Иосифо-Волоцкий монастырь
Автор текста: Т. НЕЧАЕВА
Источник: НЕЧАЕВА Т. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ
МОНАСТЫРЬ: К 525-летию основания./ Т. НЕЧАЕВА.// Юный художник. - 2004. - № 11.
- с. 3-7. - (ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВА)
Панорама монастыря. Вид с востока, со стороны большого
Иосифовского пруда
Иосифо-Волоколамский
монастырь (другое название: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) находится
на северо-западе Московской области в живописной местности при слиянии рек Сестры
и Струги. Был основан в 1479 году выдающимся церковным деятелем преподобным
Иосифом (1439 - 1515) на землях, принадлежащих удельному Волоцкому князю Борису
Васильевичу, родному брату московского князя Ивана III. В отличие от своих
великих предшественников Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, которые
уходили в пустынь ради отшельнической жизни, Иосиф не стремился к уединению.
Он пришел на эти земли для того, чтобы создать монастырь, в организации
которого мог бы воплотить свои представления об идеальном монашеском общежитии.
Икона. Преподобный Иосиф Волоцкий (1439 - 1515)
Иосиф, в миру Иван, был выходцем
из этих мест, принадлежал к роду служилых дворян Саниных, вотчины которых
издавна находились на Волоке Ламском. Когда Иосиф вернулся в родные волоцкие
места, за его плечами был уже большой опыт монашеской жизни. Восемнадцать лет
он провел в Боровском монастыре. Устав этой обители и ее игумен Пафнутий
отличались строгостью и благочестием. Здесь молодой монах прошел суровую
школу самодисциплины, во всем имея «послушание
без рассуждения и повиновение и простоту». Иосиф стал опытным иноком,
образованным книжным человеком, знатоком церковной службы, прекрасным чтецом,
что было редкостью по тем временам и очень ценилось. По воспоминаниям
современников, у него «язык был чистый, и
глаза быстрые, и в голосе сладость, и в чтении умиление, достойные удивления
великого, ибо никто в те времена нигде таким не был». Пафнутий отмечал в нем
твердость в следовании выбранному пути и «сильный и непоколебимый ум».
Икона преподобного Иосифа
Волоцкого в иконостасе Успенского собора
В 1477 году, после кончины
Пафнутия, Иосиф стал игуменом, однако его желание установить в монастыре
общежительный устав не встретило сочувствия у братии. Тогда он отправляется в
путешествие по Руси для изучения монастырской жизни. Во время своих странствий
посетил многие обители, но более всего ему пришелся по душе
Кирилло-Белозерский монастырь, в котором устав общего жития был «не названием
общий, но делом». После возвращения Иосиф покидает обитель, с ним уходят семь
старцев, его единомышленников, среди них Герасим Черный, Кассиан Босой, братья
Иосифа Акакий и Вассиан - будущий ростовский архиепископ.
Князь Борис Волоцкий с
радостью принял у себя в уделе молодого, но уже известного игумена и выделил
ему земли. В житии Иосифа, составленном его учеником епископом крутицким
Саввой Черным в 1546 году, описана история создания монастыря.
Небесные знамения определили
место строительства. Неожиданно налетевший вихрь повалил деревья, и таким образом
расчистилась поляна в бору, «и на том
месте, где ныне обитель стоит, внезапно блеснула молния, затмив солнечный свет,
воздух же был чист, и солнце сияло». Князь Борис вместе с боярами
участвует в закладке первого деревянного собора, посвященного Успению
Богородицы, и «прежде всех с игуменом Иосифом взяли бревно на плечи и положили
в основание».
Жизнь в монастыре была
суровой и трудной, ее выдерживали не все, но оставшиеся твердо выносили тяготы,
их одушевляла и сплачивала общая цель. «И
видели, как эти чудные Христовы страдальцы своей волей сами себя мучили:
ночью на молитве стояли, а днем на дело спешили, друг с другом состязаясь. Не
как земледельцы-наемники, которых понукают работать, не так, но обгоняя друг
друга. Все были в обуви из лыка и в заплатанных одеждах: из вельмож кто, из
князей или из бояр - на всех равная одежда и обувь, ветхие и со многими
заплатами. Сам же преподобный так же ходил. Никто не смог бы отличить его
среди братии, он был как один из нищих и таким оставался до кончины своей».
Братия строго выполняла устав
общего жития ничего не иметь своего, но только общее, не пользоваться
привилегиями, выполнять любые монастырские работы и во всем следовать воле
игумена. «На службе каждый стоял на своем
месте, которое было дано игуменом, с молчанием, с молитвою. В трапезной же
сидели кротко и молча, внимая божественному чтению. Еда же и питье перед всеми
стояли одинаковые, как перед игуменом, так и перед всеми братьями. И, встав от
трапезы, шли с молчанием в кельи свои». Монастырский устав касался не только
уклада жизни, но и правил поведения, и даже внешнего вида монахов. Иосиф
наставлял иноков: «Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, беседуй
с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобой», стоя в храме
на молитве, «стисни свои руки, и соедини свои ноги, и очи смежи, и ум собери».
По его представлению, путь к внутреннему духовному совершенствованию лежал
через самодисциплину, заботу о внешнем «телесном благообразии и благочинии».
Святые ворота монастыря с надвратной церковью Петра и
Павла (1679г.) http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Игумен не жалел средств на
украшение своей обители, привлекая для работ выдающихся мастеров своего
времени. Великолепие церковной службы, где все идут «благообразно и по чину»,
красота и стройность храмового убранства оказывают сильное эмоциональное воздействие.
Иосиф, тонко чувствуя прекрасное, высоко ценил художественные достоинства
произведений искусства, видел во внешней красоте и совершенстве исполнения
отражение красоты первообраза.
Вид монастыря с конечной
башни. Справа - Успенский собор
В 1484 - 1485 годах вместо
деревянного возводится белокаменный Успенский собор, который расписывает и
украшает иконами знаменитый Дионисий. Вместе с ним работают лучшие московские
иконописцы, его сыновья Владимир и Феодосии, монастырские мастера старец
Паисий и племянники Иосифа, старцы Досифей Топорков и Вассиан. Дионисий
выполняет самую ответственную работу, пишет для храма образ Успения Богоматери.
Из всех этих произведений до нашего времени дошла только одна – Троица -
написанная Паисием. Начиная с этого времени. Дионисий принимает участие в
украшении всех монастырских зданий вплоть до своей кончины. Не прерывает связи
с монастырем и его сын Феодосии, ставший после отца ведущим московским
художником.
Успение Богоматери. Конец XVI века. Из Иосифо-Волоколамского монастыря
В 1506 году Дионисий с
сыновьями и московским иконописцем Петром Тучковым пишет иконы для теплой
Богоявленской церкви с трапезной палатой. Трапезная с небольшими
перестройками сохранилась до нашего времени.
Интерьер трапезной палаты
Она построена по образцу
Грановитой палаты Московского Кремля. Просторное светлое помещение перекрыто
легкими сводами, которые опираются на единственный, стоящий в центре столб. В
1510-х годах возведена трехъярусная колокольня, в верхнем ярусе которой были
установлены куранты. Благодаря богатым пожертвованиям монастырь стремительно
отстраивался и хорошел, в 1543 - 1566 годах после возведения каменных стен и
постройки в 1589 году надвратной Петропавловской церкви архитектурный ансамбль
монастыря был завершен.
Духовным и композиционным центром монастыря является
Успенский собор, сохранившийся в почти неизменном виде с 1690-х годов http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Стараниями Иосифа монастырь
постепенно превратился в крупнейшую сокровищницу русского искусства. В 1479
году он принес с собой из обители Пафнутия икону Богоматери, работы
«пресловущего» иконописца Дионисия и четыре образа знаменитого Андрея Рублева,
произведения которого собирал, так как в его творчестве видел идеальное воплощение
мастерства иконописца. Свои взгляды на искусство Иосиф изложил в сочинении «Послание иконописцу и три слова о
почитании святых икон», адресованном художнику Дионисию.
Иосиф, будучи одним из образованнейших
людей своего времени, придавал большое значение книжному знанию, им в
монастыре была собрана огромная библиотека, одна из самых больших в России.
Основу составили одиннадцать книг, принесенных им с собой. Обитель Иосифа
становится крупнейшим центром русской книжности и литературы. Над перепиской
книг трудятся многие его сподвижники и ученики, среди них самым прославленным
был Герасим Черный, переписчик «мастерского письма». Очень скоро вновь
основанный монастырь и его настоятель стали знамениты на всю Россию. Иосиф как
выдающийся писатель и полемист возглавил борьбу с ересью жидовствующих,
возникшей в Новгороде и распространившейся в Москве. Волоцкий игумен написал
шестнадцать обширных посланий против еретиков, которые позже объединили в
сборник под названием «Просветитель». Иосиф занимал непримиримую позицию по
отношению к жидовствующим, требуя для них смертной казни.
Кузнечная башня, наиболее высокая из всех (высота её
до верха флюгера более 44
метров ), толщина стен - около 2,5 метров http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Такую же жесткую позицию
занимал он и в вопросе о монастырском землевладении. Иосиф был сторонником
богатой церкви. Ограничение монастырских угодий, проводимое Иваном III в
Новгороде после его завоевания в 1478 году, вызвало его резкое осуждение.
Покровитель Иосифа князь Борис Волоцкий делал крупные вклады в монастырь,
дарил обители села, такие же пожертвования поступали от многих бояр и вельмож.
Иосиф широко использовал эти средства для благотворительности. Помогал местным
крестьянам, кормил неимущих во время голода, в своих страстных посланиях
осуждал жестоких хозяев, призывал их относиться человеколюбиво к своим
«рабам», хотя бы из практических соображений, ибо оскудевший «раб» не может
платить подать. Не стеснялся обличать и сына своего покровителя Федора
Волоцкого в ограблении «городских и сельских людей». По отзывам современников,
деятельность Иосифа смягчала нравы, ослабляла гнет хозяев. Именно в
возможности оказывать действенную материальную помощь нуждающимся видел он
цель монастырского богатства. Правитель, отнимающий у церкви эту возможность,
в глазах Иосифа подлежит осуждению, «ибо он не царь есть, но мучитель».
Признавая необходимость подчинения подданных государю, ибо правитель «властью
подобен Вышнему Богу», Иосиф требует от царя соблюдения ряда условий.
Защитников церковного землевладения стали называть «иосифлянами», их
оппонентов - «нестяжателями».
Спор между двумя партиями
продолжался на протяжении всего XVI столетия. Иосиф Волоцкий скончался 9
сентября 1515 года и погребен в построенном им Успенском соборе против алтаря в
каменной гробнице.
Рака с мощами преподобного
Иосифа Волоцкого
После смерти настоятеля
монастырь продолжал оставаться крупнейшим духовным, политическим, книжным,
культурным центром России. Традиции, заложенные Иосифом, продолжались в
деятельности его соратников и учеников. Многие из них сыграли большую роль в
развитии русской публицистики первой половины XVI века. В стенах монастыря
были созданы Русский Хронограф, послуживший основой для Никоновского
летописного свода, и Волоколамский Патерик, сборник житий монахов
Иосифо-Волоколамского, Пафнутьев-Боровского и других монастырей, его автором
считается Досифей Топорков. Известными писателями стали игумены Даниил, Нифонт
Кормилицын, Евфимий Турков и многие другие. Среди постриженников монастыря в
XVI веке насчитывается более двадцати архиереев, из них немало выдающихся
церковных деятелей, которые смело отстаивали перед царем свои взгляды. Одним из
них был Герман Казанский, казненный в 1567 году по приказанию Ивана Грозного
за обличение террора опричников.
Памятный крест митрополиту
Волоколамскому и Юрьевскому Питириму
В обширном монастырском
архиве накапливались многочисленные хозяйственные записи, дающие исследователям
драгоценные сведения по истории Российского государства. В описи церковной
утвари, икон и книг, сделанной в 1545 году, находятся уникальные заметки о
хранившихся в монастыре и ныне утраченных иконах Андрея Рублева и Дионисия. В
1572 году в монастыре произошло важное событие. Из Москвы была принесена икона
Богоматери Владимирской. Это была копия древней чудотворной иконы, хранившейся
в Успенском соборе, выполненная «мерой и подобием».
Богоматерь Владимирская
Волоколамская. 1572. Москва
Образ был заказан ближайшим
сподвижником Ивана Грозного Малютой Скуратовым-Бельским и предназначался для
Волоколамского монастыря. Сразу после принесения она начинает почитаться
чудотворной, и вскоре в монастыре создается Сказание и служба ей. Волоколамскую
икону отличает наличие большой короны, выполненной из золоченого серебра и
украшенной цветными камнями. На древнем образе от нее остался живописный след,
драгоценный оклад был снят и украден в Смутное время, когда монастырь
подвергся сильному разрушению и разорению от польско-литовских интервентов.
Богоявленская церковь с
трапезной палатой. На переднем плане слева — навес над остатками колокольни.
В XVII веке монастырь,
призванный стать укрепленным форпостом на подступах к Москве, полностью
перестраивается. Все его обветшавшие постройки разбирают, и на их месте строят
новые. Крепость проектируют по образцу московского Симонова монастыря архитекторы
Иван Неверов и Трофим Игнатьев.
Галерея крепостной стены
Сначала возводились башни и
стены: Никольская (1677), Часовая и Воскресенская (1678), Петровская (1680),
Старицкая (1681), Германова (1683) и Кузнечная (1685). Стройные и нарядные, с
шатровыми верхами, украшенные узорной кирпичной кладкой и зелеными (муравлеными)
изразцами, башни подобно ожерелью обрамляют монастырские здания. Особенно
празднично выглядят Святые ворота с надвратной Петропавловской церковью
(1679), увенчанной пятью куполами, поставленными на постамент из трех рядов
килевидных кокошников.
Интерьер Успенского собора
В 1688 году начато возведение
Успенского собора под руководством подмастерья каменных дел Кондратия Мымрина.
Величественный пятиглавый собор поставлен на высоком подклете. К расположенным
с трех сторон порталам ведут торжественные лестницы. Белые стены декорированы
широкими поясами многоцветных изразцов, на которых изображены птицы, клюющие
плоды, и «павлинье око». Изразцы изготавливались в мастерской московского
мастера Степана Полубеса. В соборе был установлен высокий резной золоченый
иконостас, выполненный под руководством Евсевия Леонтьева, в середине XVII века
он был заменен.
Фома и Василий Потаповы.
Преображение Господне. 1698
В 1698 году осташковские
иконописцы братья Фома и Василий Потаповы написали для собора двенадцать икон
для установки около столбов, «да в кругах десять лиц святительских». Уникальным
архитектурным и инженерным сооружением стала десятиярусная колокольня,
построенная в 1692 - 1694 годах местными мастерами Никитой Дюженком, Микитой
Аристовым, Микешкой Герасимовым «с товарищи».
Панорама монастыря с колокольней на снимке начала XX
века http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
При огромной высоте (она была
всего на пять метров ниже самой высокой московской колокольни Ивана Великого)
она имела очень маленькое основание, их соотношение составляло 10:1. Со
временем она заметно накренилась, но сохраняла устойчивость. Колокольня была
разрушена во время Великой Отечественной войны.
В 2009 году установлен памятник Иосифу Волоцкому -
бронзовая скульптура на каменном постаменте (скульптор Сергей Исаков) http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Ансамбль
Иосифо-Волоколамского монастыря принадлежит к редким памятникам архитектуры,
полностью созданным в одно время как единое целое и сохранившимся до
настоящего времени почти без изменений. Во всем своем великолепии панорама
обители открывается со стороны большого Иосифовского пруда, в водной глади
которого отражаются башни и купола храмов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий