О духовной
красоте Девы Марии
Рафаэль
Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, прожил недолгую
жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном
Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером.
Рафаэль
Санти. (1483-1520). Прекрасная садовница. 1507. Дерево, масло. 122 x 80. Париж,
Лувр
Прелестный
образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением. Фигуры юной Богоматери,
Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно
растворяются в пейзаже. Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером - и
растения, и дальние горы, и городские стены, - притягивают внимание зрителя.
Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный
лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В Его чистых глазах читается
глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.
Игуменья Таисия
ЧТО ТЯ НАРЕЧЁМ, О БЛАГОДАТНАЯ!
ЧТО ТЯ НАРЕЧЁМ, О БЛАГОДАТНАЯ!
Какими чистыми устами
Тебя мы, Дева, ублажим?!
Какими песнями, хвалами
Тебя, Пречистая, почтим?!
О, Дева, Дева, чудо девства,
Чудо нетленной красоты,
Ты — Параклитова Невеста,
Ты совершенство чистоты!
Ты Дщерь Небесного Отца,
Ты Матерь Сына Бога-Слова,
Ты храм пресветлый Божества,
Палата Духа Пресвятого!
Ты всей вселенной украшенье,
Ты горних ликов похвала,
Ты земнородных обновленье,
Ты ликов девственных краса!
И падший человек восстанье
Тобою, Дева, получил;
Он обновил своё признанье,
Свободу «сыновства» вкусил!
И пот Адамова труда,
И слёзы, литые женою,
Отёрла нам Твоя рука
Богомладенца пеленою.
Ты одесную Бога-Слова
В сиянье чудном предстоишь;
И нас небесного покрова,
Твоих собратий, не лишишь!
Тебя мы, Дева, ублажим?!
Какими песнями, хвалами
Тебя, Пречистая, почтим?!
О, Дева, Дева, чудо девства,
Чудо нетленной красоты,
Ты — Параклитова Невеста,
Ты совершенство чистоты!
Ты Дщерь Небесного Отца,
Ты Матерь Сына Бога-Слова,
Ты храм пресветлый Божества,
Палата Духа Пресвятого!
Ты всей вселенной украшенье,
Ты горних ликов похвала,
Ты земнородных обновленье,
Ты ликов девственных краса!
И падший человек восстанье
Тобою, Дева, получил;
Он обновил своё признанье,
Свободу «сыновства» вкусил!
И пот Адамова труда,
И слёзы, литые женою,
Отёрла нам Твоя рука
Богомладенца пеленою.
Ты одесную Бога-Слова
В сиянье чудном предстоишь;
И нас небесного покрова,
Твоих собратий, не лишишь!
Внешний
вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы
Андреа
делла Роббиа. Мадонна с Младенцем. Около 1475-1500. Музей Виктории и Альберта. Лондон
Кюхельбекер В.
РОСИНКА (отрывок)
РОСИНКА (отрывок)
Благостный, Вечный,
Дивный не в шуме,
Бог не в грозе;
Нет! — в тихой думе,
В глуби сердечной,
В чистой слезе,
В скорби незлобной,
В Деве, подобной
Чистой росе!
Дивный не в шуме,
Бог не в грозе;
Нет! — в тихой думе,
В глуби сердечной,
В чистой слезе,
В скорби незлобной,
В Деве, подобной
Чистой росе!
Церковный историк Никифор
Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы:
«Она была, роста
среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные;
глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно
черные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лице
некруглое и неострое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные».
Св. Григорий
Неокесарийский:
«…поистине в Пресвятой
Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно
совершенства Ее души… в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати… свята
телом и духом… Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная,
твердая; взгляд строгий, соединенный с приятностью; тиха и покорна родителям;
речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца… У Нее ум, Богом управляемый и к
одному Богу направленный; все желание устремлено к единому достойному желания и
любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Ее
душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного;
очи Ее всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши
настроены к слушанию слова Божия; уста восхваляют Господа; язык рассуждает о
слове Божием и изливает Божественную сладость; сердце Ее чисто и непорочно,
зрящее и вожделеющее чистейшего Бога. Вся — чертог Духа; вся — град живого; вся
добра; вся — пред очами Божиими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи
превознесена над Серафимами, Она соединилась с Богом».
Св. Амвросий:
«Она была Девою, не
телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах,
благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в
речи. Правилом её было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать
старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною,
любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей?
Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным,
посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в
очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях:
телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был
выражением души, олицетворением чистоты».
Церковный историк
Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы:
«Она в беседе с другими
сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась;
совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от
изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила,
Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает
священный головной покров Ее. Коротко сказать: во всех Ее действиях
обнаруживалась особенная благодать».
Св. Игнатий Богоносец:
«У
нас все знают, Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех
добродетелей. Рассказывают, что Она в
гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на
оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в
благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в
благочестии — учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно
любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают
Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по
Ее святости видимо в Ней соединились естество ангельское с человеческим».
Св. Дионисий Ареопагит,
через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в
Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание:
«Когда я введен был пред
лице Богообразной, светлейшей Девы, — меня облистал извне и внутри столь
великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное
благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в
силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного
блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и
Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы
и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный
по милосердию и блаженный выше всякого понятия».
Источники:
Великие музеи мира. Лувр.
Том 3. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с., илл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий