«Любовь — свет, светлейший всех других
добродетелей…»
Из беседы с преподобным
Паисием Афонским (Паисием Святогорцем) «О Фаворском свете»:
— Простите меня, отче, за то,
что беспокою Вас мирским бестактным вопросом. Мы, миряне, не можем понять...
Позвольте же мне спросить. Есть ли сегодня монахи, которые при молитве
изменяются и созерцают Нетварный Свет?
Он улыбнулся и ответил:
— Когда
перестанет действовать в Церкви Святой Дух, тогда не будут существовать
созерцатели Нетварного Света. Святая Гора скрывает великие сокровища, и те, кто
отрицают это каким-либо образом, противятся и враждуют с Богом. Во времена
святого Афанасия Великого некоторые сомневались в Божественности Христа. В
эпоху святого Григория Паламы сомневались в Божественности Нетварных энергий.
Сегодня мы впадаем почти в тот же грех: подвергаем сомнению существование
обоженных людей, видящих Божественный Свет. И сегодня есть, по благодати
Божией, освященные монахи.
Этим благодатным подвижникам обязана своим бытием
земля. Они просвещают современный мир, погруженный во мрак греха.
- Отче, вновь прошу прощения. Вы сказали, что
и сегодня на Святой Горе существуют монахи, созерцающие Нетварный Свет. Полагаю,
что они много раз видели его. Каждый раз это одно и то же сияние?
- Можно
сказать, что есть духовный свет и свет, который видит человек физическими
глазами, когда они предварительно преобразились и получили силу видеть его.
Духовный свет — это заповеди, и получает его тот, кто их хранит. «Светильник ногам моим —
закон Твой, Господи, и свет стезям моим» (см. Пс. 118,
105).
105).
Заповеди Христовы — «глаголы Жизни Вечной», а не некие
этические внешние предписания. Также и добродетели, которые приобретаются в
стремлении исполнить заповеди Христовы, — свет. Вера — свет, как и надежда и
любовь. Бог — Свет Истинный и «Свет миру». Но имя Бога — Любовь. «Бог Любовь
есть». Поэтому мы говорим, что любовь — свет, светлейший всех других
добродетелей. Равным образом и покаяние — свет, освещающий душу человека и
ведущий его в купель второго крещения, где очищаются глаза от духовной
катаракты. Это свет, который получают все христиане, подвизающиеся подвигом
добрым, главным образом, те, кто получают очищение от страстей, — естественно,
в соответствии с теми усилиями, которые они прилагают. Святой Григорий Богослов
говорит: «Где очищение — там просвещение. Без первого не подается второе». В
этом смысле следует понимать слова святого Симеона Нового Богослова о том, что,
если человек не видит Света в этой жизни, он не увидит его и в другой жизни.
Иногда, после великого очищения и борьбы, но, главным
образом, по особой милости Божией некоторые сподобляются видеть Свет
физическими глазами, как, например, три ученика на горе Фавор.
Источник:
Архимандрит Иерофей (Влахос). «Одна ночь в пустыне
Святой Горы»
А напоследок я скажу…:
13 января 2015 года Священный синод Константинопольской
православной церкви после подробного изучения представленных фактов единогласно
постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца) с
установлением памяти в день его преставления — 12 июля н. ст. (29 июня ст.
ст.).
5 мая того же года Священный синод Русской православной
церкви включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской
православной церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий