Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
23 июня (10 июня старого
стиля)
…Кто-то говорит: «Хорошо, я
не буду прелюбодействовать, я не буду воровать, я не буду убивать, но буду
пить» или «Я не буду пить, не буду убивать, но буду немножко воровать,
чуть-чуть, коробок спичек каждый день». Все, Царствия Небесного он не
наследует. Пускай другие миллионы воруют, а третьи — миллиарды, но он Царствия
Божия не увидит как своих ушей, потому что он тоже вор. Даже если он крадет не
коробок спичек, а из коробка вынимает одну спичку, ломает пополам и берет эту
половинку, то он все равно вор, потому что он украл, он взял то, что ему не
принадлежит. Важно не сколько взял, а важно, что взял. Вот в чем важность.
Икона Божией Матери ''Умягчение злых сердец'' или
«Семистрельная» Чудотворная икона
Божией Матери «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ», или «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ». Еще одно название
этой иконы — «Симеоново проречение», ибо связана она с евангельским рассказом о
Сретении Господнем (Лк. 2, 22—35). Когда Иосиф и Дева Мария — «как предписано в
законе» — понесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, встретил их праведный и
благочестивый человек Симеон, пришедший в храм «по вдохновению». А было Симеону
Духом Святым предсказано, что не умрет он, пока не узрит Мессию. И узнал он в
Младенце Иисусе ожидаемого. И благословил Симеон Иосифа и Марию, дивившихся
странным речам его, и сказал Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание
многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет в душу», —
предрек он Ее сострадание Сыну Человеческому на Голгофе.
Этот образ «оружия
печали и болезни сердечной» буквально изображен на «Семистрельной». Число семь
в Священном Писании означает законченность, полноту чего-либо: полную чашу горя
испила Божья Матерь. Оружие, пронзающее Ее душу, иконописцы видели по-разному:
то как мечи, то как стрелы. Различно и
расположение их: по три справа и слева и один внизу или четыре и три с двух
сторон. Главное, что число семь явлено с нарочитой определенностью — в
асимметрии ли образа (три и четыре), в композиции ли разящего треугольника.
Замечательно, что
«Семистрельная» икона в Православии стала почитаться не только в согласии с
прямым ее смыслом — как заступница, защитница, сострадательница испытывающим
муки, но и как образ, которому молились об «умягчении злых сердец» — тех, кто
творит зло, не чувствуя чужой боли. Но зло не безответно: рано или поздно оно
вызывает противодействие, а очень часто и ответное злосердие. Потому следующая,
третья, степень молитвенного обращения к чудотворному образу «Семистрельной» —
о умиротворении враждующих.
… Раз мы пришли в церковь,
значит, мы в Бога веруем, но наша беда в том, что у нас нет веры слову Божию,
мы как бы не замечаем того, что Бог говорит. Возникла даже такая поговорка:
«Нельзя, но если уж очень хочется, то можно». Вот лежит какая-то вещь, смотрим,
вокруг никого нет и можно ее взять. Если эта вещь пустяковая, мы вполне можем
это искушение преодолеть, а если она нам нужна или она очень дорогая, то
преодолеть уже сложнее. И у каждого есть такой уровень, когда он преодолеть
соблазн не может: никак не может отказаться от лишнего стакана вина, не может
отказаться от папироски, не может отказаться от того, чтобы кого-то не
облаять. Все родители понимают, что при ребенке ссориться нельзя, потому что
они тем самым подрывают авторитет друг друга и ребенок перестает их слушаться,
перестает уважать. Но преодолеть соблазн высказать то, что он в данный момент
ощущает, человек не может, и начинается скандал. А почему? А потому что одно
дело теоретически знать, что это вредно, а другое — реально это ощущать.
Если любому человеку, самому грешному, показать ад, он никогда больше не будет грешить, потому что в тот же миг умрет от инфаркта, ни одно сердце не сможет этого выдержать. Но Господь хочет, чтобы человек творил добро не по принуждению, а по склонности к самому добру. Вот для чего нужна вера. Поэтому веруем ли мы в то, что слово Божие благо и оно для нас спасительно, или мы из этого слова выбираем тот маленький уровень, который для нас удобоисполним, вместо Православия избираем какую-то маленькую секточку и исполняем только то, что нам удобно? Но Христос неделим, поэтому мы должны принимать всё; если же мы не принимаем какой-то части, то мы не принимаем Его целиком.
Если любому человеку, самому грешному, показать ад, он никогда больше не будет грешить, потому что в тот же миг умрет от инфаркта, ни одно сердце не сможет этого выдержать. Но Господь хочет, чтобы человек творил добро не по принуждению, а по склонности к самому добру. Вот для чего нужна вера. Поэтому веруем ли мы в то, что слово Божие благо и оно для нас спасительно, или мы из этого слова выбираем тот маленький уровень, который для нас удобоисполним, вместо Православия избираем какую-то маленькую секточку и исполняем только то, что нам удобно? Но Христос неделим, поэтому мы должны принимать всё; если же мы не принимаем какой-то части, то мы не принимаем Его целиком.
Богоматерь «Нерушимая стена». Мозаика Собор Святой
Софии. Киев. XVII в. Этот образ Божьей Матери считается
прекрасным произведением искусства, и говорят, что Она по-настоящему чудотворна
и целительна. Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Данная святыня
выполнена в стиле мозаики. Божья Матерь представлена в позе Оранты («Оранта»,
от лат. orans — молящийся), то есть молящейся, с воздетыми к небу руками подняв
руки к небу, на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом
камне Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот
жест описан в Книге Исход. 17.11).
Сохранилось старинное
описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси.
Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее
защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион,
которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках.
Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое
плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней.
Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама,
Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
Главным местом иконы
Божьей Матери «Нерушимая стена» всегда был Софийский собор в Киеве. Образ
расположен у главного алтаря над горным местом. Такое название она получила
благодаря своей нерушимости. Ведь образ Божьей Матери в Киевском монастыре
пережил бесчисленное количество бедствий и войн за много веков, но, тем не
менее, остался неповрежденным.
Это доказывает чудо нерушимости данной святыни, так как ее не затронули ни пожары, ни стихии. Хотя сам собор Св. Софии и сам Киев были не раз разграблены и разрушены. Это случайность? Или настоящее чудо? А может что-то уникальное и таинственное для человеческого разума? Кто это знает? Именно поэтому христиане ищут защиту у нее от всех недугов и негативных воздействий http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1128142
Это доказывает чудо нерушимости данной святыни, так как ее не затронули ни пожары, ни стихии. Хотя сам собор Св. Софии и сам Киев были не раз разграблены и разрушены. Это случайность? Или настоящее чудо? А может что-то уникальное и таинственное для человеческого разума? Кто это знает? Именно поэтому христиане ищут защиту у нее от всех недугов и негативных воздействий http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1128142
… В день Пятидесятницы Господь
послал Святого Духа Утешителя на апостолов. Они увидели, как огненные языки
сходят с неба и, скручиваясь, входят в каждого из них, и почувствовали, что с
ними произошло что-то необыкновенное, что-то сверхъестественное. И
действительно, они совершенно изменились, они даже получили способность
говорить на разных языках — на языках тех людей, которые из разных стран пришли
в Иерусалим на праздник.
В истории Церкви есть одно описание — «Беседа Мотовилова со старцем Серафимом». Когда преподобный Серафим Саровский помолился, на его друга Мотовилова сошел Святой Дух и он, стоя на земле, оказался на небе. То же самое испытали ученики Христовы. Когда они приняли в себя Духа Божия, Он изменил их природу. Он из грешных людей, подобных нам, сделал их святыми, то есть их душа сочеталась с Духом Божиим и стала с Ним как бы одно целое. Благодаря этому они получили ту же животворную силу, которую имеет Сам Бог, и Бог стал через них действовать так же, как действовал через Иисуса Христа.
Благодать есть благой дар. Нельзя ее заслужить, нельзя купить, нельзя Бога заставить войти в себя. Можно только приуготовить себя, как апостолы приуготовили всей своей жизнью, и принять этот дар. Когда человек проходит все ступени возрастания в благодати Божией начиная со смирения, нищеты духовной, то в конце своего духовного пути он получает эту небесную радость. Все люди, которые сподобились этой небесной радости, дара Святого Духа, так и говорят, как сказал апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией?» Никакое страдание тела, никакие ограничения свободы или насильственная смерть не могут ее не только отнять, а даже и погасить и умалить. Это радость, о которой Господь сказал: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Когда-то на святых апостолов сходил Святой Дух и сходит на святых по-прежнему, а мы к этому не причастны. Мы являемся свидетелями чужого пира. Мы пришли на брачный пир в небрачной одежде. В нем все святые угодники Божий участвуют, а мы в стороне стоим только и облизываемся, и даже не облизываемся, потому что нам никакого до этого и дела нет. А нужно все время трезвиться, нужно все время проникать в самую глубь того, что сказал Христос, чему Он нас учил, что Он хочет нам сообщить, как Он хочет нас спасти, в чем состоит это спасение.
В истории Церкви есть одно описание — «Беседа Мотовилова со старцем Серафимом». Когда преподобный Серафим Саровский помолился, на его друга Мотовилова сошел Святой Дух и он, стоя на земле, оказался на небе. То же самое испытали ученики Христовы. Когда они приняли в себя Духа Божия, Он изменил их природу. Он из грешных людей, подобных нам, сделал их святыми, то есть их душа сочеталась с Духом Божиим и стала с Ним как бы одно целое. Благодаря этому они получили ту же животворную силу, которую имеет Сам Бог, и Бог стал через них действовать так же, как действовал через Иисуса Христа.
Благодать есть благой дар. Нельзя ее заслужить, нельзя купить, нельзя Бога заставить войти в себя. Можно только приуготовить себя, как апостолы приуготовили всей своей жизнью, и принять этот дар. Когда человек проходит все ступени возрастания в благодати Божией начиная со смирения, нищеты духовной, то в конце своего духовного пути он получает эту небесную радость. Все люди, которые сподобились этой небесной радости, дара Святого Духа, так и говорят, как сказал апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией?» Никакое страдание тела, никакие ограничения свободы или насильственная смерть не могут ее не только отнять, а даже и погасить и умалить. Это радость, о которой Господь сказал: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Когда-то на святых апостолов сходил Святой Дух и сходит на святых по-прежнему, а мы к этому не причастны. Мы являемся свидетелями чужого пира. Мы пришли на брачный пир в небрачной одежде. В нем все святые угодники Божий участвуют, а мы в стороне стоим только и облизываемся, и даже не облизываемся, потому что нам никакого до этого и дела нет. А нужно все время трезвиться, нужно все время проникать в самую глубь того, что сказал Христос, чему Он нас учил, что Он хочет нам сообщить, как Он хочет нас спасти, в чем состоит это спасение.
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и
всея Сибири (1715) О жизни
Святителя в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив, о
бедных сострадателен, милостив".
Часто он помогал
людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся
щедрую милостыню со словами: "Приимите во Имя Иисуса Христа". Его дом
в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешення.
Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной
литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу
для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со
всеми. Святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне
скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе
святителя Иоанна Златоуста
Тобольского Успенского-Софийского собора. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1275.htm
… Воскресший Господь явился
сперва Марии Магдалине. Она пошла и возвестила об этом ученикам Христовым, но
те ей не поверили. Потом Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. И когда
они рассказали об этом остальным ученикам, те опять не могли поверить. Хотя
ученики очень скорбели, что Господь их оставил, плакали и рыдали, как сказано,
тем не менее они не поверили свидетелям Его воскресения. Господь столько раз им
говорил, что Он должен пострадать, а потом воскреснуть. Но погруженность в
отчаяние затмила им память. Это произошло потому, что они еще не были людьми
духовными в православном понимании этого слова. Господь через слово только
предочистил их к принятию Святого Духа, но они еще Духа Святого не получили.
Поэтому ум их пленялся то одним, то другим обстоятельством, и они просто забыли
о том, что сказал им Учитель. Горе вытеснило память об этом.
Нечто подобное происходит и с нами. Мы уже прочитали Евангелие и вроде веруем, что Христос не только был когда-то, но есть и сейчас и участвует в нашей жизни. Но из-за погруженности в свою собственную жизнь, в свои переживания и мысли память о том, что Христос среди нас, как-то уходит. Хотя время от времени появляются свидетели, которые говорят нам, что жив Христос, и наше сердце воскресает для этой мысли, но потом житейские перипетии опять уводят нас от сознания, что Господь пребывает с нами, что Он никуда не ушел, Он рядом и действует. Это происходит с нами оттого, что мы, как и апостолы, не имеем Духа Божия в той полноте, которую они получили позже, в день Пятидесятницы. И нам нужно еще восприять Духа Святаго, нам нужно еще стать людьми подлинно духовными.
Господь явился одиннадцати ученикам, «возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Упрекал не только за неверие, но и за жестокосердие, потому что человек верует не умом, но сердцем. И жестокосердие, огрубление сердца не дают ему воспринять веру во всей полноте, делают его невосприимчивым. Сердце — это орган веры, и, как любой орган, оно может утратить свою функцию. Глаза могут покрыться катарактой — и человек потеряет зрение; барабанные перепонки могут лопнуть — тогда человек перестанет слышать; может лопнуть сосуд в мозгу — и человек утратит речь. Так же и сердце: оно может воспринимать духовное, а может не воспринимать. Многие думают, что если человеку очень убедительно объяснить, то он обязательно поверит в Бога. Это огромное заблуждение. По каждому слову Евангелия написаны тома, все разъяснено, разжевано сотни лет тому назад, все давно известно — надо просто пойти в библиотеку и почитать. Православная философия настолько сокрушительна для ума, что никакие марксизмы не устоят перед ней никогда. Именно поэтому все эти книги были изъяты не только из библиотек, но даже в букинистические магазины их не принимали, потому что, не дай Бог, кто-нибудь прочтет и все ему станет ясно. В православном мировоззрении нет темных дыр, оно содержит ответ на всё — но это только для ума, потому что ум можно убедить логикой. Хотя мало кто умеет логически мыслить, но все-таки если человек напряжется и будет следовать логическим рассуждениям, то ум можно убедить. А сердце? Сердце не заставишь верить ничем, его надо обязательно предварительно умягчить.
Сердце Марии Магдалины сначала тоже было огрубелым. Господь изгнал из нее семь бесов, семь страстей — значит, она тоже имела смертные грехи, свойственные всем нам, людям падшим. Но Господь спас Марию — спас за то, что она «возлюбила много», то есть умягчила свое сердце, так, что оно оказалось способно воспринять, и Господь многое ей открыл и ей первой явился воскресшим. Поэтому если нам что-то неясно в Писании, это не потому, что мы глупые и необразованные люди. Апостолы все были людьми необразованными и очень простыми, но веру усвоили, потому что усвоение шло сердцем, а сердце у них было чистое. И многое, чего они не понимали умом, они сердцем уясняли быстро, а потом уже это осмысливал ум. Так бывает и в любви: сначала человек любит, хотя и не знает, почему и за что. А уже прожив жизнь, он может объяснить: вот это мне любо в этом человеке. То есть сначала любовь, а потом уже объяснение.
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», хотя и крестится. Многие на вопрос: «Веруешь ли ты в Бога?» — отвечают: «Я крещеный», забывая о том, что и Маркс был крещен, и Гитлер, и Ленин, и Сталин, и Лаврентий Павлович Берия, наверное, тоже был крещеный человек. Но крещение само по себе не спасает, потому что это не магический акт: что-то поколдовали, и ты спасен. Нет, крещение начинает действовать в человеке, когда у него есть вера, а если веры нет, крещение лежит втуне.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Могут даже взять в руки змею ядовитую; если даже кто смертельное выпьет, не повредит им; а если возложат руки на больных, то они встанут здоровыми. Вот такие признаки сопровождают верующих во Христа. И если мы проверим, как это у нас получится, мы увидим, что ничего такого не происходит. Следовательно, по определению никакой веры христианской у нас нет, потому что, если имеешь веру с горчичное зерно и скажешь горе: двигнись и вверзись в море, — она пойдет и вверзется. Только если мы стяжем Святый Дух, то есть станем святыми, эти признаки будут явными. Конечно, каждому святому своя мера. Апостол Павел говорит: есть святые как солнце на небе; солнце от земли в славе разнится; и звезды тоже разные: одна поярче, другая поменьше светит. Но каждый христианин призван именно к святости. А «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», говорит апостол.
Нечто подобное происходит и с нами. Мы уже прочитали Евангелие и вроде веруем, что Христос не только был когда-то, но есть и сейчас и участвует в нашей жизни. Но из-за погруженности в свою собственную жизнь, в свои переживания и мысли память о том, что Христос среди нас, как-то уходит. Хотя время от времени появляются свидетели, которые говорят нам, что жив Христос, и наше сердце воскресает для этой мысли, но потом житейские перипетии опять уводят нас от сознания, что Господь пребывает с нами, что Он никуда не ушел, Он рядом и действует. Это происходит с нами оттого, что мы, как и апостолы, не имеем Духа Божия в той полноте, которую они получили позже, в день Пятидесятницы. И нам нужно еще восприять Духа Святаго, нам нужно еще стать людьми подлинно духовными.
Господь явился одиннадцати ученикам, «возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Упрекал не только за неверие, но и за жестокосердие, потому что человек верует не умом, но сердцем. И жестокосердие, огрубление сердца не дают ему воспринять веру во всей полноте, делают его невосприимчивым. Сердце — это орган веры, и, как любой орган, оно может утратить свою функцию. Глаза могут покрыться катарактой — и человек потеряет зрение; барабанные перепонки могут лопнуть — тогда человек перестанет слышать; может лопнуть сосуд в мозгу — и человек утратит речь. Так же и сердце: оно может воспринимать духовное, а может не воспринимать. Многие думают, что если человеку очень убедительно объяснить, то он обязательно поверит в Бога. Это огромное заблуждение. По каждому слову Евангелия написаны тома, все разъяснено, разжевано сотни лет тому назад, все давно известно — надо просто пойти в библиотеку и почитать. Православная философия настолько сокрушительна для ума, что никакие марксизмы не устоят перед ней никогда. Именно поэтому все эти книги были изъяты не только из библиотек, но даже в букинистические магазины их не принимали, потому что, не дай Бог, кто-нибудь прочтет и все ему станет ясно. В православном мировоззрении нет темных дыр, оно содержит ответ на всё — но это только для ума, потому что ум можно убедить логикой. Хотя мало кто умеет логически мыслить, но все-таки если человек напряжется и будет следовать логическим рассуждениям, то ум можно убедить. А сердце? Сердце не заставишь верить ничем, его надо обязательно предварительно умягчить.
Сердце Марии Магдалины сначала тоже было огрубелым. Господь изгнал из нее семь бесов, семь страстей — значит, она тоже имела смертные грехи, свойственные всем нам, людям падшим. Но Господь спас Марию — спас за то, что она «возлюбила много», то есть умягчила свое сердце, так, что оно оказалось способно воспринять, и Господь многое ей открыл и ей первой явился воскресшим. Поэтому если нам что-то неясно в Писании, это не потому, что мы глупые и необразованные люди. Апостолы все были людьми необразованными и очень простыми, но веру усвоили, потому что усвоение шло сердцем, а сердце у них было чистое. И многое, чего они не понимали умом, они сердцем уясняли быстро, а потом уже это осмысливал ум. Так бывает и в любви: сначала человек любит, хотя и не знает, почему и за что. А уже прожив жизнь, он может объяснить: вот это мне любо в этом человеке. То есть сначала любовь, а потом уже объяснение.
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», хотя и крестится. Многие на вопрос: «Веруешь ли ты в Бога?» — отвечают: «Я крещеный», забывая о том, что и Маркс был крещен, и Гитлер, и Ленин, и Сталин, и Лаврентий Павлович Берия, наверное, тоже был крещеный человек. Но крещение само по себе не спасает, потому что это не магический акт: что-то поколдовали, и ты спасен. Нет, крещение начинает действовать в человеке, когда у него есть вера, а если веры нет, крещение лежит втуне.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Могут даже взять в руки змею ядовитую; если даже кто смертельное выпьет, не повредит им; а если возложат руки на больных, то они встанут здоровыми. Вот такие признаки сопровождают верующих во Христа. И если мы проверим, как это у нас получится, мы увидим, что ничего такого не происходит. Следовательно, по определению никакой веры христианской у нас нет, потому что, если имеешь веру с горчичное зерно и скажешь горе: двигнись и вверзись в море, — она пойдет и вверзется. Только если мы стяжем Святый Дух, то есть станем святыми, эти признаки будут явными. Конечно, каждому святому своя мера. Апостол Павел говорит: есть святые как солнце на небе; солнце от земли в славе разнится; и звезды тоже разные: одна поярче, другая поменьше светит. Но каждый христианин призван именно к святости. А «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», говорит апостол.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий