Храм Живоначальной Троицы
Автор текста: ИВАШНЕВ В.
Источник: ИВАШНЕВ В. Храм Живоначальной Троицы./ В.
ИВАШНЕВ.// Юный художник. - № 10, 2004, № 10. – с.6-9
…Храм прекрасный, как из
сказки
Встал на берегу прудов,
Богомольцев созывает
Перезвон колоколов.
В царственных коронах, чинно,
С каждой храма стороны
Расправляют гордо крылья
Здесь двуглавые орлы.
А внутри сияет нежно,
Душу радуя и глаз,
Весь в лепнине, белоснежный
С золотом иконостас… (Евгения Краснова https://www.stihi.ru/2007/06/25-2469 )
Встал на берегу прудов,
Богомольцев созывает
Перезвон колоколов.
В царственных коронах, чинно,
С каждой храма стороны
Расправляют гордо крылья
Здесь двуглавые орлы.
А внутри сияет нежно,
Душу радуя и глаз,
Весь в лепнине, белоснежный
С золотом иконостас… (Евгения Краснова https://www.stihi.ru/2007/06/25-2469 )
Сегодня трудно себе представить,
что строительству этого великолепия, что открывается всякому, въезжающему по Каширскому
шоссе в микрорайон Орехово-Борисово, находились противники, да еще какие! Чего
больше было в их ослепленном негодовании - замшелого эгоизма (вместо храма
предлагалось строить ресторан-бар, супермаркет, автостоянку), атеистического
угара или воинствующей хулы иноверцев, не терпящих поклонения иным святыням,
иной вере? Только здравый смысл и добрые побуждения инициаторов строительства
храмового комплекса и его будущих прихожан достойно противостояли этой
оголтело - истошной компании протестующих.
Подворье. Общий вид. Закладной камень
Немногие уже, наверное,
помнят и то, что еще в 1988 году тогдашний Патриарх Московский и Всея Руси
Пимен и члены Священного Собора по случаю 1000-летия Крещения Руси заложили
камень в основание будущего Дома Божия, который, как сказал Патриарх на той
церемонии, будет стоять «в память всех наших соотечественников, жизнь свою
положивших при защите пределов нашей Родины в отечественных войнах и во благо
новых поколений наших современников, жаждущих духовной отрады и утешения». Так
давняя на Руси традиция - в честь знаменательных событий жизни Отечества
возводить храмы - ждала своего продолжения в наши дни.
Но затем свершилось то, чему
мы все стали невольными свидетелями и участниками. В перестроечном угаре и
безответственности, в переделе собственности, а точнее, разграблении
общенародного достояния, в царящем беспределе и хаосе до того ли было, до
строительства ли храмов?.. Однако мало-помалу страсти поулеглись (делить стало
уже почти нечего) настала пора подумать и о будущем, о созидании. Ведь если
ничего не строить, не возводить, не восстанавливать, то что же дальше? К чему
стремиться, на что надеяться? И что оставим после себя?
Спустя десятилетие наметились
сдвиги к лучшему, да только пустота в духовной сфере заполняется труднее и
протяженнее во времени. Загубленное поколение брошенных на произвол детей,
разрушенные судьбы миллионов соотечественников, в одночасье оказавшихся
иностранцами, нищими, бездомными и беззащитными, многократно отзовутся еще не
только на нас, а и на наших потомках.
Однако любое продолжение
имеет свое начало. И первой, как ей изначально и предначертано, это осознала
церковь. Не только осознала, а взвалила на себя груз забот по духовному
возрождению народа, нации, не гнушаясь при этом поддержкой сознательной части
предпринимателей и светских властей. Очевидно, что одной Церкви решать такие
глобальные проблемы не по силам. Ну а первым и. несомненно, самым
значительным начинанием такого соединения усилий в благом деле было восстановление
Храма Христа Спасителя.
Патриаршее подворье Живоначальной
Троицы возведен на месте с заметным
отступлением от закладного камня. Тринадцать лет ожидания строительства
внесли свои изменения. Было достаточно времени, чтобы соотнести местоположение
будущего храма с новостройками огромного микрорайона (населением с крупный
областной город). К тому же слишком близкое соседство, по первоначальному
замыслу, с Царицынским архитектурно-парковым комплексом, включающим в себя и
церковь «Живоносный источник», неминуемо нарушило бы сложившийся ансамбль,
создававшийся в XVIII столетии русскими зодчими Баженовым и Казаковым.
Задержка в осуществлении
планов не всегда пагубна. К тому же подобных примеров, отступлений
строительства от закладного камня, история знает немало. Опять же сошлемся на
возведение Храма Христа Спасителя, строительство которого первоначально
предполагалось, как известно, на Воробьевых горах. Важно, что храмы отстроены,
радуя своим видом прихожан и прохожих, возведены в немыслимые для подобных
объектов сроки.
Звонница
Всего немногим более двух лет
минуло с тех пор, как в День города Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
прилюдно объявил о начале строительства, а уже в день «Отдания праздника Пасхи»
(завершение пасхальных торжеств), в канун великого праздника «Вознесение
Господне» колокольный звон Живоначальной Троицы двенадцатью колоколами
величественно возвестил о его освещении, а многоголосый церковный хор зазвучал
под сводами, заполнив собою все пространство одного из довольно вместительных
православных храмов.
Четыре двуглавых орла украшают храм, символизируя мощь
России
Ничем иным, как божьим
благоволением, многие из собравшихся на эту торжественную церемонию восприняли
сюрприз природы, когда, словно по волшебству, облака вдруг расступились, и
лучи солнца осветили сверкающие свежей краской стены Храма, часовни и
устремленной ввысь колокольни, а небесная синева куполов растворилась в
голубизне вселенной. Восторг, чувство душевного очищения и благодати испытали
в те мгновения восхищенные прихожане, и любопытствующие, все, кто прикоснулся к
этой несказанной красоте.
Неслучайно присутствовавший
на церемонии освещения храма народный артист России, руководитель МХАТа Олег
Павлович Табаков назвал его «светлым, веселящим, силу дающим».
Храм выполнен в византийском
стиле - однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами высотой вместе
с крестом семьдесят метров, которое может вместить до четырех тысяч человек.
Основу его внутреннего убранства составляют иконы наиболее почитаемых на Руси
святых, выполненные современными иконописцами и помещенные во внушительных
размеров красочный фарфоровый иконостас и киоты.
Иконостас
Иконостас выполнен в лучших
традициях фарфоровых иконостасов Кузнецовских мастерских XIX века. Руководил
всем художественным убранством храма молодой, но уже известный российский художник,
принимавший участие в росписи Храма Христа Спасителя и Успенского собора в
подмосковном Дмитрове Василий Нестеренко. Эту работу он считает не менее
значимой и ответственной, в ней он пытался «поднять
художественное убранство на уровень лучших росписей отечественных храмов».
Майолика «Александр Невский»
Кроме Главного строения и
звонницы, Патриаршее подворье включает в себя часовню святого Александра Невского,
как сказочный богатырь, взошедшую на пригорок (с нее, собственно, и начиналось
строительство комплекса). В него входят также здание воскресной приходской школы,
дом причта, пешеходный мост через овраг к Каширскому шоссе, благоустроенную
окрест территорию.
Майолика: «Троица»
Единство стиля и нарядность
всему комплексу сооружений придают цветные витражи, майолика, резьба по дереву, узоры по металлу
и камню, просторные лестничные проемы, арки, мозаичные полы, выполненные из различных
сортов мрамора. По старой доброй традиции русского зодчества, комплекс
органично вписался в ландшафт города.
Примечательно, что взяла на
себя труд возведения подворья, отметим, на собственные средства, Балтийская
строительная компания, специализирующаяся в основном на прокладывании железных
дорог, многокилометровых трасс, сооружении мостов, реконструкции крупных столичных
вокзалов. Но немало преуспела компания и в возведении храмов, часовен, подняв
из руин или отстроив заново более двадцати из них. Не перечисляя всех, назовем
лишь сожженную в 1937 году церковь Казанской иконы Божией Матери в Царском
Селе, Крестовоздвиженскую церковь XVI века в Москве на Плющихе, храм святых
апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. На вопрос: что же побудило компанию,
не имевшую ранее опыта подобного строительства, взяться за сооружение храмов? -
ее руководитель, заслуженный строитель России Игорь Александрович Нойвальт
лаконично ответил: «Настало время отдавать долги за порушенные и оскверненные
святыни...». И далее: «Строя храмы, люди прокладывают дорогу между человеком и
Богом...». Тем более это важно в новых городах и многотысячных микрорайонах,
где, по словам главы строительной компании, «людям лоб негде перекрестить».
Вход в Храм
Но кроме осознания необходимости
возвращать людям порушенные некогда святыни, искупления вины за содеянное
«разрушителями старого мира», строители, как они признаются, имеют и
профессиональный интерес: через возвращение к жизни древних храмов постигать
технику строительства зодчих, утраченную за долгие годы забвения этого
древнего промысла, возможность заново раскрывать секреты старых мастеров.
Правда, приступая к возведению храмов в XXI веке, строители не могли не использовать
и новые материалы, и более производительные современные технологии. Поэтому
началу работы, как правило, предшествовал довольно продолжительный подготовительный
период, включающий в себя открытие цехов по камнеобработке, мастерских по
изготовлению керамических изделий, утверждение и изготовление образцов
мозаики, подбор красок, пробы их на стойкость. При этом некоторые эксперименты
и новации, применяемые при строительстве храма и сопутствующих объектов, многим
покажутся вызывающе смелыми, во всяком случае, неожиданными.
Так, добиваясь небесной
голубизны куполов и приятного глазу спокойного цвета стен храма, строители
применили наиболее качественную автомобильную краску, гарантировав ее
долгосрочность и стойкость, как от неблагоприятных климатических условий, так и
индустриальных выбросов многомиллионного города.
Конечно, далеко еще нынешней
Москве до предреволюционной, той, что встречала всякого въезжавшего в нее
россыпью горящих на солнце куполов, а по праздничным дням - благозвучным
перезвоном многоголосого хора колоколов и вереницами тянувшихся к близлежащим
храмам прихожан. Но лиха беда начало. Уже то немногое, впрочем, не так уж и
немногое, что совершается, обнадеживает, вселяет надежду на духовное
исцеление, на то, что духовный вакуум минувшего столетия начнет постепенно
заполняться, соединяя разорванные концы распавшихся времен.
https://palomnica.com/hram-zhivonachalnoj-troiczy-na-borisovskih-prudah/ ЗДЕСЬ подробно о храме Живоначальной Троицы
Комментариев нет:
Отправить комментарий