Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
27 июня (14 июня старого
стиля)
… отречение от креста есть
отречение от Христа. А отречение от Христа — это отречение от Бога, потому что
Господь сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Сколько бы
человек про себя ни думал, каких иллюзий ни строил, это все никакого отношения
к подлинной духовной жизни не имеет.
Поэтому, если мы хотим — каждый в свою меру, конечно, — достичь жизни духовной, которая есть Небесное Царство, мы должны начинать исполнять заповеди, себя стараться жалеть все меньше, учиться отрекаться от себя, учиться не своего искать, а искать славы Божией.
Поэтому, если мы хотим — каждый в свою меру, конечно, — достичь жизни духовной, которая есть Небесное Царство, мы должны начинать исполнять заповеди, себя стараться жалеть все меньше, учиться отрекаться от себя, учиться не своего искать, а искать славы Божией.
Пророк Елисей (IX в. до Р.Х.)
Святой пророк Елисей жил в IX
веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По
повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля).
Когда настало время
взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: "Проси, что сделать
тебе, прежде нежели я буду взят от тебя". Елисей дерзновенно испросил для
дела Божия сугубую благодать: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне
вдвойне". Пророк Илия сказал: "Трудного ты просишь; если увидишь как
я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет" (4
Цар. 2, 9 - 10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная
колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: "Отец мой, отец
мой, колесница Израилева и конница его!" (4 Цар. 2, 12). Подняв упавшую с
неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1300.htm
… Понятно, что за Христом не слишком много
народу пошло. Это естественно для падшего человека, потому что он любит свою
плоть, он любит себя и не способен на любовь к ближнему, любовь к Богу. Поэтому
Господь избрал только некоторых, кто был к этому способен. И они этим путем
прошли и эту способность доказали: кому из них голову отрубили, кого распяли
на крестах. Это были настоящие люди. И в наше время скольких при советской
власти перестреляли, сколькие в тюрьму пошли только за то, что не хотели от
отца отрекаться. Вот, говорят, твой отец священник, мы его расстреляли, напиши,
что ты от него отрекаешься, тогда в университет поступишь, а так ты —
пораженный в правах.
Некоторые так и делали, и жили благополучно. В душе, конечно, не отрекались, в душе все веруют, все хорошие — а на деле-то отреклись. Как и большинство людей, в душе верующих: они давно от Бога отказались, ничего в них Божия нет, ни в одном поступке, ни слове, ни мысли, потому что отказались от креста.
Некоторые так и делали, и жили благополучно. В душе, конечно, не отрекались, в душе все веруют, все хорошие — а на деле-то отреклись. Как и большинство людей, в душе верующих: они давно от Бога отказались, ничего в них Божия нет, ни в одном поступке, ни слове, ни мысли, потому что отказались от креста.

Благоверный князь Мстислав, во Святом Крещении Георгий, Храбрый, Новгородский (1180) . Благоверный князь Ростислав Мстиславич Смоленский (память его 14 марта), впоследствии вел. князь киевский, твердо соблюдал заветы своего великого деда Владимира Мономаха: благочестие и дела милосердия, воинская доблесть и любовь к просвещению стали наследственными в этой семье.
Он был прекрасен собой
и добродетелен, чтил духовенство и был милосерд к убогим и больным и заботился
о них. Дружину свою он любил и не жалел для нее ни злата, ни сребра, а для себя
не оставлял ничего. Когда он видел христиан утесняемых, он говорил им: «Братья,
не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть нам за Русскую землю;
если умрем — очистимся от грехов наших и Бог вменит нас с мучениками; все равно
умрем сегодня или завтра, так умрем же с честью!» И он вдохновлял их мужеством,
так как сам жаждал умереть за Русскую землю и бился от всего сердца. Он никого
не боялся на земле, но Бога боялся и потому старших чтил и слушался их. Раз он
хотел воевать с князем полоцким, но старший брат его, Роман, послал ему
сказать: «Если будешь с ним воевать, увидишь меня против себя!» И князь
Мстислав смирился и не стал воевать. https://religion.wikireading.ru/202586
… Среди христиан больше,
конечно, людей простых, но бывали и министры, и князья. Каждый на своем месте
должен служить Богу. Не свою шкуру спасать, сидеть в ставке, когда другие
где-то за тебя кровь проливают, а ты: этот туда, этот сюда, здесь двести тысяч
положим, здесь полтора миллиона угробим. Сам спит спокойно, курочку ест, а
другие жизнью рискуют. Нет, так благоверные князья не поступали. Война — на
коняшку сел и первый поехал. Потому что он понимал: я князь, это мой народ, я
должен его защищать. Поэтому их и причисляли к лику святых. Не потому, что он
князь, а потому, что он свою кровь проливал, а не чужую. Это большая разница.
