Мои любимые картины из музея «Метрополитен»
Метрополитен – американский музей в Нью-Йорке. Музей
существует благодаря материальной поддержке не только крупных, но и множества
мелких частных жертвователей, почти обходясь без помощи государства. На эти
деньги музей покупал сокровища по всему миру. И капиталы могут служить
искусству. Метрополитен - великолепное собрание шедевров разных эпох и стран. Ныне
там находится два с лишним миллиона экспонатов. У каждой картины есть свои
поклонники и почитатели. Ниже представляю подборку картин, на которые
отозвалась моя душа. И хочется их представить читателям моего блога. Доброго
просмотра!
РАФАЭЛЬ САНТИ.
(1483-1520). Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна) До 1504. Дерево,
темпера. 172,4x172,4. Метрополитен.
Нью-Йорк
Картина является ранней работой Рафаэля, чье творчество
представляет собой одну из вершин итальянского Возрождения, и изначально
находилась в монастыре святого Антония Падуанского в Перудже. Изображение
Мадонны с Младенцем и предстоящими святыми было центральной частью алтаря,
который в 1678 попал в собрание герцогов Колонна в Риме. Отсюда второе название
произведения - «Алтарь Колонна».
Алтарь создан, вероятно, в то время, когда Рафаэль еще
пребывал в мастерской своего учителя Перуджино. Влияние этого художника и
живописи предшествующего столетия, Кватроченто, сказалось и в иконографии
Мадонны, сидящей на троне под балдахином, и в сложной многофигурной композиции
«святого собеседования», которое объединяет вокруг Богоматери с Младенцем
святых Петра, Павла, Екатерину, Лючию (или Цецилию) и маленького Иоанна
Крестителя. Но в произведении уже заметно стремление придать фигурам
величественность и в то же время наделить их общим гармоничным настроением,
наполнить лица, жесты и позы неземным спокойствием. Все это, доведенное до
совершенства, станет особенностью живописи Рафаэля и шире - Высокого
Возрождения. А Мадонна с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем -
одной из любимых тем художника.
Андреа Мантенья. Поклонение пастухов. Вскоре после 1450.
Холст, темпера, переведено с дерева. 40x55,6. Метрополитен. Нью-Йорк
Творчество Мантеньи являет крупного, по сути, первого
по-настоящему ренессансного мастера в Северной Италии.
События христианской истории Мантенья воспринимает как что-то очень близкое, поэтому в его картине много живых подробностей - поза задремавшего Иосифа, изодранные одежды пришедших издалека пастухов, простонародные лица этих людей. Но в то же время, изображая взрослых участников сцены, художник немного изменил обычные человеческие пропорции, наделив персонажей небывало высоким ростом. Главные действующие лица приближены к зрителю, в то время как пейзаж резко уходит вдаль, что подчеркивает торжественность всей сцены.
Пейзаж с его суровым каменистым ландшафтом, отличающим многие картины Мантеньи, усиливает впечатление мощи полотна. Сцена поклонения разворачивается на площадке, напоминающей горное плато, вдали изображена скала, справа - опиленное дерево с чуть отросшими ветками, гора, почти лишенная растительности, и только вдали виден зеленеющий холм.
Живопись Мантеньи - яркая и сухая, словно овеянная горячим ветром, а воздух до того прозрачен, что видны мельчайшие подробности вдали. У художника Священная история преображает землю, он словно напоминает, что после пришествия Христа все лицо этого мира изменилось, и человек не может жить, как прежде: он должен стать сильнее. Удивительно, что такое впечатление производит совсем небольшая картина, так как Мантенья прославился как монументалист.
События христианской истории Мантенья воспринимает как что-то очень близкое, поэтому в его картине много живых подробностей - поза задремавшего Иосифа, изодранные одежды пришедших издалека пастухов, простонародные лица этих людей. Но в то же время, изображая взрослых участников сцены, художник немного изменил обычные человеческие пропорции, наделив персонажей небывало высоким ростом. Главные действующие лица приближены к зрителю, в то время как пейзаж резко уходит вдаль, что подчеркивает торжественность всей сцены.
Пейзаж с его суровым каменистым ландшафтом, отличающим многие картины Мантеньи, усиливает впечатление мощи полотна. Сцена поклонения разворачивается на площадке, напоминающей горное плато, вдали изображена скала, справа - опиленное дерево с чуть отросшими ветками, гора, почти лишенная растительности, и только вдали виден зеленеющий холм.
Живопись Мантеньи - яркая и сухая, словно овеянная горячим ветром, а воздух до того прозрачен, что видны мельчайшие подробности вдали. У художника Священная история преображает землю, он словно напоминает, что после пришествия Христа все лицо этого мира изменилось, и человек не может жить, как прежде: он должен стать сильнее. Удивительно, что такое впечатление производит совсем небольшая картина, так как Мантенья прославился как монументалист.
Хуан де Фландес. (работал с 1496. умер в 1519). Явление
Христа Марии - Хуан де Фландес. Около 1496. Дерево, масло. 63,5x68,1.
Метрополитен. Нью-Йорк
Картина испанского живописца Хуана де Фландеса «Явление
Христа Марии» - часть алтаря, который, в свою очередь, является копией с
оригинала нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена. Фландес выполнил
произведение по заказу королевы Изабеллы Кастильской.
Ван дер Вейден был учеником Робера Кампена и унаследовал от него любовь к насыщенному цвету и умение создавать сложные пространственные композиции. Здесь, в уходящей вдаль перспективе, разворачиваются евангельские события. На первом плане изображено, как Христос является Богоматери, они протягивают друг к другу руки, на лице Марии - печаль от пережитого страдания при виде распятия Сына, а также смирение и радость. Вдали изображено предшествующее этой встрече чудесное событие - сцена Воскресения Христа. Таким образом, автор представил ретроспективу сюжета. Открытое архитектурное пространство, в котором совершается основное действие картины, напоминает о новой церкви Христовой, а обрамляющую композицию арку украшают скульптурные группы на сюжеты из Нового завета.
Ван дер Вейден был учеником Робера Кампена и унаследовал от него любовь к насыщенному цвету и умение создавать сложные пространственные композиции. Здесь, в уходящей вдаль перспективе, разворачиваются евангельские события. На первом плане изображено, как Христос является Богоматери, они протягивают друг к другу руки, на лице Марии - печаль от пережитого страдания при виде распятия Сына, а также смирение и радость. Вдали изображено предшествующее этой встрече чудесное событие - сцена Воскресения Христа. Таким образом, автор представил ретроспективу сюжета. Открытое архитектурное пространство, в котором совершается основное действие картины, напоминает о новой церкви Христовой, а обрамляющую композицию арку украшают скульптурные группы на сюжеты из Нового завета.
Ян Вермеер Делфтский (1632 – 1675). Молодая женщина с
кувшином у окна. Ок. 1660-1662. Холст, масло. 45,7x40,6. Метрополитен. Нью-Йорк
После победы буржуазной революции национальное искусство
Голландии почти целиком обратилось к миру обычного человека. Одним из тех, кто
воспевал радости частного существования, стал Вермеер, всю жизнь проживший в
родном Делфте среди людей, которых хорошо знал и любил. Он нередко изображал
женщин за каким-нибудь домашним занятием, причем в одном и том же антураже:
белая стена, на ней карта, окно, стол, покрытый ковром. Персонажи при этом
совершают такие простые действия, как на представленной картине: женщина
открывает окно, придерживая другой рукой кувшин.
Рассеянный дневной свет, льющийся в комнату, делает мягкими черты лица и контуры предметов, наполняет глубиной краски. Как писал Ван Гог, «... надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-желтого цвета; это мягко и чарующе, как сочетание небесно-голубых и желтых на картине Вермеера Делфтского». Вермеер был внимателен к подробностям: кувшин отражает голубую драпировку, а поверхность таза - ковер.
Рассеянный дневной свет, льющийся в комнату, делает мягкими черты лица и контуры предметов, наполняет глубиной краски. Как писал Ван Гог, «... надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-желтого цвета; это мягко и чарующе, как сочетание небесно-голубых и желтых на картине Вермеера Делфтского». Вермеер был внимателен к подробностям: кувшин отражает голубую драпировку, а поверхность таза - ковер.
Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606 – 1669). Аристотель
перед бюстом Гомера - 1653. Холст, масло. 143,5x136. Метрополитен. Нью-Йорк
Рембрандт (1606-1669), несмотря на то, что жил в Голландии,
не совсем вписывался в традицию ее искусства и вообще выходил за всякие рамки.
Он создал произведение «Аристотель перед бюстом Гомера» в тот период
жизни, когда оказался непризнан на родине, но стал любим за ее пределами.
Сицилийский богач и меценат Антонио Руффо пожелал украсить свою картинную
галерею изображением Аристотеля, и Рембрандт написал его.
Философ одет в наряд XVII века - рубашку с пышными рукавами и жилет, на голове у него - бархатная шляпа, на груди - серебряная цепь с медальоном, изображающим его воспитанника, Александра Македонского. Впрочем, цепь, какую носили богатые голландцы того времени, видна гораздо лучше, чем медальон. Все вместе создает впечатление, что Аристотель - современник художника и запросто зашел к нему в мастерскую. Тем более, что изображенный здесь бюст Гомера - скорее всего тот, что находился в доме Рембрандта и фигурировал в описи имущества, изъятого у него за долги.
Фигура Аристотеля выплывает из полумрака. Он ведет незримую беседу с другим великим философом, и на лице его такая глубокая задумчивость, какая бывает только у людей, прикоснувшихся к тайнам бытия. От бюста Гомера словно исходит сияние, озаряющее его «собеседника» и выглядящее светом истины, разгоняющим мрак. «Он не был ни исключительно религиозным живописцем, - сказал о Рембрандте бельгийский писатель Эмиль Верхарн, - ни творцом фантастических драм и живописных снов... Он был воплотителем сверхъестественного. Под его кистью чудо кажется действительно совершившимся, так много вкладывал он в него глубоких, чисто человеческих чувств».
Философ одет в наряд XVII века - рубашку с пышными рукавами и жилет, на голове у него - бархатная шляпа, на груди - серебряная цепь с медальоном, изображающим его воспитанника, Александра Македонского. Впрочем, цепь, какую носили богатые голландцы того времени, видна гораздо лучше, чем медальон. Все вместе создает впечатление, что Аристотель - современник художника и запросто зашел к нему в мастерскую. Тем более, что изображенный здесь бюст Гомера - скорее всего тот, что находился в доме Рембрандта и фигурировал в описи имущества, изъятого у него за долги.
Фигура Аристотеля выплывает из полумрака. Он ведет незримую беседу с другим великим философом, и на лице его такая глубокая задумчивость, какая бывает только у людей, прикоснувшихся к тайнам бытия. От бюста Гомера словно исходит сияние, озаряющее его «собеседника» и выглядящее светом истины, разгоняющим мрак. «Он не был ни исключительно религиозным живописцем, - сказал о Рембрандте бельгийский писатель Эмиль Верхарн, - ни творцом фантастических драм и живописных снов... Он был воплотителем сверхъестественного. Под его кистью чудо кажется действительно совершившимся, так много вкладывал он в него глубоких, чисто человеческих чувств».
Эль Греко (1541 – 1614). Вид Толедо - Около 1600. Холст,
масло. 121,3x108,6. Метрополитен. Нью-Йорк
Родившийся на Крите, учившийся и познавший первую славу в
Италии, а обосновавшийся в Испании, этот живописец не принадлежал целиком ни к
одной из художественных традиций и школ. Действие в его картинах всегда
разворачивается в некоем фантастическом пространстве, поэтому пейзаж в живописи
художника даже в виде фона встречается редко. Но Толедо, ставший для Эль Греко
(1541-1614) родным, он рисовал не раз.
На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака, и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии, идет сражение, в котором человеку нет места. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться.
Будучи в Испании гостем, Эль Греко едва ли не лучше многих рожденных здесь художников почувствовал страстную и религиозную испанскую душу, которая живет и дышит на его полотнах.
На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака, и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии, идет сражение, в котором человеку нет места. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться.
Будучи в Испании гостем, Эль Греко едва ли не лучше многих рожденных здесь художников почувствовал страстную и религиозную испанскую душу, которая живет и дышит на его полотнах.
Франсиско Сурбаран (1598 – 1664). Детство Мадонны – Около
1632-1633. Холст, масло. 116,8x94. Метрополитен. Нью-Йорк
Полотна испанского художника XVII века Франсиско Сурбарана,
проникнутые глубоким религиозным чувством, обретают удивительную нежность,
когда он пишет детей. На картине «Детство Мадонны» изображена маленькая Мария,
которая с усердием молится. Лицо прекрасного дитя обращено к небу, а вокруг, в
бессловесном почтении собрались ангелы. Их лики едва видны, они словно нимб
святого окружают девочку. Вокруг ребёнка растут цветы, корзиночка с чистым,
белым покрывалом. Рядом, на столике маленькая книга – это молитвенник и ножницы
- символ будущего посвящения.
Трогательны Ее пухлые детские щеки, сложенные в молитве
руки, цветочки у ног, корзиночка. Но цветы, стоящие в вазе, напоминают о том, к
чему призвана эта девочка: лилии - символ чистоты и непорочности, а розы -
царицы садов и цветы Царицы небесной. В картине соединяется светлый и наивный
мир ребенка и понимание юным человеком своего предназначения. Это и рождает
тончайшее напряжение, передающееся зрителю.
Истово верящую девочку Сурбаран изображает со всей
серьезностью, но и умиляется этим ребенком. Как художник барокко, он старается
усилить эффект, который должна произвести картина. Отсюда - и раздвинутый
занавес в комнате, являющий молящуюся Марию зрителю, и Ее блестящие влагой
глаза. Эти слезы - еще и слезы самого живописца, которых он не мог сдержать,
когда создавал одно из своих самых лиричных произведений.
Хусепе де Рибера. Святое семейство со святой Екатериной.
1648. Холст, масло. 209,6x154,3. Метрополитен. Нью-Йорк
Родившись в Испании, Хусепе де Рибера (1591-1652) большую
часть жизни прожил в Италии, сначала работая в Риме, а потом - при
неаполитанском королевском дворе. На его творчество оказала сильное влияние
живопись Караваджо с ее контрастами света и тени, а также персонажами, словно
пришедшими с улицы, но при этом полными величия и естественной красоты.
Изображенная в этой картине сцена обручения святой Екатерины с Христом (мистическое обручение, в результате которого Екатерина становится «невестой Христовой») освещена яркой вспышкой света, выхватывающей главных действующих лиц из полумрака. Такой прием, как и драпировки, лежащие крупными, свободными складками, придает работе оттенок театрализации, к которой были склонны живописцы эпохи барокко. И в то же время это произведение наполнено живыми человеческими эмоциями: Богоматерь нежно и тревожно склонила голову к Младенцу, святая Екатерина с душевным трепетом целует Ему руку. Лица святой Екатерины и Богоматери, так же как и их движения, красивы и нежны, но при этом сдержанны. Строгость и сентиментальность были отличительными особенностями творчества большинства испанских художников того времени.
Изображенная в этой картине сцена обручения святой Екатерины с Христом (мистическое обручение, в результате которого Екатерина становится «невестой Христовой») освещена яркой вспышкой света, выхватывающей главных действующих лиц из полумрака. Такой прием, как и драпировки, лежащие крупными, свободными складками, придает работе оттенок театрализации, к которой были склонны живописцы эпохи барокко. И в то же время это произведение наполнено живыми человеческими эмоциями: Богоматерь нежно и тревожно склонила голову к Младенцу, святая Екатерина с душевным трепетом целует Ему руку. Лица святой Екатерины и Богоматери, так же как и их движения, красивы и нежны, но при этом сдержанны. Строгость и сентиментальность были отличительными особенностями творчества большинства испанских художников того времени.
Джон Констебл (1776 – 1837). Собор в Солсбери - Около
1825. Масло, холст. 87,9х111,8. Метрополитен. Нью-Йорк
Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен
быть смиренным учеником природы. Противник академической живописи, он постигал
световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов
стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не
интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою
«старую, зеленую Англию».
Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями,
осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы,
пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок.
Слева мастер поместил прогуливающуюся пару - епископа Солсбери Фишера с женой,
которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор. Здание на фоне неба с
летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а
его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд.
Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.
В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками - все равно красиво.
Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.
В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками - все равно красиво.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадам Шарпантье с детьми.
1878. Холст, масло. 153,7x190,2. Метрополитен. Нью-Йорк
Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех
импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) написал эту картину по просьбе мадам
Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых
коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где
собирались известные литераторы, художники, музыканты.
Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми - дочерью Жоржеттой и сыном Полем - и большой собакой. Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья.
Портрет был так благосклонно принят публикой, что на Ренуара посыпались заказы и он оказался одним из самых востребованных портретистов.
Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми - дочерью Жоржеттой и сыном Полем - и большой собакой. Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья.
Портрет был так благосклонно принят публикой, что на Ренуара посыпались заказы и он оказался одним из самых востребованных портретистов.
Источники:
- Великие музеи мира. Метрополитен. Том
5./ автор текста И. Кравченко. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская
правда», 2011. – 96 с., илл.
- https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov
сайт «Музеи мира»
Комментариев нет:
Отправить комментарий