Тихвинский Богородичный Успенский
монастырь
Автор текста: Ксения Толоконникова
Тихвинский монастырь
представляет собой как бы искусную, любовно изготовленную оправу для одной из
величайших святынь России - Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Тихвинская обитель находилась
в запустении до начала 1990-х годов. Богослужебная жизнь теплилась лишь в
крошечной церкви "Крылечко". И больше во всем Тихвине и его
окрестностях не было ни одного действующего храма. Все было разорено, закрыто,
порушено.
Тихвинский Богородичный Успенский
монастырь в конце XIX века
В 1995 году иноческая жизнь в
монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие –
Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое место в Успенском
соборе – в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Сам город Тихвин своим
появлением обязан именно чудотворной Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы и
Богородичному Успенскому монастырю. Ныне монастырь вернул себе градообразующую
роль. Ведь ехать в Тихвин - значит ехать к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери.
Ниже рассказ об удивительных
и древних храмах монастыря.
Успенский собор
Собор в честь Успения Божией Матери в Тихвинском
Богородичном Успенском монастыре
Постройка каменного собора в
честь Успения Божией Матери была предпринята в 1510-15 годах. До этого на месте
Успенского собора находилась деревянная церковь. Собор возводился усердием
великого князя Василия III, деньги на строительство шли из его собственной
казны.
Для сооружения храма в Тихвин
прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось
невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих.
Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть
кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла - ведь
они находились в "каменном мешке" без пищи и почти без воздуха.
Тем больше было удивление
народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и
невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем
сохранилась в Тихвине по сей день. Сама же новая церковь, находившаяся тогда не
в монастыре, а в центре посада, восхищала современников своей красотой:
"Поставиша церковь Пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с
камением чудну вельми и велику, и паперти нарядиша".
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Современный
вид с правого берега Тихвинки от Полковой церкви
Исследователи называют
Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников
русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел
существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено
четырехскатной крышей, а шлемовидные главы - луковичными.
Успенский собор сооружался "под икону" - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Успенский собор сооружался "под икону" - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Интересно был решен вопрос и
с освящением - западные барабаны сделали "световыми"; таким образом,
в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Современный
вид. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
В советскую эпоху Успенский
собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нем находился
продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - военный госпиталь, а в
1946-47 годах - цеха Всесоюзного общества святых. После возвращения Тихвинского
монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация.
В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из
старейших на территории России.
Церковь в честь Покрова Божией Матери
Церковь в честь Покрова Пресвятой
Богородицы. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Если Успенский собор —
постройка «домонастырская», то есть существовавшая еще до основания Тихвинского
монастыря, то теплая Покровская церковь была возведена уже как составная часть
монастырского ансамбля. Ее строительство относится к 1581 году. К церкви
примыкает просторная двухэтажная трапезная палата. Первый этаж использовался
для хозяйственных нужд, а во втором была одностолпная палата со сводчатым
потолком. Эта «зала» интересна своей планировкой, весьма напоминающей
планировку Грановитой палаты в московском Кремле. Сохранились сведения, что
здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел
посадские люди. При храме было устроено два придела — в честь Старорусской
иконы Божией Матери и во имя вмч. Варвары.
Архитектурный облик церкви в
честь Покрова Божией Матери отличается подчеркнутой скромностью. Одноглавая,
почти лишенная декоративного убранства (лишь три ряда кокошников украшают ее),
она органично вписывается в монастырский ансамбль, оттеняя своей сдержанностью
массивные формы Успенского собора.
Фрагмент фрески с изображением Иоанна Богослова из
трапезной палаты Покровской церкви
Когда-то Покровскую церковь и
трапезную украшали фрески. В настоящее время сохранились только их небольшие
фрагменты, которые находятся в Тихвинском музее. Снаружи храм уже
отреставрирован, восстановительные работы ведутся внутри.
Звонница Тихвинского монастыря
Звонница Тихвинского монастыря. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Характерная зубчатая звонница
— своего рода «визитная карточка» Тихвинского монастыря.
Трехъярусное пятишатровое здание звонницы было возведено в 1600 году на жертвование Бориса Годунова. В нижних ярусах колокольни хранилось в начале XVII века немало военных припасов. Это обстоятельство сыграло печальную роль во время пожара 1623 года — звонница попросту взорвалась («тою колокольню пороховою казной разорвало...»). Сохранилась только часть звонницы, на основании которой к 1631 году была возведена новая — с сохранением прежних пропорций. В 1716 году новгородский мастер Андрей Григорьев установил на ней часы — прямо под самой аркой звона.
Трехъярусное пятишатровое здание звонницы было возведено в 1600 году на жертвование Бориса Годунова. В нижних ярусах колокольни хранилось в начале XVII века немало военных припасов. Это обстоятельство сыграло печальную роль во время пожара 1623 года — звонница попросту взорвалась («тою колокольню пороховою казной разорвало...»). Сохранилась только часть звонницы, на основании которой к 1631 году была возведена новая — с сохранением прежних пропорций. В 1716 году новгородский мастер Андрей Григорьев установил на ней часы — прямо под самой аркой звона.
В 1777 году колокольня
Тихвинского монастыря была перестроена. Шатровое завершение убрали, увенчав
колокольню классицистическим фонариком с двумя шпилями по бокам. В таком виде
звонница простояла до Великой Отечественной войны, когда все ее «классическое
убранство» было разрушено в ходе военных действий. Проведенные в 1960-е годы
реставрационные работы возвратили ей первоначальный вид.
Церковью Вознесения Господня
Святые врата с двуглавой церковью
Вознесения Господня
Церковь, освященная в честь
Вознесения Господня, находится над внутренними воротами Тихвинского монастыря
напротив Успенского собора. Придел в ней был освящен во имя издавна почитаемого
на Руси св. Феодора Стратилата.
Вознесенская церковь —
двуглавая. Такой тип церквей встречается сравнительно редко в русском
зодчестве, при этом двуглавыми как раз бывают преимущественно надвратные
церкви. Две главы символизируют двойственную природу Христа (как Бога и как
человека).
Надвратная каменная башня "Введенские ворота"
Надвратная башня «Введенские ворота» https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Надвратная каменная башня
«Введенские ворота» была построена в 1669 году усердием московского дьяка
Богдана Силина. На внешней стороне башни, во втором ее ярусе, написали в
технике фрески увеличенную копию Тихвинской иконы Божией Матери — так
называемую Тихвинскую икону «у западных ворот». На этом месте, по преданию, был
явлен чудотворный образ, и здесь икона Пресвятой Богородицы провела 130 лет —
до постройки каменного Успенского собора. Чтобы богомольцы могли подняться к
иконе, построили лестницу в двадцать четыре каменные ступени с навесом. Образ
этот вскоре стал излюбленным у паломников, благочестивых горожан и кающихся
грешников — ведь сюда можно было прийти в любое время дня и ночи, а монастырь и
Успенский собор открывались и закрывались согласно уставу. Именно у этой иконы
Божией Матери совершились многочисленные чудеса, что тоже сделало ее предметом
особого поклонения верующих.
Сейчас об архитектуре
надвратной башни можно судить только по ее восточному, внутреннему, фасаду
(хотя и он претерпел значительные изменения).
Церковь в честь Тихвинской иконы Божией
Матери

Церковь в честь
Тихвинской иконы Божией Матери, построенная по проекту Н.Л. Бенуа
https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Освященная в честь Тихвинской
иконы Божией Матери, эта надвратная церковь имеет хотя недолгую, но весьма
интересную историю. В народе ее прозвали "Крылечко". С внешней стороны надвратной башни
Большого Тихвинского монастыря находилась фреска — копия чудотворного
Тихвинского образа Пресвятой Богородицы. В 1856 году перед ней произошло
исцеление тихвинского мещанина А.А. Боровского от падучей и болезни ног. В
память об этом чудесном событии была построена церковь в честь Тихвинской
иконы Божией Матери, чьи стены как бы «охватили фреску с изображением
Владычицы, явившись своего рода ковчегом для нее. Храм, получивший в народе
название «Крылечко» (в память о том крылечке, которое находилось здесь прежде),
возводился на пожертвования. автором проекта и руководителем строительства был
Николай Леонтьевич Бенуа. Дивную же фреску одели богатой ризой, а перед ней
поместили десять искусно изготовленных светильников. Все эти украшения также
были пожертвованы богомольцами.
Церковь «Крылечко» стала
первым храмом монастыря, возвращенным государством Церкви. В октябре 1944 года
приходская община получила ее «в бесплатное пользование». Вплоть до 1989 года
эта церковь оставалась единственным действующим храмом в Тихвине и его округе.
Тихвинский историко-мемориальный и
архитектурно-художественный музей (ТИМАХМ)
В музее хранятся иконы тихвинской
иконописной школы. Икона святителя Николая – один из самых ярких образцов
тихвинской иконописи
Музей в Тихвине появился еще
в 1913 году к трехсотлетию шведской осады Тихвина.
В 1913 году уездный город
Тихвин обзавелся собственным музеем — Музеем местной старины. Инициатором его
создания стал педагог и краевед И.П. Мордвинов, чрезвычайно много сделавший для
изучения тихвинской истории и культуры. Спустя четыре года музей был закрыт. В
1919 году его коллекции были переданы Тихвинскому уездному музею местного края,
разместившемуся в одном из зданий «расформированного» Большого Тихвинского
монастыря. Во время Великой Отечественной войны собрание музея погибло. Только
в 1968 году он открылся вновь, выросши из скромной экспозиции музея тихвинской школы
№ 1.
С 1988 года музей носит новое
название — Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей
(ТИМАХМ). Сейчас экспозиция его расположена на территории Тихвинского монастыря
— в корпусе Архимандричьих келий. Работники музея рассматривают свое нахождение
в стенах одного из самых прославленных монастырей России как большую
ответственность и считают соседство учреждения культуры и монашеской общины во
всех отношениях плодотворным. Действительно, нельзя не отметить той
положительной роли, которую сыграл музей в восстановлении монастыря. Например,
по сохранившимся в его архивах фотографиям была воссоздана сень над Тихвинской
иконой Божией Матери. Музею и монастырю удалось совместными усилиями вернуть на
родину серебряные створы чудотворного образа, вывезенные в свое время из
монастыря фашистскими оккупантами.
Экспозиция музея как бы
подготавливает посетителя к знакомству с монастырем. Или — если это знакомство
уже произошло — помогает углубить его, увидеть монастырь в исторической перспективе.
Значительная часть постоянной выставки посвящена истории явления и почитания
Тихвинской иконы Божией Матери.
Расстрелянный крест
Несколько лет назад в ходе
реставрации на центральную главу Успенского собора установили новый крест.
Крест, венчавший главный монастырский собор с 1816 года, был помещен в музей.
Теперь он является одним из самых интересных и — если можно так сказать —
поучительных здешних реликвий. Весь крест, покрытый вмятинами от пуль,
свидетельствует о бедствиях XX столетия. О происхождении этих «ранений»
рассказывают разное. По одной из версий, пули, оставившие следы на кресте, были
немецкими: фашисты, оккупировавшие город в 1941 году, стреляли по советским
самолетам, и некоторые пули попадали в крест. Согласно другой версии, стреляли
по кресту десятилетием раньше красноармейцы, соревнуясь в меткости. Но, как бы
там ни было, заслуживает внимания тот факт, что ни одна из пуль не попала в
Распятие, установленное в центре креста. Впоследствии это Распятие укрепили на
новом накупольном кресте Успенского собора.
Источники:
- Православные
монастыри: путешествие по святым местам. Вып. 10. Тихвинский Богородичный
Успенский монастырь./ текст Ксения Толоконникова. – М.: ООО «Де Агостин»,
2009. – 30 с.
- https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий