"Лестница", как символ стремления к Небу
Автор текста: Данилова И., доктор искусствоведения
Источник: ДАНИЛОВА И.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ: ЛЕСТНИЦА В НЕБО./ И. ДАНИЛОВА, доктор искусствоведения.//
Юный художник. - 2004. - № 11. - с. 10-13. - (АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Лестница — один из древнейших
символических образов или метафор, выражающий самоощущение человека в системе
мироздания: его место между землей и небом. Движение вверх означает
преодоление земного притяжения, а также — торжество духовного над телесным,
главный пафос восходящей вертикали объясняется неуемным любопытством человека,
его желанием увидеть, что там: рай? Стремлением завоевать,
покорить небеса, разгадать, наконец, тайну Космоса.
Зиккурат Дур-Унаташ в
Ираке. https://pikabu.ru/story/zikkurat_durunatash_v_irake_6931601
Первая дерзкая попытка людей
взобраться на небо была совершена в эпоху древних цивилизаций (примерно во
втором тысячелетии до новой эры), причем, самым простым способом: построив
башнеобразную лестницу, которую стали сооружать сообща, всем миром. О
строительстве Вавилонской башни рассказывается в Библии. По-видимому, она
представляла собой род ступенчатой пирамиды, так называемый — зиккурат.
Подобных зиккуратов известно несколько, но сохранился в памяти человечества и
приобрел характер метафоры именно вавилонский зиккурат, точнее — история его
сооружения. Согласно Библии, это была первая попытка людей построить
собственными руками лестницу, верхушка которой должна коснуться неба. Причем,
построить ее из простых самодельных кирпичей. «И сказали друг другу: наделаем
кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола
вместо извести», - говорится в Библии. Поскольку кирпичи были изобретены, как
считают, в конце первого века до нашей эры, можно предположить, что библейская
история строительства башни восходит примерно к тому времени.
Попытка достичь неба, шагая
по ступенькам кирпичной лестницы, окончилась неудачей по воле Господа Бога,
спутавшего планы человечества и устроившего то, что в просторечии стали
называть вавилонским столпотворением: «И
сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие... И
сказал Господь: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать,
и не отстанут они от того, что задумали... смешаем язык их, так чтобы один не
понимал речи другого. И рассеял их Господь по всей земле, и они перестали
строить город и башню». Рукотворная Вавилонская башня — первый, письменно
зафиксированный памятник коллективного труда, объединивший всех людей, а
также первая «технологическая катастрофа». Возможно, именно поэтому крушение
башни навсегда потрясло человечество.
Лукас ван Фалькенборх. Вавилонская башня.1595 https://mardy.livejournal.com/tag/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5%D1%86%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Это была также первая дерзкая
попытка разговора людей с Небожителем с глазу на глаз, причем на его, Небожителя,
территории. Согласно Ветхому Завету, в его неканоническом (то есть
апокрифическом) изложении, переговоры с Богом в очень решительной, порой
дерзкой форме проводились людьми неоднократно, однако не с глазу на глаз (не
«устами к устам»), но через все мировое пространство, с земли — на небо.
«Лицом к лицу давай судиться с Тобой... за род христианский», - дерзко кричит
Богу автор одного из апокрифических сочинений IX века. В ответ разгневанный
Бог грозится уничтожить весь род человеческий. В сущности, здесь проигрывается
ситуация, аналогичная библейской истории о строительстве и разрушении
Вавилонской башни.
В эпоху Средневековья, а в
искусстве Северного Возрождения — вплоть до конца XV столетия, Вавилонскую
башню изображали чаще всего в процессе строительства, иногда — уже почти
достроенную, касающуюся вершиной облаков.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент.
Масло. 1563
Однако с середины XVI века
образ башни воздвигаемой начинает вытесняться мотивом ее крушения. В картине
Питера Брейгеля Старшего изображено грандиозное, отчасти напоминающее римский
Колизей сооружение. Вся правая часть его, погруженная во мрак, уже почти превратилась
в руины. Оно зловеще освещено изнутри, словно багровым отблеском пожара, а на
его стенах, то ли не подозревая о катастрофе, то ли вопреки ей, продолжают
упорно трудиться строители. Этот драматический образ, в сущности, закрывает в
искусстве тему Вавилонской башни почти на четыре столетия, вплоть до конца
XIX века, когда она снова возникает — в другом обличий и другом смысловом
звучании.
Икона. Видение Иоанна
Лествичника. Темпера. XVI век
Иную историческую судьбу
имела тема лестницы в византийской и древнерусской иконописи как образная и
смысловая антитеза Вавилонской башни. В отличие от вавилонской, эта лестница
нерукотворная, лестница, явившаяся в видении или пророческом сне («Видение
Иоанна Лествичника», «Сон Якова»). Эта лестница — символ не физического, но
духовного восхождения на небеса. По ее ступеням поднимаются души праведников,
а души грешников срываются и летят прямо в адскую бездну.
Баккьака (Франческо
Убертини). Мадонна с младенцем. Ок. 1520
Итальянское Возрождение,
особенно на ранней стадии, в XV веке, в годы активной культурной «перестройки»
решительно отвергало небесную функцию лестницы. Леон Баттиста Альберти, один
из ведущих архитекторов XV века, в своем сатирическом сочинении «Мом» создает
перевернутую картину соотношения земного и небесного. «У античных богов, -
пишет Альберти, - возникает идея заставить людей ходить вниз головой, чтобы они
не засматривались на небеса, сами же боги, спустившись на крыши домов, с
завистью смотрят на мир земной и собираются пригласить итальянских
архитекторов, чтобы те привели в порядок обветшавшие небесные постройки».
Парис Бордоне. Явление
Сивиллы императору Августу. Масло. 1797
Автор другого, анонимного,
памфлета жалуется, что душам умерших трудно взбираться на небо по ступенькам
крутой лестницы, и предлагает Небожителям обратиться к знаменитому
архитектору Браманте, чтобы он построил удобный пандус, по которому души
стариков и больных смогут с комфортом въезжать на небеса верхом на лошади.
Происходит последовательная
десакрализация лестницы. В живописи Возрождения средневековая лестница, ведущая
в небо, превращается в постамент, в своеобразный, иногда многоступенчатый,
пьедестал почета, приподнимающий главного героя над его окружением.
Венецианский (?) мастер. Вид
парадной лестницы. XVIII век
В живописи XVII и XVIII веков
появляются широкие парадные лестницы, по которым нужно медленно, торжественно
спускаться, демонстрируя себя окружающим, или так же медленно, торжественно
подниматься. В сущности, такие лестницы представляли собой род пьедестала: они
вели не к небесам — в лучшем случае, к подножью царского трона или просто в
приемные покои хозяина дома.
О. Домье. Прачки на набережной
Сены. Масло. 1859 - 1860
В XIX веке лестница в
изобразительном искусстве получает новое осмысление, окрашенное эмоциональным
переживанием пространства жилого дома. Средневековое противопоставление верха
и низа (небесного и земного) сводится к восприятию чердака и подпола. Лестница
на чердак подсознательно ощущается как восходящая, лестница, ведущая в подпол,
как нисходящая.
Р. Делоне. Эйфелева башня.
Масло. 1909
Новая мифологизация лестницы
— на этот раз как визуальной метафоры исторического процесса — совершается на
грани XIX и XX столетий. «Я иду по
лестнице, которая называется прогрессом, цивилизацией, культурой, - говорит
один из героев Чехова, - ...ради одной этой чудесной лестницы стоит жить».
В сущности, Эйфелева башня, возведенная в Париже на рубеже XIX и XX столетий,
была задумана архитектором как образная демонстрация технического прогресса,
где башня и лестница сливаются в единый образ — своеобразный индустриальный
вариант Вавилонской башни.
Владимир Татлин. Макет «Башня III Интернационала»
XX столетие начинается с
настоящего штурма небес: «Эй, вы!// Небо!// Снимите шляпу!// Я иду!», - кричал
в небеса Маяковский.
С идеей покорения небес
возрождается в искусстве и архитектуре тема Вавилонской башни. Построенная
Эйфелем парижская башня стала первым сигналом начавшейся башнемании, ее изображают
художники, ей начинают подражать архитекторы, особенно в проектной графике.
Созданный Татлиным макет «Башни III Интернационала» был своеобразной репликой
Вавилонской башни.
Б. Иофан. Конкурсный
проект Дворца Советов в Москве. 1933
Однако самой дерзкой попыткой
ее воссоздания стала идея возведения в центре Москвы по проекту архитектора
Иофана грандиозного здания Дворца Советов. Об этом проекте так много говорили
и писали, его так часто воспроизводили и на бумаге, и в пластических моделях, и
даже в детских игрушках, что виртуальный образ его стал реальней всех реальных
построек Москвы. В том, что дворец будет возведен, не сомневался никто.
Главная, широко обсуждавшаяся интрига состояла в том, что согласно проекту
вершина дворца, увенчанная статуей Ленина, окажется выше облаков (совсем как
вершина Вавилонской башни в некоторых средневековых миниатюрах). Спорили о том,
сколько дней в году фигура вождя будет находиться в заоблачной выси и не будет
видна народу.
Можно сказать, что Дворец
Советов, так же как Вавилонскую башню, сооружали всем миром, во всяком случае,
весь советский народ виртуально в этом участвовал. Чтобы освободить место для
дворца, прилюдно взрывали Храм Христа Спасителя, фиксируя это событие на
кинопленке. Вокруг участка, предназначенного для дворца, возникли «Мастерские
строительства Дворца советов». Художники создавали эскизы росписей дворца,
показывали их на выставках, обсуждали, спорили... В поистине удивляющем
соответствии с тем, как это изображено на картинах XVI века, изображающих
возведение Вавилонской башни. И вдруг неожиданно (во всяком случае, для
непосвященных) дворец, еще не будучи возведенным, «рухнул», оставив после себя
лишь огромный котлован. В отличие от Вавилонской, крушение этой башни
произошло как-то не очень эффектно, вероятно, по тому, что она была
виртуальной.
Бурдж-Хали́фа — сверхвысотный небоскреб высотой
828 метров
в Дубае (ОАЭ), самое высокое и самое многоэтажное
здание, более чем 700-метровый и более чем
130-этажный небоскреб в мире. https://a.d-cd.net/fcfca5s-1920.jpg
Но проектирование высотных
сооружений, самых разных форм и разного назначения, продолжалось и продолжается
до наших дней. Во всем мире возводятся небоскребы, скребущие небо —
Вавилонские башни XX и XXI веков. Как показал трагический опыт наших дней, чем
они выше, тем опаснее. И все же завоевание небес продолжается и все
ускоряющимися темпами.
А. Леонов, А. Соколов. Старт космического корабля
"Аполлон". https://yasnaya-luna.livejournal.com/550351.html
Покорив небо, человечество
рванулось выше — в безграничье Космоса. Счастливого полета тебе, человек, и достижения духовной высоты и чистоты!
Комментариев нет:
Отправить комментарий