Святыни христианства:
Гробница Пресвятой Богородицы
Гробница Пресвятой Богородицы
Гробница Пресвятой Богоматери в храме
Успения в Гефсиманском саду. Фото из архива Л. Беставашвили и В. Лифшица
Гробница Богородицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному
Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в
Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в
Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь
Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского
греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его
использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения
богослужения.
Успение
Не умерла, Владычица, а только лишь уснула…
Чтоб беспрепятственно душа могла подняться до небес,
Сопровождать ее, с великим воинством является Христос,
Какой пример любви для нас он преподнес!!!
С небесной музыкой и светом, одр с телом Пресвятой
Апостолы в Гефсиманию понесли…
О шествии, сейчас же фарисеям, донесли,
Послали стражу – разогнать!
Но облако закрыло всех и никого уж не видать…
Афония, первосвященником в то время был,
Хотел нарушить мирный ход и опрокинуть одр…
Не тут то было! Все видят – истинное ДИВО,
Невидимая СИЛА руки ему мгновенно отсекла...
Афоний в ужасе без рук,
Он каяться и исцеленье получает,
И исповедует учение Христа.
Фома, по божьему промыслу, на погребенье, не попал,
И слезно просит он, проститься с Пресвятой.
На третий день, пещеру открывают,
А тела - нет, оно на небе, лежат лишь пелены…
В тот же день, в вечерю, апостолам явилась Божья Мать
И радости безмерной их уж не отнять,
Слова её ты в сердце сохрани:
«Радуйтесь! Я с Вами во все дни».
"Пути Господни неисповедимы…" (Валентина Волгская)
Не умерла, Владычица, а только лишь уснула…
Чтоб беспрепятственно душа могла подняться до небес,
Сопровождать ее, с великим воинством является Христос,
Какой пример любви для нас он преподнес!!!
С небесной музыкой и светом, одр с телом Пресвятой
Апостолы в Гефсиманию понесли…
О шествии, сейчас же фарисеям, донесли,
Послали стражу – разогнать!
Но облако закрыло всех и никого уж не видать…
Афония, первосвященником в то время был,
Хотел нарушить мирный ход и опрокинуть одр…
Не тут то было! Все видят – истинное ДИВО,
Невидимая СИЛА руки ему мгновенно отсекла...
Афоний в ужасе без рук,
Он каяться и исцеленье получает,
И исповедует учение Христа.
Фома, по божьему промыслу, на погребенье, не попал,
И слезно просит он, проститься с Пресвятой.
На третий день, пещеру открывают,
А тела - нет, оно на небе, лежат лишь пелены…
В тот же день, в вечерю, апостолам явилась Божья Мать
И радости безмерной их уж не отнять,
Слова её ты в сердце сохрани:
«Радуйтесь! Я с Вами во все дни».
"Пути Господни неисповедимы…" (Валентина Волгская)
Святой Град Иерусалим
отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У
подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого
плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким
преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм
Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в
Иерусалим и жила близ храма.
Во времена первых христиан Гефсиманским садом
называлась вся долина, которая расположилась у подножия Елеонской горы. Сегодня
сам Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. С библейских времен здесь
сохранились восемь оливковых деревьев, возраст которых насчитывает несколько
веков. http://is-pl89.livejournal.com/616152.html
В Иерусалиме Святая Анна
приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине
Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где
и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто
молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией
было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане
благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме
хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее
тело.
Каменное ложе Богородицы в кувуклии
(сверху православный престол). Автор фотографии: adriatikus en:commons:talk - self-made using a Canon
PowerShot A530 camera, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3642015
… Погребли Пресвятую
Богородицу в нижней части Гефсиманского сада, впоследствии над гробницей Девы
Марии был сооружен храм, и предание приписывает его возведение равноапостольной
царице Елене. Об этом, в частности, написано у историка Никифора Каллиста,
основывавшегося на «Житии» святой царицы и приложенном к нему списке
построенных ею храмов. Уверенно можно утверждать, что храм существовал во
времена правления императрицы Пульхерии (418-456), так как он упоминался в
сказаниях о перенесении во Влахернскую церковь Константинополя «Святой раки».
Патриарх Софроний около 630 г. воспевал светлый храм Гефсиманский, в котором
находилось место погребения Пресвятой Богородицы. Греческие хронисты (например,
Феофан) сообщают, что халиф Абдул-Мелек хотел использовать колонны этого храма
для укрепления мечети в Мекке. Однако намерение его осталось неисполненным по
ходатайству влиятельных и приближенных ко двору христиан.
Вход в храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото из
архива Л. Беставашвили и В. Лифшица
В относительной целости храм
сохранялся до начала XI века, но в 1010 г. он был разорен арабами, однако при
короле Болдуине II он был восстановлен, и при нем даже устроили монастырь. Но в
1187 г. обитель была разрушена египетским султаном Салах-ад-Дином, церковь же
уцелела, потому что мусульмане с большим уважением относились к Пресвятой
Богородице, так как на поклонение рожденному Ею Божественному Младенцу
приходили волхвы-персы (по этой же причине уцелел от разрушения и храм
Рождества Христова в Вифлееме).
Гробница Богородицы была
вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены
пояс и погребальные пелены.
В начале XII века паломник
игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении
«Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте:
была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог,
наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы
скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело
Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь
нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре
локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами.
А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская
церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место.
Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Tomb_of_the_Virgin_Mary._Altar.jpg
Храм Успения Пресвятой
Богородицы весь находится под землей, снаружи остаются только большие
двухстворчатые железные двери в готических арках. Вход в гробницу находится с
левой стороны от Масличной горы. На небольшой площадке, на три ступени выше
поверхности земли, и находится сводчатый вход с железной дверью, за которой
начинается крутой спуск в 48 ступенек, высеченных в скале. Этот спуск ведет в
глубь одетой мрамором пещеры, освещенной множеством лампад. На двадцатой
ступеньке, в левом углублении стены, находится могила святого Иосифа Обручника,
в правом — гробницы праведных Иоакима и Анны. В конце лестницы устроен придел
святого Николая, а чуть дальше к востоку открывается подземная галерея, в
которой мерцают огоньки множества лампад и свечей.
Помолившись перед мощами
святых праведников, паломник спускается в самый низ пещеры и в восточной ее
части видит дивную картину: по всему своду обширной галереи блистают, как яркие
звезды в ночи, зажженные лампады.
Лампады в храме Успения Пресвятой Богородицы. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Mary%27s_Tomb_Jerusalem_2.jpg
Основной объем храма имеет
размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг.
Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.
Подземная церковь устроена в форме креста, и в ней находится мраморная
кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м, высеченная в скале)
с гробом Богородицы.
Внутри часовни, в углублении
стены, виден высеченный из скалы выступ, покрытый белым мрамором. Это и есть
погребальное ложе, на котором лежало пречистое тело Богоматери. Сейчас ложе
покрыто белой мраморной плитой, к которой с благоговением прикладываются
паломники. Стены погребальной пещеры увешаны шелковыми и парчовыми тканями, а мраморная
плита над камнем во время богослужений служит престолом. Перед ним поставлен
иконостас, по обе стороны которого расположены двери.
За кувуклией, в восточной части храма, находится
чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. http://is-pl89.livejournal.com/616152.html
Кувуклия имеет два входа,
один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят
через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится
чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского
письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Икона была написана
монахиней одного из монастырей Иерусалима. Этой монахине явилась Пресвятая Дева
и повелела ей написать Ее образ. И написан Образ так, как был явлен в видении.
Мраморный киот – пожертвование кипрского игумена Иоакима.
Слева от иконы, у стены,
расположен православный жертвенник. В южной стороне пещеры устроено особое
место для молитв мусульман, которые почитают Пресвятую Деву Марию как мать
великого Пророка.
Звонница перед храмом Успения Пресвятой Богородицы.
Фото из архива А. Беставашвили и В. Лифшица
Пещерный храм Успения
Богородицы принадлежит православным грекам, но и армяне имеют здесь свой
престол, который находится перед иконостасом. Имеют престол и копты, он
находится у западной стены часовни. Здесь же у коптов находится источник святой
воды и крипта, некогда служившая входом в храм.
В день Успения над гробницей
Пресвятой Богородицы совершается торжественное соборное богослужение. За
несколько дней до праздника из Гефсиманского подворья приносят чудотворную
икону Успения Богородицы, перед которой и совершается Божественная литургия. По
окончании ее патриарх с духовенством совершают отпевание Пресвятой Богородицы
по особому чину. Чин этот содержит статий, которые поют в честь Пренепорочной
Девы Марии — по примеру тех статий, которые поют в Великую субботу над Святой
плащаницей с изображением тела Спасителя.
Плащаница Пресвятой Богородицы в Малой Гефсимании в
Иерусалиме. http://www.iltours.ru/blog/content/plashchenica-presvyatoy-bogorodicy-v-maloy-gefsimanii-v-ierusalime.html
Напротив входа в храм Гроба
Господня в Иерусалиме с южной стороны атриума, храмового дворика, есть
небольшие воротца, ведущие в придел Малая Гефсимания. Это подворье
гефсиманского храма Успения Пресвятой Богородицы в Кедронском ущелье. Здесь на
втором этаже строения времен крестоносцев расположена часовня, главная святыня
которой плащаница Пресвятой Богородицы, подаренная в XIX веке графиней
Орловой-Чесменской. Плащаница богато инкрустирована серебром, золотом,
драгоценными камнями и служит прообразом многочисленных плащаниц, почитаемых во
множестве православных храмов. В память об Успении Богородицы в день Успенского
праздника, плащаница возглавляет процессию Крестного хода в подземный
Гефсиманский храм.
25 августа в Малой Гефсимании совершается ночная
Литургия, по окончании которой плащаницу Божией Матери крестным ходом несут по
улицам Старого города в Гефсиманскую усыпальницу, подобно тому, как некогда
апостолы, собранные вместе в Иерусалиме чудесным образом, несли с Сиона в
Гефсиманию тело Богоматери. Шествие возглавляет игумен Гефсиманской подворья
Иерусалимского Патриархата. На своих плечах он несет плащаницу Пресвятой
Богородицы. http://www.torirem.ru/uspenie-presvyatoj-bogorodicy-3.html
Крестный ход символизирует
перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя из Иерусалима в
Гефсиманию для погребения. После Божественной литургии на подворье Гефсиманского
Успенского монастыря рядом с храмом Воскресения игумен монастыря в
сопровождении духовенства, монашествующих и мирян переносит хранящуюся на
подворье плащаницу Божией Матери в монастырь и полагает ее на гробнице
Пресвятой Богородицы.
За день до праздника здесь после ночной Литургии совершается чин Погребения с участием Патриарха, на котором вместе с чтением 17 кафизмы поются похвалы, подобные совершаемым в Великую субботу.
В сам праздник, 28 августа, когда по преданию апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что гроб Божией Матери пуст, совершается торжественная Литургия, а после отдания праздника плащаница крестным ходом вновь возвращается на подворье.
За день до праздника здесь после ночной Литургии совершается чин Погребения с участием Патриарха, на котором вместе с чтением 17 кафизмы поются похвалы, подобные совершаемым в Великую субботу.
В сам праздник, 28 августа, когда по преданию апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что гроб Божией Матери пуст, совершается торжественная Литургия, а после отдания праздника плащаница крестным ходом вновь возвращается на подворье.
Плащаница с изображением тела
Богоматери приносится из Гефсиманского подворья, причем сначала она следует на
гору Сион, а оттуда путем, каким апостолы несли в Гефсиманию для погребения
пречистое тело Девы Марии.
Источники:
- Ионина
Н. А. Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007.
- 272 с.
- ВИКИПЕДИЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий