О портретах
хирурга С.С. Юдина
Автор текста:
ТКАЧЕНКО Е.
Источник: ТКАЧЕНКО Е. МГНОВЕННОЕ
И ВЕЧНОЕ (о двух портретах С.С. Юдина)./ Е. ТКАЧЕНКО, старший научный сотрудник ГТГ.// Юный художник. – 2003. - № 2. –
с.26-27. – (ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ)
Сергей
Сергеевич Юдин был непревзойденным хирургом. Его авторитет был столь высок, что
институт им. Склифосовского, где он работал в 30 - 40-е годы, превратился в
своего рода хирургическую Мекку.
По
воспоминаниям современников, он поражал мастерством хирурга, заражал своим
оптимизмом, страстностью. Если к этому добавить свойственный Сергею Сергеевичу
радикализм, решимость, смелость и всегда присущее воодушевление, то станет
понятно значение Юдина как хирурга.
М.В. Нестеров.
С.С. Юдин во время операции (1933), Государственный Русский музей
Он
в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Был знатоком Пушкина, тонким ценителем живописи;
летчиком-спортсменом, заядлым автомобилистом; страстным охотником на горных
баранов на альпийской высоте.
Человек
высокого интеллекта и эрудиции, остроумный и живой, С.С. Юдин оказался в центре
внимания сразу двух великих мастеров XX века - М.В. Нестерова и В.И. Мухиной.
Написание
портретов для Нестерова было знаком дружбы, свидетельством расположения к
человеку. "В портретах меня влекли те люди, путь которых был отражением
мыслей, чувств, деяний их", - писал живописец. Художник никогда не отделял
портретируемого от его жизненного дела. На каждом портрете Нестерова есть «говорящая"
деталь, уточняющая основное дело человека, его страсть и суть. Высоко оценивая
в человеке деятеля, творца, он с особой пристальностью относился к изображению
рук. Их выразительность и характерность для него значили ничуть не меньше, чем
лицо. Вот почему справедливо говорить "о портретах лиц и рук" в произведениях
мастера. (Руки Сергея Сергеевича были не только ловкими, сильными и красивыми.
Такие кисти рук встречаются достаточно часто и не только у хирургов: у
музыкантов, скульпторов, живописцев… У Юдина плюс ко всему перечисленному
пальцы и вся кисть обладали не характерными для нормальных людей
физиологическими особенностями. Его пальцы на руках могли сгибаться не только в
ладонную сторону, но и в противоположную, как мы говорим, тыльную сторону.
Таким же манером могла вести себя и вся кисть, имея возможность сгибаться в
тыльную сторону)
Нестерова
привлекла самобытность Юдина, его артистизм, одухотворенность. Художник
неоднократно посещал институт Склифосовского, и первый портрет 1933 года
изображал Юдина в операционной, но не удовлетворил живописца.
М. Нестеров. Портрет
С.С. Юдина. Масло. 1935. ГТГ
В
1935 году Нестеров приступил к написанию второго широко известного портрета,
где С.С. Юдин ведет лекцию-беседу с врачами, съехавшимися со всего Союза (их
нет, но они как бы подразумеваются). Он изображен за рабочим столом, заваленным
бумагами, медицинскими журналами. Чернильница, пепельница, банки с препаратами
- все эти вещи - среда действия и жизни хирурга.
Убедительно
профильное решение портрета. Юдин корпусом подался вперед к слушателям,
захваченный тем, что рассказывает. Его фигура, взятая силуэтом, необычайно
пластична. Спокойная линия спины плавно идет вверх, переходя в обтекаемую линию
берета, но в лице этого спокойствия уже нет, лоб изрезан морщинами, четко
вырисовывается острый, энергичный профиль, резко выделяется нос и полуоткрытые
губы. Нестеров прекрасно уловил динамическую устремленность, заключенную в
абрисе лица Юдина.
Жест
левой руки порывист и быстр. Эта рука, высоко выпростанная над столом, говорит,
убеждает. Бросается в глаза благородная, почти обнаженная нервность кисти.
В
портрете два основных центра: профиль лица и профиль левой руки хирурга.
Нестеров использует жест как прием характеристики. Этот жест выявляет натуру,
беспокойный темперамент пытливого исследователя, дает ощущение мгновенности,
сиюминутности.
Строгая
и острая четкость линий заставляет говорить о графичности портрета. Здесь
господствуют ритм, энергия рисунка. Красок мало, но все цвета претерпевают
тончайшее влияние среды, отсветов, рефлексов. Падающий слева свет зажигает край
уха, теплом высвечивает кисть левой руки, веселыми бликами играет на предметах
на столе. Белый цвет, "хирургически-стерильный", с оттенками
голубоватых, зеленых, фиолетовых тонов, словно передает интеллектуальный
холодок атмосферы, в которой царит этот уникальный человек.
Кукрыниксы. Шарж на
Юдина
Работавший
вместе с Юдиным хирург К.С. Симонян писал, что отличительной чертой врача была
крайняя подвижность, "особенно живым было его лицо с резкими неправильными
чертами, на котором каждая складка, казалось, жила своей собственной жизнью.
Когда он говорил, губы его постоянно кривились, а голова и шея не уставали
двигаться и в сочетании с выразительными жестикулирующими руками производили
несколько странное впечатление. Вообще он был очень нервным и экспансивным...
Руки Юдина поражали - они постоянно двигались, они совершенно точно
иллюстрировали любую мысль, которую он выражал словами".
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина.
Гранит. 1940
Через
пять лет В.И. Мухина создает портрет С.С.Юдина, отлитый в бронзе. Здесь нет
жеста, позы, фона, окружающих предметов, как это было у Нестерова. Юдин дан не в
общении, а самоуглубленным. У Мухиной главное - человеческое лицо, умное, с
резкими запоминающимися чертами.
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина. Гранит. 1940
Скульптурный язык весьма энергичен: крепкая
структура формы, конструктивная мощь головы. Слегка обозначены коротко
остриженные волосы. Лоб изрезан
морщинами. Брови Юдина приподняты. Глаза насмешливы и проницательны.
Форма рта говорит о господстве рассудка, иронии. Это человек много переживший,
но не потерявший ни интереса к жизни, ни сознания своей многоопытности.
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина.
Гранит. 1940
Произведения
скульптуры полагается рассматривать с разных сторон. Каждый новый ракурс
привносит новый оттенок. При обходе блики бронзы оживляют форму, как бы
приводят черты лица в легкое движение.
Как
и Нестеров, Мухина акцентирует динамику словно рвущегося вперед профиля,
нервность, остроту. Его асимметричное лицо становится чрезвычайно подвижным.
При
взгляде слева заметна как бы большая интенсивность жизни, участие и интерес к
окружающему. Приподнятая в удивлении бровь вносит оттенок теплоты; улыбка, чуть
тронувшая губы, свидетельствует о душевности.
Справа
Юдин более сосредоточен. Улыбка, видимая в фас и слева, растворяется. Она уже
неуловима. Тут доминирует внимание человека, привыкшего смотреть на мир
изучающе, осмысливающего жизненные явления во всей их драматической сложности.
Портрет создан в 1940 году. В нем угадывается поток душевных переживаний,
горечь, трагизм.
Жизнь
каждого человека бесконечно сложна. Множество событий оставляет следы на его
лице. Мы видим итог, то, что принято называть печатью жизни.
При
встрече с этими двумя портретами мгновенное и вечное сливаются в нашем
восприятии, способствуют созданию многогранного образа человека, неординарного
и талантливого.
«И напоследок
я скажу…»
С.С. Юдин
в Серпухове
Он
лично оперировал тысячи больных с заболеваниями желудка и кишечника, сотни
(большинство детей) с повреждениями пищевода. За разработку и применение
пластики пищевода при ожогах ему была присвоена Сталинская премия 1-й степени
(вторая).
Хирург
имел потрясающее трудолюбие при данном Богом таланте. Ни дня без операций, без
чтения, ни дня без научного поиска. В любых условиях он сам себе создавал
условия, даже, если для этого требовался просто физический труд, далекий от его
хирургического рукоделия.
Работал
С.С. Юдин на износ. Как выразился кто-то из его окружения: «Он жег свечу с
обеих сторон». Кроме чисто хирургической работы, он писал и редактировал книги,
статьи, участвовал с докладами и сообщениями на съездах, конференциях,
семинарах. Еще до переезда в Москву он был приглашен Н.Н. Бурденко на должность
приват-доцента на кафедру и читал лекции студентам и врачам. У него был
цикл лекций, которые он называл «покаянными», в которых подробно разбирал
собственные диагностические и лечебные ошибки.
Хирурги
во всех уголках нашей страны считали С.С. Юдина своим Учителем.
Во
время Великой Отечественной войны он часто выезжал в районы боевых действий,
оперировал в госпиталях тяжелых раненных, учил молодых врачей и не только молодых, правилам и
принципам военно-полевой хирургии. Уже в 1941 году под его редакцией выходит
двухтомное руководство «Заметки по военно-полевой хирургии». Он одним из
первых врачей в нашей стране был награжден боевым орденом – Красной Звезды.
Сергей
Юдин в тюрьме
Но,
не смотря на все его потрясающие заслуги,
многие руководители были очень недовольны его личными контактами с
послом Гарриманом, частной перепиской с премьер-министром Англии Уинстоном
Черчиллем и другими известными зарубежными деятелями.
О
Юдине в пятидесятые годы говорили часто: самый популярный в то время в СССР
хирург, обласканный властью: дважды лауреат сталинской премии, академик, член
хирургических ассоциаций почти всех европейских стран и США вдруг был
арестован за шпионаж и на 10 лет выслан в Сибирь.
В
ночь ареста начался допрос Юдина старшим следователем полковником Комаровым в
присутствии заместителя Берии Абакумова. Полковник избил Юдина, выбив ему почти
все зубы, раздел догола и, лежащего на полу, бил резиновой палкой. Был применен
к нему и хорошо известный конвейерный метод допроса, при котором
круглосуточно без перерыва арестованного допрашивают меняющиеся следователи.
Юдин мужественно переносил все, что с ним делали, кроме одного – когда его веки
специальными щипцами заворачивали в трубочку, боль при этом возникала такая,
что ему приходилось кричать, и он терял сознание.
Юдина
обвиняли во вражеских действиях против СССР и шпионаже в пользу английской
разведки. Кроме того, в процессе допросов от него требовали компрометирующих
данных на крупных военачальников (Жукова, Конева, Толбухина и др.). Он с ними
был хорошо знаком, часто встречался во время своих поездок на фронт, высоко
ценил их талант полководцев, особенно, Г.А. Жукова, сравнивая его с Суворовым.
Ни на кого он не дал никаких порочащих показаний. Но через три года он уже не
смог вытерпеть все, что с ним делали в МГБ, и подписал обвинение в своей
«шпионской» деятельности. В 1952 году он был осужден на 10 лет ссылки и
отправлен в город Бердск Новосибирской области.
вскоре
после смерти Сталина Сергея Сергеевича полностью реабилитировали, и он
возвратился в свой родной «Склиф», но в должности не главного хирурга, а
заведующего хирургическим отделением. Ему еще пришлось пережить тяжелое
собрание сотрудников Института, на котором его ученик Б.А. Петров и его
немногочисленное окружение пытались доказать, что Юдин был осужден справедливо,
так как всегда не любил Власть, хвалил все заграничное и весь Институт работал
на его славу. Но справедливость восторжествовала, и Сергея Сергеевича
возвратили на его законную должность.
После
реабилитации С.С. Юдин прожил всего 11 месяцев и умер от инфаркта в своем
кабинете. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
https://gazeta-licey.ru/public/people/2877-sergej-yudin-tragicheskaya-sudba-velikogo-xirurga - ЗДЕСЬ подробная биография С.С. Юдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий