Красота букв русской Азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковнославянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «А»
Добрые слова на букву «А»:
Ангел –
хранитель; Аллилуйя; Агнец; Алтарь; Апостол
«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день…» (Из вечерней молитвы ко Святому Ангелу хранителю)
Он всюду от бед тебя
охраняет,
Все твои мысли он
тайные знает,
Вместе с тобой и в
беде, и в радости,
А согрешишь, он
заплачет от тягости.
(Ангел – хранитель)
Богу здесь священник
служит,
Здесь он просит все, что нужно.
Вечно, в наши дни и встарь,
Божий дом – святой… (Алтарь)
Загадки про букву «А»
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ... («А»)
(С.Маршак)
А вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова –
И все на букву... («А»)
(С.Маршак)
Русские народные загадки на «А»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Во
мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз) - Туп
конец, востер резец,
Режет листки, летят куски. (Алмазный стеклорез) - Стоит горница – об одной окольнице. (Амбар)
- Моя куртка зелена, рубаха бела, штаны красны, галстук черен. (Арбуз)
Названия русских народных сказок на «А»
Художник Станислав Ковалев
- Аленький цветочек
- Арысь – поле
- Алконост
– птица радости. Загадка про нее:
Она всем радость принесет,
если песню запоет.
Евангельские истины в народных пословицах на «А»
Художник Сергей Ефошкин
- Азбука - к мудрости ступенька.
- Ангел помогает, а бес подстрекает.
- "Авось" да "как-нибудь" до добра не доведут.
- А воз и ныне там.
Словарь старинных русских слов на «А»
Художник Станислав Ковалев
Абвахта — гауптвахта.
Ажио — так что.
Алтын — (слово татарского происхождения) — старинная серебряная монета, равная трем копейкам или шести деньгам.
Арапчик — голландский червонец.
Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м; линейка, планка такой длины для измерения.
Аспидный — расписанный под мрамор. В XVII веке словом «аспид» называли все виды камня, употреблявшегося для поделок: мрамор, малахит, гранит и проч. Так, например, малахит назывался «зеленый аспид».
Что означает буква «А» в старославянской азбуке
Церковнославянская «Азъ» – это начальная буква кириллицы, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения.
Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного.
Уже в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира.
Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами.
Значение слов в православии на букву «А»
Абие — тотчас, сразу.
Авва — отец (с сирийского). Это титло дастся начальнику обители (по житиям святых). В Новом Завете это имя относится к Отцу Небесному. На русском языке нельзя передать полное значение этого слова — оно выражает высшую степень искренней любви, доверенности, покорности, дружеского общения.
Автокефалия (от греч. autos — сам, kephale — голова) — самоуправление, административная самостоятельность православных церквей. Образование автокефальной церкви совершается с согласия государства, ее самостоятельность канонизируется признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась. Первые автокефальные церкви возникли в провинциях Византии — Александрии, Антиохии и Палестине — в процессе их освобождения от власти константинопольского патриархата. Начало А. Русской православной церкви было положено в 1448 г., когда собор русских епископов избрал митрополитом Московским и всея Руси рязанского епископа Иону. Учреждение в России патриаршества в 1589 г. означало полное освобождение церкви от власти константинопольского патриарха. Первым русским патриархом стал митрополит Иов. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.
Агиасма (гр. святыня) — святая вода, освященная накануне праздника Богоявления.
Агиасма великая — вода, остающаяся после крещения младенца (см. богоявленская вода).
Агиография (от гр. hagios — святой и grapho — пишу) — жизнеописания (жития) святых, повествования о святых.
Агнец — ягненок; ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа (Исх. 12, 5; Лев. 22, 37); Иисус Христос (Ив. 1, 29).
Ад – в христианском представлении – место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. В переносном смысле это слово говорит о тяжелых, невыносимых условиях, состоянии; о хаосе и ужасе, царящих где-нибудь («Душевный ад»)
Аже (а также ажь, ажо) — что, если, даже, тем более, так что, а(н) вот.
Академия духовная — высшее богословское учебное заведение, готовящее богословов и специалистов в области церковно-пастырского служения. Первая русская православная А.Д. была основана в Киеве в XVII в. В настоящее время Русская православная церковь имеет 3 А.Д.: Киевскую, Московскую и Санкт-Петербургскую.
«Аллилуйа» — «хвалите Бога». Слово это встречается в псалмах Давида и других местах Ветхого и Нового Завета. Возгласом "Аллилуйя!" - завершаются церковные песнопения. В православном богослужении "Аллилуйя!" произносится 3 раза с добавлением слов "Слава тебе, Господи!"
Алкати — хотеть есть, испытывать голод.
Аминь — истинно, истинно так.
Аможе — куда.
Акафист (от позднегре.ч. akaphistos — несидящий) — особые хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений — 13 кондаков и 12 икосов, из которых первый кондак и икосы оканчиваются восклицанием "радуйся", а 12 кондаков — припевом "Аллилуйя!"
Акафистник — сборник акафистов. Первое собрание акафистов в России было издано в 1925 г.
Алтарь (от лат. altus — высокий, alta ara —
возвышенное место) — важнейшая часть христианского храма, возвышающаяся над полом
и отделенная от остального помещения иконостасом и невысокой оградой.
В алтарь ведут три, иногда две двери. Средняя, ведущая прямо к престолу,
называется Царскими вратами, а боковые: южная — диаконскими вратами, северная —
пономарскими вратами. В алтаре, кроме престола, располагающегося посреди него,
на северной стороне находится жертвенник, а на восточной (в храмах, где служит
епископ) — Горнее место. Алтарь символизирует небо, где Божье присутствие, а
потому алтарь — место священное, доступное только для лиц, освященных на
служение в храме.
Вход в Алтарь женщинам воспрещен, а вход через "царские врата"
воспрещается всем мирянам, кроме царской особы.
Амвон (от гр. ambon — край) — возвышенная, выдвинутая внутрь храма средняя часть солеи, с которой диакон возглашает ектению, читает евангелие, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. С А. совершается таинство евхаристии. А. символизирует камень, который отвалил ангел от гроба Господня и с которого возвестил женам-мироносицам о воскресении Иисуса Христа. Иподиаконы и чтецы не всходят на А., а становятся на его ступень.
Аминь — подлинно, истинно, да будет так. Слово перешло к христианам от евреев. И в синагогах, и у первых христиан молившиеся после благословения в подтверждение произносили «аминь». Употребляется для большей силы утверждения. Традиционное окончание молитв.
Амо, аможе — куда.
Аналой, аналогий, налой (гр.) — в православном храме стол, покрытый той же материей, из которой делаются ризы священника. А. ставят на солее, когда диакон читает евангелие, или в середине церкви, когда на него кладутся евангелие, крест и иконы для поклонения молящихся. Имеет покатый верх. На аналой кладутся также особо почитаемые иконы.
Анафема (греч. anathema — проклятие) — церковное проклятие, отлучение от церкви отвергающих или искажающих ее учение. Объявляется А. на церковном соборе.
Анафора (гр. возношение) — 1) главная часть литургии, начинающаяся после пения символа веры. Кульминационный момент А. — возношение над престолом приготовленных для причастия святых даров; 2) А. называют также особый плат («воздух»), которым священник покрывает священные сосуды — потир и дискос — после перенесения святых даров с жертвенника на престол.
Ангел – (от греч. Angelos – «вестник») Сверхъестественное существо. Они бесплотны, прекрасны и бессмертны. Пребывают в таинственном и непостижимом мире. Посредники между Богом и людьми. Бог посылает Ангелов на землю. Ни стены, ни двери, ни замки не остановят его. Они появляются возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи. Ангел-хранитель покровительствует человеку.
Андрееве стояние — утреннее богослужение, совершаемое в четверг пятой недели Великого поста, на котором единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон св. Андрея Критского (конец VII в.).
Антипасха (гр. — вместо Пасхи) — воскресенье, следующее после Пасхи, называемое "Фомино воскресенье" в честь второго посещения Христа, когда апостол Фома, прозванный "неверным", уверовал в его божественность.
Антифон (от гр. anthiphonos — звучащий в ответ) — песнопение, построенное на попеременном звучании двух хоров. Как правило, текст А. состоит из законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии.
Апостол — от греч. «посланник». Апостолами называются святые ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. В месяцесловах принято добавлять к имени любого из 70 апостолов пояснение: «единого от 70-ти». Апостол — также богослужебная книга, которая состоит из Деяний святых апостолов, семи соборных посланий и четырнадцати посланий апостола Павла, разделенных на отрывки для чтения за литургией на каждый день года. Те же святые люди, которые подобно апостолам, много и славно трудились для распространения веры Христовой в той или иной стране именуются равноапостольными. Например, русск. - вятые – равноапостольный князь Владимир, равноапостольная княгиня Ольга.
Артос (гр. arthos — хлеб) — просфора, квасной хлеб (в противоположность еврейским опреснокам), освящаемый в день Пасхи особой молитвой. В течение Светлой Недели хранится на аналое перед иконостасом, а в пасхальную субботу окропляется святой водой и раздается верующим.
Артофор (от гр. arthophorion — ковчег) — сосуд для Святых Даров, дароносица, дарохранительница.
Архи (от греч. archi — старший, главный) — используется как приставка в словах: архиерей — старший в епархии иерей из черного духовенства. Архидиакон — старший диакон. Архимандрит — настоятель монастыря. Архипастырь — употребляется, как и архиерей. Митрополит зовется архиереем.
Архидиакон (от гр. arhidiakonos — старший диакон) — в русской церкви титул, присваиваемый главному из монашествующих диаконов в лаврах и больших монастырях.
Архиепископ (от гр. architpiskopos — старший блюститель, надзиратель) — почетный титул, даваемый епископам.
Архиерей — представитель высшего духовенства православной церкви (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Начальник над священниками, высший чин иерархии Христовой Церкви.
Архимандрит — высшее звание священника-монаха, присваиваемое настоятелям мужских монастырей и другим монашествующим лицам, занимающим высшие административные должности (например, ректорам духовных учебных заведений).
Архипастырь — общее название для высших начальствующих лиц православного духовенства.
Аскет (от гр. asketes — упражняющийся) — отшельник, религиозный подвижник.
Аспид — ядовитая змея.
Аще — если, если бы, когда, так как, что не, хотя, может быть, ни (напр.: аможе аще — куда бы ни; иже аще — кто бы ни).
Аще-бо — если.
Аще-убо — если же.
Пропись церковнославянской буквы «Азъ»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий