Ван Гог и модернизм
Источник: Шумов А., Махов Н. Ван Гог и модернизм. / А.
Шумов, Н. Махов.// Юный художник. – 1991. - № 8. – с.32-37. – (Рубрика: XX век: время, страны, мастера)
В мировом искусстве есть художники,
многое давшие последующим поколениям. И все же Ван Гога даже в чинном ряду
классиков следует принимать по особому счету. Выставки его всегда полны
посетителей, как любопытствующих, желающих найти ответы на волнующие вопросы,
приобщающихся, к культурной жизни, так и серьезных ценителей, хотя при жизни
творца общество не сумело понять и не приняло сверкающих, источающих свет произведений.
У Ван Гога не было прямых продолжателей,
как принято говорить, школы, но его влияние на последующие поколения художников
всего XX века оказалось огромно, его творчество породило массу поклонников. Количество
подделок, наполнявших художественный рынок, вторило росту посмертной известности
и популярности художника.
Ван Гог. Подсолнухи. Масло. 1889. 95 X
73.
Выставки начала века, издание
переписки в 1905 году, монографии, хлынувшие в 1910-х годах, настоящий бум популярности
в двадцатые-тридцатые годы, когда выходят беллетристические произведения, фильмы
о Ван Гоге.
Художник предугадал некий закон
образного восприятия, ставший ныне почти непреложным. Недаром говорят о «вечно
человеческих качествах его могучих чувств, взывающих к нашему времени как крик
проносящейся птицы».
Ван Гог был реалистом по сути,
он ничего не выдумывал специально, не доверялся излишнему полету фантазии, его
темы взяты из окружающей жизни — пейзажи, проникновенные образы простых людей,
любовное запечатление их быта. Его волновали сюжеты в чем-то архаичные, особенно
если задуматься над тем, что это было время начала научно-технической революции.
Он обладал удивительным умением
через минимальное поведать окружающим максимум сведений и впечатлений, дать богатство
ассоциаций, указать на постоянную изменчивость окружающего мира, мог обнажить всеобщую
взаимозависимость, трудно объяснимые связи между невидимой сутью вещей и природой.
Произведениям Ван Гога свойственна притчевость, философичность.
Ван Гог. Ствол старого дерева. Масло.
1888. 92 X 72,4.
Например, что может быть привлекательного
в старом стволе дерева? Все пространство почти заслоняет монументальный комель
ствола, вцепившийся, вросший в землю, с потрескавшейся шершавой корой, лишенный
блеска и очарования молодости. Суровые следы прожитого, борьбы за существование
на фоне спокойной линии горизонта с зеленой растительностью и мирными деревенскими
постройками — залогом новых дарованных судьбою дней — с еще большей силой подчеркивают
настораживающий драматизм бытия.
Ван Гог. Спальня Винсента в Арле. Масло.
1889. 73,6 X 92,3.
Или знаменитая «Спальня Винсента
в Арле», названная также «Желтая комната». С подробностями повседневной обстановки
и каким-то особенно уютным молчанием, как бы предлагающим отдохновение среди привычных
предметов обихода и мебели, пронизанных теплом человеческого чувства. Храмом, посвященным
богу солнца и символизирующему его желтому цвету — вот чем станет южная мастерская.
Дом желтого цвета, «обитель друзей» будет «обителью света», мечтал художник.
Ван Гог. Надзиратель лечебницы Сен-Поль.
Масло. 1889. 60 X 46.
В портрете «Надзиратель лечебницы
Сен-Поль» сморщенное яблоко-лицо, пронизывающий, цепкий взгляд. Образ настолько
выразителен, что не обращаешь внимания на немасштабность черт лица, некоторую
их сдвинутость. Во взгляде надзирателя больницы сотни потрясений, способных сломить,
потрясений, выковавших человека твердого нрава.
Живопись или рисование, любая
художественная деятельность для Ван Гога была интеллектуальной работой,
основанной на «чистом расчете». Ван Гог считал, что он действует в таких же
условиях, что и «актер на сцене, играющий трудную роль и вынужденный держать в
уме сотню разных вещей одновременно в течение какого-то получаса» — по утверждению
Анри Перрюшо.
Такая безжалостная, в чем-то жестокая,
но спокойная и уверенная последовательность в достижении цели неминуемо должна
была послужить образцовым примером. Ван Гог стал символом нравственной
стойкости, самоотверженного противостояния враждебным выпадам и агрессивным
нападкам со всех сторон, не говоря уже о ситуации одиночества, отсутствии
успеха, сомнений в себе.
Художники стали первыми настоящими
ценителями творчества Ван Гога. Он сам обменивался картинами с Гогеном и Бернаром.
Причем это носило характер полемики-послания. Например, на картину со стволом дерева
откликается Гоген, а затем вновь подобный мотив пишет Ван Гог. Понимая ценность
творений голландца, многие мастера старались заполучить его работы.
«Красные виноградники в Арле
(Монмажур)», масло, холст (04.11.1888) https://www.strofiliawines.gr/sites/default/files/styles/cgalleryimg/public/03-red-vineyard-in-arles.jpg?itok=0EBJSOde
Единственная картина, проданная
при жизни Ван Гога, «Красные виноградники в Арле», находящаяся теперь в Государственном
музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, приобретена именно художницей
— Анной Бош. Живопись Ван Гога можно увидеть у Писсарро, Родена, Явленского, Моля,
графику — у Матисса.
Между тем не волевой склад натуры
и не притчевость образного замысла произведений влекли к творческому наследию мастера
последующие поколения живописцев. В условное изобразительное пространство холстов
Ван Гога было заключено нечто иное, куда более важное, без чего, в сущности, не
могло состояться ни одно сколько-нибудь значительное творение искусства XX века.
В неистовом духовном темпераменте художника был заключен дар созидания, позволяющий
не просто отстраненно воспринимать окружающую картину бытия, а как бы реально
творить ее в своем сознании заново.
Ван Гог. Башмаки. 1886. https://regnum.ru/pictures/2185892/1.html
Невзрачный, подчас отталкивающий
своей неэстетичностью мотив или предмет, как, например, стоптанные, искореженные
расстояниями долгих дорог ботинки, неузнаваемо преображаются на плоскости холста.
Кажется, изображение воссоздано не рукотворно, кистью, но по внематериальному
мановению сокровенного эмоционального движения. Именно пронзительное «психологическое»
состояние натуры, словно пребывающей в интимном пространстве души художника, обрело
исключительную важность для мастеров новейшего времени. Их неотступно влекла проблема
образного психологизма его искусства, интриговал индивидуальный метод познания
им действительности, выраженный в чисто ван-гоговской «одушевленности».
«Дышать, чувствовать, двигаться могут куст, дерево, дорога,
космос — у Ван Гога страдают даже камни. Вот почему малое и великое зачастую взяты
у него в одинаково огромном художественном масштабе. Самой же существенной стороной
этого метода было то, что мерилом всего, началом начал неизменно оставался человек»,— подметил Анри Перрюшо.
А цвет!.. Цвет полотен Ван Гога,
тот самый, способный целиком завладеть вашим сознанием, произвести душевную смятенность,
осуществиться в человеке катарсисом...
Я. Тоороп. Мужчина, убирающий фасоль.
Уголь, пастель, масло. 1903. 48 X 61.
Голландский живописец Ян Тоороп
заимствовал у соотечественника остроту ломкой линии, пронзительную чеканность
силуэта, жестко очерченного черным штрихом. В основу повествовательной канвы
его произведений он зачастую непосредственно брал целые сюжеты или отдельные
мотивы, изначально разработанные Ван Гогом. Тооропа вдохновлял подлинный
демократизм ван-гоговского мировосприятия.
Французские фовисты, Матисс,
Дерен, Вламинк, Ван Донген, Дюфи, Брак, были буквально зачарованы силой
энергии, исходящей от интенсивных, глубоких по тону красок первозданной
чистоты. Накал контрастов плотных цветовых заливок его полотен, стихийный порыв
ошеломляющей динамики пунктира мазков увлекали их чувства, раскрепощали воображение.
Пикассо потрясла в нем самозабвенность страсти, предельность человеческого
страдания, вобравшего все происходящее на земле.
Крупнейшему австрийскому художнику
Густаву Климту и наряду с ним живописцам «Синего всадника» — Кандинскому, Марку,
Явленскому, Клее оказались близки иносказательность обобщающего символизма и
плоскостная декоративность цветовой полифонии Ван Гога.
И, наконец, немецких экспрессионистов
Кирхнера, Нольде, Хеккеля, Пехштейна, прямых продолжателей художественной
программы голландского мастера, захватили боль и страдания, воплощенные в его
полотнах, моральное мученичество изгоя, человека, оставленного один на один с
внешней, враждебной ему средой.
П. Гоген. Синие деревья. Масло. 1888. 92
X 73.
Ван Гог был воистину
образованным художником, огромен масштаб его духовных интересов. Он знал несколько
языков, самостоятельно переводил Библию, обладал прекрасной зрительной памятью.
Ван Гог досконально ориентировался в событиях мира искусства — представлял себе
культуру импрессионизма, символистов, японскую гравюру. Много и увлеченно читал
великих французских романистов XIX века. Короче, был воспитан в соответствии с уровнем
знаний своего времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий