Из книги Сидоровой С.В.
«Мы живем ради вас»: Рассказы о лаврском старце отце Науме
В
книге Сидоровой С.В. «Мы живем ради вас», написанной духовной дочерью
архимандрита Наума (в миру Николай Александрович Байбородин (1927-2017),
собраны рассказы, свидетельствующие о многогранной личности замечательного
современного лаврского старца отца Наума, известного не только в России, но и
за ее пределами.
Архимандрит
Наум (Байбородин), старец из Троицко-Сергиевой лавры
Подражая
преподобному Сергию Радонежскому и отцам-подвижникам, отец Наум так же, как и
они, был «земным ангелом и небесным человеком». Его духовные чада не
переставали удивляться, наблюдая, как старец неустанно заботится о страждущих
и утешает унывающих, даже если он никогда не встречался с ними. Хотя удивляться
тут нечему: ведь само имя Наум, данное ему при постриге, означает «утешающий».
«Господи,
дай нам премудрость и радость…»
Из бесед со старцем Наумом
***
Если нет у вас особых даров, то и не надо изображать, а то пострадать можете. Как-то раз повар (это было во время войны) остался один, нарядился в генеральский мундир и стал красоваться перед зеркалом. А тут немцы пришли, видят — генерал, обрадовались и взяли его в плен. Как доказать, что ты всего лишь повар?
***
Господь о всякой твари заботится. Однажды волк в бедственное положение попал. Стоит на льдине, а вокруг вода, до другой льдины не перескочить. Никак ему не выбраться. Тогда волк стал выть на небо, льдины выстроились, и он по ним перешел на землю.
***
Страна
погибнет, если не запрещать богохульство.
***
Идите
сюда, я вам сейчас о чуде расскажу! Приходят четыре человека к афонскому старцу
Паисию и говорят: «Покажи нам чудо!» — «Хорошо, — отвечает он, — несите с кухни
нож. Я сейчас отрежу вам головы и покажу вам воскрешение по вере вашей. Только
садитесь поодаль друг от друга, чтобы мне потом головы не перепутать». Ну,
они, конечно, убежали. Это надо же было так придумать!
***
Когда
меня крестили, налили прямо из проруби воды, окунули — посинел весь, еще раз окунули
— еще посинел. А меня еще раз... Вот какая раньше закалка была! А потом в бане
парили, когда однажды заболел воспалением легких. Совсем умирать стал, меня
бабка в баню понесла и там распарила, и все прошло. Она держала надо мной
руку, а кто-то ударял по ней легонько, чтоб пар шел...
***
[Кто-то
спросил Батюшку, можно ли кататься на лыжах.]
— Ну,
что лыжи! Это не хорошо и не плохо. Я раньше на лыжах любил кататься. Идешь
так, с силой оттолкнешься [показывает], смажешь их хорошенько... И с какой
горы слетали! Попадешь, бывало, в воду — плюх, и снег потом прилипает, а то и
лыжи поломаешь...
***
Многие
любят анекдоты рассказывать, я вам тоже сейчас анекдот расскажу. Идет медведь,
а навстречу ему лиса бежит: «Медведь, ты слышал, куры-то подорожали!» — «Ну и
что?!» — «Конечно, тебе все равно, ты привык лапу сосать».
[Мы тогда не поняли смысл батюшкиного
рассказа. Он стал понятен только после первого резкого скачка цен. Те, кто
привык «лапу сосать», пережили его легче.]
***
Все
надо делать вовремя. Вот были мы в Сухуми у отца Иоанна. Отслужили литургию.
Есть захотели. Только и думаем: «Ну, сейчас нас матушка накормит». Приходим к
ним, а матушка и говорит: «Вы знаете, у меня сегодня нет ничего особенного.
Вот завтра я для вас что-нибудь приготовлю». Ну, что будешь делать! Да нам
нужен был кусок хлеба с водой, а ничего там особенного не надо было. Махнули
мы рукой и ушли. И назавтра не пришли, конечно. Все вовремя надо делать.
***
После
Символа веры хорошо сто раз Иисусову молитву творить. Двенадцать четок — тысяча
двести Иисусовых молитв. Ударение делать на «грешную».
Пока
не уснешь, Иисуса Христа призывать надо. Когда никого нет, Иисусову молитву
вслух читать. Разберите, что такое ноздревое дыхание, без него нельзя, все обращается
в прах.
***
Я
обошел многих, больше двенадцати, прозорливых. В Пюхтицах были Ольга, Маргарита.
Выше всех — Феодосия была в Печерах, ее звали баба Феша. Она молилась. Зайдет в
магазин. Сразу видела, к кому обратиться, а к кому — нет, что кому сказать.
Могла и обличить: «Ты что это надумала ребеночка убивать?»
***
Интеллигентный
вор отказывался от работы в тюрьме. Ему говорят, что даже Ленин работал. «Ну
и что? Ленин работал, а я не буду!» За отказ от работы посадили в карцер. Кормят
плохо. Но все равно: «Не буду работать, и все». Еще на одну неделю оставили.
Вор после этого говорит: «Ну, вас не перевоспитаешь, подохнешь тут. Придется
работать».
***
Наладить
курсы в N-ске, говорить о чадородии. Если не хотят иметь детей, пусть нам
отдают. Вы будете к самолету подходить, их забирать.
***
Неверующих
не ожесточать. Есть такие, которых не обратишь.
***
Надо
понимать вещи по естеству, а не как учат философия и история. Искать Божественную
истину.
***
Познание
делится на вещественное, душевное и духовное.
***
Добротолюбие
— высшая философия духа, высшая философия. Его надо до головной боли читать.
***
Я был
у знаменитого Николаева Юрия Сергеевича, который голодом лечит. Пришел я к
нему, а он по телефону говорит: «Тут ко мне священник пришел. Сейчас я у него
спрошу, почему у Адама был пуп, если он не родился от женщины?» А был ли пуп
или нет? Кто же его видел? Вот какой был потешный! Неверующий был, ничего не
признавал. А жена его лежала со скрюченными руками, и он кормил ее из большого
шприца. Натолкает туда всяких овощей протертых и кормит. Так много лет ухаживал.
Вот какой подвиг нес! Я стал разговаривать с женой, она тоже Церкви не
признавала раньше, но стала каяться. А у меня с собой облачения не было. Ну, я
руку только на нее положил. А через две недели она скончалась. А Николаев
второй раз женился, хоть и старый уже был. Вторая жена и обратила его к вере,
стал в церковь ходить. Вот какими путями Господь ведет ко спасению, всех
по-разному!
***
Обещание
надо выполнять. А если бы на войне ты пообещала прикрыть тыл пулеметами, а
сама бы не выполнила, мы бы на тебя понадеялись и сами не позаботились.
***
Одна
чугунок на три дня сварила, а туда крыса попала. И что теперь делать? А одна
повариха подала картошку с тараканом начальнику. Тот возмутился, увидев
таракана. А она взяла и съела его. «Да это, — говорит, — лук жареный».
«А ты
бы съела? — спрашивает Батюшка стоящую рядом женщину и, не дожидаясь ответа,
говорит: — А что делать? Работы бы лишилась».
***
Если
бы молились Иоанну Богослову, то на камнях бы цветы расцвели. Надо выучить
тропарь Иоанну Богослову. Иоанн Богослов управляет всей Церковью.
***
Молодежь
говорит: что нам благословение родителей! Сами разберемся. Вот один был. Пришло
время жениться, говорит: «Сам привезу жену». Смотрит, идет красавица писаная.
Расписались, приводит домой. Стали спать ложиться: она парик свой сняла,
челюсть положила на стол, бюст накладной, ногу отвинтила. А что ты хочешь?
Сам выбирал.
***
Как
наш народ победил? Вся Европа работала на Гитлера. А у нас 75% населения было оккупировано,
и заводы встали, как же так? Приехал на завод представитель Сталина. Он ростом
маленький был, а главный инженер — высокий. Выбрали самый большой цех. Смотрят
на него: что он будет делать? А он полез в карман и вытащил наган. Дотянулся им
до виска главного инженера и говорит: «Если танки Т-34 не пойдут за три дня —
застрелю». Вот такая проповедь была. Не выходили из цеха день и ночь, чертежи
чертили. На девятый день танки пошли.
***
Молитесь:
«Господи, дай нам премудрость и радость!»
***
Грехи,
которые раньше исповедовали, напоминает сатана. Надо сказать: «Отойди от меня,
сатана, я буду теперь Богу служить», — и читать Иисусову молитву.
***
Никого
не осуждайте, конец важен. Кто покаялся, тот и в раю. Что принесем с собой, то
и даст жизнь вечную. Гоголь покаялся перед смертью. Нектарию приснилась мать
Блока, он ее спрашивает: «Где сынок?» Отвечает: «В раю».
***
Послушание
подчеркиваем, а безусловное послушание опускаем. Можно ли подчиняться, если
говорят против заповедей, толкают на грех?
***
[Батюшка
сказал кому-то:] Бывает плач от слез, а бывают слезы от плача. Тебе это понятно?
Вот, послушай еще раз. [И повторяет. О плаче Батюшка когда-то говорил так:] Вы плачете
цыганскими слезами. [То есть из жалости к себе, из-за зависти, из-за желания
приобрести то, чего у нас нет. А слезы от плача бывают, когда душа плачет о
своих грехах, от любви к Богу и ближнему.]
Единственный способ Богопознания — доброта. Бог вдохнул духовную жизнь,
человек стал образом Божиим, стал, как Бог, познавать истину. Если много
делаешь добра, Бог награждает верой. Вся простота в_одном: человек должен быть
добрым и святым.
***
В мире
большая беда. Люди берутся за все и за вся, а ничего не понимают. На земле семьсот
вер. И каждый думает, что он спасается. А как же два гуся и три утки? Нет ведь
английской математики или китайской? Почему? В математике есть точность,
истина, которую все принимают, ее можно доказать.
***
Один
из лазарета звонит: «Не могу больше жить!» Говорю ему: «Ты был спящий, как
мертвец». Принес покаяние, бутылку выбросил в окно. Пошел в деревенский храм
служить. Принял схиму, умер архимандритом. Старушки его оздоровили.
***
Надо
так жить, чтобы другим помогать примириться с Богом. Иоанн Златоуст говорил,
что из тысячи один спасался. Когда праздники, должны ходить на обедню.
***
[Кому-то:]
Не понравилось в монастыре? Посмотрел, должен показать пример. Я тоже, когда
пришел, здесь такое было! Но не убежал. Детей учи Закону Божию. Преподобный Максим
писал, что двуполье должно было быть ликвидировано до смерти Адама. Что же
тебе все на тарелочке приносить? Бросил монастырь. Хоть какой монастырь, а ты
трудись. Враг мстит. Сейчас что страшно? Тихомиров пишет, что враг старается
людей сделать злее бесов. А ты будь мудрее. Нет мудрости? Проси у Бога мудрости,
у Пантелеймона, он всегда с вами.
***
Должны
вечером себя судить. Совет какой давали? Пустословили, что слушали? Почему
долго живут пустынники, отрешенные от мира? Фиваида, Оптина. Отцы были как
пророки. Угощаешь за столом, следишь, чтобы была хорошая пища. А ваши речи
тоже как пища, чтобы люди подражали. В пустыне солнце жалящее, нет воды,
питались от рук своих, отрекались от всего. Непрестанная Иисусова молитва.
Только о Боге думали, к Нему стремились. А вы думаете об автомобиле,
оправдываете себя... Вот кажется все просто: положат в гроб, все останется —
конспекты, книги. Как бы ты мог совершенствоваться! Не понравилось в
монастыре?
Так тебя не в рай послали, а в монастырь. А ты тем, кто не хочет жить
по-монашески, не подражай. Раньше были богатыри духа и жили поодиночке —
перевелись. Потом стали жить по три-четыре человека. Святой Ефрем Сирин писал:
«Народ станет неспособным к покаянию, только к уничтожению».
***
Меру
поста определяет совесть каждого. Ни влево, ни вправо, а пройдешь посередине —
хорошо.
***
—
Почему царь Давид говорит: «Всяк человек — ложь»? Вот тебя [обращается к кому-
то] когда не назовут лжецом?
— Когда буду искренним.
— Вот
сразу видно, что ты не богослов. После грехопадения человек стал жить не по
естественному закону. Сатана извратил все, и человек стал жить по лживому
закону наслаждения, а не по духовному закону.
***
[Какая-то
женщина просила помолиться о младенце своей знакомой, страдающем астмой, и о
ее муже, у которого запой.] Когда читаешь Евангелие, проси, чтобы Господь вразумлял.
Болезни, страдания — за грехи наши. Может, среду и пятницу не соблюдают? Запой
Господь попускает, чтобы у него стыд появился. Значит, наказан за блуд. Тепла
нет для детей: полы холодные, сквозняки, некачественная пища. Баня не
поможет?
***
В
черчении самое трудное — сопряжение двух линий. Так и в духовном деле трудно соединить
богословскую и философскую науки. А надо, чтобы они вещали одно ведение. Посмотрите
у Исаака Сирина о вещественном (телесном), душевном и духовном. У него все
входит в единое целое. Православному надо все законы природы соединить с
Божественными началами.
***
Если
покаешься, будешь молиться, пройдешь мытарства. Дулю показывала — грех. Проповедуйте
Евангелие, раздавайте жития святых. Надо остерегаться пищи с добавками, воды
нечистой. Если забеременеешь — хорошо.
***
Для
некоторых епископ — епископ, а для других — администратор. Вы бы год посидели
тут, послушали — о-о-о! Столько книг написать можно, а нельзя — разглашение
исповеди! Фрейд говорил, что ему два или три раза являлся диавол.
***
Надо
связывать события с действием Бога, с Евангелием. Диавол ничего не может без
воли Божией. Если змея укусит — попущение.
***
Как
вы думаете, почему напал Наполеон? За безбожие. Рассуждение — это высший дар.
Рассуждение — это Богомыслие. Вырабатывайте мировоззрение: к Богу, к людям, к
вещам.
***
Какая
любовь была у Исаака Сирина! — плакал над змеей. Египетские монахи имели
рогожу, несколько книг. Как можно меньше пользоваться богатством мира.
Блаженны чистые сердцем. Непрестанно молиться надо, а то уже стали хуже скотов.
Что такое обожение? Это смирение.
***
Церковь
отделена от государства. Не обязательно навязывать государственное мнение,
пусть будет церковное мнение. В Церкви — закон Божий. Государство и Церковь
по-разному смотрят на мир.
***
Уподобляйтесь
пчелам. Исторические события необходимо увязывать с Промыслом Божиим.
Просеивайте все, как через сито. Если хозяйка не просеивает муку, все попадает
на зуб, даже от мышей отходы. Так и всякое слово надо просеивать.
***
Батюшка
предлагал некрещеным людям, которые приходили к нему за советом, молиться Богу
такими простыми словами: «Господи, помоги мне узнать Тебя. Я обещаю быть
добрым».
Батюшкины
«командировки»
Если
Батюшке необходимо было получить важную информацию или где-то нуждались в
батюшкиной помощи, то он посылал туда своих духовных чад, а сам в это время
молился, чтобы исполнилась воля Божия… И чада его слушали… Ведь лишь одно
выполнение послушания, которое «выше поста и молитвы», даже если оно и не дает
никаких видимых положительных результатов, бесценно для жизни нашего мира:
послушание бесплодным не бывает…
Из главы «Тропою Ноя: Путешествие
на Арарат к Ноеву ковчегу»
Закат
в горах! Солнце обливает вершину Арарата, золотит ее, и она вся переливается
драгоценными камнями.
Как в
сказке…
…
невозможно передать все это захватывающее торжество красок и запахов,
опьяняющее своей грандиозностью. Красота Божьего творения только тогда поет в
душе, когда ты сам вбираешь ее в себя, отзываясь на нее, подобно музыкальному
инструменту. Даже хорошему художнику очень трудно передать живую душу
природы.
Ной
посылал голубку, ожидая ее возвращения с распустившейся веточкой, чтобы убедиться,
что есть спасительная почва, на которую он может ступить. Так и мы стремимся
сегодня принести с горы Ноя кусочек ковчега, чтобы напомнить верным христианам
и засвидетельствовать перед всем миром, что Господь рядом с нами, что Он
никогда не посрамит верных Ему, что Он есть твердое основание для тех, кто
стремится жить по Его воле, пребывая, как в ковчеге, в Церкви Христовой, которую
не одолеют, по словам Господа, врата ада. Здесь раскрывается перед нами тайна
благочестия, тайна обожения и тайна беззакония.
…Благодаря
тому, что Ной «ходил пред лицем Бога», то есть был благочестив и жил по воле
Божией, он обрел благодать у Господа и спасся. Так и сегодня,
благодаря
тем, кто хранит благочестие и ищет Божественную волю, мир может противостоять
пришествию антихриста. Только благодаря благочестию и можно вступить в борьбу
с антихристом, только оно и может оказать сопротивление его приходу и отдалить
конец света.
Запомним
слова святых отцов: «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать богом».
Не в
этих ли словах скрывается разгадка благочестия? Не в этом ли состоит вся его
суть, вся его великая тайна, которая заключается в тайне снисхождения Бога до
последней глубины, до самых врат ада — плена смертного, в котором томилось
человеческое сердце; тайна, открывающая путь восхождения к Богу, чтобы человек
смог выполнить свое основное предназначение — обрести Христа в сердце и достичь
обожения?
…Особенно
образно описал нравы людей последних времен преподобный Нил Мироточивый
Афонский (VI век) в своих посмертных явлениях:
«К
середине XX столетия народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда
время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от
страстей плотских и все более будут усиливаться нечестие и беззаконие...
Изменится облик людей, и нельзя будет ясно различать мужчин и женщин благодаря
бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими,
подобно зверям, из-за соблазна антихриста. Не будет уважения к родителям и
старшим, любовь исчезнет. Скромность и целомудрие исчезнут у людей, и будут
царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и
горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела,
кража и убийства станут господствовать в обществе...
Настанет
время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить:
ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас... Главной их целью будет собирание
капитала. С умножением корыстолюбия будут умножаться и бедствия в мире... В то
будущее время, благодаря силе величайшей прелести и распутства, люди лишатся
благодати Духа Святого, которую они получили во Святом Крещении, а также
потеряют и угрызения совести. Тогда Евангелие Христово будет в
пренебрежении».
Вся
обстановка в мире перед приходом антихриста будет такой, что антихрист явится
как бы необходимым следствием всего антихристианского умонастроения мира. Дух
антихриста создаст условия прихода антихриста, который, по словам святителя
Игнатия, «будет логическим, справедливым и естественным результатом общего
нравственного и духовного разложения человечества».
Но в
конечно итоге победит добро. Господь Своей любовью, Своими крестными
страданиями уже победил зло. И Церковь, которую Он создал на земле, будет
возрождать истину, добро, святость до тех пор, пока существует мир. Злоба ада
не сможет до конца одолеть тех, кто любит Христа, ищет волю Божию и живет по
Его заповедям.
Остаток
верных чад Божиих и в последние времена сохранится, хотя их жизнь и уподобится
мученическим страданиям Лота в Содоме.
Но
приходу антихриста противостоит нечто удерживающее… Это таинственное удерживающее святые отцы
толкуют по-разному. Одни считают, и среди них святители Иоанн Златоуст и
Феофан Затворник, что антихриста задержит правовое монархическое государство во
главе с православным правителем, которому удастся предотвратить
распространение греха. Другие видят в удерживающем действие Святого Духа, Его
благодать, которая будет до тех пор пребывать в мире, пока не прекратится свободное
влечение человека к Богу. И поскольку Господь хочет, чтобы спаслось как можно
больше людей, сроки прихода антихриста будут зависеть от свободной воли
человека, от его выбора, поэтому в любом случае можно сказать, что стремление
человека к Богу и есть то удерживающее, которое не дает явиться антихристу.
Вот почему монастыри, как училища целомудрия и святости, издревле считались
залогом мира на земле.
…Таким
образом, все зависит от самих людей. Добрые дела подают миру благо и покой, а
грех разрушает благоденствие людей и сеет скорби и страдания. Преподобный
Силуан Афонский говорил, что даже маленький грех влияет на судьбу мира. Если
бы в Содоме и Гоморре было хотя бы десять праведников, то эти города
существовали бы до сих пор. Но они погибли, потому что там не нашлось и
десяти. Так и в наше время: если умножится число злодеев и иссякнет число
праведников, то удерживающая сила исчезнет, и мир тогда не устоит.
…
если бы каждый из нас пообещал Богу быть добрым и постарался выполнить свое
обещание, мир сразу бы преобразился. Вот только мало кто понимает, что входит в
понятие «добро». Сколько же злых дел творилось и творится под личиной добра! А
ведь добрые дела — это такие дела, которые человек делает ради Господа и по
Его благой воле. Но если человек не покается, то он и не сможет творить
истинное добро. Он никогда не поймет, что добрые дела начинаются с покаяния и
молитвы, с борьбы со своей самостью, своим эгоизмом, постоянной борьбы с греховными
помыслами. Без этого редко какое дело можно назвать по-настоящему добрым, поэтому
великое значение имеет для мира молитва Церкви. Сотни и тысячи верующих взывают
к Богу, просят о мире всего мира, молятся об обращении людей, о язычниках и
заблудших, о том, чтобы Господь прекратил всякие скорби и дал добрых
правителей. И Господь по молитвам Церкви дает благословение народам.
Если
бы мы понимали, что мир существует только ради Церкви! А Церковь — ради того,
чтобы люди становились святыми, праведными, угодными Богу своим благочестием.
Во все времена было много праведников, девственников, много истинных монахов,
да и сегодня немало тех, кто молится и за себя, и за весь мир, потому Господь
и не попускает воцариться злу. Благодаря удерживающей силе любви этих людей мир
стоит до сих пор. И если души людей будут обновляться покаянием и молитвой,
удерживающая сила благодати, любви и добра не попустит явиться антихристу.
Из главы «Человек обязан быть
счастливым»:
…
никого вокруг: пустынная луна, пустынная деревня, пустынное озеро. Недаром,
значит, называют луну страной мертвых, и кто-то из писателей даже использовал
ее как символ ада. А что самое страшное в аду? Говорят, одиночество. «Когда вы
молитесь, мы можем хоть на какое-то время увидеть друг друга», — так ответил
преподобному Макарию Египетскому череп языческого жреца. Наверное, кто не
видит другого человека в этой жизни, то есть не видит его боль, нужду,
переживания, тот не увидит его и в вечности, лишая себя сердечного тепла. Один
из героев советского фильма на вопрос, что такое счастье, ответил: «Счастье —
это когда тебя понимают». Но ведь счастье — это не только когда тебя понимают,
но и когда ты понимаешь, когда ты можешь понять страдания другого и готов
разделить их. «В чем застану, в том и судить буду», — говорит Господь.
Застанет в сердце сострадание — примет в Свое
Царство
Любви, не застанет — будешь вне этого Царства... Не отдавать душевного тепла —
что может быть страшнее?
Из главы «Если скажетесь в пустыне, молитесь Антонию
великому»:
«Что остается
от человека, когда из тела его извлечена душа? — Труп... Что такое человек,
который отвергает душу в себе и в мире вокруг себя? Не что иное, как
обмундированная глина, ходячий глиняный гроб. Результат поразительный:
влюбленный в вещи человек, в конце концов, и сам стал вещью. Личность обесценена
и разорена, человек стал равен вещи. Финал трогательно печален и потрясающе
трагичен: человек — бездушная вещь, между бездушными вещами». (Это из статьи
преп. Иустина Поповича, которая была написана им на Западе. Не удивительно,
что там приходят такие мысли!)
Источник:
Сидорова С.В. «Мы живем ради
вас»: Рассказы о лаврском старце отце Науме. — М.: Сибирская Благозвонница,
2020. — 462, [2] с. (Допущено к распространению Издательским советом Русской
Православной Церкви)
Комментариев нет:
Отправить комментарий