного обывателя,
близкой и понятной автору картины и его современникам. Так, ваза из недорогого
фаянса, украшенная рельефными фигурками лисиц или собак, была хорошо знакома
жителям Петербурга в первой половине XIX века. Керамические изделия такого
рода изготавливались на местной фабрике С. Поскочина. Лубяной короб, плетеная
корзина напоминают о простоте загородной жизни в усадьбе. Сельский колорит
натюрморта дополняют дары полей и огорода. Рядом с экзотическими фруктами, лимоном
и виноградом, лежит обыкновенная тыква, которая выглядит не менее
торжественно. В букете вместо традиционных для голландских натюрмортов
тюльпанов и роз, красуются садовые пионы и ирисы, полевые васильки и колосья.
Мастер тщательно и любовно выписывает мелкие детали: трещину на мраморной
столешнице, отрезанные дольки фруктов, веточку с ягодами, муху, присевшую на
аппетитный бочок груши. Они оживляют композицию и придают образу скромное
обаяние и человеческую теплоту.
Хруцкий И.Т. Натюрморт со свечой
«Натюрморт со свечей» не подходит
под определенную разновидность натюрморта. Фрукты в корзинах, яблоки и
лимоны соседствуют с кувшином, стаканом, кульком, колосьями, горящей свечей,
театральным биноклем. Предметы здесь не связаны по сюжету. Художник волен
свободно определять связь и положение предметов. Скрытый сюжет – «суета сует».
Зритель наслаждается внутренней органичностью произведения. Здесь есть намек на
живой беспорядок, посторонние вещи обогащают постановку, делают ее интереснее.
Хруцкий И.Т. В комнатах усадьбы. 1855
«В комнатах усадьбы художника Захареничи Полоцкой губернии» - 1855. Эта
картина – рассказ о тихой жизни художника, посвященной творчеству и семье. В
одном уютном уголке комнаты устроились спокойно позирующие дети – сын Иосиф и
дочь Анна; другой угол занят аккуратно накрытым белой скатертью столом со
стоящим на нем самоваром и нехитрой посудой для чаепития. На фоне розовых стен
расположились многочисленные картины и скрипка, как свидетельство занятий
высоким искусством. Раскрытая дверь позволяет увидеть анфиладу из нескольких
просторных комнат, заканчивающуюся окном.
Хруцкий И.Т. В комнате. 1854
В сентябре 1839 года Иван
Хруцкий становится академиком живописи. За отличные труды в портретной,
пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.
Удивительно, но после
получения академического звания художник прекращает писать эффектные
натюрморты.
В конце 1839 года умирает
отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не
вернется.
В Полоцком уезде художник
покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении
практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал
соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём
доме.
Живя в Белорусской губернии
художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой
период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звания, пейзажи, копии с картин
европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения
интерьеров или картины «в комнатах».
Хруцкий И.Т. Портрет неизвестной с цветами и фруктами,
1838, НМРБ (Национальном художественном музее Республики Беларусь ) https://smallbay.ru/artrussia/hruzky.html
С 1835 по 1838 годы Иваном
Хруцким была написана целая серия портретов «Прекрасной незнакомки», которая
осталась «Неизвестной» — с книгой, в белом платье, с корзиной, с цветами и
фруктами. Эти «неизвестные» стали огромной загадкой для искусствоведов и
историков. Кто она, эта замужняя женщина (на картинах мы видим обручальное
кольцо)? Явно, не жена художника. Была в жизни художника какая-то загадочная
история…
За свою долгую жизнь Хруцкий
исполнил множество портретов и жанровых композиций, писал пейзажи и интерьеры,
но все же наибольшую известность ему принесли натюрморты. В 1839 году он был
удостоен звания академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и
особенно по живописи плодов и овощей».
Хруцкий И.Т. Натюрморт с грибами. 1842
Скончался Иван Фомич Хруцкий
в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.
Источники:
С. Усачева. И. Хруцкий. Цветы и плоды. // Журнал «Юный
художник». – 2007 год, № 6. –с.24-25. - (Рассказ об одном произведении)
Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство,
2000. – 64с.
Володина Т.И. Русский интерьер. – М.: Искусство, 2000
– 64с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий