Русский скульптор Ф.П. Толстой
Автор текста: Баранова Ю.
Источник: Баранова Ю. ВЕЧНО
СОВРЕМЕННЫЙ СКУЛЬПТОР./ Ю.
БАРАНОВА, ст. научный сотрудник ГТГ//
Юный художник. - 2004, № 7. - с.8-12. - (МАСТЕРА РУССКОГО ИСКУССТВА)
Михайлов П.Н. (1786 – 1840) Портрет Ф.П.
Толстого. 1809. холст, масло. 69 х 58. Научно-исследовательский музей АН СССР
https://auction.ru/offer/mikhajlov_portret_f_p_tolstogo_1983_g_6-i57757901806414.html#1
https://auction.ru/offer/mikhajlov_portret_f_p_tolstogo_1983_g_6-i57757901806414.html#1
Один из лучших скульпторов первой
половины XIX века, Федор Петрович Толстой, уникален в своем творчестве. Его романтический
классицизм, пронизанный чарующей теплотой и любовью к интимному быту, сближает
понимание прошлого и настоящего. Такие известнейшие скульпторы, как И.П. Витали,
В.И. Демут-Малиновский, Н.С. Пименов, продолжавшие в своем творчестве традиции мировой
академической пластики, не были новаторами в искусстве, в то время как творчество
Ф.П. Толстого открыло нам новую, незабываемую страницу в изобразительном искусстве. «Он один из немногих живет вне эпохи, он современник
нам и будущим [поколениям]. Он родился в XVIII веке и еще долго не умрет... Он
сын своего времени только частично; он одинаково поэт прошлого и будущего. В своем
национализме он эллин, а в эллинизме - славянин. Он полюбил Грецию не оттого, что
родился в конце XVIII века. Если бы он жил в двадцатом столетии, он одинаково бы
любил Древний мир. Он воспевал Отечественную войну не потому, что ее все воспевали.
Если бы в России не было героев, он бы их создал в своей мечте. Толстой любил прошлое,
чувствуя, что он переживет свой век. Он вспоминал красоту, когда она была еще жива
в жизни... Его Греция не на берегах Эгейского моря, а у серого безразличия Невы»
(Н .Врангель).
Граф Федор Петрович Толстой родился
в феврале 1783 года в Санкт-Петербурге, в доме у Поцелуева моста, где размещался
Кригс-комиссариат, в семье небогатого человека графа Петра Андреевича Толстого,
управлявшего в то время Конторой Кригс-комиссариата, на которую возлагалось полное
обеспечение русской армии, бригадира (по современному представлению генерала) эпохи
правления Екатерины II. Прадедом графа П.А. Толстого был Петр Андреевич Толстой
- знаменитый дипломат и государственный деятель при Петре Великом, первый граф
Толстой. Среди его потомков было немало людей, оставивших заметный след в общественной,
военной, государственной и особенно в культурной деятельности. (Писатель Алексей
Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич
Толстой - двоюродным.)
Ф.П. Толстой. Автопортрет. 1805–1810. Барельеф. Воск.
ГРМ
Федор Толстой с детских лет любил
искусство. С 1802 года, окончив в чине мичмана Морской кадетский корпус, посещал
медальерный класс Императорской Академии художеств, копировал медали, а затем обучался
в других классах в качестве вольноприходящего слушателя. Он пользовался советами
скульптора И.П. Прокофьева, живописца О.А. Кипренского, а также своего соратника
по медальерному классу М.А. Шилова, научившего его технике воскового барельефа.
Толстой полюбил и тщательнейшим образом изучал искусство и быт Древней Греции. Не
парадная внешняя сторона прошлого, а интерес к уютной, чарующей своей теплотой,
"домашней" жизни определил в его произведениях особенности, казалось
бы, холодного стиля ампир, сближая представления о современном и прошлом.
В 1804 году Федор Толстой вышел
в отставку по настоянию императора Александра I. В своих «Записках» он вспоминает,
как государь, хваля его работу, заметил: «Я
обещал перевести вас в Кавалергардский полк, но так как у меня много кавалергардских
офицеров, и я могу их нажаловать сколько захочу, а художников нет, то мне бы хотелось,
чтобы вы при вашем таланте к художествам пошли по этой дороге». Федор Толстой
остается в Петербурге по настоянию императора, хотя в его намерения входило
бросить все и поступить в действующую армию, посылаемую Александром I на
защиту Австрии. С этого момента началась для Толстого совсем другая жизнь -
жизнь, полностью отданная служению искусству.
Ф.П.Толстой. Портрет В.Ф. Сухотина. Барельеф. Воск на
стекле. 1807. Третьяковская галерея
Портрет мичмана В.Ф.Сухотина,
с которым Ф.П. Толстой учился в Морском кадетском корпусе, создан скульптором
за год до его геройской гибели. В.Ф.Сухотин погиб в двадцатичетырехлетнем
возрасте, во время русско-шведской войны (1806 — 1808 гг.), уничтожив
сигнальные книги на шведском корабле, гемаме "Сторн-Биорн". По
композиции портрет Сухотина близок серии многочисленных семейных портретов,
выполненных Ф.Толстым в воске.
Ф.П. Толстой очень нуждался, жил
в подвале и неустанно при этом работал, совершенствуя свое мастерство. В 1806 году
он устроился на должность в Эрмитаж, и жизнь начала постепенно налаживаться. В 1809
году за четыре восковых рельефа он был избран почетным членом Императорской Академии
художеств. С 1810 по 1828 год работал на Монетном дворе «по медальерной части»
как медальер. Его связь с Санкт-Петербургской Академией художеств не прерывалась:
с 1825 по 1828 год Ф.П.Толстой преподавал в медальерном классе, а с 1842 года стал
профессором медальерного искусства.
Ф.П.Толстой. ( 1783 - 1873). Модели центральных
наружных дверей западного портала Храма Христа Спасителя в Москве.
Гальванопластика (медь), гальваностегия (позолота). 1843 - 1844. Русский музей.
За исполнение двенадцати дверей для Храма Христа Спасителя в Москве Ф.П.
Толстой в 1849 году получил звание профессора скульптуры Санкт-Петербургской
Академии художеств
В 1849 году за работы для Храма
Христа Спасителя в Москве получил звание профессора скульптуры. Ф.П.Толстой исполнил
модели для скульптур и барельефов, украшавших двенадцать дверей Храма. С 1828 по
1859 год граф Ф.П.Толстой был вице-президентом Санкт-Петербургской Императорской
Академии художеств, с 1859 по 1868-й назначался товарищем президента, с 1852 года
одновременно являясь управляющим художественным отделом Мозаичного заведения при
Академии.
Действительный член Королевской
академии в Берлине, почетный член Флорентийской Академии художеств, участник Парижского
салона, Ф.П.Толстой получил широкое признание еще при жизни. Свою художественную
деятельность он отразил в частично сохранившихся «Записках», которые вместе с «Воспоминаниями»
о нем Т.П. Пассек были переизданы в 2001 году. Художественная одаренность и человеческая
неординарность, присущая представителям рода Толстых, воплотилась в его «Записках».
В них есть описание курьезного случая, связанного с рельефным портретом Александра
I «в виде Родомысла», который был растиражирован «каким-то берлинским чугунным
заводчиком» по гипсовому слепку с вырезанной собственноручно Ф. Толстым формы
им же сочиненного портрета.
Ф.П.Толстой. Родомысл девятаго на десять века.
Барельеф. Воск на аспидном сланце. 1813 - 1814. Аллегорическое изображение
императора Александра I. Русский музей
«Многие из наших гвардейских
офицеров накупили в Берлине этих вылитых из чугуна портретов нашего царя и
привезли сюда в полном убеждении, что это произведение берлинского артиста, а
многие из них, покороче со мной знакомые, приносили мне показывать, чтобы поразить
меня искусством прусских медалиоров. Я предложил им потрудиться, если они умеют
читать по-русски, прочесть находящуюся под портретом подпись имени художника,
произведшего этот портрет, и показал им вылепленного мною из воску Родомысла
и вырезанную мною же с него в меди форму. Насчет же отливки из чугуна я
объяснил им, что тут нет никакого особого искусства и что всякой чугунный
заводчик так же отливает, как в Берлине и Париже, и Лондоне, и всюду». Т.П.
Пассек описывает похожий случай,
произошедший с Ф.П. Толстым в 1845 году в Риме у антиквара Висконти, который
демонстрировал Толстому свое прекрасное приобретение - бронзовую медаль, по его
мнению, сделанную в Париже, и очень ее хвалил.
Граф Толстой сразу же узнал
в ней одну из своих бронзовых медалей «Освобождение Москвы. 1812». Висконти
был изумлен и даже выразил свое сомнение, что столь тонкая работа была
выполнена в России, но пришел в восторг, узнав, что эта медаль одна из
двадцати, сочиненных и резанных собственноручно графом Федором Толстым по
случаю войны 1812 — 1814 годов по собственной восковой модели.
Ф.П.Толстой. Подвиг брига «Меркурий». Воск на аспидном
сланце. 1837. Третьяковская галерея. Бриг «Меркурий» - 20 пушечный корабль Черноморского
флота, экипаж которого совершил подвиг во время русско-турецкой войны 1828 - 1829
годов и удостоен высокой награды - права носить Георгиевский флаг.
Барельеф "Подвиг брига
"Меркурий" единственный сохранившийся до наших дней оригинал в воске
из серии медальонов, посвященных войнам с Турцией и Персией 1826 - 1829
годов. Вся серия из двенадцати медальонов в технике гальванопластики хранится
в Государственном Русском музее. Подвиг брига «Меркурий» один из незаслуженно
забытых в настоящее время эпизодов отечественной истории. Небольшой русский
корабль в неравной схватке победил два турецких линейных корабля. Бриг получил
22 пробоины в корпусе, более 300 повреждений в парусном снаряжении, ему
неоднократно пришлось тушить пожары, но он ушел от преследователей и,
сохранив боевые качества, присоединился к русской эскадре. Название «Память
Меркурия» присваивалось кораблям Черноморского флота. В Севастополе поставлен
памятник капитану «Меркурия» с надписью: «А.И. Казарскому. Потомству в пример».
В аллегорическом барельефе Ф.П.Толстого «Меркурий», обнаженный юноша, с
победно развевающимся над ним Андреевским флагом, который, словно античный
герой между Сциллой и Харибдой, проходит невредимым меж двух морских гигантов,
замахнувшихся на него огромными палицами.
Ф.П.Толстой. Автопортрет с семьей. Фрагмент. Горельеф.
Воск на стекле. 1812. Третьяковская галерея. Изображены Ф.П. Толстой, его жена
А.Ф. Дудина, дочь Елизавета и пудель Гектор. По воспоминаниям М.Ф. Каменской,
Ф.П. Толстой был очень счастлив со своей первой женой, ставшей его музой. Это была
лучшая пора его творчества
Одно из лучших произведений мастера
- "Автопортрет с семьей", исполненный особой теплоты и сердечности человеческих
чувств. В струящихся тканях античных одежд портретируемые пребывают в состоянии
созерцательности и покоя. Толстой мастерски владеет пластической формой, искусством
композиции, оживляя пластические массы, заставляя их жить вечной жизнью истинного
произведения искусства. На переднем плане фигуры почти приближаются к круглой пластике,
затем скульптор постепенно снижает высоту рельефа, уводя глаз зрителя в
глубину, где полупрозрачный воск легкой дымкой намечает листву деревьев, сквозь
которую просвечивает аспидный фон. "После моей свадьбы через положенное
природою время родилась у нас вчера дочь. О небесной радости, которою мы с
женой были исполнены при первом взгляде на нашего ребенка, говорить
невозможно. Подобные чувства не могут быть переданы ни словами, ни пером, их
можно только чувствовать, ими наслаждаться, но никогда - постигнуть их
посредством письма и рассказов. Языка чувств, души и сердца мы не имеем, а язык
же ума, которым мы владеем, слишком недостаточен, в лексиконе его нет слов,
которые могли бы передавать в полной силе, как чувствуется душой и сердцем".
Так вспоминал Ф.П.Толстой в своих «Записках» радостное событие своей жизни и
сумел передать это состояние "небесной радости" в «Автопортрете с
семьей» в 1812 году.
Ф.П.Толстой. Бородинская битва 1812 года. Медальоны из
серии, посвященной Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813 -
1814 годов. Барельеф. Воск на аспидном сланце. 1816. Русский музей
Ф.П.Толстой. Бой при Малом Ярославце в 1812 году.
Барельеф. Гипс тонированный. 1819. Третьяковская галерея.
Знаменитая серия гипсовых медальонов,
посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813 -1814 годов,
пользовалась огромной популярностью, неоднократно повторялась в различных материалах
и видах искусства, от медальерного до монументально-декоративного. В 1834 — 1836
годах А.П.Лялиным и А.А.Клепиковым были изготовлены медали. Увеличенные повторения
медальонов украшают Александровский зал южного корпуса Зимнего дворца. Для этого
по рисункам Ф.П.Толстого были выполнены еще четыре медальона: «Занятие Варшавы»,
«Взятие Бремена», «Взятие Касселя», «Сражение при Госсе».
Ф.П.Толстой. Одиссей убивает женихов Пенелопы.
Барельеф из серии на сюжеты поэмы Гомера «Одиссея». Гальванопластика (медь),
гальваностегия (серебрение). 1820. Третьяковская галерея. Одиссей пронзает
стрелой Евримаха. На помощь Одиссею и трем его соратникам приходит богиня Афина
в образе друга Одиссея Ментора. Никто не спасся от праведного гнева Одиссея,
все убиты. Только дивный певец Фемий, положив на пол свою цитру, на коленях
умолил Одиссея пощадить его, да старик Медонт, преданный Телемаху и Пенелопе,
прятавшийся от гнева Одиссея под коровьей кожей, оставлен в живых по просьбе
Телемаха. Впоследствии глашатаю Медонту удастся своей речью предотвратить расправу
родственников погибших женихов над Одиссеем и его семьей
Не менее известна серия из четырех
барельефов на сюжеты поэмы Гомера «Одиссея». Повторения серии в гипсе и в технике
гальванопластики находятся во многих музеях России и за рубежом. В Государственном
Русском музее имеются медные формы, выполненные Ф.П. Толстым в 1818, 1820 и 1822
годах. Восковой барельеф «Пир женихов Пенелопы» 1814 года и исполненный автором
на тот же сюжет, по модели 1818 года, в технике гальванопластики позволяет увидеть
мастерство скульптора в различных материалах. Римский антиквар Висконти привел к
Ф.П.Толстому лучшего в Риме резчика Б.Боканино, чтобы показать ему вырезанные графом
в меди, а также отлитые гальванопластическим способом композиции «Одиссеи». Тот
долго расспрашивал его об этом искусстве, не предполагая возможным делать такие
сложные барельефы, с множеством фигур, греческих зданий и внутренних украшений.
По воспоминаниям Т.П.Пассек, итальянцы «еще не знали гальванопластического способа
осаждать из раствора синего купороса медь в медные формы, а производили это только
в восковые, стеариновые или гипсовые формы, ...с медалей и других небольших вещиц,
натертых графитом». Граф показал ему, как он делает свои слепки простым способом
в стеарине, воске и глине, покрытой графитом, но не открыл, как это делают в медные
формы, «оставляя им самим догадаться». Итальянский резчик не хотел верить, что в
России производят способом гальванопластики большие статуи. В 1840 году в Санкт-Петербурге
было создано первое гальванопластическое предприятие. Метод гальванопластики предложил
в 1838 году Б.С.Якоби - русский физик и изобретатель. Орнаментальная и фигурная
позолоченная скульптура для Исаакиевского собора и Храма Христа Спасителя была выполнена
в середине XIX века способом гальванопластики и гальваностегии - нанесения защитных
или декоративных покрытий на поверхность металлических изделий методом электролитического
осаждения: золочение, а также - серебрение, никелирование, хромирование и так далее.
Ф.П.Толстой. Морфей. Бюст-герма. Мрамор. 1852.
Третьяковская галерея. Русский музей. Морфей в греческой мифологии бог
сновидений, сын Гипноса - божества, олицетворяющего сон. Иносказательно Морфей
- сладкий сон
В круглой пластике Толстой исполнил
несколько скульптурных памятников и бюстов. Мраморный «Морфей» одно из лучших его
произведений в круглой скульптуре. Фронтальная постановка бюста, обращение к форме
античной гермы, четкость линий, ясность форм сближают это произведение с портретными
скульптурами мастеров классицизма и вводят в заблуждение даже маститых искусствоведов,
предполагающих, что Толстой использовал античный прототип, например, бюст Амона
из Геркуланума. Но, в облике Морфея узнаются автопортретные черты, хоть в целом
скульптура и производит впечатление памятника античного времени.
Один из современников декабриста
Марлинского писал ему: «Я не знаю, чем бы я ни пожертвовал за слепок Морфея графа
Толстого. Много длинных ночей провожу я, но один взгляд на Морфея наверно бы усыпил
меня сладким сном, сном безмятежным». П.Каменский в «Отечественных записках» 1839
года писал, что современная критика считала голову Морфея «удивительным созданием
художника».
Федор Толстой прожил долгую жизнь,
оставаясь большим мастером, «одиноким жрецом умершей красоты... среди полного разложения
искусства... мещанского безвкусия» (Н. Врангель). Он умер на девяносто первом году
жизни и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его единственный
ученик и последователь, Павел Петрович Уткин, умер раньше него, в 1852 году. Однако
талант Толстого, который «чувствовал красоту вместе с вереницей предков», на протяжении
двух столетий был популярен, востребован, современен не только в России, но и за
рубежом. Его произведения служили моделями для художественных заводов Германии,
Франции, Италии, России, тиражировавших в фарфоре, чугуне, гипсе, мраморе, гальванопластике,
незабываемые по тонкости и изяществу рельефы, бесподобно созвучные и прошлому, и
настоящему, благодаря ясности их аллегорического содержания, изысканности и безупречности
их исполнения. Произведения Ф.П. Толстого и сейчас вызывают восхищение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий