А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) -
выдающийся мастер цветной гравюры и акварели
На одном из творческих вечеров в конце 1930-х годов известного живописца А.А. Рылова спросили: кого он считает лучшим пейзажистом страны? Аркадий Александрович неожиданно для аудитории ответил: «Анну Петровну Остроумову. В ее пейзажах много правды, чувства и остроты».
Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова
Когда всматриваешься в ее работы, почти всегда поражаешься лаконизму композиции, простоте линий, точности цветового решения. «Перспектива Невы», «Ростральная колонна и Биржа», «Медный всадник и Академия художеств», «Решетка Летнего сада» — каждый из этих листов — волнующая встреча с классикой города, навечно сохранившим свою прелесть. Он предстает в знойном блеске июльского полдня и желто-красном уборе осенней листвы, в приглушенном свете тусклых зимних сумерек и звонких, ликующих красках весеннего утра. Художница как бы стремится оставить зрителя наедине с городом и начать сокровенный разговор с дворцами и набережными, садами и площадями, мостами и каналами…
Остроумова-Лебедева А.П. Автопортрет. 1894 https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author
А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) - выдающийся мастер цветной гравюры и акварели. Александр Бенуа говорил: «Она радует глаз свободой мазка». Практически все ее творчество было посвящено пейзажу, воспеванию красоты архитектурных ансамблей Петербурга, городов Европы, видов Кавказа и Крыма. Она получила отличную академическую школу. Училась в Петербурге у И.Е. Репина, П.П. Чистякова и В.В. Мате, в Париже у Дж. Уистлера. Дружила с кругом художников объединения «Мир искусства». В своих автобиографических записках и заметках об искусстве Анна Петровна увлекательно рассказывала об особенностях работы над пейзажем. Ее советы и воспроизведенные гравюры - полезный урок для тех, кто хочет правдиво передавать неповторимое своеобразие окружающей природы, будь это так называемый «чистый пейзаж» или городской ландшафт. Каждый большой художник на каком-то этапе жизни пробует осмыслить творческий свой опыт, поделиться особенностями приобретенного мастерства, передать молодым навыки работы в искусстве.
Советы А.П. Остроумовой-Лебедевой
Остроумова-Лебедева А.П. Петербург. Крюков канал. Цветная гравюра. 1910
Когда я собиралась зарисовать пейзаж, городской вид или какой-нибудь предмет, то первым делом карандашом в протянутой руке я в воздухе очерчивала контур приблизительно того, что намеревалась передать; при этом внимательно определяла, где приходится центр или середина намеченного мною вида. Это для того, чтобы композиционно правдиво поместить рисунок на странице альбома. Точно так же намечала линию горизонта.
Остроумова-Лебедева А.П. Медный всадник и Академия художеств. Гравюра
Этот прием, определявший охват изображаемого предмета и линию горизонта, примененный мною много раз, вошел у меня в привычку. Кроме того, этим движением я как бы отделяла себя от окружающей жизни, сосредотачивая все внимание на своей работе.
Остроумова-Лебедева А.П. Летний сад зимой. 1902 https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author
При выборе мотива в городском или сельском пейзаже для меня имела большое значение композиция, то есть равновесие и форма масс, световых и красочных пятен.
Остроумова-Лебедева А.П. Петербург. Крепость и облака. Гравюра. 1901
Первое правило при изображении предмета - надо стоять или находиться перед ним на расстоянии двух- или трехкратной его вышины. Начиная работу, я всегда первыми рисовала предметы переднего плана и, только установив их взаимоотношения, не вдаваясь в детали, переходила ко второму и третьему планам. Когда рисовала, то старалась одновременно смотреть не только на передаваемую часть, но на весь предмет или на весь пейзаж, как бы держа его в своем охвате.
Остроумова-Лебедева А.П. Аллея в Царском Селе. Гравюра. 1903
Художник, который собирается изобразить какой-нибудь предмет, заинтересовавший его, должен, перед тем как приступить к работе, выяснить, какую задачу в ней ставит для разрешения.
Остроумова-Лебедева А.П. Петроград. Двор Военно-медицинской академии. Граф. карандаш. 1918
Я говорю не о
художнике-мастере, а о молодом художнике, ищущем своего определения...
Стремилась в рисунке к точности и законченности... Я не уставала второй, третий
раз пойти на прежнее место, чтобы с натуры проверить то, в чем сомневалась.
Остроумова-Лебедева А.П. Брюгге. Ряд домиков. Акварель, граф. карандаш. 1913
Фотографией не пользовалась, инстинктивно чувствуя ее скрытое коварство. Однажды я попробовала воспользоваться фотографией. Но когда я начала делать рисунок, то у меня почему-то пропала охота его продолжать. Что-то сковывающее, мертвенное шло от фотографии. Я просто инстинктивно почувствовала механичность передачи натуры и перестала работать этот мотив...
Остроумова-Лебедева А.П. Павловск. Вербы около Новосельвийского моста. Гравюра. 1923
Бумага играет ответственную роль в акварельной живописи. Надо сказать, что бумага имеет свойство от воды набухать, расширяться и фалдить, конечно, на нее в таком состоянии накладывать краски нельзя, так как они будут стекаться в складки ее. Из этого следует - бумага должна быть натянута. Есть несколько способов для этого. Расскажу о тех, к которым прибегала я.
Остроумова-Лебедева А.П. Пруд в Павловске. 1922 г. Бумага, накл. на картон. Акварель. 38,5 х 53. Третьяковская галерея. Москва.
Всю бумагу со сделанным уже рисунком я сильно намачивала губкой, полной воды, и ждала, когда бумага через несколько минут начнет разбухать. Тогда, не теряя минуты, надо часто по краям прикалывать кнопками мокрую бумагу к тому картону или доске, на которую она должна натягиваться. Недостаток этого приема заключается в том, что бумага, высыхая и сжимаясь, почти около каждой кнопки немного рвется. Но этого можно не бояться, если взять для картины бумагу несколько большего размера, чем требуется.
ЛЮБИМАЯ ТЕМА
Остроумова-Лебедева А.П. Горный институт Петербурга
«Вся жизнь
Остроумовой-Лебедевой была отдана тонкому и сложному искусству гравюры.
Среди произведений Анны Петровны есть пейзажи Крыма и Кавказа, акварели,
привезенные из путешествий по Италии, Испании, Франции, Голландии, Бельгии. Но
нигде ее графическое дарование не раскрылось так полно и широко, как в гравюрах,
посвященных родному городу… В годы Великой Отечественной войны рисовать на улицах
осажденного города было нельзя, и, придя домой, Анна Петровна иногда по памяти
восстанавливала на бумаге увиденное и выстраданное. Главный мотив ее произведений
— героические будни защитников Ленинграда. Таковы автолитография «Подводная
лодка на Неве ночью», акварель «Смольный и танки».
Остроумова-Лебедева А.П. Ленинград. Вид
на крепость ночью. 1946. Цветная ксилография.
http://www.artlib.ru/objects/gallery_46/artlib_gallery-23052-b.jpg
Лучшая послевоенная работа Остроумовой-Лебедевой — гравюра «Ленинград. Вид на крепость ночью». Трепещущее отражение темного силуэта крепости в тихой невской воде, мерцающие огни большого города — весь этот ночной ленинградский пейзаж овеян дыханием мирной жизни. Город-герой выстоял. Остроумова-Лебедева оставила нам в наследство прекрасное искусство. Оно полно горячей любви к великому городу, к свету и солнцу, ко всем людям». (А. Богданов, кандидат искусствоведения)
Источник:
Остроумова – Лебедева А.П. Зарисовки пейзажа.// Юный художник. – 2006. - № 8. – с. 11-13. – (Советы мастеров)
Календарь «В мире прекрасного». – 1971. – с. 18
https://kulturologia.ru/blogs/201019/44459
http://www.artlib.ru/index.php?id=13&idp=0&fp=2&uid=1805&idg=0&user_serie=0
Комментариев нет:
Отправить комментарий