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (XIV) был основателем Пешношского монастыря. В
юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и
провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного
Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию.
Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников,
желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить
обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии,
"пеш" нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть
Пешноша.
С 1391 года
преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за
две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных
бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила
название "Беседа".
Преподобный Мефодий
был погребен (+ 1392) в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была
сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского.
Начало местного празднования относят к концу XVII - началу XVIII века. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1303.htm
… Чтобы духовную жизнь
постичь, не нужно быть каким-то интеллектуалом. Нужно только Евангелие знать и
принять его сердцем. А уже когда Дух Святой приходит, Он может сделать человека
образованным. Если мы почитаем послания апостола Петра, мы увидим, какая в них
премудрость. А ведь это простой рыбак. Поезжай на Белое море или на Балтийское,
поговори с рыбаками. Что ты услышишь? А Петр — какой рыбак! Откуда у него такая
премудрость? Почему такая благодать капает из его уст? Потому что он святой,
потому что он приобщился к Богу и Бог сделал его свободным.
Старец Силуан был тоже простой мужик, уехал на Афон спасаться, молился, стал святым. И к нему приезжали многие ученые люди. И духовный его сын отец Софроний, написавший о нем книгу, тоже очень премудрый человек, знал много языков, но такого общения с Богом, как Силуан, он не имел. У Силуана спрашивали: «Отче, откуда ты все знаешь, хотя газет не читаешь, радио не слушаешь?» Телевидения тогда на Афоне, конечно, не было. А он говорил: «Господь просвещает». Потому что действительно у святых поразительное ведение. Вот читаешь пророков Моисея, Исайю или апостола Павла и думаешь: как же они могли знать, что будет через несколько тысяч лет? Ну как это возможно предсказать? Мы не можем даже предположить, что за жизнь будет через тысячу лет, а они это говорили. Потому что человек, когда имеет общение с Богом, становится сам богом. А для Бога нету времени, для Него нет ни прошлого, ни настоящего.
Когда мы начинаем читать какую-то книгу, мы еще не знаем, что будет в конце, а автор знает, потому что он сам ее написал. И автор той книги, которую все мы читаем, то есть нашей жизни, — Бог. Мы твари, или, по-русски более ласково звучит, творения, и мы проживаем жизнь заново. Вот родился маленький человек — он вступает в этот мир и проживает новую жизнь. И Христос хочет этого человечка спасти, чтобы он Царствия Небесного достиг. А мир хочет его погубить, развратить, отнять у него то малое духовное, что в нем еще осталось. Такая борьба происходит за каждого человека между Христом и миром. Кто в ней победит?
Старец Силуан был тоже простой мужик, уехал на Афон спасаться, молился, стал святым. И к нему приезжали многие ученые люди. И духовный его сын отец Софроний, написавший о нем книгу, тоже очень премудрый человек, знал много языков, но такого общения с Богом, как Силуан, он не имел. У Силуана спрашивали: «Отче, откуда ты все знаешь, хотя газет не читаешь, радио не слушаешь?» Телевидения тогда на Афоне, конечно, не было. А он говорил: «Господь просвещает». Потому что действительно у святых поразительное ведение. Вот читаешь пророков Моисея, Исайю или апостола Павла и думаешь: как же они могли знать, что будет через несколько тысяч лет? Ну как это возможно предсказать? Мы не можем даже предположить, что за жизнь будет через тысячу лет, а они это говорили. Потому что человек, когда имеет общение с Богом, становится сам богом. А для Бога нету времени, для Него нет ни прошлого, ни настоящего.
Когда мы начинаем читать какую-то книгу, мы еще не знаем, что будет в конце, а автор знает, потому что он сам ее написал. И автор той книги, которую все мы читаем, то есть нашей жизни, — Бог. Мы твари, или, по-русски более ласково звучит, творения, и мы проживаем жизнь заново. Вот родился маленький человек — он вступает в этот мир и проживает новую жизнь. И Христос хочет этого человечка спасти, чтобы он Царствия Небесного достиг. А мир хочет его погубить, развратить, отнять у него то малое духовное, что в нем еще осталось. Такая борьба происходит за каждого человека между Христом и миром. Кто в ней победит?
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий