К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939 гг.) – новатор и
традиционалист
Автор текста Е. Середнякова
Свою карьеру Петров-Водкин
начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене
церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском
парке на Петроградской стороне. К образу Богородицы он вернулся много
лет спустя.
В 1913—1915 годах
Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум.
Видимо, именно с этим связано появление его потрясающей картины.
Петров-Водкин К.С. Богоматерь «Умиление злых сердец».
Масло. 1914 - 1915. Русский музей
Мала картина, красок слой — но суть огромна,
смягчить жестокие сердца у вероломных.
Жжет ярко-красным полотно — на фоне синем,
нам предстоит Она одна, одна — без Сына.
смягчить жестокие сердца у вероломных.
Жжет ярко-красным полотно — на фоне синем,
нам предстоит Она одна, одна — без Сына.
Склонила голову печаль — придите сами!
Любую боль Мать отведет от вас руками.
В ладонях, вскинутых наверх, такая сила!
За всех уставших от обид упросит Сына.
Любую боль Мать отведет от вас руками.
В ладонях, вскинутых наверх, такая сила!
За всех уставших от обид упросит Сына.
Так долгим взглядом карих глаз умирит душу,
как будто каждый, кто глядит, ей лично нужен.
Бездонна матери любовь — мала картина.
Всем крест поможет донести,
не может — Сыну. Анна Арканина https://www.inpearls.ru/
как будто каждый, кто глядит, ей лично нужен.
Бездонна матери любовь — мала картина.
Всем крест поможет донести,
не может — Сыну. Анна Арканина https://www.inpearls.ru/
Художник назвал свою картину
«Богоматерь Умиление злых сердец», а в православной иконографии есть
тип иконы «Умягчение злых сердец», перед которой обычно молятся об
умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.
Картина была написана Петровым-Водкиным в годы Первой мировой войны и
представляет собой душевный отклик художника на трагические события того
времени. Небольшое по размерам полотно воспринимается как монументальное
произведение. Художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным
платком. Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на
неё. Слева видна фигура Богородицы с младенцем Иисусом, а справа — фигура
распятого Христа. Выражение лица у неё спокойное. Петров-Водкин создал
трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в
своём творчествею
Петров-Водкин К.С. Богоматерь с младенцем. 1922
В дальнейшем своем творчестве
художник снова и снова возвращался к теме Богородицы в своем творчестве.
Образу, пронзающему сердце человеческое своей беспредельной любовью и
благородством. Воистину Дева Мария – лучшая дочь от человечества, и именно Она
избрана была Богом священным сосудом для воплощения в человека Сына Божиего -
Иисуса Христа.
Здесь особенно заметен приём
художника —синий фон, в котором, словно в зеркалах души изображаемого героя,
преломляются страницы его жизни или фрагменты его мыслей.
Петров-Водкин К.С. Автопортрет. Акварель, тушь, перо,
кисть. 1921. Русский музей
Монументальное по форме и пророческое
по содержанию творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина стало достойным продолжением
глубинной традиции русской культуры, связанной с именами А.Рублева, А.Иванова,
В.Сурикова, М.Врубеля. В то же время его самая известная картина — «Купание красного
коня» знаменует эпоху смелых новаторств в русском искусстве.
Родился художник на Волге в городе
Хвалынске, который любовно назвал в своей автобиографической повести Хлыновском,
как бы приближаясь к исконному говору. Петров-Водкин вышел из самого сердца народного,
из крестьянско-мещанской среды, отчего и закрепилась двойная фамилия. Отец его был
сапожником. Мальчик рос в дружной трудолюбивой семье, окруженный любовью и вниманием.
С матерью, Анной Пантелеевной, его связывала особая душевная близость. На протяжении
всей жизни он делился с нею самым заветным. От этой простой женщины будущий художник
впитал особое, свойственное ему ощущение живой Вселенной. Он писал о матери: «Космос для нее был единым целым с огромным
бьющимся человеческим сердцем внутри его... Мать также остро, поселяя в них человеческие
чувства, относилась к пейзажу, к растениям и особенно к животным».
Путь в искусство для Петрова-Водкина
был тернист. Благодаря покровительству известного архитектора Мельцера, обратившего
внимание на одаренного юношу, Петров-Водкин попадает в Петербург, где поступает
в училище прикладного искусства барона Штиглица. Вскоре, стремясь вырваться из-под
опеки, он отправляется в Москву, где в Училище живописи, ваяния и зодчества становится
учеником В.Серова. Здесь он сближается с группой молодых художников-символистов
П.Кузнецовым, М.Сарьяном. Но склонность к художеству сопровождалась раскрытием
других талантов, прежде всего, литературного, драматургического. Писатель в 1900-е
годы даже оттесняет в нем художника. Пьеса «Жертвенные», навеянная драмами Метерлинка,
была поставлена на сцене и имела успех.
И, наконец, в нем пробуждается
страстный путешественник. Европа, Африка, Восток — вот лишь пунктир его странствий.
Петров-Водкин говорил, что его время отмечено стремлением к освоению пространства.
Но это особое стремление. Пафос путешествий Петрова-Водкина — не открытие новых
земель, а желание ощутить планету Земля как единое живое существо. Эта потребность
в нем была так сильна, что молодой художник отправляется в путешествие на велосипеде
и, исколесив всю Европу, осваивает опыт европейской культуры.
С детства внимание Петрова-Водкина
привлекали различные стихийные явления природы: землетрясения, извержения вулканов,
наводнения, затмения светил. В них он словно пытался услышать пульс мироздания,
созвучный состоянию души и общества. Это нашло отражение в его творчестве, в создании
особого типа построения пространства — сферической планетарной перспективы. В картинах:
«Купание красного коня», «Девушки на Волге». «Смерть комиссара» линия горизонта
круглится, приобщая событие к планетарному ритму. В автобиографической повести
«Хлыновск» он описывает «как откровение» событие, произошедшее с ним на Затоновском
холме близ Волги. Упав на вершине холма и очертя глазом весь горизонт, он почувствовал
себя в сферической чаше пространства, увенчанной небесным куполом. Ощутил себя
в центре мироздания, в сердце планеты. Во время восхождения к жерлу пробудившегося
Везувия, рискуя жизнью, он переживает своеобразный экстаз, «героическую торжественность».
«Двинулся космос и треплет и мчит меня в его
ритмах небывалых, незнакомых мне. И земля, которую я знал до той поры, оказалась
иной...» — этими словами заканчивает Петров-Водкин вторую часть воспоминаний
«Пространство Эвклида». Впереди его ждали великие свершения...
Картина известна под другим
неофициальным названием — «Деревенская мадонна». Действительно, с виду
обыденный бытовой сюжет (мать кормит грудью младенца) выглядит так, будто это
Мария сошла с иконы и воплотилась в реальном мире русской деревни. Она и сидит
как на иконе, и явно возвышается над бытом, не поглощена им.
Вообще Петров-Водкин с его планетарным
мироощущением больше предпочитал любить человечество, нежели отдельного человека.
Но семья была исключением. Свое благоговейное отношение к матери художник перенес
на жену Маргариту Иованович и впоследствии дочь Елену, рождение которой воспринял
как самое яркое событие своей жизни. Удивительное созвучие сердец, царящее в семье,
удесятеряет его творческие силы.
С восторженной благодарностью
он писал жене: «Право, вы с матерью думаете обо мне одновременно... Это так трогательно!
Мама говорит: «спасибо твоей Маре за то, что она тебя хранит, что ты не совершенно
одинок в своей трудной жизни». Мара, можешь ли ты только себе представить, что
такое — материнское сердце!»
Неоднократно впоследствии художник
будет обращаться к темам женственности и материнства, в которых пытается постичь
тайну первоистока жизни. «Мать», «Девушки на Волге» — в этих картинах сквозь лица
поволжских крестьянок проступают иконные черты, в жестах и движениях, делающих
их подобными ангелам, — небесная гармония. В душе каждой из них отражается Богоматерь,
в которой «воплощено горячее сердце мира».
Этой теме посвящены и первые значительные
картины художника «Берег», «Материнство», «Сон», навеянные образами символизма,
продолжающие традицию Борисова-Мусатова.
Петров-Водкин К.С. Девушки на Волге. Масло. 1915
Но если в ранних композициях
преобладали условные темные краски, поникшие фигуры и печальные лица были исполнены
меланхолии, то в «Девушках на Волге» торжествует мажорная энергия цветовых сочетаний,
стройный лад кругового движения, объединяющего фигуры и круглящуюся линию горизонта.
В них органично соединяются традиции иконы и итальянского Ренессанса.
В начале 1910-х годов Петров-Водкин
сближается с кругом художников «Мира искусства». А.Бенуа видел в его творчестве
воплощение своей мечты о возрождении классического идеала и монументальности.
Петров-Водкин К.С. Купание красного коня. Масло. 1912
Истинное признание художнику принесла
картина «Купание красного коня». В ней все смутные предчувствия искусства предшествующего
десятилетия воплотились ярко и торжествующе. Созданию этой картины предшествовало
открытие Петро-вым-Водкиным древнерусской иконописи. На пороге XX века началась
реставрация древних икон, и русская культура впервые после двух столетий неведения
осознала, какие художественные сокровища скрывались под темными ликами и окладами.
В новом рождении иконы многие современники видели великое предзнаменование. На
Петрова-Водкина огненные краски, символический мир образов и особое пространство
— обратная перспектива — оказали огромное влияние.
Соединение полнозвучных цветовых
контрастов с идущими от иконописи духовным горением цвета и обобщенностью линейного
ритма позволило создать созвучное эпохе, символическое произведение.
Сюжет картины — осмысление художником
различных иконных прообразов, среди которых, прежде всего, вспоминается огненный
святой воин Георгий, торжествующий над миром чистотой своей веры и молитвой. Событие
свершается в центре земли, в центре Вселенной и, разрастаясь, заполняет собой всю
пространственную «чашу». Небывалый красный конь воспринимается как художественная
метафора духовной зари, нового расцвета, поднимающегося над миром. В глубине происходит
подчинение круговому вращению, вечному возвращению на «круги своя». Горящая плоскость
фигуры коня противостоит этому движению и как бы отделяется от холодных красок пространства.
Гордо занесенное копыто этого вещего коня, ведомого ангелоподобным юношей, разбивает
сонную оцепенелость вод. Конь знаменует переход из ограниченности мира реального
в мир духовный. В этом направлении пойдет русское искусство авангардной эпохи.
Картина принесла Петрову-Водкину
признание в России и за рубежом, впрочем, современники предпочитали критиковать
самобытного и не вписывающегося ни в какие тенденции художника. Поэтому особенно
дорого было художнику стихотворение, которое посвятил картине поэт Рюрик Ивнев:
Зрачки расширились...
Стою в святом волнении
И слышу запах волн, поющих о весне,
И слышу шепот душ, измученных в горении,
И, юноша, твой плач на огненном коне
Там, где лежит туман, где степь непроходимая
Зелено-ярких вод - поют о новом дне,
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить, а здесь мы как во сне.
Стою в святом волнении
И слышу запах волн, поющих о весне,
И слышу шепот душ, измученных в горении,
И, юноша, твой плач на огненном коне
Там, где лежит туман, где степь непроходимая
Зелено-ярких вод - поют о новом дне,
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить, а здесь мы как во сне.
Чуткий к планетарным явлениям
Петров-Водкин обостренно переживает исторический перелом в жизни России в конце
1910-х годов. Теперь его пророческий слух обращается к катаклизмам в жизни русского
общества. Революционный переворот в жизни России был воспринят им двояко: с одной
стороны, как возможность высвобождения творческих сил, скованных в народе, с другой
как разгул стихийных и катастрофических начал. Этим объясняется трагическая компромиссность
его картин.
Петров-Водкин К.С. 1918 год в Петрограде (Петроградская
мадонна). Масло. 1920
Самая значительная из них «Петроградская
мадонна». В накаленном тревожными предчувствиями душевном состоянии Петров-Водкин
обращается к образу заступницы небесной, которая с дремлющим младенцем на руках
вознесена над улицами города и, незримая для людей, присутствует во всем и все
одухотворяет. Движение никуда не ведущей очереди, характерной для тех лет, уходит
под ее покров. От присутствия «Мадонны» заброшенный дом горит фресковым голубцом
и лишенная неба улица больше напоминает неф храма. Полный тревоги взгляд и судорожный
жест, прижимающий ручку младенца к сердцу, передают осознание неотвратимости той
жертвы, которая вновь должна быть принесена миру.
Петров-Водкин К.С. Розовый натюрморт. 1918. Холст,
масло. 57,5 x 71. Государственная Третьяковская галерея. http://artpoisk.info/files/images/11392.jpg
«Натюрморты — это скрипичные
этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту»,— говорил
художник.
Вокруг больших композиций 20-х
годов Петров-Водкин создает натюрморты, которые составляют особый, по-иконному
сияющий мир. В них художник погружается в живописные эксперименты. Для него натюрморт
— «одна из задушевнейших бесед художника с натурой». Подлинными шедеврами в этом
жанре являются «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Селедка», «Скрипка».
Увлеченный в эти годы преподавательской
деятельностью, теорией искусства, он оттачивает в натюрмортах свои изобразительные
принципы. Петров-Водкин смотрит на предметный мир с «планетарной» дистанции, вскрывает
духовные связи между предметами. На каждом сантиметре живописной поверхности он
наблюдает действие магнетических космических сил. В натюрмортах самые обыденные
предметы: стаканы, яблоки, селедка — горят иконными красками и пробелами, преломляют
свет, как магические кристаллы. Столы, покрытые скатертью, напоминают алтари с
искрящимися на них священными сосудами.
Петров-Водкин К.С. Портрет Саломеи Николаевны Андронниковой.
Масло. 1925 (Княжна Саломе́я Никола́евна Андро́никова
(Андроникашвили, в первом браке Андреева, во втором Гальперн, поэтическое
прозвище — «Соломинка»; октябрь 1888, Тифлис — 1982, Лондон) — одна из самых
примечательных женщин Серебряного века, меценат, модель многих портретов и
адресат многих стихотворений.)
Чувством гармонии и ясности, небесной
архитектоникой укрупненных «планетарных» лиц отмечены многие портреты 20-х годов.
Среди них совершенно особенный — портрет Саломеи Андронниковой, созданный художником
во время поездки в Париж.
Самым пронзительным реквиемом
эпохи можно назвать картину «Смерть комиссара». Здесь, пожалуй, впервые в творчестве
художника трагическим диссонансом сине-зеленому миру звучит черный цвет смерти.
Событие разворачивается на вершине холма, на куполе голубой планеты, как поворотный
момент в истории, высшая точка ее напряжения, когда весь мир оплакивает эту гибель.
Петров-Водкин К.С. Смерть комиссара. Масло. 1928.
Русский музей
Композиция картины вызывает в
памяти классические образы оплакивания Христа. Смерть понимается как искупительная
жертва, высшая мука во имя обретения истины, ибо затухающему взору комиссара (не
случайно моделью для него послужил поэт-пророк В.Хлебников) Петров-Водкин дарует
всю красоту мира. Сцена напоминает о том откровении, которое пережил когда-то сам
художник на вершине холма. Петрову-Водкину хотелось, чтобы это была последняя
жертва, ибо фигуры солдат уходят, скатываются, подобно серым камням, с поверхности
планеты.
Последнее десятилетие жизни пронизано
горечью разочарований, все чаще он видит диссонансы, иконные лики сменяются мертвыми
масками, искаженными уродливыми гримасами.
Писатель вновь пробуждается в
нем. Гнетущей современности Петров-Водкин противопоставляет воспоминания о далекой
прекрасной поре своего детства и юности. В 30-е годы была завершена и издана автобиографическая
трилогия «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия». Несмотря на мучительную
болезнь, туберкулез, который унесет его из жизни в 1939 году, Петров-Водкин полон
творческих планов. Может даже показаться по некоторым его выступлениям и заметкам,
что он нашел свое место в «новом строе», но это впечатление обманчиво — истина в
его картинах.
Источник: СЕРЕДНЯКОВА Е. К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН - НОВАТОР
И ТРАДИЦИОНАЛИСТ.// Е. СЕРЕДНЯКОВА, старший научный сотрудник ГТГ.// Юный
художник. – 1999. - № 8. – с. 6-9
Комментариев нет:
Отправить комментарий