

«Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней»
Рождество Пресвятой Богородицы
- не просто день рождения Матери Иисуса Христа. Это одно из событий в той цепочке,
которая вывела человечество на путь спасения. Как и было задумано Богом.
Евангелия от Матфея и Луки
начинают свое повествование с Рождества Христова, точнее - с событий, которые
непосредственно предшествовали Рождеству. Но Церковь бережно донесла до нас
предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет
Девы Марии - Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.
О Рождестве и детстве Пресвятой
Богородицы мы знаем не из книг Нового Завета, а на основании Священного Предания.
Подробно об этих событиях рассказывает апокрифический текст II - III вв., так
называемое Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к
каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось авторитетом.
В древнем городе Назарете,
что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги -
Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к
святому царю Давиду, Анна была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана.
Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были
известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и
милосердием. Впрочем, святые супруги
жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало
их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье
супругов - у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в
которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще
считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный
Спаситель произойдет из их рода.
И по представлениям того
времени, безчадие считалось безcлавием и тяжелым
наказанием. В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм,
чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима.
укорив его безчадием. Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: «Непозволительно тебе приносить с нами дары
твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле». Иоаким был до того опечален,
что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню. Там он 40 дней и 40
ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в
старости.
Анна осталась в одиночестве.
Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо с птенцами на ветке
лавра.
"Увы! - воскликнула Анна. - Чему могу уподобить
себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они
смеются надо мной и оскорбляют меня, и
изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с
птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу
сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем,
ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и
благословляет Господа".
И тогда явился в саду Ангел
Господень и сказал: "Анна! Господь
услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее благословятся
все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она
Марией". Анна дала обет: если у нее будет дитя, отдать его на служение
Богу. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне.
Рано утром Иоаким и Анна
встретились у Золотых ворот, вместе принесли благодарственные жертвы в храме и
возвратились домой, с твердой верой, что получат по обетованию Господа.
Вскоре слова Ангела сбылись -
у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя «Мария»
означает «Госпожа». Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать
Царицей Неба и земли. А празднество в Ее честь «почитается днем спасения всего
мира»
Церковь с древних времен
празднует 22 декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых родителей, а
через девять месяцев после этого дня, 21 сентября. Ее Рождество.
Пресвятая Дева Мария родилась
в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при
которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали
и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и
не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения
людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную
достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает
Себе Матерью.
Мария росла и укреплялась,
окруженная заботой родителей. Предание говорит, что когда ей исполнилось шесть
месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять.
Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что Дочь
ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Она
устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и
призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем.
Рождество Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной
радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась
Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом
послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа
нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью
превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и,
как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших"
(2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери
ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и
утешительные обетования Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола.
Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины,
благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея
твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой
мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Источники:
- Преображенский
листок. – 2014 г. – 20 сентября. Издание Спасо-Преображенского собора в г.
Абакане
- Преображенский
листок. – 2015 г. – 19 сентября. Издание Спасо-Преображенского собора в г.
Абакане
Комментариев нет:
Отправить комментарий