Набоков В.В.
Ангелы
О
лучезарных запою,
лазурь
на звуки разбивая...
Блистает
лестница в раю,
потоком
с облака спадая.
О,
дуновенье вечных сил!
На
бесконечные ступени
текут
волнующихся крыл
цветные,
выпуклые тени.
Проходят
ангелы в лучах.
Сияют
радостные лики,
сияют
ноги, и в очах
Бог
отражается великий.
Струится
солнце им вослед;
и
ослепителен и сладок
над ступенями свежий свет
пересекающихся радуг...
Свидетельства об ангелах в Священном Писании
Фреска
«Явление Ангела праведному Иосифу». Грузия. XI в.
Свидетельства
об ангелах весьма многочисленны в Священном Писании.
Так, по
изгнании из рая впадших в грех людей, херувим с пламенным мечом был поставлен
охранять двери рая (см.: Быт. 3:24). Иаков видел ангелов и во сне (см.: Быт.
28: 12) и наяву (см.: Быт. 32: 1, 2). В Псалтири много раз говорится об
ангелах, например: Хвалите Его, все Ангелы Его (Пс. 148: 2), Ангелам Своим
заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90: 11). О них
сказано в Книге Иова и у пророков. Пророк Исаия видел серафимов, окружающих
Престол Божий (см.: Ис. 6: 1, 2); пророк Иезекииль видел херувимов в видении
Дома Божия (см.: Иез. 10: 3).
Новозаветное
Откровение содержит очень много упоминаний об ангелах.
Икона
«Иоанн Богослов и Премудрость». Греция. XV в.
Ангел
возвестил Захарии зачатие Предтечи и Крестителя Господня;
Ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя, и
Ангел являлся во сне Иосифу;
многочисленное воинство ангелов славословило рождество Христово,
Ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя,
Ангел удержал волхвов от возвращения к Ироду;
ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне;
Ангел являлся для укрепления Его в саду Гефсиманском;
ангелы возвестили мироносицам о воскресении Христовом, а апостолам при
вознесении Христа на небо о Втором Его Пришествии.
Ангелы разрешили узы Петра и других апостолов, находившихся в темнице;
Ангел возвестил апостолу Павлу, что он должен будет предстать перед кесарем.
Видение ангелов лежит в основе откровений, данных святому Иоанну Богослову.
Фрагмент
иконы «Вознесение Господне» из церкви «Новое Вознесение». Россия, Псков. XV в.
Точных
указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает.
В
святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения
ангелов.
Согласно
первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее
широко распространено. В Книге Иова отмечается, что Бог основывал землю при
общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов
38: 7). Под сынами Божиими подразумеваются ангелы. То есть, если основание
земли относится к четвертому дню творения, значит, до четвертого дня творения
Силы Небесные точно были сотворены.
Согласно
другому мнению, ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира.
Фрагмент
иконы «Крещение Господне». Андрей Рублев. Россия. XV в.
Эта
позиция обосновывается и тем, что ангелы, как сотворенные создания, для
своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства.
Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли
появиться и ангелы.
Некоторые
отцы Церкви в первых словах Книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю
(Быт. 1:1) — разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии,
а небо невидимое, или жилище Горних Сил.
Таким
образом, вопрос о времени сотворения ангелов относится к области богословских
мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы не могли быть
сотворены вместе с человеком или позже него.
Источник:
Ангелы. Что нам известно об
ангельском мире. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2019. – 64 с. – (Знай
и веруй)
Комментариев нет:
Отправить комментарий